ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-205/2022 от 06.07.2022 Костромского областного суда (Костромская область)

44OS0000-01-2022-000113-42

дело № 3а-205/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Костромской областной суд в составе

председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,

при секретаре Полищук Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нижегородова С.В. к администрации Костромской области, Управлению Росреестра по Костромской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области об установлении в отношении объектов недвижимости рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Нижегородова С.В. обратилась в суд с названным административным иском, указывая в обоснование, что является собственником следующих объектов недвижимости:

- нежилого здания (трансформаторная станция) площадью 55,4 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: , кадастровая стоимость которого утверждена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 829 500,34 руб.;

- нежилого здания (отделение товарного бетона) площадью 390 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: , кадастровая стоимость которого утверждена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 049 097,05 руб.;

- нежилого здания (склад для цемента) площадью 257,8 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: , кадастровая стоимость которого утверждена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 610 107,3 руб.;

- земельного участка площадью 13 267 кв.м, с кадастровым номером категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение производственной базы; расположенного по адресу: , кадастровая стоимость которого утверждена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 23 137 249,99 руб.;

- нежилого здания (реммастерские) площадью 761,8 кв.м, с кадастровым номером расположенного по адресу: , кадастровая стоимость которого утверждена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 084 745,24 руб.;

- земельного участка площадью 7 585 кв.м, с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение производственной базы; расположенного по адресу: , кадастровая стоимость которого утверждена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 228 012,45 руб.

Между тем, согласно отчетам н и , составленным ООО «Экспертная Компания «АНКЛАВЪ» (оценщик Т.), рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером составляет 67 000 руб., рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером составляет 132 000 руб., рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером составляет 106 000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 4 973 000 руб., рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером составляет 452 000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 3 027 000 руб.

Таким образом, размер кадастровой стоимости объектов недвижимости завышен по сравнению с их реальной рыночной стоимостью, что влечет за собой увеличение размера налоговых платежей и свидетельствует о нарушении прав административного истца.

Административный истец просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Буйская строительная компания».

В судебное заседание административный истец Нижегородова С.В. не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представители административных ответчиков – администрации Костромской области, Управления Росреестра по Костромской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области, представители заинтересованных лиц администрации городского округа город Буй Костромской области и ООО «Буйская строительная компания», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, не представили возражений по требованию о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов административного дела, Нижегородова С.В. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником следующих объектов недвижимости:

- нежилого здания (трансформаторная станция) площадью 55,4 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: ;

- нежилого здания (отделение товарного бетона) площадью 390 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: ;

- нежилого здания (склад для цемента) площадью 257,8 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: ;

- земельного участка площадью 13 267 кв.м, с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение производственной базы; расположенного по адресу: ;

- нежилого здания (реммастерские) площадью 761,8 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: ;

- земельного участка площадью 7 585 кв.м, с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение производственной базы; расположенного по адресу: /л.д. 18-20, 21-23, 24-35, 202-232/.

До Нижегородова С.В. собственником указанных объектов недвижимости являлось ООО «Буйская строительная компания» /л.д. 190-191/.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером утверждена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 829 500,34 руб., кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером утверждена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 049 097,05 руб., кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером утверждена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 610 107,3 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером утверждена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 23 137 249,99 руб., кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером утверждена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 084 745,24 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером утверждена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 228 012,45 руб. /л.д. 36-41/.

В силу положений статей 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц.

В соответствии со статьёй 402 Налогового кодекса Российской Федерации и нормами Закона Костромской области от 29.10.2015 г. № 18-6-ЗКО «Об установлении единой даты начала применения на территории Костромской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц с 01 января 2016 года определяется исходя из их кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее также – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости влияют на объём налоговых обязательств Нижегородова С.В., а, следовательно, затрагивают её права.

В силу статьи 24.18. Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в числе прочих, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно частям 1 и 3 статьи 11 Закона «Об оценочной деятельности» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).

В подтверждение заявленных требований административный истец представил отчеты и , составленные ООО «Экспертная Компания «АНКЛАВЪ» (оценщик Т.), согласно которым рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 67 000 руб., рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 132 000 руб., рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 106 000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 973 000 руб., рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 452 000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 027 000 руб. / л.д. 42-103, 104-162/.

Отчеты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимое образование и являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков. Содержащиеся в отчетах выводы в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки.

Частью 1 статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Учитывая, что каких-либо доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимость и свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере, в материалы административного дела не представлено; административными ответчиками и заинтересованными лицами результаты оценки под сомнение не ставились и не оспаривались; ходатайств о назначении судебной оценочной экспертизы с целью установления иной рыночной стоимости объектов недвижимости не заявлено, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.

Административное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Установить кадастровую стоимость нежилого здания (трансформаторная станция) площадью 55,4 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: , равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 67 000 (шестьдесят семь тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания (отделение товарного бетона) площадью 390 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: , равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 132 000 (сто тридцать две тысячи) рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания (склад для цемента) площадью 257,8 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: , равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 106 000 (сто шесть тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 13 267 кв.м, с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение производственной базы; расположенного по адресу: , равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 973 000 (четыре миллиона девятьсот семьдесят три тысячи) рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания (реммастерские) площадью 761,8 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: , равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 452 000 (четыреста пятьдесят две тысячи) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 7 585 кв.м, с кадастровым номером 44:25:040204:456, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение производственной базы; расположенного по адресу: , равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 027 000 (три миллиона двадцать семь тысяч) рублей.

Датой подачи заявления считать ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.Н. Лукоянов

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.