ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-2063/2021 от 02.06.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

дело № 3а-238/2022

32OS0000-01-2021-001387-93

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Брянск 02 июня 2022 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Богородской Н.А.,

при секретаре Пешей Е.В.,

с участием прокурора Пахомовой Н.А.,

представителя административных истцов ФИО1 и ФИО2– ФИО3, представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области ФИО4, представителя заинтересованного лица – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 05 мая 2022 года № 631 ), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 06 мая 2022 года № 666 ),

У С Т А Н О В И Л:

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2020 год).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 05 мая 2022 года № 631 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2020 года.

Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 05 мая 2022 года № 631 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 06 мая 2022 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2021 год).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 05 мая 2022 года № 629 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2021 года.

Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 05 мая 2022 года № 629 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 06 мая 2022 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 06 мая 2022 года № 666, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 11 мая 2022 года, внесены изменения в указанный выше приказ управления имущественных отношений Брянской области от 05 мая 2022 года № 629 в связи с допущенной технической ошибкой в отношении одного из объектов недвижимости.

В указанные Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020-2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 05 мая 2022 года № 631 и от 06 мая 2022 года № 666), включены объекты недвижимости, в том числе, в Перечень на 2020 год - нежилые помещения, расположенные по адресу: , с кадастровыми номерами (пункты Перечня – 10828, 10829), в Перечень на 2021 год - нежилые помещения, расположенные по адресу: , с кадастровыми номерами ( пункты Перечня – 11546,11547,11552).

Административные истцы ФИО1 и ФИО2 обратились в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020-2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в них принадлежащих им нежилых помещений с кадастровыми номерами , расположенных по адресу: , ссылаясь на то, что указанные объекты не соответствуют критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Включение данных объектов в оспариваемые Перечни возлагает на них необоснованную обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

Административные истцы ФИО1 и ФИО2 о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено.

В соответствии с требованиями статей 150, 152, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административных истцов ФИО1 и ФИО2

В судебном заседании представитель административных истцов ФИО1 и ФИО2 – ФИО3 административный иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, уточнив заявленные требования, просит признать не действующими с 01 января 2020 года пункты 10828,10829 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524, в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 05 мая 2022 года № 631, в части включения в него нежилых помещений с кадастровыми номерами , и с 01 января 2021 года пункты 11546,11547, 11552 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723, в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 06 мая 2022 года № 666, в части включения в него нежилых помещений с кадастровыми номерами , ссылаясь на то, что указанные объекты находятся в пределах здания с кадастровым , расположенного по адресу:, эксплуатация которого с 2018 года запрещена на основании определения Бежицкого районного суда гор.Брянска от 10 апреля 2018 года. Вступившим в законную силу решением Брянского областного суда от 27 сентября 2021 года указанное здание исключено из Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в Перечень на 2020 год данное здание включено не было. Спорные помещения по своему назначению и фактическому использованию являются энергоблоком, автостоянкой и эвакуационными лестницами и не имеют признаков торгово-офисных помещений.

Представитель административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области ФИО4 административный иск не признала, ссылаясь на то, что спорные объекты подлежали включению в оспариваемые Перечни в соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 и пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. По сведениям из ЕГРН расположенные по адресу:, объект с кадастровым , имеет назначение: нежилое, наименование: «Здание многофункционального назначения.(Универсальное здание. Магазин). Энергоблок», объект с кадастровым – назначение:нежилое, наименование: «Здание многофункционального назначения (Универсальное здание.Магазин).Автостоянка», объект с кадастровым – назначение: нежилое, наименование «Помещение нежилое с эвакуационными лестницами». Наименование помещений с кадастровыми номерами явилось самостоятельным основанием для включения указанных объектов в оспариваемые Перечни. Кроме того, спорные объекты находятся в составе объекта с кадастровым , который имеет назначение:нежилое здание, наименование: «Здание многофункционального назначения (Универсальное здание.Магазин)», и был включен в Перечень на 2021 год в качестве торгового объекта на основании акта проведения мероприятий от 24 ноября 2020 года, в связи с чем все нежилые помещения, находящиеся в составе данного здания, подлежали включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Считает, что включение принадлежащих административному истцу объектов недвижимости в оспариваемые Перечни соответствует требованиям действующего законодательства и просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области ФИО5 разрешение спора оставила на усмотрение суда, пояснив, что в соответствии с пунктом 11 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливается возможность внесения в государственный реестр недвижимости дополнительных сведений о наименовании здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования. В соответствии с пунктом 29 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в редакции действующей до 01 января 2017 года, в состав сведений входили дополнительные сведения о наименовании только в отношении здания, сооружения. Таким образом, в форме кадастрового паспорта помещения (выписки из ГКН), утвержденной приказом Минэкономразвития России от 25 августа 2014 года № 504, отражение сведений о наименовании помещения не предусматривалось. До 01 января 2017 года ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществлялось с использованием унаследованной информационной системы реестра прав на недвижимость (далее – УИС РП) и унаследованной информационной системы кадастра недвижимости (далее - УИС КН). Согласно пункту 2 рекомендаций по переходному периоду, приложенных к письмам ФГБУ «ФКП Росреестра» от 28 декабря 2016 года № 13-4737- КЛ «О рассмотрении рекомендаций по порядку работы с 01 января 2017 года», Росреестра от 30 декабря 2016 года № 09-исх/18400-ГЕ/16, запросы о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде выписки из ЕГРН об объекте недвижимости и выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости обрабатываются органом регистрации прав посредством УИС РП с использованием сведений ГКН из УИС КН. В настоящее время формирование выписок происходит посредством системы ФГИС ЕГРН.

Таким образом, в 2019 году происходил переходный период с внутриведомственной системы Филиала «АИС» на «ФГИС ЕГРН». В связи с этим, при формировании выписок из ЕГРН отражение сведений о наименовании помещения не предусматривалось. В настоящее время выписки формируются из базы ЕГРН в соответствии с правоустанавливающими документами, которые отражают наименование объекта недвижимости.

В отношении спорных объектов с кадастровыми номерами в настоящее время ЕГРН содержит следующие сведения: объект с кадастровым расположен по адресу: , вид объекта недвижимости – помещение, назначение – нежилое, наименование – здание многофункционального назначения (Универсальное здание. Магазин). Энергоблок, площадь 774,2 кв.м; объект с кадастровым , расположен по адресу: , вид объекта недвижимости – помещение, назначение – нежилое, наименование – здание многофункционального назначения (Универсальное здание. Магазин). Автостоянка, площадь 8203,0 кв.м.

Наименования указанных объектов недвижимости были внесены на основании представленных документов Управлением Росреестра по Брянской области: кадастровых паспортов помещений «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 10 августа 2009 года № 03-06/1397, № 03-06/1398.

Выслушав объяснения представителя административных истцов ФИО1 и ФИО2 - ФИО3, представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области ФИО4, представителя заинтересованного лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области ФИО5, заключение прокурора Пахомовой Н.А., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац 1 пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статьей 1 Закона Брянской области от 28 сентября 2015 года № 80-З «Об установлении единой даты начала применения на территории Брянской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» предусмотрено, что с 01 января 2016 года на территории Брянской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года N 298 «О налоге на имущество физических лиц» на территории города Брянска установлен и введен в действие с 01 января 2016 года налог на имущество физических лиц и установлены налоговые ставки налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 2 процентов.

В силу требований подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом

Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).

Таким образом, оспариваемые административными истцами приказ управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 05 мая 2022 года № 631, и приказ управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 06 мая 2022 года № 666, изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.

Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащих административным истцам объектов недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

Судом установлено, что по решению Арбитражного суда Брянской области от 03 апреля 2008 года ФИО1 было выдано разрешение № RU3230100-400 на строительство здания многофункционального назначения по .

До августа 2009 года административный истец ФИО1 являлся единственным собственником здания многофункционального назначения (Универсальное здание.Магазин), площадью 40 055,5 кв.м, расположенного по адресу: . Решением от 10 августа 2009 года им произведен раздел указанного здания на помещения многофункционального назначения (Универсальное здание.Магазин), в том числе: помещение многофункционального назначения (Универсальное здание.Магазин), первый этаж, литер А, общей площадью 4163,3 кв.м; помещение многофункционального назначения (Универсальное здание.Магазин), второй этаж, литер А, общей площадью 4207,9 кв.м; помещение многофункционального назначения (Универсальное здание.Магазин), третий этаж, литер А, общей площадью 4204,0 кв.м; помещение многофункционального назначения (Универсальное здание.Магазин), четвертый, пятый этажи, литер А, общей площадью 8387,9 кв.м, помещение многофункционального назначения (Универсальное здание.Магазин), Энергоблок литер А2, общей площадью 774,2 кв.м; помещение многофункционального назначения (Универсальное здание.Магазин), Развлекательный центр, шестой, седьмой, восьмой, технический этажи, литер А, общей площадью 9385,1кв.м; помещение многофункционального назначения (Универсальное здание.Магазин), Автостоянка, литер А, общей площадью 8203,0 кв.м; помещение нежилое с эвакуационными лестницами литер А, площадью 730,1 кв.м.

Спорные объекты недвижимости с кадастровыми номерами , исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, находятся в пределах объекта недвижимости с кадастровым , расположенного по адресу:, площадью 40055,5 кв.м, и на них на основании брачного договора, заключенного 03 июля 2019 года между ФИО1 и ФИО2, определен режим общей долевой собственности ( доля в праве - по 1/2).

На момент рассмотрения административного иска объект недвижимости с кадастровым включен в Перечень на 2020 год под пунктом 10828, в Перечень на 2021 год под пунктом 11546; объект недвижимости с кадастровым – в Перечень на 2020 год под пунктом 10829, в Перечень на 2021 года под пунктом 11547; объект недвижимости с кадастровым – в Перечень на 2021 год под пунктом 11552.

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, пунктом 1 которой предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации к отдельным видам объектов налогообложения, в отношении которых применяются особенности определения их налоговой базы и которые обособляются от иного имущества посредством включения таких объектов в специальные перечни объектов недвижимого имущества, относятся исключительно те виды недвижимого имущества, которые перечислены в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них ( подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорных объектов в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 - 2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенные приказами управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 и от 27 ноября 2020 года № 1723.

Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень ( пункты 1, 9, 10, 12,15).

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.

Как следует из материалов административного дела, согласно сведениям, предоставленным по запросу суда ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, по состоянию на даты определения оспариваемых Перечней - на 25 ноября 2019 года и на 27 ноября 2020 года объект недвижимости, расположенный по адресу:, кадастровый , в пределах которого расположены спорные нежилые помещения, имел следующие характеристики: вид – здание, назначение: нежилое здание, наименование: здание многофункционального назначения (Универсальное здание. Магазин), площадь 40 055,5 кв.м.

Вступившими в законную силу решениями Брянского областного суда от 30 октября 2020 года по административному делу № 3а-683/2020, от 18 марта 2021 года по административному делу № 3а-440/2021, от 27 сентября 2021 года по административному делу № 3а-1753/2021 установлено, что согласно данным публичной карты указанное здание расположено на земельных участках .

По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, земельный участок, площадью 1029+/-6 кв.м, кадастровый , расположенный по адресу: , относится к категории земель-земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под строительство здания многофункционального назначения, поставлен на кадастровый учет 26 июня 2007 года; земельный участок, площадью 5052+/-24,9 кв.м, кадастровый , расположенный по адресу:, относится к категории земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под строительство здания многофункционального назначения, поставлен на кадастровый учет 14 января 2008 года; земельный участок, площадью 793 кв.м, кадастровый , расположенный по адресу: , относится к категории земель:земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома, поставлен на кадастровый учет 06 апреля 2004 года.

Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования.

В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

Названными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для: размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок ( пункт 1.2.9).

Таким образом, учитывая указанные выше виды разрешенного использования земельных участков, на которых расположено здание многофункционального назначения с кадастровым , в состав которого входят спорные нежилые помещения, суд приходит к выводу, что такие виды разрешенного использования земельных участков, как «под строительство здания многофункционального назначения» и «для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома» однозначно не свидетельствуют о том, что они предназначены для размещения объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость. Сведений об изменении видов разрешенного использования указанных выше земельных участков в материалах дела не содержится.

Указанные обстоятельства, как установленные вступившим в законную силу решением суда, в соответствии с требованиями части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказываются вновь.

Согласно техническому паспорту на здание многофункционального назначения (Универсальное здание.Магазин), расположенное по адресу:, составленному филиалом АО «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» по Центральному Федеральному округу по состоянию на 17 июля 2019 года, и экспликации к плану строения, расположенные в нем помещения имеют назначение: «основная», «основное», «подсобное», «лестничная клетка», «тамбур», «эскалатор», «лифт», «коридор», «лестница», что не свидетельствует о предназначении здания под размещение торговых и офисных помещений.

Представленный административным ответчиком акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания, расположенного по адресу:, кадастровый , составленный по состоянию на 24 ноября 2020 года путем камерального обследования без доступа на объект на основании сведений ЕГРН и документов технической инвентаризации, согласно которому здание предназначено для размещения торговых объектов, является ненадлежащим доказательством по делу, поскольку из положений пункта 12 постановления Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п, пункта 3.2 Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, для целей налогообложения, утвержденной приказом управления имущественных отношений Брянской области от 14 мая 2018 года N 638, следует, что мероприятия по обследованию объектов недвижимости в форме камерального исследования осуществляются для включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, назначение которых с большой долей достоверности может быть установлено или подтверждено документами, предусмотренными в разделе настоящей Методики ( объекты с наименованием «магазин», «торговый центр» и т.д.), т.е. в случае, если наименование (назначение) объекта недвижимости, указанное в сведениях ЕГРН либо в документах технического учета (инвентаризации), явно соответствует видам (назначению, наименованию) объектов недвижимости, указанным в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

К таковым относятся объекты недвижимости, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий по обследованию объектов недвижимости в предыдущем году, но только при наличии достаточных данных, полученных в результате камерального исследования, о соответствии объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из уполномоченных органов информации об изменении характеристик объекта недвижимости в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения объекта недвижимости в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, в отношении такого объекта недвижимости обследование может осуществляться в форме выездного обследования либо в форме комплексного обследования.

Вместе с тем, в данном случае в отношении объекта недвижимости с кадастровым сведения ЕГРН и технической документации не свидетельствуют о наличии оснований для отнесения нежилого здания к торговому центру, при этом суд учитывает, что наименование здания не является самостоятельным основанием для включения его в Перечень, т.к. статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает наименование здания (строения, сооружения) как условие его признания административно-деловым или торговым центром, устанавливая в пунктах 3, 4, 4.1 иные критерии.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что указанное нежилое здание и помещения в нем фактически не используются в связи с принятием мер по обеспечению иска по гражданскому делу по иску прокурора города Брянска в защиту интересов неопределенного круга лиц о запрете эксплуатации здания, об обязании получения разрешения на ввод в эксплуатацию здания, об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности. Определением Бежицкого районного суда гор.Брянска от 10 апреля 2018 года были приняты обеспечительные меры в виде запрета на эксплуатацию здания, расположенного по адресу: , до вступления в законную силу решения суда, за исключением производства работ по устранению нарушений правил пожарной безопасности и по содержанию в надлежащем состоянии здания и оборудования.

Указанные обеспечительные меры действовали и на момент определения Перечней на 2020-2021 годы, что не оспаривается представителем административного ответчика.

Вступившим в законную силу решением Брянского областного суда от 27 сентября 2021 года по административному делу № 3а-1753/2021 пункт 11 976 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в него объекта недвижимости с кадастровым , расположенного по адресу: , признан недействующим с 01 января 2021 года.

Как следует из объяснений представителя административного ответчика, и установлено судом, в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, объект недвижимости с кадастровым включен не был.

С учетом изложенного оснований для признания нежилого здания с кадастровым , в пределах которого расположены спорные нежилые помещения, торговым центром по предназначению или по фактическому использованию не имеется, следовательно, основания для включения в оспариваемые Перечни на 2020-2021 годы нежилых помещений с кадастровыми номерами как входящих в состав торгового центра, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае отсутствуют.

Доводы представителя административного ответчика о нахождении в указанном здании ООО «Энерготранс», в подтверждение чего представлены фотографии объекта, выполненные 15 ноября 2021 года, не свидетельствуют об использовании здания с кадастровым в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, т.к. сведений о том какие помещения, какой площадью, в каких целях и в какой период времени использовались данным юридическим лицом, не представлено. Кроме того, федеральный законодатель, устанавливая особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрел требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношения в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, указал, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений устанавливается в соответствии с принятым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (подпункт 1 пункта 7, пункт 9), иные доказательства фактического использования объекта недвижимости нормами федерального законодательства не предусмотрены. При этом суд также учитывает, что представленные фотографии сделаны в ноябре 2021 года, т.е. после определения оспариваемых Перечней на 2020-2021 годы, определенные приказами управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 и от 27 ноября 2020 года № 1723.

Исследовав представленные доказательства, суд также приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения спорных объектов в оспариваемые Перечни как объектов, предназначенных для использования или фактически используемых в качестве объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости и в сведениях, предоставленных ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области по запросу суда, объект недвижимости с кадастровым на дату определения Перечня на 2021 год – 27 ноября 2020 года имел следующие характеристики: вид – помещение, назначение: нежилое, наименование: помещение нежилое с эвакуационными лестницами, площадь 730,1 кв.м, что не свидетельствует о соответствии данного помещения требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Иных сведений, подтверждающих, что назначение, разрешенное использование или наименование данного объекта предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо данный объект в юридически значимый период фактически использовался в указанных целях в ходе рассмотрения дела не представлено, а судом не добыто.

Из объяснений представителя административного ответчика следует, что нежилое помещение с кадастровым было включено в Перечень на 2021 год как помещение, находящееся в составе торгового центра – объекта недвижимости с кадастровым .

Вместе с тем, исходя из указанных выше обстоятельств о несоответствии объекта недвижимости с кадастровым условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, учитывая вступившее в законную силу решение суда об исключении данного объекта из Перечня на 2021 год, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административных истцов об исключении принадлежащего им нежилого помещения с кадастровым из Перечня на 2021 год, как не отвечающего требованиям, предусмотренным подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из объяснений представителя административного ответчика, самостоятельным основанием для включения в оспариваемые Перечни на 2020-2021 годы объектов недвижимости с кадастровыми номерами является наименование указанных объектов, содержащееся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости.

Проверив доводы сторон в данной части, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов административного дела следует, что при обращении в суд с настоящим административным иском административными истцами были представлены копии выписок из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости и об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Так, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости, выданным по состоянию на 26 января 2021 года, собственником помещений с кадастровыми номерами с 31 августа 2009 года являлся ФИО1, право собственности которого на указанные объекты прекращено 09 июля 2019 года на основании брачного договора. 09 июля 2019 года на данные объекты недвижимости зарегистрировано право общей долевой собственности (доля в праве по ?) за ФИО1 и ФИО2

В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выданными по состоянию на 19 октября 2021 года, объект недвижимости с кадастровым , площадью 774,2 кв.м, имеет назначение: нежилое помещение, наименование: «Здание многофункционального назначения (Универсальное здание.Магазин).Энергоблок»; объект недвижимости с кадастровым , площадью 8203 кв.м, имеет назначение: нежилое помещение, наименование: «Помещения многофункционального назначения (Универсальное здание.Магазин).Автостоянка». Оба помещения расположены в пределах объекта недвижимости с кадастровым , помещение с кадастровым расположено на 1 и 2 этажах здания, помещение с кадастровым - в подвальном и цокольном этажах здания.

При этом в представленных представителем административных истцов в ходе рассмотрения административного дела выписках из Единого государственного реестра недвижимости о характеристиках объекта недвижимости, выданных по состоянию на 23 декабря 2019 года и на 30 января 2022 года, назначение и наименование помещений с кадастровыми номерами значится как «нежилое помещение».

Как указано выше, в представленном в суд техническом паспорте на здание многофункционального назначения (Универсальное здание. Магазин), расположенное по адресу: , составленном филиалом АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Центральному Федеральному округу по состоянию на 17 июля 2019 года, отсутствуют сведения, свидетельствующие о его предназначении под размещение торговых объектов. Согласно экспликации к поэтажным планам строения, назначение помещений, расположенных в подвале, цокольном этаже, а также на 1 и 2 этажах здания, указано как «основная», «основное», «подсобное», «лестничная клетка», «эскалатор», «коридор», «лифт», «тамбур».

Из объяснений представителя административных истцов ФИО3 следует, что отдельные технические паспорта на спорные помещения не составлялись.

В соответствии с представленными техническими планами на указанные помещения от 01 июля 2019 года, в разделе «Характеристики объекта недвижимости» наименование объектов указано: «нежилое помещение».

Иных доказательств, подтверждающих, что на момент утверждения оспариваемых Перечней, документы технического учета содержали сведения о размещении в спорных помещениях торговых объектов, не представлено.

Согласно информации, предоставленной по запросу суда ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в лице филиала по Брянской области, по состоянию на 25 ноября 2019 года и 27 ноября 2020 года спорные объекты имели следующие характеристики:

-объект с кадастровым вид – помещение, назначение –нежилое, наименование – здание многофункционального назначения (Универсальное здание.Магазин).Энергоблок, адрес:, площадь – 774,2 кв.м, кадастровый номер родительского , право – общая долевая собственность в пользу ФИО1 (доля в праве -1/2) и ФИО2 ( доля в праве -1/2), дата регистрации-09.07.2019г.;

-объект с кадастровым : вид – помещение, назначение – нежилое, наименование – здание многофункционального назначения (Универсальное здание.Магазин).Автостоянка, адрес:, площадь – 8203,0 кв.м, кадастровый номер родительского , право-общая долевая собственность в пользу ФИО1 (доля в праве -1/2) и ФИО2 ( доля в праве -1/2), дата регистрации - 09.07.2019г.

Исследовав представленные в суд реестровые дела на указанные объекты недвижимости, суд установил, что в брачном договоре от 03 июля 2019 года, послужившем основанием для регистрации за административными истцами права общей долевой собственности, в том числе, и на спорные объекты, ФИО1 и ФИО2 определен режим общей долевой собственности на нежилое помещение, назначение: нежилое, этаж , этаж , площадью 774,2 кв.м, адрес объекта: , кадастровый (пункт ДД.ММ.ГГГГ брачного договора), и нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, этаж № подвальный, этаж № цокольный, площадью 8203,0 кв.м, адрес объекта: , кадастровый (пункт ДД.ММ.ГГГГ брачного договора).

В содержащихся в реестровых делах кадастровых паспортах на указанные объекты, составленных по состоянию на 10 августа 2009 года, сведения о наименовании объектов отсутствуют, имеются сведения о назначении каждого из помещений «нежилое» и в строке «Номер помещения (квартиры)» указано соответственно: «Здание многофункционального назначения (Универсальное здание.Магазин) Энергоблок» и «Помещения многофункционального назначения (Универсальное здание. Магазин) Автостоянка».

Таким образом, исходя из содержания подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, применительно к обстоятельствам настоящего административного дела, суд приходит к выводу о наличии противоречий в сведениях о наименовании спорных объектов недвижимости с кадастровыми , а также учитывая, что такие наименования, как «Здание многофункционального назначения (Универсальное здание.Магазин).Энергоблок» и «Помещения многофункционального назначения (Универсальное здание.Магазин). Автостоянка» не являются однозначно определенными, данные объекты могли быть включены в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, при условии их фактического использования для размещения объектов торговли.

Вместе с тем, представленный акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения от 18 ноября 2019 года в отношении нежилых помещений, в количестве 225 объектов, указанных в приложении к акту, в том числе и спорных объектов, расположенных по адресу: , не может быть признан надлежащим доказательством, подтверждающим обоснованность включения нежилых помещений с кадастровыми номерами в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, как объектов, фактически используемых в качестве торговых объектов, т.к. в акте не содержится сведений о том, какие именно помещения и какой площадью обследовались и были признаны используемыми для размещения объектов торговли, описание и расчет площади помещений, используемых непосредственно для осуществления торговой деятельности, в акте отсутствуют. При этом в акте указано, что объекты недвижимого имущества (нежилые помещения) согласно списку в приложении к настоящему акту соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по предназначению родительского объекта, в котором они расположены. Однако, как указано выше, в Перечень на 2020 год объект недвижимости с кадастровым , в пределах которого расположены спорные объекты, не включен, а из Перечня на 2021 год исключен вступившим в законную силу решением суда от 27 сентября 2021 года.

Кроме того, суд также учитывает имеющееся в реестровых делах заключение ООО «САЯНЫ-ПРОЕКТ» о возможности раздела Здания многофункционального назначения (Универсальное здание. Магазин), расположенного по адресу: , на поэтажную собственность, в котором указано о возможности такого раздела здания на помещения по функциональному назначению, в том числе: «Здание многофункционального назначения (Универсальное здание. Магазин) Энергоблок» и «Помещения многофункционального назначения(Универсальное здание. Магазин) Автостоянка».

Как установлено в ходе рассмотрения дела, указанные объекты не могут быть использованы в качестве самостоятельных торговых объектов, поскольку представляют собой автостоянку и энергоблок, расположенные соответственно на цокольном и подвальном этажах, а также на 1 и 2 этажах здания с кадастровым , которое с 2018 года не эксплуатируется в связи с обеспечительными мерами в виде запрета его эксплуатации, установленными судом.

При этом энергоблок является неотъемлемой частью здания, опасным производственным объектом, зарегистрирован в реестре опасных производственных объектов и по договорам аренды от 01 января 2020 года и от 01 декабря 2020 года передан в аренду ООО «Сервис Плюс», имеющему лицензию на осуществление эксплуатации взрывопожарных производственных объектов, для эксплуатации, технического и сервисного обслуживания оборудования, смонтированного в здании по адресу: . Также по договорам аренды от 01 января 2020 года и от 01 декабря 2020 года ООО «Сервис Плюс» передано в аренду нежилое помещение, площадью 8203,0 кв.м, с кадастровым расположенное по адресу:, для обслуживания и складирования материалов, связанных с обслуживанием здания.

Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, административным ответчиком не представлено.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановление от 24 марта 2017 года N 9-П, законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить, причем все неустранимые сомнения, противоречия и неясности таких актов толкуются в пользу плательщика налога или сбора (пункты 6 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации); формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение, расплывчатость же налоговой нормы может привести к не согласующемуся с конституционным принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению и тем самым - к нарушению конституционного принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным.

Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона, и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан ( постановления от 12 июля 2007 года № 10-П, от 13 декабря 2016 года № 28-П, от 10 марта 2017 года № 6-П, от 11 февраля 2019 года № 9-П).

С учетом изложенного, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административных истцов об исключении спорных нежилых помещений с кадастровыми из Перечней на 2020-2021 годы, как не отвечающих требованиям, предусмотренным подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Вместе с тем, управлением имущественных отношений Брянской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных объектов недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения их в оспариваемые Перечни, не представлено.

На основании изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления ФИО1 и ФИО2

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны не действующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2020 год и на 2021 год), в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов возможно путем признания отдельных положений оспариваемых Перечней не действующими с 01 января 2020 года и с 01 января 2021 года.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ФИО1 и ФИО2 удовлетворить.

Признать не действующим Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 05 мая 2022 года № 631), в части включения в него помещений, расположенных по адресу:, с кадастровым (пункт Перечня 10828), с кадастровым (пункт Перечня 10829).

Признать не действующим Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 06 мая 2022 года № 666), в части включения в него помещений, расположенных по адресу: , с кадастровым (пункт Перечня 11546), с кадастровым (пункт Перечня 11547), с кадастровым (пункт Перечня 11552).

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская

Мотивированное решение суда изготовлено 17 июня 2022 года.