ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-205/2021 от 19.08.2021 Томского областного суда (Томская область)

Дело № 3а-205/2021

70OS0000-01-2021-000143-62

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 августа 2021 г. Томский областной суд в составе

председательствующего Петровского М.В.

при секретаре Степановой А.В.,

помощнике судьи Ш.

с участием

административного истца Ульянова А.Ю.,

представителей административного ответчика

Окружной избирательной комиссии по Приобскому

одномандатному избирательному округу № 18 Зейля Н.Д.,

заинтересованного лица Избирательной комиссии

Томской области Мальчуковской Е.В.,

прокурора Богдановой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании в городе Томске административное дело по административному иску Ульянова Александра Юрьевича об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по Приобскому одномандатному избирательному округу №18 от 12 августа 2021г. №8/17 об отказе в регистрации его в качестве кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области седьмого созыва; об обязании данной избирательной комиссии к регистрации кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области седьмого созыва Ульянова А.Ю. по Приобскому одномандатному избирательному округу № 18,

установил:

постановлением Избирательной комиссии Томской области от 21 июня 2021г., опубликованным 22 июня 2021г., на 19 сентября 2021г. назначены выборы депутатов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва.

Решением окружной избирательной комиссии по Приобскому одномандатному избирательному округу №18 от 12 августа 2021г. №8/17 отказано в регистрации Ульянова А.Ю. в качестве кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области седьмого созыва на основании пункта «г.1» части 9 статьи 39 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ «О выборах депутатов Законодательной Думы Томской области»- в связи с выявлением 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Ульянов А.Ю. обратился в Томский областной суд с административным иском о признании незаконным (в административном исковом заявлении– «об отмене») решения окружной избирательной комиссии по Приобскому одномандатному избирательному округу №18 от 12 августа 2021г. №8/17 об отказе в регистрации его в качестве кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области седьмого созыва; об обязании данной избирательной комиссии к регистрации кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области седьмого созыва Ульянова А.Ю. по Приобскому одномандатному избирательному округу №18.

В обоснование заявленных требований указано следующее.

Вопреки пункту 3.1 Положения о рабочей группе по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами в окружную избирательную комиссию при проведении выборов депутатов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва, в состав рабочей группы включен К.- ведущий специалист (системный администратор) Кривошеинского района, который не является членом избирательной комиссии с правом решающего голоса.

К. до заседания рабочей группы в период с 9.00 до 14.00 часов 5 августа 2021г. незаконно произвел проверку подписных листов, представленных в поддержку самовыдвижения административного истца, в то время как данная проверка могла производиться только по решению рабочей группы, лишь в отношении подписей, отобранных проверяющими, и с участием административного истца.

В нарушение пунктов 1.2.8 и 3.1.11 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июня 2021г. №9/75-8, и пункта 6 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» административный истец не был извещен о выборке и проверке подписей.

Копия итогового протокола проверки подписных листов передана кандидату позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором рассмотрен вопрос о регистрации кандидата (в 16 часов 45 минут 12 августа 2021г.).

Рабочей группой в итоговый протокол необоснованно внесены сведения о признании недействительными подписей граждан, зарегистрированных по месту пребывания, как не обладающих активным избирательным правом, в то время как миграционным органом подтверждено, что данные граждане имеют официальную регистрацию по месту пребывания на территории избирательного округа (лист №3 подпись 1, лист №8 подпись 3, лист №22 подписи 3 и 4, лист №23 подпись 3, лист №32 подпись 3, лист №34 подпись №5).

Ведомости проверки подписных листов содержат одни и те же сведения о признании недействительными ряда подписей, однако не ясно, на основании каких из трех составленных ведомостей в итоговый протокол внесены сведения о признании подписей избирателей недействительными.

В итоговый протокол внесены сведения о признании достоверными 158 подписей, в то время как ни одна из отобранных для проверки подписей недостоверной не признана.

Рабочей группой в итоговом протоколе сделан ошибочный вывод о наличии предусмотренного пунктом «д» части 9 статьи 39 Закона Томской области основания для отказа в регистрации кандидата– в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Кроме того, оспариваемым решением в регистрации отказано по иному основанию.

Возражения кандидата на итоговый протокол немотивированно отклонены административным ответчиком.

В оспариваемом решении в качестве основания отказа в регистрации дважды приведена ссылка на подпункт «г.1» части 9 статьи 39 Закона Томской области, в то время как в части 9 данной статьи подпунктов нет (имеются лишь пункты).

Определением судьи от 17 августа 2021г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Избирательная комиссия Томской области.

В судебном заседании административный истец Ульянов А.Ю. требования поддержал по приведенным выше основаниям.

Представители окружной избирательной комиссии по Приобскому одномандатному избирательному округу №18 и Избирательной комиссии Томской области с административным иском не согласились, пояснив, что К. включен в утвержденный председателем Избирательной комиссии Томской области 31 мая 2021г. список пользователей, допущенных к работе с персональными данными и иной конфиденциальной информацией, обрабатываемой в комплексах средств автоматизации ГАС «Выборы»; присутствие при проверке содержащихся в подписных листах персональных данных кого– либо, кроме лиц, включенных в этот список, не допускается; решение окружной избирательной комиссии является законным, процедуры, предварявшие принятие этого решения, проведены в соответствии с требованиями соответствующих нормативных правовых актов.

Изучив материалы административного дела, заслушав объяснения участников судебного разбирательства и показания свидетеля, заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

На территории Томской области гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов Законодательной Думы Томской области, порядок назначения, подготовки, проведения этих выборов устанавливаются также Законом Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ «О выборах депутатов Законодательной Думы Томской области» (принят постановлением Государственной Думы Томской области от 29 июня 2006г. №3172 вместе с «Перечнем контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования»).

Статьей 25 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ предусмотрено, что окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии (пункт 1).

В соответствии со схемой одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательной Думы Томской области, утвержденной постановлением Законодательной Думы Томской области от 25 февраля 2016г. №3077, Приобский одномандатный избирательный округ №18 расположен в границах: сельских поселений Бакчарского района: Бакчарское, Вавиловское, Высокоярское, Парбигское, Плотниковское, Поротниковское; сельских поселений Кривошеинского района: Володинское, Иштанское, Красноярское, Кривошеинское, Новокривошеинское, Петровское, Пудовское; сельских поселений Чаинского района: Коломинское, Подгорнское, Усть-Бакчарское, Чаинское. Место нахождение окружной избирательной комиссии- с. Кривошеино.

Постановлением Избирательной комиссии Томской области от 24 мая 2021г. №73/568 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва в Приобском одномандатном избирательном округе №18 возложены на территориальную избирательную комиссию Кривошеинского района, сформированную на основании постановления Избирательной комиссии Томской области от 11 декабря 2021г. №65/486.

Полномочия окружной избирательной комиссии определены в статье 25 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ, в статье 20 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ и в статье 11 Закона Томской области от 10 апреля 2003г. №50-ОЗ «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Томской области».

В частности, окружная избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов депутатов Законодательной Думы Томской области осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации; регистрирует кандидатов по соответствующему одномандатному избирательному округу, их доверенных лиц; обеспечивает на соответствующей территории для всех кандидатов, избирательных объединений соблюдение установленных действующим законодательством условий предвыборной деятельности; взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в избирательном округе (пункты «а», «в», «д-и» статьи 20 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ).

Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

В соответствии с пунктами 1 и 8 статьи 35.1 указанного Федерального закона необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти является поддержка выдвижения кандидата, наличие которой подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1); на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном статьей 37 данного Федерального закона (пункт 8).

Согласно статье 37 того же Федерального закона в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам,- 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей (пункт 1).

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Подписи, собранные с нарушением положений этого пункта, являются недействительными (пункт 6).

По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 этого же Федерального закона).

Согласно пункту 2 постановления Избирательной комиссии Томской области от 18 июня 2021г. №75/605 «О количестве подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, областного списка кандидатов, необходимом для регистрации кандидата, областного списка кандидатов, и максимальном количестве подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, областного списка кандидатов, представляемом в соответствующие избирательные комиссии для регистрации кандидата, областного списка кандидатов на выборах депутатов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва» количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата необходимое для регистрации кандидата и максимальное количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, представляемое в соответствующую окружную избирательную комиссию для регистрации кандидата, определено в приложении к постановлению, в частности для Приобского одномандатного избирательного округа №18– 935 и 1028, соответственно.

Исчерпывающий перечень оснований для признания подписей избирателей недействительными предусмотрен пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ.

В частности, недействительными являются:

подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом (подпункт «б» пункта 6.4);

подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (в этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 данной статьи) (подпункт «в»);

подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с данным Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист (подпункт «г»).

Те же основания недействительности подписей установлены, соответственно, пунктами «б»- «г» части 8 статьи 38 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ.

В силу подпункта «в.1» пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ основанием отказа в регистрации списка кандидатов, отказа в проведении референдума является выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если для регистрации списка кандидатов требуется представить 200 и более подписей избирателей.

Данная норма воспроизведена дословно в пункте «г.1)» части 9 статьи 39 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ.

Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Аналогично, на основании части 3 статьи 38 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ проверке подлежит не менее 20 процентов подписей от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, поставивших свои подписи в подписных листах.

Для проверки отбирается одинаковое количество подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата. Количество отбираемых для проверки подписей в поддержку выдвижения кандидата устанавливается решением соответствующей окружной избирательной комиссии. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется Избирательной комиссией Томской области. О дате и времени проведения выборки и проверки подписных листов должны извещаться представившие установленное для регистрации кандидата, списка кандидатов количество подписей кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов.

Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. Если в этих подписных листах содержится большее количество подписей избирателей, чем установленное для проверки, в последнем отобранном для проверки подписном листе проверяются подписи, начиная с первой, до достижения установленного количества подлежащих проверке подписей.

Решением окружной избирательной комиссии по Приобскому одномандатному избирательному округу №18 от 5 июля 2021г. №2/2 определено, что проверке в соответствии с частью 3 статьи 38 Закона Томской области «О выборах депутатов Законодательной Думы Томской области» подлежит 187подписей избирателей.

Постановлением Избирательной комиссии Томской области №78/646 от 25 июня 2021г. «О вопросах, связанных с оформлением, приемом и проверкой подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва» утвержден Порядок приема и проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва, и иных связанных с ними документов (приложение№1) (далее– Порядок).

При проведении выборки подписей избирателей для проверки вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица избирательных объединений, представивших для регистрации выдвинутых ими списков кандидатов необходимое количество подписей избирателей.

Избирательная комиссия должна обеспечить оповещение и беспрепятственный доступ лиц, указанных в пункте 3.1 Порядка в помещение, где будет проводиться случайная выборка (пункт 3.5).

Судом на основании материалов дела установлено, что 7 июля 2021 г. Ульянов А.Ю. представил в окружную избирательную комиссию по Приобскому одномандатному избирательному округу №18 заявление о самовыдвижении кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области седьмого созыва Ульянова А.Ю. по Приобскому одномандатному избирательному округу №18.

3 августа 2021г. Ульяновым А.Ю. в указанную избирательную комиссию представлены подписные листы, содержащие 1029 подписей.

В соответствии с Порядком приема и проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва, и иных связанных с ними документов 3 августа 2021г. в присутствии Ульянова А.Ю. отобраны 187 подписей для выборочной проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.

Так, на основании пункта 3.1 Порядка непосредственно после выдачи кандидату документа, подтверждающего прием документов, представленных для регистрации кандидата, осуществлена случайная выборка (жребий) подписных листов. Поскольку кандидатом представлена одна папка с подписными листами, единицей случайной выборки принят подписной лист. Подписные листы для выборочной проверки отобраны жеребьевкой.

На нарушения правил жеребьевки, установленных тем же пунктом Порядка, административный истец не ссылался и в судебном заседании подтвердил отсутствие у него соответствующих претензий.

Результаты случайной выборки (жребия) в соответствии с пунктом 3.7 Порядка оформлены протоколом (приложения №№6.1 к Порядку), изготовленном на бумажном носителе, и подписан руководителем рабочей группы и двумя членами рабочей группы, являющимися членами избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также кандидатом.

В соответствии с пунктами 4.1 и 4.2 вышеназванного Порядка в целях обеспечения права кандидата на присутствие при проведении проверки подписей избирателей административный истец под роспись извещен о времени и месте заседания рабочей группы, назначенного на 15 часов 00 минут 5 августа 2021г. Отметка об извещении проставлена в Журнале передачи извещений о проведении проверки подписных листов, по форме соответствующем приложению №3.1 к Порядку. Кандидат расписался в получении данного извещения.

5 августа 2021г. членом рабочей группы К. с 9 до 14 часов произведена проверка отобранных подписей с использованием регионального (территориального) фрагмент Регистра избирателей, по результатам которой выявлены 28 подписей.

В связи с этим и в соответствии с пунктом 4.13 Порядка административным ответчиком в миграционный пункт ОМВД России по Кривошеинскому району УМВД России по Томской области направлен запрос (в виде таблицы сведений, содержащихся в подписных листах) о проверке 28 подписей.

В тот же день с участием кандидата проведено заседание рабочей группы окружной избирательной комиссии, в ходе которого выявлено 8 подписей избирателей, не содержащих часть из сведений, требуемых в соответствии с Законом Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ- в соответствии с ведомостью №1 от 5 августа 2021г. восемь избирателей в подписных листах указали неполный адрес места жительства. Факт участия кандидата отражен в журнале учета присутствия кандидатов, представивших необходимое для регистрации количество подписей избирателей, их уполномоченных представителей или доверенных лиц при проведении проверки подписных листов.

Также на заседании рабочей группы было объявлено об упомянутых выше результатах проверки отобранных подписей с использованием регионального (территориального) фрагмент Регистра избирателей, о направлении запроса в орган, осуществляющий регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства- миграционный пункт ОМВД России по Кривошеинскому району УМВД России по Томской области, и назначено второе заседание рабочей группы на 9 августа 2021г.

Результаты проверки отражены в ведомости и протоколе заседания рабочей группы.

Ведомость выполнена в соответствии с пунктом 5.3.1 Порядка и формой ведомости, которая приведена в приложении №7.1 к Порядку.

В соответствии с пунктами 4.1 и 4.2 вышеназванного Порядка в целях обеспечения права кандидата на присутствие при проведении проверки подписей избирателей административный истец под роспись извещен о времени и месте второго заседания рабочей группы. Отметка об извещении проставлена в Журнале передачи извещений о проведении проверки подписных листов. Кандидат расписался в получении данного извещения.

9 августа 2021г. в отсутствие неявившегося кандидата проведено второе заседание рабочей группы, на котором рассмотрены результаты проверки, осуществленной миграционным подразделением ОМВД России по Кривошеинскому району УМВД России по Томской области.

По результатам этой проверки, отраженным в ведомостях №№2 и 3, рабочей группой выявлено 6 подписей лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем одномандатном округе (пункт «б» части 8 статьи 38 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ), 16 подписей, содержащих сведения об избирателе или не соответствующих действительности (пункт «в» части 8 статьи 38), 7– содержащих неполный адрес места жительства избирателя (пункт «г» части 8 статьи 38).

В соответствии с пунктом 5.3.4 Порядка в связи с тем, что избирательная комиссия направляла запрос в уполномоченный орган для проверки соответствия достоверности указанных в подписном листе сведений и в связи с наличием оснований после получения официального ответа проверяющий внес соответствующие данные о признании подписей недействительными в ведомость.

Составлен протокол рабочей группы, а также– в соответствии с пунктом 6.1.1 Порядка- по результатам рассмотрения и обобщения информации, содержащейся в ведомостях, составлен итоговый протокол проверки подписных листов, представленных кандидатом, по форме, приведенной в приложении №9.1 к Порядку, в котором указано количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей избирателей, признанных недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.

Составленная председателем избирательной комиссии телефонограмма от 9 августа 2021г. свидетельствует о том, что кандидат извещен о назначении заседания окружной избирательной комиссии на 12 августа 2021г., а также наличии у него права получить итоговый протокол рабочей группы за два дня до заседания комиссии.

Также из телефонограммы следует, что кандидату разъяснена невозможность переноса заседания рабочей группы с 9 на 10 августа 2021г.

Несмотря на передачу приведенной информации для получения итогового протокола кандидат обратился в избирательную комиссию 12 августа 2021г.

12 августа 2021г. в присутствии кандидата проведено заседание окружной избирательной комиссии, по результатам которой принято оспариваемое решение.

Протокол заседания на момент рассмотрения дела судом не изготовлен, однако по заявлениям сторон в суде их мнения о ходе заседания совпадают.

Изложенное свидетельствует о том, что административным ответчиком правомерно признаны недействительными 29 подписей избирателей по основаниям, приведенным в пунктах «б»- «г» части 8 статьи 38 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ (подпунктах «б»- «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ), что превышает 5% от подписей, сданных для проверки, в связи с чем избирательная комиссия обосновано отказала в регистрации кандидата на основании пункта «г.1» части 9 статьи 39 Закона Томской области от 12 июля 2006 г. №147-ОЗ, содержание которого тождественно подпункту «в.1» пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ.

Доводы административного истца об обратном несостоятельны по следующим основаниям.

Тот факт, что в оспариваемом решении в качестве основания отказа в регистрации дважды приведена ссылка на подпункт «г.1» части 9 статьи 39 Закона Томской области, в то время как в части 9 данной статьи подпунктов нет (имеются лишь пункты), не свидетельствует о незаконности решения избирательной комиссии, поскольку является технической ошибкой, не препятствующей однозначному толкованию оспариваемого решения.

Вопреки доводам административного истца, в итоговый протокол рабочей группой обоснованно внесены сведения о признании недействительными подписей граждан, зарегистрированных по месту пребывания, как не обладающих активным избирательным правом на территории Приобского округа (лист №3 подпись 1, лист №8 подпись 3, лист №22 подписи 3 и 4, лист №23 подпись 3, лист №32 подпись 3, лист №34 подпись №5).

На основании пункта 6 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов.

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.

Как разъяснено постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011г. №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», наличие у гражданина активного избирательного права обусловлено в числе прочих обстоятельств и нахождением места жительства гражданина в пределах избирательного округа, и лишь в предусмотренных законом случаях таким правом могут обладать граждане, место жительства которых находится за пределами избирательного округа. Длительное проживание гражданина в пределах избирательного округа не влечет возникновение у этого гражданина активного избирательного права на участие в выборах по данному округу, за исключением случая, когда активное избирательное право предоставлено таким гражданам законом, в том числе законом субъекта Российской Федерации (абзац второй пункта 14).

Кроме того, в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ и абзацем третьим пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011г. №5 под адресом места жительства избирателя понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Действительно, Методическими рекомендациями по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденными постановлением Центральной избирательной комиссии России 9 июня 2021г. №9/75-8 (далее– Методические рекомендации), уточнено, что законом активное избирательное право может быть предоставлено лицам, место жительства которых расположено за пределами избирательного округа, и, если активным избирательным правом наделяется гражданин, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа, то данные, указанные таким избирателем в подписном листе после проверки по Регистру, направляются в орган регистрационного учета для проверки наличия регистрации по месту пребывания (пункт 3.2.3.2).

Согласно части 3 статьи 5 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ имеет право избирать депутата Законодательной Думы Томской области по одномандатному избирательному округу гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, место жительства которого находится на территории соответствующего одномандатного избирательного округа либо который зарегистрирован по месту временного пребывания в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 15 этого Закона.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, данным Законом, - факт пребывания (временного пребывания) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права).

Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ такое исключение установлено лишь в отношении вынужденных переселенцев (пункт 2 статьи 16).

Законом Томской области от 12 июля 2006 г. №147-ОЗ исключение распространено на вынужденных переселенцев (часть 10 статьи 15) и избирателей, поселившихся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления избирателей, а также избирателям, по какой-либо иной причине не включенным в список избирателей (часть 11 статьи 15).

Избиратели, чьи подписи признаны недопустимыми по анализируемому основанию, к перечисленным категориям не относятся.

Адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, может не содержать всех указанных выше реквизитов лишь с учетом фактических особенностей места жительства избирателя- соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.

В связи с этим необоснованно и утверждение административного истца о допустимости неполного указания адреса.

Вопреки доводам административного истца ведомости проверки подписных листов не содержат неясностей. Как указано выше, в итоговом протоколе отражены результаты проверки подписей, указанных в трех ведомостях и ответе миграционного органа.

Тот факт, что в итоговом протоколе указано на признание достоверными 158 подписей, не означает, что иные отобранные для проверки подписи признаны недостоверными.

Данное указание соответствует пункту 6.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ, части 4 статьи 38 Закона Томской области от 12 июля 2006 г. №147-ОЗ и пункту 4.10 Порядка, согласно которым по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Таким образом, анализируемая часть протокола не противоречит приведенным в оспариваемом решении выводам о признании недействительными 29 подписей.

Утверждение административного истца о том, что его возражения на итоговый протокол немотивированно отклонены административным ответчиком, противоречит приведенным выше выводам суда об оценке оспариваемого решения административного ответчика, в связи с чем отклоняется как необоснованное по соответствующим основаниям.

На нарушения процедуры рассмотрения возражений, установленной разделом 6.2 Порядка, административный истец не ссылался. Судом таковые не выявлены.

Вопреки доводам административного истца суд не усматривает процедурных нарушений, влекущих признание оспариваемого решения незаконным.

То обстоятельство, что рабочей группой в итоговом протоколе сделан вывод о наличии предусмотренного пунктом «д» части 9 статьи 39 Закона Томской области основания для отказа в регистрации кандидата– в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата,- не свидетельствует о наличии оснований для отмены решения избирательной комиссии, отказавшей в регистрации кандидата по иному основанию, поскольку действующим законодательством избирательная комиссия не связана мнением рабочей группы об основаниях отказа в регистрации.

Довод административного истца о том, что копия итогового протокола проверки подписных листов передана ему позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором рассмотрен вопрос о регистрации кандидата (в 16 часов 45 минут 12 августа 2021г.), нашел подтверждение, однако это обстоятельство не связано с действиями административного ответчика и не свидетельствует о нарушении прав административного истца.

Действительно, исходя из пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ, части 14 статьи 38 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ, пункта 3.1.16 Методических рекомендаций и пунктов 4.7, 6.1.2 Порядка проверка подписных листов должна быть завершена не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, так как именно в этот срок должен быть составлен итоговый протокол проверки подписных листов, копия которого передается кандидату.

Как указано выше, согласно телефонограмме от 9 августа 2021г. председателем избирательной комиссии кандидат извещен о назначении заседания окружной избирательной комиссии на 12 августа 2021 г., а также наличии у него права получить итоговый протокол рабочей группы за два дня до заседания комиссии.

Кроме того, необходимо отметить, что получение кандидатом итогового протокола о результатах проверки подписных листов позднее установленного срока само по себе не может являться безусловным основанием для признания незаконным и отмене решения избирательной комиссии- избирательным законодательством не предусмотрено представление кандидатом во время проверки подписных листов доказательств в подтверждение действительности подписей, содержащихся в подписных листах.

Применительно к настоящему административному делу получение кандидатом итогового протокола о результатах проверки подписных листов позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии не свидетельствует о существенном нарушении процедуры ввиду того, что данное обстоятельство не явилось препятствием для осуществления кандидатом права на принесение возражений по результатам проверки подписных листов, которые были рассмотрены в установленном порядке.

В ходе судебного заседания административным истцом не названы доводы, которые он не смог внести в возражения ввиду позднего получения протокола.

Данная правовая позиция подтверждена в ряде апелляционных и кассационных определений Верховного Суда Российской Федерации (от 2 сентября 2019г. №12-АПА19-5, от 22 ноября 2011г. №75-Г11-9, от 3 марта 2010г. №6-Г10-6).

Довод о том, итоговый протокол следовало направить административному истцу посредством электронной почте, не может быть принят во внимание в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ, частью 14 статьи 38 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ, пунктом 3.1.16 Методических рекомендаций, пунктом 6.1.2 Порядка копия итогового протокола проверки подписных листов передается кандидату.

Согласно пункту 6.1.1 Порядка в итоговом протоколе указываются дата и время его подписания, а также дата и время получения его копии кандидатом; данный протокол составляется по форме, приведенной в приложении №9.1 к Порядку. В данной форме предусмотрена строка, содержащая элементы «Копия протокола получена кандидатом», «дата и время получения», «подпись» «инициалы, фамилия».

Выполнение перечисленных требований невозможно при направлении копии итогового протокола кандидату почтой, электронной почтой, а равно иным дистанционным способом.

Таким образом, вопреки мнению административного истца, приведенные выше положения нормативных актов о передаче итогового протокола кандидату следует толковать буквально.

Просьба кандидата об отложении назначенного на 9 августа 2021г. заседания рабочей группы и, как следствие, об отложении составления итогового протокола, высказанная в ходе указанного разговора, обоснованно отклонена.

Пунктом 18 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ, частью 2 статьи 39 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ, пунктом 3.1.17 Методических рекомендаций для соответствующей избирательной комиссии установлен срок для принятия решения о регистрации кандидата либо мотивированного решения об отказе в регистрации- в течение 10 дней со дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата, и в этот же срок комиссия обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона.

В соответствии с пунктом 4 статьи 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ и частью 4 статьи 9 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может (должно) быть осуществлено в течение указанного в предыдущем абзаце количества дней. При этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним - день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней.

Поскольку документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты поданы административным истцом в избирательную комиссию 3 августа 2021г., срок для принятия решения о регистрации кандидата либо мотивированного решения об отказе в регистрации истек 13 августа 2021г. и соблюдение срока принятия решения о регистрации или об отказе в регистрации кандидата одновременно с выполнением требований о передаче кандидату копии итогового протокола рабочей группы не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии было возможно в случае проведения заседания рабочей группы 10 августа 2021г.

Вместе с тем данное обстоятельство о незаконности оспариваемого решения административного ответчика не свидетельствует, поскольку в пределах установленного регламента, в том числе в рамках максимальной продолжительности срока проверки подписных листов, избирательная комиссия располагает определенной свободой усмотрения в решении организационных вопросов.

Как следует из упомянутой выше телефонограммы от 9 июня 2021г., административным истцом причины, препятствующие его явке на заседание рабочей группы 9 августа 2021г., не названы; с учетом необязательности такой явки председатель избирательной комиссии не имела оснований для выяснения этих причин.

Изложенное свидетельствует о том, что деятельность рабочей группы и избирательной комиссии соответствовала в рассматриваемой ситуации пункту 1.2.12 Методических рекомендаций, согласно которому проверка подписей избирателей должна осуществляться с учетом необходимости конструктивного взаимодействия с кандидатами.

Более того, несмотря на получение отраженного в телефонограмме разъяснения о причинах отказа в отложении заседания рабочей группы на 10 августа 2021г. административный истец не явился для получения итогового протокола и 10 августа 2021г.– в дату, названную им.

Ссылка административного истца на удаленность избирательной комиссии от места его жительства (/__/ км) не может быть принята во внимание, поскольку данное обстоятельство является следствием его собственного выбора округа для самовыдвижения.

Доводы административного истца о неизвещении его о том, что 5 августа 2021г. с 9 до 14 часов отобранные подписи будут проверены единолично членом рабочей группы К., не свидетельствуют о нарушении его прав.

В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ, частью 3 статьи 38 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ, пунктом 1.2.8 Методических рекомендаций, пунктом 4.1 Порядка кандидат вправе присутствовать при проведении проверки подписей избирателей. В связи с этим кандидат должен быть извещен о соответствующей проверке.

Как указано выше, первое заседание рабочей группы для проверки отобранных подписей избирателей было назначено на 15 часов 00 минут 5августа 2021г. Об этом кандидат извещен 3 августа 2021г. под роспись в журнале передачи извещений о проведении проверки подписных листов.

Тот факт, что член рабочей группы системный администратор К. до заседания рабочей группы, в период с 9 до 14 часов 5 августа 2021г., произвел проверку подписных листов, представленных в поддержку самовыдвижения административного истца посредством направления автоматизированных запросов к Регистру избирателей, не нарушает прав административного истца и о нарушении административным ответчиком порядка проверки не свидетельствует.

Так, утверждение административного истца о том, что К. мог действовать лишь по решению рабочей группы, не основано на нормативных положениях. В связи с этим судом принимаются объяснения председателя избирательной комиссии и показания К., допрошенного судом в качестве свидетеля, согласно которым последний действовал по устному распоряжению председателя избирательной комиссии- руководителя рабочей группы.

При этом показания К. о ходе проведенных им мероприятий (оцифровка всех записей, содержащихся в подписных листах, отобранных в ходе жеребьевки, направление автоматизированных запросов к Регистру с использованием специального программного обеспечения и предоставление результатов председателю окружной избирательной комиссии) соответствуют нормативному регулированию.

Соответствует требованиям законности и осуществление данных действий с соблюдением режима конфиденциальности.

Так, в соответствии с пунктом 3.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ, частью 2 статьи 38 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ, пунктом 1.2.9 Методических рекомендаций, пунктом 4.11 Порядка для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах орган государственной власти субъекта Российской Федерации используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации (ГАС) «Выборы», включая регистр избирателей.

В силу пункта 4.13 Порядка недопустимо направление в орган регистрационного учета сведений об избирателях без предварительной проверки через региональный (территориальный) фрагмент Регистра.

Согласно Методическим рекомендациям при проверке подписных листов может использоваться специальное программное обеспечение, формирующее на основании оцифрованных записей, содержащихся в подписном листе, автоматизированные запросы к Регистру (пункт 1.2.10); проверяются все сведения об избирателях, внесенные в подписной лист, а также сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и лицах, заверявших подписной лист (пункт 3.1.3).

На основании и во исполнение статьи 74 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ, статьи 85 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ, статьи 7 Федерального закона «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», пункта 2.5 Положения об организации единого порядка использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы» в избирательных комиссиях и комиссиях референдума, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 29 декабря 2009г. №187/1312-5, постановлением Избирательной комиссии Томской области от 24 мая 2021г. №73/574 в целях автоматизации информационных процессов при подготовке и проведении выборов определено использовать ГАС «Выборы» при подготовке и проведении выборов депутатов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 ноября 2003 г. №49/463-4 утвержден Перечень персональных данных и иной конфиденциальной информации, обрабатываемой в комплексах средств автоматизации ГАС «Выборы» (Приложение №1) и Инструкция по организации доступа к персональным данным и иной конфиденциальной информации, обрабатываемой в комплексах средств автоматизации ГАС «Выборы» (Приложение №2); председателям избирательных комиссий субъектов Российской Федерации предписано утвердить списки лиц, включая членов указанных комиссий, нижестоящих избирательных комиссий и работников аппаратов этих комиссий, допущенных к персональным данным и иной конфиденциальной информации, обрабатываемой в указанных комплексах.

Согласно пункту 1 вышеназванного Перечня к персональным данным и иной конфиденциальной информации, обрабатываемой в ГАС «Выборы», доступ к которой должен быть ограничен, относятся фамилия, имя, отчество; дата рождения; адрес места жительства; вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер этого документа, то есть персональные данные, которые подлежат внесению в подписные листы в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ и приложением 5 к этому Закону.

В соответствии Инструкцией администратор подсистемы обеспечения информационной безопасности ГАС «Выборы» по организации доступа к персональным данным и иной конфиденциальной информации, обрабатываемой в комплексах средств автоматизации ГАС «Выборы», в том числе системный администратор окружной избирательной комиссии, на основании матрицы доступа осуществляет доступ к информационным ресурсам ГАС «Выборы»; системный администратор имеет право предоставлять сведения, содержащие конфиденциальную информацию только председателю соответствующей избирательной комиссии, а также лицам, имеющим право получать указанные сведения в соответствии с данной Инструкцией и законодательством о выборах (раздел 2).

Лица, допущенные к конфиденциальной информации, обязаны не сообщать конфиденциальную информацию лицам, не имеющим права доступа к ней; обеспечивать сохранность материалов с конфиденциальной информацией; не делать неучтенных копий на бумажных и электронных носителях; не оставлять включенными АРМ с предоставленными правами доступа, после окончания работы (в перерывах) не оставлять материалы с конфиденциальной информацией на рабочих столах; при работе с документами, содержащими конфиденциальную информацию, исключить возможность ознакомления, просмотра этих документов лицами, не допущенными к работе с ними (пункт 3.2).

31 мая 2021г. председателем Избирательной комиссии Томской области утвержден список пользователей, допущенных к работе с персональными данными и иной конфиденциальной информацией, обрабатываемой в комплексах средств автоматизации ГАС «Выборы». В данный список под номером 22 включен системный администратор К.

Таким образом, присутствие не только административного истца, но и членов рабочей группы на предварительной обработке 100% отобранных для проверки подписей избирателей путем направления автоматизированных запросов к Регистру избирателей не допускается ввиду отнесения проверяемых сведений к разряду конфиденциальных.

Более того, описанная выше процедура не является проверкой подписей в смысле, приданом этому термину пунктом 6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ, частью 3 статьи 38 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ, пунктом 1.2.8 Методических рекомендаций, пунктом 4.1 Порядка. Данная процедура может быть квалифицирована лишь как техническая, подготовительная, предваряющая собственно проверку подписей.

Соответственно, в отношении этой процедуры неприменимы требования о предварительном извещении кандидата и/или его доверенных лиц, а равно об обеспечении участия этих лиц в процедуре.

Доводы административного иска о том, что К.- ведущий специалист (системный администратор) Кривошеинского района, который не является членом окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса, включен в состав рабочей группы этой избирательной в нарушение пункта 3.1 Положения о рабочей группе по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами в окружную избирательную комиссию при проведении выборов депутатов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Положения части 2 статьи 38 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ предоставляют избирательной комиссии право для проверки порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, самостоятельно принимать решения о создании рабочей группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов.

Согласно пункту 2 статьи 17 Закона Томской области от 10 апреля 2003г. №50-ОЗ «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Томской области» в аппарат Избирательной комиссии Томской области в качестве структурного подразделения входит информационный центр, в функции которого входят организационное, техническое и информационное обеспечение деятельности Избирательной комиссии Томской области, окружных и территориальных комиссий. Работники указанного информационного центра организуют и осуществляют работы по эксплуатации и развитию ГАС «Выборы» на всей территории Томской области, в том числе в территориальных избирательных комиссиях.

Сотрудниками Информационного центра (отдела) Избирательной комиссии Томской области в числе прочих являются системные администраторы, которые, как определено в пункте 1 статьи 11 Федерального закона 10января2003г. №20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», организуют и осуществляют работы по эксплуатации комплекса средств автоматизации ГАС «Выборы» в соответствующей избирательной комиссии.

Как указано выше, в соответствии с Инструкцией, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 ноября 2003г. №49/463-4, председателем Избирательной комиссии Томской области составлен и утвержден список пользователей, допущенных к работе с персональными данными и иной конфиденциальной информацией, обрабатываемой в комплексах средств автоматизации ГАС «Выборы» (далее- список доступа), в котором перечислены должностные лица, имеющие право работать с персональными данными и иными сведениями, предназначенными для служебного пользования, в том числе К.

Согласно представленным в материалы дела документам К. является сотрудником Информационного центра (отдела)- ведущим специалистом– системным администратором Кривошеинского района.

Поскольку указанному сотруднику предоставлен доступ к персональным данным и иной конфиденциальной информации, обрабатываемой в комплексах средств автоматизации ГАС «Выборы», и он уполномочен осуществлять на территории Кривошеинского района Томской области работы по формированию и ведению Регистра избирателей, участников референдума, то включение его в состав рабочей группы, как специалиста, соответствует части 2 статьи 38 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ и не противоречит федеральному законодательству.

При этом в силу пунктов 3.5 и 3.6 Положения о рабочей группе специалист не участвует в голосовании при принятии решений рабочей группы, не готовит и не представляет подготовленные на основании документов рабочей группы проекты решений комиссии на заседании комиссии, данным правом наделены только члены рабочей группы, являющиеся членами избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Решением окружной избирательной комиссии по Приобскому одномандатному избирательному округу №18 от 5 июля 2021г. №2/3 «Об утверждении Положения о рабочей группе по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами в окружную избирательную комиссию при проведении выборов депутатов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва» утверждено Положение о рабочей группе по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами в окружную избирательную комиссию при проведении выборов депутатов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва (пункт 1) и создана указанная рабочая группа в следующем составе:

руководитель группы- З., председатель окружной избирательной комиссии;

члены группы:

К., секретарь окружной избирательной комиссии;

К., член окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса;

Л., член окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса;

О., член окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса;

К., ведущий специалист - системный администратор Кривошеинского района (по согласованию) (пункт 2).

Таким образом, окружная избирательная комиссия по Приобскому одномандатному избирательному округу №18 воспользовалась предоставленным законом правом создать рабочую группу не только из числа членов избирательной комиссии, но и включить в неё привлеченного специалиста.

Вопреки доводам административного истца пункт 2 решения №2/3 в части включения в состав рабочей группы К., не являющегося членом окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса, противоречит пункту 3.1 Положения о рабочей группе, предусматривающему, что в состав рабочей группы входят члены комиссии с правом решающего голоса, лишь при таком толковании, при котором пункт 3.1 не предусматривает возможность включать в состав рабочей группы работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов.

Между тем при таком толковании, предложенном административным истцом, пункт 3.1 Положения вошел бы в противоречие с приведенными выше положениями части 2 статьи 38 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ.

В материалы дела представлено решение Томского областного суда от 17 августа 2021 г., которым по основаниям, совпадающим с приведенными выше, пункт 3.1 Положения признан незаконным в той мере, в которой не предусматривает возможность включать в состав рабочей группы работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов.

Решение от 17 августа 2021 г. на момент вынесения настоящего решения не вступило в законную силу, в связи с чем не имеет преюдициального значения, установленного частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Вместе с тем при таком положении– исходя из части 2 статьи 38 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ, пункта 2 решения окружной избирательной комиссии по Приобскому одномандатному избирательному округу №18 от 5 июля 2021г. №2/3, а также пункта 3.1 Положения о рабочей группе в части, соответствующей положениям областного законодательства,- оснований считать, что описанные выше подготовительные мероприятия, осуществленные К. 5 августа 2021г., выполнены ненадлежащим лицом, не имеется.

В соответствии с частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав в случаях, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, статьей 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Ульянова Александра Юрьевича об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по Приобскому одномандатному избирательному округу №18 от 12 августа 2021г. №8/17 об отказе в регистрации его в качестве кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области седьмого созыва; об обязании данной избирательной комиссии к регистрации кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области седьмого созыва Ульянова А.Ю. по Приобскому одномандатному избирательному округу № 18 отказать;

на решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в течение пяти дней со дня вынесения решения в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд.

Председательствующий