ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-205/2021 от 06.12.2021 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

№ 3а-205/2021

10OS0000-01-2021-000323-52

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 декабря 2021 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.,при секретаре Сафоновой М.В., с участием прокурора Ильмаста А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениямФИО2 и ФИО1признании недействующим постановления Правительства Республики Карелия от 26 ноября 2014 г. № 346-П «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общегоимущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2046 годы»(в редакции постановлений Правительства Республики Карелияот 26 мая 2016 г. № 192-П, от 10 ноября 2016 г. № 400-П, от 29 сентября2017 г. № 330-П, от 28 сентября 2018 г. № 356-П, от 26 сентября 2019 г.№ 367-П и от 29 сентября 2020 г. № 481-П) в части,

у с т а н о в и л:

Иск предъявлен по тем основаниям, что ФИО2 является собственником 4/5 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: (.....),
(.....).

Административному истцу ФИО1 на праве совместной собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: (.....).

Постановлением Правительства Республики Карелия от 26 ноября 2014 г. №346-П утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2044 годы (в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 30 сентября 2021 г. №435-П, на 2015-2046 годы) (далее - Региональная программа), приложением к которой является перечень многоквартирных домов на территории Республики Карелия, подлежащих капитальному ремонту в 2015-2046годах (далее - Перечень).

Согласно Региональной программе первоначально в отношении многоквартирного жилого дома (.....) срок проведения капитального ремонта был установлен - 2022 год (пункт18 Перечня), в отношении многоквартирного жилого дома (.....)- 2020 год (пункт 20 Перечня).

Впоследствии в указанный нормативный правовой акт вносились изменения постановлениями Правительства Республики Карелия от 26 мая 2016 г. №192-П, от 10 ноября 2016 г. № 400-П, от 29 сентября 2017 г.
№ 330-П, от 28 сентября 2018 г. № 356-П, от 26 сентября 2019 г. № 367-П
и от 29 сентября 2020 г. № 481-П, в соответствии с которыми сроки капитального ремонта жилых домов административных истцов были перенесены на 2026 год.

Административные истцы полагают, что решение о переносе планового периода проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на более поздний срок не соответствует действующему жилищному законодательству, поскольку принято при отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников помещениймногоквартирных домов, нарушает права административных истцов как собственников жилых помещенийна благоприятные и безопасные условия проживания.

ФИО1 и ФИО2 просят суд признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда постановление Правительства Республики Карелия от 26 ноября 2014 г.
№ 346-П «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2045 годы»в редакции вышеуказанных постановлений Правительства Республики Карелия в части переноса планового срока проведения капитального ремонта общего имущества
в многоквартирных домах (.....) (соответственно).

Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, представителейне направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Административный ответчик в письменном отзыве на иск указал,
что оспариваемый нормативный правовой акт принят полномочным органом при наличии законных оснований, с соблюдением предусмотренной процедуры. Перенос срока капитального ремонта многоквартирных жилых домов на более поздний период обусловлен внесением изменений Федеральным законом от 29 июня 2015 г. №176-ФЗ в Жилищный кодекс Российской Федерации. Перенос сроков капитального ремонта осуществлялся без согласования с собственниками помещений многоквартирного дома, поскольку не предусмотрено действующим законодательством. Первоначально собственниками помещений многоквартирного дома истца был выбран способ формирования фонда капитального ремонта - на специальном счете. Следовательно, собственники жилых помещений могли принять решение о выполнении капитального ремонта в любое время, ранее сроков, установленных Региональной программой. Нарушений законодательства при актуализации Региональной программы административным ответчиком допущено не было. Осуществление капитального ремонта спорных многоквартирных домов в изначально установленные сроки повлечет нарушение прав и законных интересов граждан, технические характеристики многоквартирных домов которых хуже многоквартирных домовадминистративных истцов и включены в Региональную программу с более ранней датой проведения капитального ремонта. Также спорные многоквартирные дома не признаны аварийными, доказательства непригодности проживания в расположенных
в них жилых помещениях в связис не проведением капитального ремонта домов, не представлены.

Заинтересованное лицо Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия - в отзыве
на административный иск поддержало позицию административного ответчика.

Заинтересованное лицо - администрация Главы Республики Карелия - в отзыве на административный иск указало на отсутствие при проведении правовой экспертизы противоречий проекта оспариваемого нормативного правового акта Жилищному кодексу Российской Федерации.

Согласно письменной позиции заинтересованного лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия
по результатам проведения правовой экспертизы на постановление Правительства Республики Карелия от 26 ноября 2014 г. № 346-П
(с изменениями) норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, а также коррупциогенных факторов
не выявлено; форма Постановления, цели и задачи, предмет правового регулирования, содержащиеся в нем нормы порядок обнародования (опубликования) соответствуют установленным законом требованиям.

Исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора,полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства (далее по тексту - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Установлено, что административные истцы являются сособственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах (.....).

Учитывая, что на основании оспариваемого нормативного правового акта регламентированы сроки проведения общего имущества многоквартирных домов, собственниками помещений в которых являются административные истцы, то есть постановление Правительства Республики Карелия от 26 ноября 2014 г.№ 346-П (с последующими редакциями) применено к административным истцам, ФИО2 и ФИО1 имеют право на обращение в суд с настоящим административным иском.

Наличие полномочия органа, принявшего нормативный правовой акт, а также соблюдение формы и вида, процедуры его принятия подтверждаются вступившим в законную силу решениемВерховного Суда Республики Карелия от 09 сентября 2021 г. по административному делу № 3а-157/2021, которым удовлетворен административный иск ФИО3 о признании недействующим постановления Правительства Республики Карелия от 26 ноября 2014 г.№ 346-П «Об утверждении региональной программыкапитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенныхна территории Республики Карелия, на 2015-2045 годы»(в редакции Постановлений Правительства Республики Карелия от 26 мая 2016 г.№ 192-П, от 10 ноября 2016 г. № 400-П, от 29 сентября 2017 г. № 330-П,от 28 сентября 2018 г.№ 356-П, от 26 сентября 2019 г. № 367-Пи от 29 сентября 2020 г. № 481-П) в части переноса с 2021 г. планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: (.....).

В силу положений статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу либо по делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего административного дела.

Проверяя доводы административных истцов о несоответствии постановления Правительства Республики Карелия от 26 ноября 2014 г.
№ 346-П нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Жилищные отношения, в том числе отношения по вопросам формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, регулирует Жилищный кодекс Российской Федерации (пункт 11.1 части 1 статьи 4), он относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (пункт 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167).

В соответствии с частью 1 статьи 168Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Региональной программой капитального ремонта общего имущества
в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации
и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (части 1 и 3 статьи 168ЖК РФ).

Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом (часть 6 статьи 168 ЖК РФ).

В развитие приведенных положений федерального законодательства на территории Республики Карелия принят Закон от 20 декабря 2013 г.
№ 1758-ЗРК «О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных
на территории Республики Карелия» (Закон № 1758-ЗРК).

Согласно части 1 статьи 11 Закона № 1758-ЗРК очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для целей формирования и актуализации региональной программы осуществляется исходя из следующих критериев:

1) степень износа многоквартирного дома;

2) срок эксплуатации многоквартирного дома;

3) дата последнего проведения комплексного капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;

4) наличие неисполненного судебного решения об обязании органа местного самоуправления провести комплексный капитальный ремонт или выборочный капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Порядок использования критериев определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в региональной программе капитального ремонта общего имущества
в многоквартирных домах (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Республики Карелия от 14 апреля 2014 г. № 108-П.

Пункт 2 Порядка устанавливает, что для определения очередности проведения капитального ремонта органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным в сфере жилищно-коммунального хозяйства, используются критерии определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установленные статьей 11 Закона № 1758-ЗРК. Определение очередности проведения капитального ремонта осуществляется по балльной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 168 ЖК РФ, пунктом 5 статьи 10 Закона № 1758-ЗРК региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах подлежит актуализации не реже,
чем один раз в год.

Как установлено судом, многоквартирный дом (.....) построен в 1960 г. С учетом имеющихся характеристик бал указанного многоквартирного дома установлен как 155.53597955.

Многоквартирный (.....) 1949 г. постройки, бал составляет 155.60241068.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 26 ноября 2014 г. № 346-П (в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 30 сентября 2021 г. № 435-П) утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2046 годы.

Согласно указанной Региональной программе в отношении многоквартирного жилого дома (.....) был установлен срок проведения капитального ремонта - 2022 год, для многоквартирного жилого дома (.....) - 2021 год.

Перечень планируемых работ в рамках проведения запланированного капитального ремонта общего имущества указанных многоквартирных домов включает в себя: ремонт фундамента многоквартирного дома, ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, утепление и ремонт фасада,
ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения,
ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем холодноговодоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения, установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), ремонт подвальных помещений, относящихсяк общему имуществу в многоквартирном доме.

Впоследствии постановлениями Правительства Республики Карелия от 26 мая 2016 г. № 192-П, от 10 ноября 2016 г. № 400-П, от 29 сентября
2017 г. № 330-П, от 28 сентября 2018 г. № 356-П, от 26 сентября 2019 г.
№ 367-П и от 29 сентября 2020 г. № 481-П планируемый период проведения работ по капитальному ремонту общедомового имущества в названных многоквартирных жилых домах перенесен на более поздний срок - на 2026 год. Этот же период проведения капитального ремонта общего имущества указанных многоквартирных жилых домов, где проживают административные истцы, сохраняется и в действующей на дату рассмотрения дела редакции постановления Правительства Республики Карелия от 26 ноября 2014 г. № 346-П.

По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 ЖК РФ, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений.

Исключения из данного правила также определеныв приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер,не подлежащий расширительному толкованию.

Так, при принятии решения о переносе установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний периодрешение общего собрания собственников помещений
не требуется, если:

1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ
по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;

2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом
в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;

3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;

4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества
в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений
в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы
по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения
в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;

5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

В соответствии с частью 4.1 ЖК РФ решения о внесении изменений
в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта
в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (часть 7 ЖК РФ).

Приказом Минстроя России от 29 октября 2015 г. №774/пр были утверждены Методические рекомендации по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в подпункте «б» пункта 7 которых предусмотрено, что обращения
о внесении изменений в отношении сроков проведения капитального ремонта и (или) перечня работ по капитальному ремонту могут быть направлены
в уполномоченный орган в случае переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (срока оказания отдельных услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту) на более поздний период в случаях, если:

- запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом
в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторное оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;

- общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о переносе капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (отдельного вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту) на более поздний срок и при этом в соответствии
с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что отсутствует необходимость в проведении капитального ремонта (отдельного вида услуг
и (или) работ по капитальному ремонту) в предусмотренный региональной программой срок;

- собственники помещений в многоквартирном доме, формировавшие фонд капитального ремонта на специальном счете, не провели капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в срок, предусмотренный региональной программой, в связи с чем после изменения способа формирования фонда капитального ремонта в соответствии с частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации возникает необходимость определить иной срок для проведения капитального ремонта многоквартирного дома региональным оператором.

Указанный Приказ от 29 октября 2015 г. № 774/пр утратил силу
в связи с изданием Приказа Минстроя России от 24 сентября 2020 г.
№ 538/пр.

09 декабря 2020 г. Минстроем России издан Приказ № 758/пр
«Об утверждении методических рекомендаций по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

В пункте 6 указанного приказа предусмотрено, что по общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 ЖК РФ, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме требуется для внесения в региональную программу изменений в части переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в таком многоквартирном доме на более поздний период, сокращения перечня планируемых видов услуг и (или) работпо капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме,за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 4 статьи 168 ЖК РФ.

Как следует из материалов дела, решения о переносе сроков капитального ремонта многоквартирных домом административных истцов
с первоначально предусмотренных Региональной программой на более поздние собственниками помещений указанных многоквартирных домов
не принимались.

Предусмотренных частью 4 статьи 168ЖК РФиных обстоятельств, которые могли послужить основанием для увеличения сроков проведения работ по капитальному ремонтув спорных многоквартирных домах
в отсутствие соответствующих решений общих собраний собственников помещений, по делу не установлено.

В силу пункта 3 части 8, части 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возложена на административного ответчика.

Однако доказательств законности принятия оспариваемого нормативного правового акта в вышеобозначенной части административным ответчиком в материалы административного дела не представлено.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемые административными истцами положения Региональной программы (в редакции постановлений Правительства Республики Карелия
от 26 мая 2016 г. № 192-П, от 10 ноября 2016 г. № 400-П, от 29 сентября
2017 г. № 330-П, от 28 сентября 2018 г. № 356-П, от 26 сентября 2019 г.
№ 367-П и от 29 сентября 2020 г. № 481-П)приняты административным ответчиком произвольно,с нарушением предусмотренных положениями статьи 168 ЖК РФ условий, в отсутствие на то правовых и фактических оснований.

При таких обстоятельствах административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Ссылка административного ответчика и Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия
на то, что указанное решение не требовало согласования с собственниками помещений многоквартирного жилого дома, поскольку принято на основании пункта 12 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г.
№176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» судом отклоняется.

На основании приведенной нормы в течение 2015 - 2016 гг. без согласования с собственниками помещений многоквартирного дома допускалась актуализация региональных программ капитального ремонта в целях приведения этих программ в соответствие с требованиями пункта 3 части 2 статьи 168 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. №176-ФЗ).

Пункт 3 части 2 статьи 168 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. №176-ФЗ) устанавливает правила определения в региональных программах планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ. Согласно данной норме такой плановый период может определяться указанием либо на календарный год, либо на период, в течение которого должен быть проведен такой ремонт, при этом данный период не должен превышать трехлет.

До введения в действие Федерального закона от 29 июня 2015 г. №176-ФЗ ЖК РФ не ограничивал плановый период проведения капитального ремонта общедомового имущества многоквартирного жилого дома трехлетним сроком.

Исходя из содержания положений пункта 12 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 215 г. № 176-ФЗ, пункта 3 части 2 статьи 168 ЖК РФ (в редакции данного федерального закона), части 4 статьи 168 ЖК РФ в их системном толковании, без согласования с собственниками помещений многоквартирных жилых домов в 2015 - 2016 гг. могла быть проведена актуализация региональных программ капитального ремонта в целях сокращения продолжительности плановых периодов проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах до трехлетнего срока. Названные нормы не предоставляют уполномоченным государственным органам исполнительной власти право переносить уже установленные региональными программами, исходя из критериев очередности проведения таких работ, плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздние сроки в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений этих многоквартирных домов.

Иных предусмотренных жилищным законодательством оснований для принятия решений о переносе установленного Региональной программой планового периода проведения капитального ремонта вышеуказанных многоквартирных домов на более поздний срок в отсутствие соответствующих решений общего собрания собственников помещений этого многоквартирного дома, административный ответчик не указал, из материалов дела таких оснований не усматривается.

Несостоятельными, по мнению суда, являются доводы административного ответчика о ранее выбранном собственниками помещений многоквартирного дома способе формирования фонда капитального ремонта - на специальном счете, поскольку с 08 июня 2020 г. способ формирования фонда капитального ремонта изменен общим собранием собственников на формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

Учитывая изложенное, нормативный правовой акт в оспариваемой частях не соответствует приведенным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для его признания недействующим в части.

Определяя момент, с которого вышеназванный нормативный правовой акт подлежит признанию недействующими, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов
и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», согласно которым если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его
не действующим полностью или в части со дня вступления решения
в законную силу.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся
к моменту рассмотрения настоящего дела, он подлежит признанию недействующим в части с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании административного ответчика.

На основании статьи 111 КАС РФ понесенные административными истцами при подаче иска расходы по уплаченной государственной пошлине подлежат взысканию с административного ответчика.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административные исковые заявленияФИО2 и ФИО1удовлетворить.

Признать не действующей со дня вступления решения суда
в законную силу Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2046 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Карелия от 26 ноября 2014 г. №346-П в редакции с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Карелия от 26 мая 2016 г. № 192-П, от 10 ноября 2016 г. № 400-П,
от 29 сентября 2017 г. № 330-П, от 28 сентября 2018 г. № 356-П,
от 26 сентября 2019 г. № 367-П и от 29 сентября 2020 г. № 481-П, в части переноса планового периода проведения капитального ремонта общего имуществав многоквартирном доме (.....), с 2022 года.в многоквартирном доме (.....), с 2021 года.

Сообщение о принятии решения суда подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда
в законную силу в официальном печатном издании административного ответчика.

Взыскать с Правительства Республики Карелия в пользу ФИО2 расходы по уплаченной государственной пошлине
в размере 300 руб.

Взыскать с Правительства Республики Карелия в пользу ФИО1расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный
суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.П. Кудряшова

Мотивированное решение составлено 10 декабря 2021 г.