УИД 61OS0000-01-2021-000174-97
№ 3а-206/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 октября 2021 года г. Ростов -на- Дону
Ростовский областной суд в составе
председательствующего Шикуля Е.В.
с участием прокурора Емелиной Е.А.
при секретарях Даниловой С.А., Магомедовой Р.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Исток» о признании не действующими постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области №85/34 от 20 декабря 2018 г. «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ОАО «Исток», г. Каменск-Шахтинский, на 2019-2023 годы» в части; постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области №54/44 от 18 декабря 2020 г. «О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ОАО «Исток», г. Каменск-Шахтинский, на 2021 год»; об обязании Региональной службы по тарифам Ростовской области пересмотреть заново базовый уровень операционных расходов ОАО «Исток» на 2019-2023 годы, установленный постановлением Региональной службой по тарифам Ростовской области № 85/34 от 20 декабря 2018 года,
у с т а н о в и л:
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области №85/34 от 20 декабря 2018 г. «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ОАО «Исток» (ИНН <***>), г. Каменск-Шахтинский, на 2019-2023 годы» установлены тарифы ОАО «Исток» на 2019-2023 годы в сфере холодного водоснабжения (на питьевую воду) для потребителей г. Каменск-Шахтинского и мкр.Лиховской, для прочих потребителей и на питьевую воду второго подъема для ОАО «Каменскволокно», в сфере водоотведения для потребителей г. Каменск-Шахтинского и мкр. Лиховской и прочих потребителей, а также установлены долгосрочные параметры регулирования указанных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ОАО «Исток» (базовый уровень операционных расходов, индекс эффективности операционных расходов, показатели энергосбережения и энергетической эффективности: уровень потерь воды и удельный расход электрической энергии).
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области № 54/44 от 18 декабря 2020 г. «О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ОАО «Исток», г. Каменск-Шахтинский, на 2021 год» установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ОАО «Исток», город Каменск-Шахтинский, на 2021 год с учетом корректировки.
ОАО «Исток» обратилось в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением и с учетом уточнения заявленных требований просит:
- признать недействующим с 1 января 2020 года постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области №85/34 от 20 декабря 2018 г. «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ОАО «Исток» (ИНН <***>), г. Каменск-Шахтинский, на 2019-2023 годы»;
- признать недействующим с момента принятия постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области №54/44 от 18 декабря 2020 г. «О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ОАО «Исток» (ИНН <***>), г. Каменск-Шахтинский, на 2021 год»;
- обязать Региональную службу по тарифам Ростовской области пересмотреть заново базовый уровень операционных расходов ОАО «Исток» на период 2019-2023 годы, установленный постановлением РСТ РО № 85/34 от 20 декабря 2018 г.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что при установлении тарифов и последующей их корректировке органом регулирования не учтены реальные затраты на оплату труда работников по нормативно установленным требованиям в части штатной численности и тарифной ставки, что привело к неправильному определению базового уровня операционных расходов и необходимой валовой выручки.
По мнению административного истца, орган регулирования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, был обязан применить параметры отраслевого тарифного соглашения «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы» № 22/77-19 от 8 декабря 2016 г., заключенного между Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения (ОООР ЖКХ) и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, которое автоматически распространяется на всех работодателей в сфере ЖКХ при том, что административный истец не подавал мотивированный отказ присоединиться к ОТС.
Также, по мнению административного истца, орган регулирования при установлении тарифа на долгосрочный период регулирования в 2018 году и при его корректировке в 2020 году неправомерно не учел нормативную штатную численность работников с учетом Приказа Госстроя РФ № 66 от 22 марта 1999 г. «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства».
Определением Ростовского областного суда от 28 сентября 2021 г. прекращено производство по административному делу в части административных исковых требований о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области №67/9 от 19 декабря 2019 г. «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ОАО «Исток» (ИНН <***>), г. Каменск-Шахтинский, на 2020-2024 годы»; признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области №54/42 от 18 декабря 2020 г. «О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения ОАО «Исток» (ИНН <***>), г. Каменск-Шахтинский, на 2021 год» в связи с отказом административного истца от иска.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 поддержал административные исковые требования в уточненной редакции от 28 сентября 2021 г.
Представитель Региональной службы по тарифам Ростовской области по доверенности ФИО2 просила отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что оснований для применения федерального тарифного соглашения в части тарифной ставки рабочего первого разряда не имелось, поскольку ОАО «Исток» (далее - Предприятие) информации о распространении на него прав и обязательств по соблюдению федерального отраслевого тарифного соглашения не предоставляло, самостоятельно проверить данную информацию не представлялось возможным, так как в реестр членов и участников отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальной хозяйстве Российской Федерации ОАО «Исток» включено 16 декабря 2019 года, то есть позже издания оспариваемого постановления от 20 декабря 2018 г. Штатная численность работников Предприятия рассчитана исходя из фактической численности за предшествующие периоды, поскольку обоснование нормативной штатной численности Предприятие не предоставило.
Изучив материалы административного дела, материалы тарифных дел, выслушав представителей административного истца ФИО1, ФИО3, ФИО4, генерального директора ОАО «Исток» ФИО5, представителя административного ответчика ФИО2, представителей административного истца и административного ответчика, допущенных к участию в деле с учетом положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2020 года N 37-П ФИО6, ФИО7, заслушав заключение прокурора, участвующего в деле, полагавшего, что имеются основания для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующему.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», пункты 1, 2 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
В целях реализации положений Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении) в части, касающейся тарифного регулирования, Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 года принято постановление № 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования). Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее – Методические указания).
В силу статьи 3 Закона о водоснабжении в числе общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотрены создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих водоснабжение, необходимых для его осуществления; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесены установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Органом исполнительной власти Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов является Региональная служба по тарифам Ростовской области (далее - орган регулирования, РСТ), полномочия которой на утверждение соответствующих видов тарифов и производственных программ закреплены в разделе 2 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13 января 2012 г. № 20 (с последующими изменениями и дополнениями).
Таким образом, оспариваемые административным истцом постановления приняты РСТ в пределах имеющейся компетенции.
Упомянутые акты изданы в форме постановлений, что соответствует пункту 1.3.1 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, приняты на заседании Правления РСТ правомочным составом Правления с соблюдением порядка, установленного пунктом 3.6 того же Положения, что подтверждено протоколом заседания Правления, приказами о формировании персонального состава Правления.
Оспариваемое постановление РСТ № 85/34 от 20 декабря 2018 г. официально опубликовано с соблюдением требований, установленных Областным законом Ростовской области от 29 декабря 2003 г. № 85-ЗС «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области», на официальном портале правовой информации Ростовской области http://pravo.donland.ru, 25 декабря 2018 года № 6145201812250032.
Оспариваемое постановление РСТ № 54/44 от 18 декабря 2020 г. опубликовано на официальном портале правовой информации Ростовской области http://pravo.donland.ru 23 декабря 2020 года № 6145202012230086.
В соответствии с постановлением Администрации г. Каменск-Шахтинский от 23 августа 2016 г. № 877 «Об определении гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Город Каменск-Шахтинский» ОАО «Исток» определено гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования г. Каменск-Шахтинский кроме мкр.Заводской (л.д.196-197 том 2).
28 апреля 2018 года ОАО «Исток» обратилось в РСТ с заявлением об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 годы. Обосновывающие материалы, а также заявления и ходатайства об изменении структуры расходов неоднократно подавались Предприятием, последние дополнительные материалы были приняты РСТ 14 декабря 2018 года (л.д.204 том 2).
По итогам экспертизы представленных Предприятием обосновывающих материалов к заявлению об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения подготовлены заключения от 10 декабря 2018 г. № 40.5/1856/04.05.2018 (л.д. 58-104 том 3).
20 декабря 2018 года состоялось заседание Правления РСТ, по результатам которого принято оспариваемое постановление № 85/34.
В соответствии с п. 30 и п. 31 Основ ценообразования тарифы для ОАО «Исток» установлены с применением метода индексации.
В данном случае для ОАО «Исток» 2019 год – начало второго долгосрочного периода с установлением тарифов на 5 лет, ранее при расчете тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения с 2016 по 2018 годы для Предприятия применялся метод индексации.
Согласно пункту 61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов является долгосрочным параметром регулирования тарифов, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования, определяется в соответствии с Методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 Основ.
В силу названной нормы, а также пунктов 39, 40, 41 Основ ценообразования расходы на оплату труда основного производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала относятся к операционным, то есть связанным с осуществлением регулируемого вида деятельности, и, следовательно, подлежат учету в расчете базового уровня операционных расходов как долгосрочного параметра регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 45 Методических указаний операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования (далее - базовый уровень операционных расходов) рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов в соответствии с пунктами 17 - 26 Методических указаний.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Из пункта 17 Методических указаний следует, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям.
При определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения:
параметры отраслевого тарифного соглашения;
параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение);
размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен;
условия коллективного договора;
прогнозный индекс потребительских цен.
В обоснование затрат по заработной плате на период долгосрочного регулирования Предприятием представлены: копия коллективного договора на 2017-2019 годы, зарегистрированного в управлении по труду министерства труда и социального развития Ростовской области 14 сентября 2017 года (том 1 тарифы 2019-2023, стр. 381-400), уведомление областного комитета профсоюза жизнеобеспечения о присоединении ОАО «Исток» к тарифному соглашению по ЖКХ Ростовской области на 2014-2016 годы (том 1 тарифы 2019-2023 стр. 401), проект штатного расписания на 2019 год (том 1 тарифы 2019-2023, стр. 487-495), расчет тарифов (том 1 тарифы 2019-2023, стр. 402-473).
В заявке ОАО «Исток» для расчета тарифов на период 2019-2023 годы в части «Расходы на оплату труда» (том 1 тарифы 2019-2023, стр. 406-407, 418-419, 431-432, 460, 478-479) базовый размер тарифной ставки рабочего 1 разряда на 2019 год составляет 7766 руб.
РСТ для расчета пяти тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения принята тарифная ставка рабочего 1 разряда в размере 5547 руб. (л.д.41-42, 52-53, 71-72, 81-82, 97-98 том 3). При расчете тарифов РСТ руководствовалась тарифным соглашением по ЖКХ Ростовской области.
Исследование правовой обоснованности применения РСТ для расчета тарифа ставки рабочего 1 разряда, установленной дополнительным соглашением № 2 к ОТС РО, прошедшем уведомительную регистрацию в управлении по труду министерства труда и социального развития Ростовской области от 17 декабря 2018 года № 98/18-14, приводит к следующим выводам.
Согласно статье 48 Трудового кодекса Российской Федерации по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
В сфере водоснабжения и водоотведения действуют два отраслевых тарифных соглашения: Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (продлено до 31 декабря 2022 года), утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 года (далее - ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденное 8 декабря 2016 года), а также Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (продлено до 31 декабря 2022 года), утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 16 марта 2017 года (далее - ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденное 16 марта 2017 года). Отраслевые тарифные соглашения предусматривают одинаковые минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого разряда по состоянию на 1 января 2019 года.
В данном случае подлежит исследованию порядок присоединения организаций к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденному 8 декабря 2016 года.
Письмом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 г. № 14-4/10/В-835 работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства официально предложено присоединиться к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденному 8 декабря 2016 года, или представить в 30-дневный срок мотивированный отказ. В отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к соглашению, оно будет считаться распространенным на этих работодателей.
Пунктом 10.4 ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденного 8 декабря 2016 года, предусмотрено условие о присоединении к данному соглашению любых работодателей, в том числе добровольно, либо организаций жилищно-коммунального хозяйства, согласно названному письму Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 года № 14-4/10/В-835, или представлении в 30-дневный срок мотивированного отказа.
Поскольку не имеется сведений о направлении ОАО «Исток» мотивированного письменного отказа от присоединения к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденному 8 декабря 2016 года, действие данного соглашения считается распространенным и на данную регулируемую организацию, административный истец вправе при расчете расходов на оплату труда руководствоваться положениями данного соглашения, в том числе применять минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого разряда, утвержденные указанным соглашением.
Реализация Предприятием такого права не может зависеть от присоединения, оформленного по решению сторон Соглашения, путем подписания соглашения о присоединении в соответствии с установленным сторонами порядком и последующего включения в реестр участников Соглашения.
Так, для организаций коммунального водоснабжения и водоотведения минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 1 января 2019 года составляла 10 303 руб. Расчет органом регулирования заработной платы исходя из ставки, равной 5 547 руб., является неправомерным, не позволяющим Предприятию выполнять вытекающие из тарифного соглашения обязательства перед работниками.
При определении фонда оплаты труда в составе базового уровня операционных расходов орган регулирования исходил из численности персонала, определенной на основании анализа сложившейся фактической численности производственного и ремонтного персонала за 2017 год и приказа Госстроя № 66.
Частью 12 статьи 31 Закона о водоснабжении, пунктами 19 - 21 Основ ценообразования на организации, оказывающие услуги в сфере водоснабжения и водоотведения по установленным тарифам, возлагается обязанность вести раздельный учет доходов и расходов в соответствии с Порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 января 2014 г. N 22/пр (далее - Порядок N 22/пр).
Пунктом 18 Основ ценообразования в редакции, действовавшей на день принятия оспариваемого постановления № 85/34, определены регулируемые виды деятельности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения (холодное водоснабжение, в том числе транспортировка холодной воды, включая распределение воды и подвоз воды; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения; водоотведение, в том числе очистка сточных вод и обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Пунктом 4 Порядка № 22/пр предусмотрено ведение раздельного учета в сфере холодного водоснабжения (транспортировка воды, включая распределение воды; подвоз воды в случаях, установленных частью 3 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения), в сфере водоотведения (водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения).
Раздельный учет осуществляется регулируемыми организациями в отношении фактических объемов затрат регулируемой организации.
В нарушение названных выше требований тарифного законодательства по состоянию на 2017 год Предприятие не представило тарифному органу документы раздельного учета по осуществляемым видам регулируемой деятельности.
Учетная политика ОАО «Исток» утверждена приказом директора ОАО «Исток» от 30 декабря 2015 года на 2016-2018 годы. Однако документов учетной политики в материалы дел по утверждению оспариваемых тарифов Предприятие не представило.
Исходя из представленных материалов, на момент принятия оспариваемого постановления № 85/34 в производственную деятельность ОАО «Исток» включались следующие циклы: забор технической воды из подземных и поверхностных источников, подготовка, транспортировка до потребителя по водопроводно-канализационным сетям, имеющим различную протяженность по ряду потребителей (население г. Каменск-Шахтинский и мкр.Лиховской, ООО «Каменскволокно» и прочие потребители Каменск-Шахтинский).
Согласно приложениям 2.2, 2.2.1 пункта 17 Методических указаний расходы на оплату труда рассчитываются по таблицам на основе фонда оплаты труда, определенного исходя из численности группы персонала (производственной, ремонтной, административной) и среднемесячной оплаты труда на одного работника.
В штатном расписании штатная расстановка специалистов и рабочих по указанным видам деятельности отсутствует.
Данных о том, что в ходе рассмотрения тарифного дела Предприятие представило обоснование заявленной численности работников, судом не установлено.
Принятая к расчету каждого из 5 тарифов численность работников отражена в экспертном заключении отдельно по каждой соответствующей группе работников «Производственный персонал», «Ремонтный персонал», «Административный персонал».
Ранее, при установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на первый долгосрочный период 2016-2018 годы (постановление от 12 ноября 2015 года № 63/22) при расчете базового уровня операционных расходов РСТ учла численность работников по 5 тарифам в количестве 868,17 ед., в том числе производственный персонал - 278,16 ед., ремонтный персонал -196 ед., административный персонал - 394,01 ед.
Фактическая численность работников за 2017 год по 5 тарифам согласно форме по расчету фонда оплаты труда составила 631,0 ед. (производственный персонал - 208,1 ед., ремонтный персонал - 126,0 ед., административный персонал - 297,0 ед.).
Согласно заявке ОАО «Исток» на 2019 год численность работников составила 727,68 ед. (производственный персонал - 236 ед., ремонтный персонал - 218 ед., административный персонал - 273,68 ед.).
Уполномоченным по тарифному делу принята численность работников в количестве 545 единиц (производственный персонал - 215 единиц, что выше фактического на 6 единиц, ремонтный персонал - 127 единиц, что выше фактического на 1 единицу, административный персонал - 203 единицы, что ниже фактического на 94 единицы).
Нормативно-правовым актом, регулирующим определение нормативной численности работников в сфере жилищно-коммунального хозяйства, действовавшим на момент принятия оспариваемого постановления № 85/34, являлись Рекомендации по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденные приказом Госстроя России от 22 марта 1999 г. N 66 (далее - Приказ Госстроя № 66).
Согласно п. 4 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом ФТС России от 16 июля 2014 г. № 1154-э, в случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в п. 17 Правил регулирования, а также в случае пропуска сроков подачи документов, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения (или) или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе на предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.
Представленный в материалы тарифного дела документ «расчет численности по ОАО «Исток» на 2019 г. (л.д. 282 тариф 2019-2023) не отражает полной информации в соответствии с Приказом Госстроя № 66, в частности, не содержит расчета численности каждой группы работников по каждому устанавливаемому тарифу. Предприятием по запросу уполномоченного по тарифному делу 14 декабря 2018 года предоставлен расчет нормативной численности за 2017 год ОАО «Исток» на 12 листах (л.д. 204-205 том 2), наличие которого в материалах тарифного дела при рассмотрении настоящего административного дела судом не установлено.
Органом регулирования принята численность по производственному и ремонтному персоналу выше фактической численности без правового и фактического обоснования.
Расчет административно-управленческого персонала произведен РСТ расчетным путем в соответствии с Приказом Госстроя № 66, исходя из того, что при среднесписочной численности работников от 401 до 600 ед. численность административно-управленческого персонала не должна превышать 42 чел. Обоснованности применения среднесписочной численности работников в указанном диапазоне не приведено.
Отсутствие правового и экономического обоснования, определение самостоятельно органом регулирования фактических показателей численности работников производственного и ремонтного персонала и расчета численности административного персонала способом, не позволяющим проверить его обоснованность, противоречит принципам государственного регулирования цен и влечет недействительность расчета тарифа, долгосрочного параметра регулирования - базового уровня операционных расходов.
Корректировка установленных для ОАО «Исток» тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение на 2021 год.
Постановлением администрации города Каменск-Шахтинский от 31 июля 2019 г. № 793 в 2020 году гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения для потребителей г. Каменск-Шахтинский и мкр.Лиховской, в сфере водоотведения для потребителей мкр.Лиховской определено ООО «Каменск Водоканал», ОАО «Исток» - в сфере водоотведения для потребителей «Каменск-Шахтинский».
Корректировка долгосрочных тарифов на следующий период производится регулирующим органом путем открытия и рассмотрения дел, открываемых по предложению организации, или в случае непредоставления организацией указанного предложения - по собственной инициативе регулирующего органа.
Заявление на корректировку установленных для ОАО «Исток» тарифов поступило в РСТ 30 апреля 2020 года. 9 сентября 2020 года поступило письмо ОАО «Исток» с просьбой о закрытии дела на корректировку тарифов.
18 декабря 2020 года принято оспариваемое постановление № 54/44.
Для ОАО «Исток» 2021 год является третьим годом второго долгосрочного периода регулирования.
Базовые уровни операционных расходов утверждены постановлением РСТ от 20 декабря 2018 года № 85/34.
Согласно пункту 60 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода (на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования) регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов по формуле, определенной пунктом 45 Методических указаний.
В соответствии с пунктами 51, 75 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности, к которым относится в том числе базовый уровень операционных расходов. В состав операционных расходов отнесены затраты на оплату труда (подпункт "в" пункта 58 Основ ценообразования).
Пунктом 33 Методических указаний определено, что базовый уровень операционных расходов определяется перед началом долгосрочного периода регулирования, в течение такого периода не изменяется и устанавливается органом регулирования в соответствии с пунктом 37 указанных методических указаний (методом экономически обоснованных расходов).
Корректировка базового уровня операционных расходов в соответствии с пунктом 49 Методических указаний рассчитывается по формуле 10 пункта 36 названных методических указаний как произведение операционных расходов предыдущего года регулирования с применением уточненных значений индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и индекса изменения количества активов. При этом корректировка производится на очередной год долгосрочного периода регулирования, следующий за годом расчета корректировки.
С учетом выводов суда о признании недействующим постановления № 85/34, утвердившего показатели базовых операционных расходов на первый год долгосрочного периода регулирования, подлежит пересмотру корректировка тарифов на 2021 год, установленных постановлением РСТ от 20 декабря 2018 года № 85/34.
Принимая во внимание, что оспариваемые нормативные правовые акты применялись для регулирования правоотношений в соответствующей сфере, на их основе реализовывались права и обязанности как ресурсоснабжающей организации, так и потребителей, с учетом содержания закрепленных им правовых норм и разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», постановление признаётся судом недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. В то же время, принятие настоящего решения означает, что постановления об установлении тарифов и последующей корректировке являлись незаконными изначально, что должно учитываться при расчете тарифов в замещающем тарифном решении. Не исключается учет данного обстоятельства при установлении тарифов на следующие периоды регулирования, а также при разрешении споров, которые могут возникнуть, в том числе по завершению 2021 года, на который тарифы были утверждены оспариваемым постановлением РСТ.
Поскольку признание судом постановления об утверждении тарифов на услуги Предприятия и постановления о корректировке тарифов влечет недостаточную правовую урегулированность публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд в соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагает на административного ответчика обязанность принять замещающие правовые акты с учетом выводов суда, касающихся расходов на оплату труда.
Оснований для пересмотра тарифных решений по иным статьям расходов вопреки требованиям административного истца об обязании Региональной службы по тарифам Ростовской области пересмотреть базовый уровень операционных расходов ОАО «Исток» на 2019-2023 годы, установленный постановлением Региональной службой по тарифам Ростовской области № 85/34 от 20 декабря 2018 года, не имеется.
Во исполнение пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика возлагается обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать текст решения в официальном периодическом печатном издании «Собрание правовых актов Ростовской области».
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ОАО «Исток» удовлетворить частично.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20 декабря 2018 года № 85/34 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ОАО «Исток» (ИНН <***>), г. Каменск-Шахтинский, на 2019-2023 годы» в части размеров тарифов, установленных приложения № 1 к постановлению, а также показателей базового уровня операционных расходов, установленных пунктами 1.1, 2.1,3.1,4.1,5.1 Приложения № 2 к постановлению.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2020 года № 54/44 «О корректировке долгосрочных тарифов холодного водоснабжения и водоотведения ОАО «Исток».
Обязать Региональную службу по тарифам Ростовской области принять новый нормативный правовой акт в части, в которой постановление от 20 декабря 2018 № 85/34 признано недействующим настоящим решением суда.
Обязать Региональную службу по тарифам Ростовской области принять новый нормативный правовой акт, замещающий постановление от 18 декабря 2020 года № 54/44.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Обязать Региональную службу по тарифам Ростовской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать данное решение в официальном периодическом издании «Собрание правовых актов Ростовской области».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Шикуля
Решение суда в окончательной форме принято 19 октября 2021 года
Судья: Е.В. Шикуля