дело № 3а-651/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Брянск 17 мая 2021 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Богородской Н.А.,
при секретаре Кравцовой М.В.,
с участием прокурора Хроленок Т.А.,
представителя административного истца – общества с ограниченной ответственностью Торговая фирма «РИТМ» ФИО1, представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговая фирма «РИТМ» ( далее по тексту – ООО ТФ «РИТМ»; Общество) об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 ( в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 29 апреля 2021 года № 713), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 апреля 2021 года № 737), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 29 апреля 2021 года № 714),
У С Т А Н О В И Л:
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 ноября 2017 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2018 год).
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 апреля 2021 года № 713 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2018 года.
Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 29 апреля 2021 года № 713 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 апреля 2021 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 03 декабря 2018 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2019 год).
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 30 апреля 2021 года № 737 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2019 года.
Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 30 апреля 2021 года № 737 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 апреля 2021 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2020 год).
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 апреля 2021 года № 714 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2020 года.
Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 29 апреля 2021 года № 714 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 апреля 2021 года.
В указанные Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018-2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 29 апреля 2021 года №№ 713,714 и от 30 апреля 2021 года № 737), включены объекты недвижимости, в том числе, нежилое помещение, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>А ( Перечень на 2018 год – пункт 5255, Перечень на 2019 год – пункт 12018, Перечень на 2020 год – пункт 12033).
Административный истец ООО ТФ «РИТМ» обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018-2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в них принадлежащего Обществу нежилого помещения, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что спорный объект недвижимости не обладает признаками, предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, представляет собой производственно-складское здание. Включение данного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни нарушает права административного истца, т.к. неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца - ООО ТФ «РИТМ» ФИО1 административный иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Уточнив заявленные требования в связи с изменением редакций оспариваемых приказов управления имущественных отношений Брянской области, просил признать недействующим с 01 января 2018 года пункт 5255 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314, в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 29 апреля 2021 года № 713; с 01 января 2019 года пункт 12018 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512, в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 апреля 2021 года № 737; с 01 января 2020 года пункт 12033 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524, в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 29 апреля 2021 года № 714, в части включения в них нежилого помещения, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>А, ссылаясь на отсутствие критериев, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения указанного объекта в оспариваемые Перечни.
Представитель административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области ФИО3 против удовлетворения административного иска возражала, ссылаясь на то, что спорный объект недвижимости подлежал включению в оспариваемые Перечни в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также с учетом включения в Перечни нежилого здания, в составе которого значится нежилое помещение. По сведениям из ЕГРН объект с кадастровым №, расположенный по адресу:<адрес>А, имеет назначение: «нежилое помещение», наименование: «нежилое помещение», площадь 1253,7 кв.м, и расположен в нежилом здании с кадастровым №, которое включено в оспариваемые Перечни по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, - «здания и сооружения, предназначенные для оптовой и мелкоопотовой торговли». Кроме того, согласно экспликации к техническому паспорту на указанное здание, в его составе имеются помещения с наименованием «магазин», «склад-магазин», площадь которых составляет более 20% от общей площади здания. Полагает, что включение спорного нежилого помещения в Перечни на 2018-2020 годы соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав объяснения представителя административного истца - ООО ТМ «РИТМ» ФИО1, представителя административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области ФИО3 свидетелей ФИО8, ФИО9, заключение прокурора Хроленок Т.А., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (подпункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Брянской области налог на имущество организаций установлен и введен Законом Брянской области от 27 ноября 2003 года № 79-З «О налоге на имущество организаций», согласно которому в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, налоговая ставка устанавливается в размере 2,0 процента ( часть 3 статьи 1).
В силу требований подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).
Таким образом, оспариваемые административным истцом приказы управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 29 апреля 2021 года № 713,714 и от 30 апреля 2021 года № 737 изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов административного дела, административному истцу ООО ТФ «РИТМ» на праве собственности принадлежит объект недвижимости - назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, площадью 1253,7 кв.м, номер этажа, на котором расположено помещение, машино - место: этаж №, кадастровый №, расположенное по адресу:<адрес>А.
В оспариваемые Перечни на момент рассмотрения административного иска указанный объект недвижимости включен: Перечень на 2018 год – пункт 5255, Перечень на 2019 год – пункт 12018, Перечень на 2020 год – пункт 12033.
Согласно ответу управления имущественных отношений Брянской области от 04 августа 2020 года № 51-8513 на обращение ООО ТФ «РИТМ», 29 июля 2020 года на заседании межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества и вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения был рассмотрен вопрос об исключении объектов недвижимости с кадастровыми № и № из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2018-2020 годах определяется как их кадастровая стоимость, и принято решение об отказе в исключении вышеуказанных объектов недвижимости из Перечня.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них ( подпункт 1) ; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, действовавшим на момент включения спорного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314, был утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.
Пунктом 3 данного Порядка предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения (далее - объекты недвижимого имущества), определяется УИО Брянской области в соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Указом Губернатора Брянской области от 26 мая 2016 года N 186 «О внесении изменений в Положение об управлении имущественных отношений Брянской области».
В соответствии с пунктами 4, 5 указанного Порядка информационной базой для проведения мероприятий по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества является информация: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Брянской области; органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимости; средств массовой информации.
Мероприятия по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества проводятся в форме: межведомственного взаимодействия управления имущественных отношений Брянской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Брянской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; запросов сведений и документов, необходимых для определения перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества; обследований объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 6 вышеназванного Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется управлением имущественных отношений Брянской области на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, информации, полученной от государственных органов, и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса копий кадастровых паспортов объекта недвижимого имущества и земельного участка; выписок из Единого государственного реестра недвижимости на объекты недвижимого имущества; копии технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 года, поэтажного плана, технического плана, экспликации объекта недвижимого имущества; копий разрешительной документации на проведение перепланировки помещений объекта недвижимого имущества (в случаях проведения перепланировки помещений).
Запрашиваемая информация, материалы и акты обследования объектов недвижимого имущества для определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества предоставляются в управление имущественных отношений Брянской области в срок не позднее 1 мая года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 8 названного Порядка).
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорного объекта в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019-2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенные приказами управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 и от 25 ноября 2019 года № 1524.
Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень ( пункты 1, 9, 10, 12,15).
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Как следует из материалов административного дела, спорное нежилое помещение с кадастровым № расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>.
В соответствии со сведениями из Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым № имеет следующие характеристики: назначение: нежилое здание, наименование: склад, диспетчерская и пульт управления, площадь 1579,3 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей:2, адрес:<адрес>А.
Исходя из публичной кадастровой карты города Брянска указанное нежилое здание с кадастровым № расположено на земельном участке с кадастровым №
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости и информации, предоставленной по запросу суда филиалом ФГБУ ФКП Росреестра по Брянской области, земельный участок с кадастровым № по состоянию на даты определения оспариваемых Перечней на 2018-2020 годы, имел характеристики: площадь 16051+/-49,94 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: условный разрешенный вид – здания и сооружения, предназначенные для оптовой и мелкооптовой торговли, адрес: <адрес>А, вид права: собственность, дата регистрации 17 ноября 2008 года, правообладатель – ООО ТФ «РИТМ». Земельный участок поставлен на кадастровый учет 19 июня 2007 года.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении объекта на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых центров могут свидетельствовать виды разрешенного использования земельного участка, соответствующие описанию вида разрешенного использования земельного участка под кодом 4.2 с наименованием «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)», под кодом 4.3 с наименование «Рынки», под кодом 4.4 с наименованием «Магазины» в названном выше классификаторе видов разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».
Названными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для: размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5).
Как следует из объяснений свидетеля ФИО4 (юрисконсульт ООО ТФ «РИТМ»), принадлежащий ООО ТФ «РИТМ» земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>А, с кадастровым № ранее имел вид разрешенного использования для производственной деятельности. В 2014-2015 годах при проведении управлением Росреестра по ФИО2<адрес> проверки соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации при использовании указанного земельного участка, было установлено нарушение действующего законодательства, в связи с несоответствием земельного участка целям его использования, за что ООО ТФ «РИТМ» было привлечено к административной ответственности и Обществу было выдано предписание об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка. Во исполнение предписания вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>А, кадастровый №, по заявлению собственника – ООО ТФ «РИТМ» был изменен на вид разрешенного использования земельного участка для размещения объектов торговли, существующий до настоящего времени.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленной копией решения Арбитражного суда Брянской области от 09 июня 2015 года по делу № А09-2840/2015 по заявлению ООО ТФ «РИТМ» к управлению Росреестра по Брянской области об оспаривании постановления от 03 февраля 2015 года по делу № 18 о привлечении к административной ответственности, из которого следует, что в ходе плановой выездной проверки соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка в отношении ООО ТФ «РИТМ» выявлены нарушения земельного законодательства в использовании Обществом земельного участка с кадастровым №, площадью 16051 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>А, не в соответствии с разрешенным видом использования. Вид разрешенного использования относится к земельным участкам, предназначенным для производственной деятельности (земельные участки, используемые для производственной деятельности, коды 6.1-6.9 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540). При обследовании данного земельного участка установлено, что на нем находятся здания, строения, ангары, в которых расположены объекты оптовой торговли (магазины), фактически земельный участок используется ООО ТФ «РИТМ» под размещение объектов оптовой торговли. Данный фактический вид разрешенного использования относится к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (земельные участки, предназначенные для предпринимательства, коды 4.1- 4.9 Классификатора).
В соответствии с частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков выбираются правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка предусмотрен статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Таким образом, судом установлено, что на момент определения оспариваемых Перечней принадлежащее административному истцу нежилое помещение входило в состав здания, обладающего признаками торгового объекта, поскольку оно располагается на земельном участке, вид разрешенного использования которого был изменен по заявлению правообладателя - ООО ТФ «РИТМ» на условно разрешенный вид «здания и сооружения, предназначенные для оптовой и мелкооптовой торговли, для размещения объектов торговли», и допускает размещение на нем объектов торговли.
Данное условие является самостоятельным основанием для признания принадлежащего административному истцу нежилого помещения объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, как входящего в состав торгового объекта, расположенного на земельном участке с приведенным выше видом разрешенного использования, предусматривающем размещение торговых объектов.
Доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, административным истцом не представлено.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с техническим паспортом на нежилое здание с кадастровым №, в котором находится спорное помещение, составленным ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 03 октября 2005 года, в состав здания входят два склада-магазина, площадью 175,7 кв.м и 169,1 кв.м, и два магазина, площадью 18,3 кв.м и 16,7 кв.м, что составляет 24% от общей площади здания. При этом, склад – магазин, площадью 175,7 кв.м, согласно выписке из технического паспорта на нежилое помещение, расположенное по адресу:<адрес>А, входит в состав спорного помещения, площадью 1253,7 кв.м.
Как следует из оспариваемых административным истцом Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2018-2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, нежилое здание с кадастровым № также включено в данные Перечни (Перечень на 2018 год – пункт 5268, Перечень на 2019 год – пункт 12031, Перечень на 2020 год - пункт 12047).
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО9 - инженер по инвентаризации строений и сооружений МО № 1 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» пояснила, что в 2020 году в ходе обследования здания, расположенного по адресу:<адрес>А, с кадастровым №, было установлено, что в нем имеются торговые и складские помещения, в которых осуществляется торговая деятельность, - магазин «Веснушка», два склада канцелярских товаров, склад –магазин с тканями.
У суда не имеется оснований критически относиться к показаниям данного свидетеля, т.к. свидетель сообщила об известных ей обстоятельствах, имеющих значение для дела, в том числе о фактическом использовании здания, в котором расположено спорное помещение. Показания свидетелей согласно части 2 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются доказательствами по административному делу и подлежат оценке наряду с другими доказательствами в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включаются такие здания (строения, сооружения), которые используются или могут быть использованы, в целях делового, административного или коммерческого назначения, т.е. объекты недвижимости, которые с экономической точки зрения в процессе самостоятельной эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, в связи с чем налогообложение таких объектов регулируется законодателем в специально установленном порядке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23 июня 2015 года N 1259 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Туристско-гостиничный комплекс «Альфа» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 1 пункта 3 и подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы «О налоге на имущество организаций», федеральный законодатель в рамках предоставленной ему дискреции в налоговой сфере в статье 378.2 НК РФ установив необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость, в качестве основного определил вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен соответствующий объект недвижимости. Данное регулирование является нормативной основой как для исполнения субъектами Российской Федерации полномочия по формированию указанного перечня объектов недвижимого имущества, так и для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что одним из критериев включения объектов недвижимости в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, является расположение здания на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, и учитывая, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание с кадастровым №, в пределах которого расположено спорное помещение, соответствовал этому критерию, включение принадлежащего административному истцу нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>А, в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 - 2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не противоречит требованиям действующего законодательства. Оснований для применения положений пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, в данном случае не имеется.
Учитывая, что в данном случае спорный объект был включен в Перечни на 2018-2020 годы не по виду его фактического использования, а по виду разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, в пределах которого находится спорный объект, определение вида фактического использования спорного объекта не являлось обязательным условием для решения вопроса о включении принадлежащего административному истцу объекта в оспариваемые Перечни.
Утверждение представителя административного истца о необоснованном включении в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества принадлежащего ООО ТФ «РИТМ» нежилого помещения по причине неустановления его фактического использования основано на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, и не имеет правового значения для разрешения административного спора, поскольку каждый из приведенных в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации критериев является самостоятельным основанием для признания объекта недвижимости как использующегося в качестве торгового центра (комплекса).
На основании изложенного, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления ООО ТФ «РИТМ» о признании не действующими Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 - 2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказами управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314, от 29 ноября 2018 года № 1512 и от 25 ноября 2019 года № 1524, в части включения в них нежилого помещения с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>А, поскольку спорное помещение входит в состав отдельно стоящего нежилого здания, соответствующего одному из основных критериев, позволяющих отнести его к торговому объекту.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью Торговая фирма «РИТМ» о признании недействующими Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 ( в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 29 апреля 2021 года № 713), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 апреля 2021 года № 737), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 29 апреля 2021 года № 714), в части включения в них нежилого помещения, кадастровый №, расположенного по адресу:<адрес>А, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А.Богородская
Мотивированное решение суда изготовлено 31 мая 2021 года