ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-206/19 от 25.07.2019 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело № 3а-206/2019

25OS0000-01-2019-000221-48

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

город Владивосток 25 июля 2019 года

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Зайцевой О.А.

с участием прокурора Бобылевой О.А.,

при секретаре Сылко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к муниципальному комитету Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края, заинтересованные лица: администрация Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края, администрация Хасанского муниципального района Приморского края о признании муниципального правового акта Славянского городского поселения от 23 ноября 2016 года №99-МПА «Порядок определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Славянского городского поселения, предоставленные в аренду без проведения торгов», принятого решением муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 22 ноября 2016 года № 173, не действующим в части,

установил:

решением муниципального комитетаСлавянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 22 ноября 2016 года № 173 принят муниципальный правовой акт Славянского городского поселения от 23 ноября 2016 года № 99-МПА «Порядок определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Славянского городского поселения, предоставленные в аренду без проведения торгов», которое опубликовано в официальном издании «Бюллетень муниципальных правовых актов Славянского городского поселения» 24 ноября 2016 года № 39 и размещено на официальном сайте Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края http://www.mo-slavyanskoe.ru/.

Подпунктом 33 пункта 4 данного муниципального правого акта установлена ставка арендной платы по виду разрешенного использования земельных участков «Объекты природно-познавательного туризма (размещение баз и палаточных лагерей для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой, пеших и конных прогулок, устройство троп и дорожек, размещение щитов с познавательными сведениями об окружающей природной среде; осуществление необходимых природоохранных и природовосстановительных мероприятий)» в размере 10 %.

Решением муниципального комитетаСлавянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 19 апреля 2017 года № 192 принят муниципальный правовой акт Славянского городского поселения от 20 апреля 2017 года № 111-МПА «О внесении изменений в муниципальный правовой акт Славянского городского поселения от 23 ноября 2016 года № 99-МПА «Порядок определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Славянского городского поселения, предоставленные в аренду без проведения торгов», которое опубликовано в официальном издании «Бюллетень муниципальных правовых актов Славянского городского поселения» 28 апреля 2017 года № 12 и размещено на официальном сайте Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края http://www.mo-slavyanskoe.ru/.

Размер арендной платы по виду разрешенного использования земельных участков «Объекты природно-познавательного туризма (размещение баз и палаточных лагерей для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой, пеших и конных прогулок, устройство троп и дорожек, размещение щитов с познавательными сведениями об окружающей природной среде; осуществление необходимых природоохранных и природовосстановительных мероприятий)» данным муниципальным актом не изменился и составил 10 % (подпункт 33 пункт 4).

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с момента вступления в законную силу решения суда подпункта 33 пункта 4 муниципального правового акта Славянского городского поселения от 23 ноября 2016 года № 99-МПА «Порядок определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Славянского городского поселения, предоставленные в аренду без проведения торгов», принятого решением муниципального комитета Славянского городского поселения от 22 ноября 2016 года № 173. В обоснование своих требований указал, что на основании договора аренды земельного участка № 126 от 15 марта 2012 года он является арендатором земельного участка с кадастровым номером , общей площадью ... кв.м, из земель особо охраняемых территорий и объектов (земли рекреационного назначения), на срок с 6 февраля 2012 года по 6 февраля 2022 года. Пунктом 1.1. вышеуказанного договора аренды установлена арендная плата в размере ... рубля в год, что составляет 4 % от кадастровой стоимости земельного участка. На момент заключения данного договора аренды, расчет арендной платы производился на основании нормативного правового акта от 5 июля 2011 года № 103-НПА «О ставках арендной платы за использование земельных участков на территории Хасанского муниципального района». Во исполнение постановления Администрации Приморского края от 11 марта 2015 года №75-па «О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края, предоставленных в аренду без проведения торгов» муниципальным комитетом Славянского городского поселения принято решение от 22 ноября 2016 года № 173, пунктом 4 которого были утверждены ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков. Согласно подпункту 33 пункта 4 оспариваемого МПА ставка арендной платы за объекты природно-познавательного туризма составила 10 % от кадастровой стоимости, чем был превышен размер арендной платы земельного участка с кадастровым номером более чем в 5,5 раз. Исходяиз принципа экономической обоснованности, установленного постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования. Орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города. Ставки арендной платы должны устанавливаться в целях определения экономической обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков. При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен производиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков. Муниципальный правовой акт от 23 ноября 2016 года №99-МПА в оспариваемой части нарушает его (административного истца) права, поскольку возлагает на него обязанность по оплате арендной платы свыше предусмотренной подпунктом «д» пункта 3 постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582, имеющему большую юридическую силу.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО8 поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснил, что полномочия Контрольно-счетного органа Славянского городского поселения четко определены и ограничены частью 2 статьи 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и Положением о Контрольно-счетном органе Славянского городского поселения, утвержденного решением муниципального комитета Славянского городского поселения № 22 от 17 октября 2014 года. При этом, полномочия на дачу заключений по проектам решений муниципального комитета Славянского городского поселения об утверждении ставок аренды, порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности поселения, у Контрольно-счетного органа Славянского городского поселения отсутствуют. Таким образом, заключения от 15 ноября 2016 года, 15 апреля 2017 года и пояснительная записка от 28 марта 2017 года Контрольно-счетного органа Славянского городского поселения допустимыми и относимыми доказательствами не являются, в связи с чем, не могут свидетельствовать о законности и обоснованности утвержденных оспариваемым МПА ставок арендной платы. В заключениях и пояснительной записке вообще отсутствует экономическое обоснование, а также отсутствуют анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, отсутствуют и сами расчеты подтверждающие доходность земельных участков. Каких-либо доказательств о том, что муниципальным комитетом определялась доходность земельных участков с учетом их местоположения, наличия транспортной, коммунальной инфраструктуры, материалы дела не содержат, отчет определения рыночной стоимости земельных участков также отсутствует. Увеличение ставок арендной платы исключительно в целях компенсации бюджетных потерь и получения дополнительных доходов Славянским городским поселением при изменении кадастровой стоимости противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку не относится к числу критериев, влияющих на уровень доходности земельных участков. Кроме этого, оспариваемые положения № 99-МПА, определяющие ставку арендной платы в размере 10 % от кадастровой стоимости для земельных участков, относящихся к одинаковому виду разрешенного использования, допускают различный размер арендной платы за земельные участки, отнесенные к той же категории земель, находящихся в собственности Российской Федерации, Приморского края, определенной в размере 2 % от кадастровой стоимости.

Представитель муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края (далее муниципальный комитет Славянского городского поселения) ФИО9 в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, представил письменные возражения, дополнительные возражения на административный иск. По существу указал, что на момент заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером был установлен его вид разрешенного использования «под строительство базы отдыха». В связи с изменением вида разрешенного использования на «объекты природно-познавательного туризма» ставка арендной платы за использование вышеуказанного земельного участка была определена в размере 10 %. Ставки арендной платы были приняты решением Думы Хасанского муниципального района от 27 июня 2011 года № 340, в том числе по договору аренды земельного участка от 15 марта 2012 года № 126. Данные ставки прошли анализ в Контрольно-счетном органе администрации Славянского городского поселения путем сплошного применения к земельным участкам с одним видом использования. Расчет ставок арендной платы произведен, в том числе для объектов «природно-познавательного туризма» и свидетельствует об установлении ставки на основании метода экономического анализа. Контрольно-счетным органом Славянского городского поселения представлен расчет экономического обоснования размера ставки, на основании которого муниципальным комитетом установлена ставка арендной платы. Изменение стоимости аренды земельного участка, вызванное изменением кадастровой стоимости земельных участков в результате государственной кадастровой переоценки не нарушает принципа экономической обоснованности. Оспариваемый муниципальный правовой акт принят в соответствии с действующим законодательством, с учетом принципов, установленных постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582. Экономическое обоснование проводилось на основе анализа физических, экономических, количественных, качественных и иных характеристик, социально-экономических показателей региона, а так же природно-географических, исторических, и иных общих сведений, являющихся существенно важными для полноты исследования земельных участков, находящихся на территории Славянского городского поселения, имеющих вид разрешенного использования «природно-познавательный туризм» (под строительство базы отдыха). Коммерческая привлекательность на основании проведенных анализов объектов исследования, по признакам назначения и места расположения, определена на уровне среднерыночной.

Представитель администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края ФИО10 в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, предоставила письменный отзыв на административный иск. По существу показала, что администрацией Славянского городского поселения при установлении, в том числе оспариваемой ставки арендной платы, были соблюдены принципы экономической обоснованности, предсказуемости расчетов, предельно допустимой простоты расчетов, принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельный участки, принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, запрета необоснованных предпочтений. Так, давалась оценка местоположению и градостроительной ценности участков, категории земель и виду разрешенного использования. Установление ставок арендной платы в процентном отношении к кадастровой стоимости и подразумевает соблюдение принципа экономической обоснованности. Формула расчета размера арендной платы, используемая в оспариваемом муниципальном правовом акте, взята из постановления Администрации Приморского края от 11 марта 2015 года № 75-па. Пояснила, что расчет экономической обоснованности оспариваемой ставки арендной платы первоначально делался при принятии муниципального правового акта Славянского городского поселения от 23 ноября 2016 года № 99-МПА «Порядок определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Славянского городского поселения, предоставленные в аренду без проведения торгов», решением муниципального комитетаСлавянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 22 ноября 2016 года № 173. В последствии размер ставки пересматривался, но остался прежним 10 % (муниципальный правовой акт Славянского городского поселения от 20 апреля 2017 года № 111-МПА, принятый решением муниципального комитетаСлавянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 19 апреля 2017 года № 192).

ФИО1, представитель администрации Хасанского муниципального района Приморского края в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. ФИО1 о причинах неявки суд в известность не поставил, ходатайств об отложении слушания дела или рассмотрении дела в его отсутствие не заявил. От представителя администрации Хасанского муниципального района Приморского края ранее поступил письменный отзыв на административный иск, в котором заявлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО8, возражения представителей муниципального комитета Славянского городского поселения ФИО9., администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края ФИО10., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурораБобылевой О.А., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ, а также в силу действовавших до 1 марта 2015 года положений пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ и пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается, в частности, органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Частью 1 статьи 7 и пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, подпунктом 3 пункта 1 статьи 5 Устава Славянского городского поселения, принятого решением муниципального комитета Славянского городского поселения от 5 октября 2007 года № 213, установлено, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа, относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

В силу пункта 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Устава Славянского городского поселения, в структуру органов местного самоуправления Славянского городского поселения входит, в частности, представительный орган местного самоуправления Славянского городского поселения - Муниципальный комитет Славянского городского поселения, обладающего собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В исключительной компетенции Комитета поселения находится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подпункт 3 пункта 1 статьи 23 Устава).

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого муниципального правового акта муниципальным комитетом Славянского городского поселения соблюдены требования нормативных правовых актов, в части наличия у представительного органа местного самоуправления Славянского городского поселения полномочий на принятие муниципального правового акта, его формы, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу. Муниципальный правовой акт муниципального комитета Славянского городского поселения в данной части не оспаривался.

В судебном заседании установлено, 15 марта 2012 года между администрацией Хасанского муниципального района («Арендодатель») и ИП ФИО1 («Арендатор») заключен договор аренды земельного участка , согласно которому на основании постановления администрации Хасанского муниципального района от 6 февраля 2012 года № 157 «О предоставлении земельного участка в аренду ИП ФИО1 под строительство базы отдыха», в соответствии с настоящим Договором Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов (земли рекреационного назначения) с кадастровым номером , общей площадью ... кв.м, местоположение которого установлено примерно в 325 м по направлению на юго-запад от ориентира высоты с отметкой 79,4 м, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес> – под строительство базы отдыха. Срок арены Участка устанавливается с 6 февраля 2012 года по 6 февраля 2022 года (пункт 2.1.).

Согласно пункту 3.1. Договора, арендная плата за Участок устанавливается в размере 12964 рубля в год, согласно прилагаемому к Договору Расчету арендной платы (приложение 2).

Из расчета арендной платы за земельный участок Приложения 2 к договору аренды от 15 марта 2012 года следует, что расчет производится на основании нормативного правового акта от 5 июля 2011 года № 103-НПА «О ставках арендной платы за использование земельных участков на территории Хасанского муниципального района», годовая арендная плата рассчитана с учетом кадастровой стоимости земельного участка и процента для определения размера арендной платы от кадастровой стоимости земельного участка (4 %).

Пунктом 3.6. Договора предусмотрено, что размер арендной платы пересматривается Арендодателем в одностороннем порядке при утверждении новых ставок арендной платы и/или методики расчета арендной платы, но не чаще одного раза в год.

8 февраля 2017 года между администрацией Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края («Арендодатель») и ИП ФИО1 («Арендатор») заключено соглашение к договору аренды земельного участка № 126 от 15 марта 2012 года, из которого следует, что в отношении земельного участка с кадастровым номером изменен вид разрешенного использования на «природно-познавательный туризм (размещение баз и палаточных лагерей для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой, пеших и конных прогулок, устройство троп и дорожек, размещение щитов с познавательными сведениями об окружающей природной среде; осуществление необходимых природных и природовосстановительных мероприятий)», и установлена арендная плата за Участок в размере ... рубля в год, согласно прилагаемому к настоящему Соглашению Расчету арендной платы (приложение 1).

Из расчета арендной платы Приложения 1 к соглашению от 8 февраля 2017 года к договору аренды земельного участка № 126 от 15 марта 2012 года следует, что расчет производится на основании постановления Администрации Приморского края от 11 марта 2015 года № 75-па «О Порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края, предоставленных в аренду без проведения торгов», ставка арендной платы за использование земельного участка установлена муниципальным правовым актом Славянского городского поселения, принятым Муниципальным комитетом Славянского городского поселения 22 ноября 2016 года № 173 и составляет 10 %.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Арендная плата, в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, определяется исходя, в том числе из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определениях от 11 мая 2004 года № 209-О, от 28 февраля 2017 года № 424-О при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок арендной платы (земельного налога) не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, суды должны выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. Данная позиция применяется и к вопросам установления размера арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена, в том числе к отдельным элементам формулы расчета размера такой арендной платы.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.

Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что ставка арендной платы, являясь одним из показателей расчета годовой арендной платы, подразумевает необходимость экономического обоснования его размера и, соответственно, должен отвечать принципу экономической обоснованности.

Представленные в материалы настоящего административного дела представителями муниципального комитета Славянского городского поселения и администрации Славянского городского поселения документы, а именно два заключения на проекты решений муниципального комитета Славянского городского поселения от 22 ноября 2016 года № 173 и от 19 апреля 2017 года № 192, подготовленные Контрольно-счетным органом Славянского городского поселения 15 ноября 2016 года и 15 апреля 2017 года; пояснительная записка к вопросу о пересмотре МПА, принятого решением муниципального комитета Славянского городского поселения от 22 ноября 2016 года № 173 с приложением таблицы средней кадастровой стоимости 1 кв.м до и после государственной кадастровой оценки по видам разрешенного использования земельных участков, составленная Контрольно-счетным органом Славянского городского поселения 28 марта 2017 года; информационная справка по ставкам арендной платы от 7 июня 2018 года, а также пояснительная записка к проекту нормативного правого акта «О внесении изменений в муниципальный правовой акт Славянского городского поселения от 23 ноября 2016 года № 99-МПА «Порядок определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Славянского городского поселения, предоставленные в аренду без проведения торгов», подготовленная финансовым отделом администрации Славянского городского поселения 18 апреля 2017 года, не содержат доказательств того, что муниципальным комитетом Славянского городского поселения, администрацией Славянского городского поселения либо иным органом местного самоуправления Славянского городского поселения производились все необходимые расчеты в целях экономического обоснования установления арендной платы по виду разрешенного использования «Объекты природно-познавательного туризма (размещение баз и палаточных лагерей для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой, пеших и конных прогулок, устройство троп и дорожек, размещение щитов с познавательными сведениями об окружающей природной среде: осуществление необходимых природоохранных и природовосстановительных мероприятий)» в размере 10 % от кадастровой стоимости земельных участков, а также полный анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

При этом суд учитывает, что информационная справка по ставкам арендной платы от 7 июня 2018 года составлена уже после издания муниципального правового акта Славянского городского поселения от 23 ноября 2016 года № 99-МПА, принятого решением муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 22 ноября 2016 года № 173, и решения от 19 апреля 2017 года № 192 о принятии муниципального правового акта Славянского городского поселения от 20 апреля 2017 года № 111-МПА.

Представленные административным ответчиком и заинтересованными лицами в суд документы, не могут считаться надлежащим экономическим обоснованием оспариваемой арендной ставки. В данных документах отсутствует надлежащая оценка местоположения и градостроительной ценности земельных участков с видом разрешенного использования «Объекты природно-познавательного туризма (размещение баз и палаточных лагерей для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой, пеших и конных прогулок, устройство троп и дорожек, размещение щитов с познавательными сведениями об окружающей природной среде: осуществление необходимых природоохранных и природовосстановительных мероприятий)», расположенных в б. Баклан.

Ранее в отношении земельных участков, предоставляемых под размещение объектов природно-познавательного туризма, действовала ставка арендной платы в размере 4,0-7,5 % от кадастровой стоимости земельного участка (решение Думы Хасанского муниципального района от 27 июня 2011 года № 340).

Решением муниципального комитетаСлавянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 22 ноября 2016 года № 173 в муниципальном правовом акте Славянского городского поселения от 23 ноября 2016 года № 99-МПА была утверждена ставка арендной платы по виду разрешенного использования «Объекты природно-познавательного туризма (размещение баз и палаточных лагерей для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой, пеших и конных прогулок, устройство троп и дорожек, размещение щитов с познавательными сведениями об окружающей природной среде: осуществление необходимых природоохранных и природовосстановительных мероприятий)» в размере 10 % (подпункт 33 пункта 4).

В Заключении на проект решения муниципального комитета Славянского городского поселения «О внесении изменений в МПА Славянского городского поселения от 23 ноября 2016 года № 99-МПА…», подготовленного Контрольно-счетным органом Славянского городского поселения 15 апреля 2017 года к утверждению предлагалась ставка арендной платы 7,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, однако в утвержденном решением муниципального комитетаСлавянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 19 апреля 2017 года № 192, муниципальном правовом акте Славянского городского поселения от 20 апреля 2017 года № 111-МПА ставка арендной платы осталась на прежнем уровне в размере 10 % (подпункт 33 пункта 4).

При этом обоснования повышения ставки арендной платы по сравнению к ранее действовавшей, а также ставки предложенной к установлению, не при подготовке проекта оспариваемого муниципального правового акта, ни в судебном заседании не приведено.

При указанных обстоятельствах, требования о признании недействующим подпункта 33 пункта 4 муниципального правового акта Славянского городского поселения от 23 ноября 2016 года № 99-МПА «Порядок определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Славянского городского поселения, предоставленные в аренду без проведения торгов», принятого решением муниципального комитета Славянского городского поселения от 22 ноября 2016 года № 173 (в редакции муниципального правового акта Славянского городского поселения от 20 апреля 2017 года № 111-МПА, принятого решением от 19 апреля 2017 года № 192), подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 к муниципальному комитету Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края, заинтересованные лица: администрация Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края, администрация Хасанского муниципального района Приморского края о признании муниципального правового акта Славянского городского поселения от 23 ноября 2016 года №99-МПА «Порядок определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Славянского городского поселения, предоставленные в аренду без проведения торгов», принятого решением муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 22 ноября 2016 года № 173, не действующим в части – удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда подпункт 33 пункта 4 муниципального правового акта Славянского городского поселения от 23 ноября 2016 года № 99-МПА «Порядок определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Славянского городского поселения, предоставленные в аренду без проведения торгов», принятого решением муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 22 ноября 2016 года № 173 (в редакции муниципального правового акта Славянского городского поселения от 20 апреля 2017 года № 111-МПА, принятого решением от 19 апреля 2017 года № 192).

Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании представительного органа местного самоуправления.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Приморского краевого суда О.А.Зайцева