ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-205/20 от 21.09.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД Номер изъят

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 сентября 2020 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Гордееве А.С., с участием представителя административного истца Приловского И.В.Клименко Ю.Л., действующего на основании доверенности от Дата изъята , представителя административного ответчика Думы Култукского городского поселения Слюдянского района Иркутской области, заинтересованных лиц Главы Култукского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области, Администрации Култукского городского поселения Слюдянского района Иркутской области – Михайлиной Т.Е., действующей на основании доверенностей от Дата изъята , Дата изъята , прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Валеевой Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-205/2020 по административному исковому заявлению Приловского И.В. к Думе Култукского городского поселения Слюдянского района Иркутской области о признании недействующими в части изменений в Генеральный план Култукского муниципального образования и Правил землепользования и застройки Култукского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области, утвержденных решением Думы Култукского городского поселения Слюдянского района от 29 августа 2013 г. № 60/13-3Д «Об утверждении Генерального плана и правил землепользования и застройки Култукского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области»,

У С Т А Н О В И Л :

В обоснование административных исковых требований Приловский И.В. указывает, что письмом от 1 июня 2020 г. № 444 Главой администрации Култукского муниципального образования Шараповым Ю.А. ему отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, общей площадью 1 316,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>, р.<адрес изъят>, на котором расположен его индивидуальный жилой дом, с основного вида разрешенного использования «под объекты коммунального хозяйства» на основной вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство» со ссылкой на то, что согласно карте градостроительного зонирования участок находится на землях населенных пунктов, в производственной зоне, территориальная зона ПЗ-3 – «Зона размещения коммунальных и складских объектов».

Административный истец считает, что в оспариваемых им Правилах землепользования и застройки и Генеральном плане Думой Култукского городского поселения Слюдянского района Иркутской области допущена ошибка при осуществлении территориального зонирования вследствие которой, нарушено его право на оформление в собственность индивидуального жилого дома, расположенного на вышеуказанном земельном участке.

Приловский И.В. просит признать недействующими изменения в Генеральный план Култукского муниципального образования и Правил землепользования и застройки Култукского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области, утвержденных решением Думы Култукского городского поселения Слюдянского района от 29 августа 2013 г. № 60/13-3Д «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Култукского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером Номер изъят к землям функциональной зоны ПЗ-3 – зона размещения коммунальных и складских объектов с момента вступления в законную силу решения суда.

Административный истец Приловский И.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство о рассмотрение дела в свое отсутствие, с участием представителя Клименко Ю.Л., в котором также поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного истца Приловского И.В. – Клименко Ю.Л., действующий на основании доверенности, в судебном заседании в полном объеме поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика Думы Култукского городского поселения Слюдянского района Иркутской области, заинтересованных лиц Главы Култукского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области, Администрации Култукского городского поселения Слюдянского района Иркутской области – Михайлина Т.Е., в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, поддержала доводы, изложенные в отзыве.

Заинтересованное лицо Администрация Слюдянского муниципального района Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, направило заявление, в котором указывает, что не имеет возражений против административного искового заявления, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, прокурора, определил: рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, заслушав объяснения представителя административного истца Клименко Ю.Л. и заключение прокурора Валеевой Ю.Р., полагавшей, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат, проанализировав законодательство, регулирующее спорные правоотношения, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований Приловского И.В.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному кодексу, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, утверждение генерального плана поселения относилось к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).

Согласно части 3 статьи 24 ГрК РФ, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения об утверждении генерального плана, подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Согласно статьи 23 Устава муниципального образования Култукского городского поселения (далее – Устав) Дума Култукского городского поселения Слюдянского района (далее – Дума Поселения) является представительным органом местного самоуправления, обладающим правами представлять интересы населения принимать от его имени решения, действующие на территории поселения. В состав сельской Думы входит десять депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по многомандатным избирательным округам в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Иркутской области. Срок полномочий депутатов Думы Поселения составляет 5 лет. Дума Поселения может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной настоящим Уставом численности депутатов. Заседание Думы Поселения считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от числа избранных депутатов. Дума Поселения обладает правами юридического лица.

Согласно части 9 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица, при этом представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица в силу данного Федерального закона, что касается представительных органов сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, внутригородского района, то наделение их статусом юридического лица возможно, если это предусмотрено в уставе муниципального образования.

Как было указано выше, из Устава следует, что Дума Култукского городского поселения Слюдянского района обладает правами юридического лица.

Предметом деятельности представительных органов муниципального образования является осуществление публичной власти для достижения поставленных перед ними целей.

Публично-правовые правоспособность и дееспособность таких органов по общему правилу наступают одновременно в момент их учреждения как органов местного самоуправления (первое заседание представительного органа муниципального образования в полномочном составе, вступление в должность главы муниципального образования, принятие решения представительного органа об учреждении органа местного самоуправления и о назначении его руководителя).

Таким образом, обсуждая вопрос о процессуальной право-дееспособности Думы Култукского городского поселения Слюдянского района, обладающей статусом юридического лица, суд приходит к выводу о том, что настоящее административное исковое заявление предъявлено к надлежащему ответчику – публичному представительному органу муниципального образования - Думе Култукского городского поселения Слюдянского района, принявшему оспариваемый нормативно - правой акт.

Как предусмотрено пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта, к вопросам местного значения поселения относились утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).

Также согласно частей 1, 3, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Оспариваемые положения Генерального плана и Правил землепользования и застройки Култукского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области, утвержденных решением Думы Култукского городского поселения Слюдянского района Иркутской области от 29 августа 2013 г. № 60/13-3Д «Об утверждении Генерального плана и правил землепользования и застройки Култукского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области» (далее – Генеральный план, Правила землепользования и застройки) является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом Думой Култукского городского поселения Слюдянского района Иркутской области, подписан уполномоченным должностным лицом – Главой Култукского муниципального образования (п. 2.13 статьи 26, подпункт 1.2 пункта 1 статьи 33 Устава муниципального образования Култукского городского поселения).

Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, установленной статьей 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта, опубликован в соответствии с положениями статьи 46 Устава в периодическом печатном издании, распространяемом в Слюдянском муниципальном образовании.

Судом установлено, что решение Думы Култукского городского поселения Слюдянского района Иркутской области от 29 августа 2013 г. № 60/13-3Д «Об утверждении Генерального плана и правил землепользования и застройки Култукского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области» опубликовано в печатном издании «Славное море» № 36 (9318) от 12 сентября 2013 г.

Проверяя соблюдение Думой Култукского городского поселения Слюдянского района порядка принятия оспариваемых решений, суд установил, что решением Слюдянской территориальной избирательной комиссии от 15 октября 2012 г. № 58/346 «Об установлении общих результатов выборов депутатов Думы Култукского городского поселения» были признаны состоявшимися и действительными муниципальные выборы депутатов Думы Култукского городского поселения 14 октября 2012 г., в Думу избрано 10 депутатов, в том числе:

- по многомандатному избирательному округу Номер изъят: ФИО5; ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9;

- по многомандатному избирательному округу Номер изъят: ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14.

Согласно статей 4, 35, 36 регламента Думы Култукского муниципального образования, утвержденного решением Думы Култукского муниципального образования от 11 ноября 2005 г. № 14-1Д, Дума состоит из 10 депутатов, решения Думы принимаются на ее заседании открытым или тайным голосованием депутатов Думы и считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов Думы за исключением случаев, если иной порядок установлен Уставом Култукского муниципального образования.

Решением Думы Култукского городского поселения Слюдянского района Иркутской области от 29 августа 2013 г. № 60/13-3Д «Об утверждении Генерального плана и правил землепользования и застройки Култукского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области» утвержден Генеральный план и правила землепользования и застройки Култукского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области. Административный истец не оспаривает данный Генеральный план и Правила землепользования и застройки Култукского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области по основанию нарушения порядка голосования при принятии решения об их утверждении.

Учитывая указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт Генеральный план и Правила землепользования и застройки Култукского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области приняты уполномоченным на принятие данного нормативного правового акта органом – Думой Култукского городского поселения, с соблюдением порядка, установленного законодательством о градостроительной деятельности и Уставом данного муниципального образования, а также требований к подписанию и опубликованию таких нормативных правовых актов.

Факт соблюдения Думой требований законодательства о публичных слушаниях по проекту Генерального плана и Правил землепользования и застройки административным истцом не оспаривается.

Судом установлено, что 26 мая 2020 г. в Администрацию Култукского городского поселения Слюдянского района обратился Приловский И.В. с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 1316,00 кв.м. с кадастровым номером Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес изъят>, р.<адрес изъят>, Номер изъят с основного вида разрешенного использования: «под объекты коммунального хозяйства» на основной вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство».

1 июня 2020 г. администрацией Култукского городского поселения Слюдянского района отказано Приловскому И.В. в изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка со ссылкой на Правила землепользования и застройки Култукского муниципального образования.

Решением Думы Култукского городского поселения Слюдянского района Иркутской области от 29 августа 2013 г. № 60/13-3Д «Об утверждении Генерального плана и правил землепользования и застройки Култукского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области» утвержден Генеральный план и Правила землепользования и застройки Култукского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области.

Факт отнесения Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Култукского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области, утвержденными решением Думы Култукского городского поселения Слюдянского района Иркутской области от 29 августа 2013 г. № 60/13-3Д «Об утверждении Генерального плана и правил землепользования и застройки Култукского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области» земельного участка с кадастровым номером Номер изъят к функциональной зоне ПЗ-3 – «Зона коммунальных объектов IV, V класса опасности», пользование которым осуществляет Приловский И.В., подтверждается ответами администрации Култукского городского поселения Слюдянского района, фрагментом карты границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, карты функциональных зон поселения Генерального плана Култукского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области, а также представленным суду оспариваемым нормативным правовым актом.

Согласно представленным в материалы дела доказательствам, изменение функциональной зоны спорного земельного участка в период с 2013 года по настоящий момент не производилось.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от Дата изъята № КУВИ-Номер изъят, представленной по запросу суда, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером Номер изъят – под объекты коммунального хозяйства, для размещения объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, в порядке осуществления муниципального земельного контроля, на основании распоряжения Главы Култукского муниципального образования Ткачука Л.А. «О проведении проверки соблюдения земельного законодательства» от 1 декабря 2016 г. № 71 уполномоченным на проведение проверки, главным специалистом отдела исполнения вопросов местного значения администрации Култукского городского поселения Лой А.А., Дата изъята была проведена внеплановая, выездная проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес изъят>, р.<адрес изъят>, площадью 4116,00 кв.м., ранее используемого Приловским И.В. (частью данного земельного участка Приловский И.В. пользуется на момент рассмотрения настоящего административного дела).

В результате проверки выявлены нарушения требований, установленных земельным законодательством: использование самовольно занятого земельного участка площадью около 4116,00 кв.м. без правоустанавливающих документов. Проверкой установлено, что на земельном участке расположены объект капитального строительства, постройки.

По результатам проверки Приловскому И.В. было выдано предписание освободить самовольно занятый земельный участок площадью 4116,00 кв.м., либо оформить земельный участок согласно земельному законодательству Российской Федерации в срок до 19 апреля 2017 г.

10 апреля 2017 г. Приловский И.В. обратился в администрацию Култукского городского поселения с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 4 500,00 кв.м., расположенного р.<адрес изъят>, с разрешенным использованием – «под объекты коммунального хозяйства», по итогам рассмотрения которого принято решение о предоставлении земельного участка с разрешенным использованием - «под объекты коммунального хозяйства» в аренду через процедуру проведения аукциона в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Приловский И.В. был ознакомлен с данным решением и подписал согласие о выполнении кадастровых работ за свой счет.

Постановлением Главы Култукского муниципального образования от 20 апреля 2017 г. № 173 «Об утверждении схемы расположения земельного участка, под объекты коммунального хозяйства на землях населенных пунктов Култукского муниципального образования» утверждена схема расположения земельного участка площадью 4 500,00 кв.м. из земель населенных пунктов Култукского городского поселения, расположенного по адресу: <адрес изъят>, р.<адрес изъят>, установлено разрешенное использование земельного участка ПЗ-3 – «Зона коммунальных объектов IV, V класса опасности». Основной вид разрешенного использования земельного участка – «Под объекты коммунального хозяйства».

В июне 2017 года земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером Номер изъят и впоследствии разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами Номер изъят.

Дата изъята Приловским И.В. было подано заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят на праве аренды на торгах.

Сведений о заключенном договоре аренды земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в материалы дела административным истцом не представлено.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от Дата изъята № КУВИ-002/2020-13944354, сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером Номер изъят отсутствуют.

Согласно уведомлению областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» в документах, находящихся на архивном хранении в учреждении сведения об объектах недвижимости, расположенных по адресам: <адрес изъят>, р.<адрес изъят>, отсутствуют.

В материалы дела не представлены сведения о заключении административным истцом Приловским И.В. договора аренды земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, в свою очередь, не представлено и судебное решение о признании за административным истцом права собственности или иного вещного права на спорный земельный участок, либо расположенных на нем построек.

Исходя из изложенного, принимая во внимание, что оспариваемые нормативные правовые акты Генеральный план и Правила землепользования и застройки Култукского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области приняты уполномоченным на принятие данного нормативного правового акта органом – Думой Култукского городского поселения, с соблюдением порядка, установленного законодательством о градостроительной деятельности и Уставом данного муниципального образования, а также требований к опубликованию таких нормативных правовых актов, не противоречат действующему законодательству, не нарушают права и законные интересы административного истца Приловского И.В., в удовлетворении его административных исковых требований следует отказать.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административных исковых требований Приловского И.В. к Думе Култукского городского поселения Слюдянского района Иркутской области о признании недействующими изменений в Генеральный план Култукского муниципального образования и Правил землепользования и застройки Култукского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области, утвержденных решением Думы Култукского городского поселения Слюдянского района от 29 августа 2013 г. № 60/13-3Д «Об утверждении Генерального плана и правил землепользования и застройки Култукского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером Номер изъят к землям функциональной зоны ПЗ-3 – «Зона коммунальных объектов IV, V класса опасности» с момента вступления в законную силу решения суда – отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд.

Председательствующий судья А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено Дата изъята