ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-206/2021 от 28.02.2022 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 3а-30/2022 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Владимир 28 февраля 2022 года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Завьялова Д.А.

при секретаре Малыгиной В.И.

с участием прокурора отдела прокуратуры Владимирской области Потапкова Г.А., представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «ПЕРСПЕКТИВА» по доверенности Новикова С.В., представителя административного ответчика Совета народных депутатов муниципального образования город Александров Владимирской области по доверенности Желудковой О.Н., представителей заинтересованного лица администрации муниципального образования Александровский муниципальный район Владимирской области по доверенностям Горбачевой М.А. и Петровой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ПЕРСПЕКТИВА» о признании не действующими со дня принятия подпунктов 3.3.2.1 и 3.3.2.2 пункта 3.3 раздела 3 Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории МО г. Александров, надлежащему содержанию расположенных на нём объектов, утверждённых решением Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области от 27 июля 2017 года № 34, в редакции решения Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области от 9 июня 2021 года № 24, и Приложения № 2 к решению Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области от 27 июля 2017 года № 34, в редакции решения Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области от 9 июня 2021 года № 24,

УСТАНОВИЛ:

решением Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области от 27 июля 2017 года № 34 «Об утверждении «Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории МО г. Александров, надлежащему содержанию расположенных на нем объектов» (далее также - решение Совета народных депутатов от 27 июля 2017 года № 34) утверждены Правила по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории МО г. Александров, надлежащему содержанию расположенных на нем объектов.

Нормативный правовой акт официально опубликован на официальном сайте администрации города Александрова http://www.gorodaleksandrov.ru, 1 августа 2017 года, а также в издании «Александровский голос труда» № 31 от 2 августа 2017 года.

В дальнейшем решениями Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области от 20 февраля 2019 года № 10, от 25 ноября 2019 года № 53, от 8 июня 2020 года № 22, от 9 июня 2021 № 24, от 4 октября 2021 года № 34, от 15 декабря 2021 года № 49 в названный нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения и дополнения, которые были в установленном порядке опубликованы, в том числе на официальном сайте администрации города Александрова http://www.gorodaleksandrov.ru, а также в издании «Александровский голос труда», начало действия каждого из перечисленных решений Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области с даты его официального опубликования.

Так решением Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области от 9 июня 2021 года № 24 «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов от 27 июля 2017 года № 34 «Об утверждении «Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории МО г. Александров, надлежащему содержанию расположенных на нем объектов» (далее также - решение Совета народных депутатов от 9 июня 2021 года № 24), опубликованным на официальном сайте администрации города Александрова http://www.gorodaleksandrov.ru, 16 июня 2021 года, а также в издании «Александровский голос труда» № 25 от 16 июня 2021 года, подпункты 3.3.2.1 и 3.3.2.2 пункта 3.3 раздела 3 Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории МО г. Александров, надлежащему содержанию расположенных на нем объектов, изложены в следующей редакции:

«3.3.2.1. В случае отсутствия на придомовой территории многоквартирного дома контейнерной площадки твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) и размещения собственниками помещений указанного многоквартирного дома ТКО и крупногабаритного мусора (далее также - КГМ) на контейнерной площадке (месте накопления ТКО), расположенной на территории неразграниченной государственной собственности, либо муниципальной собственности, организация осуществляющая управление таким домом, обязана заключить с администрацией Александровского района соглашение, определяющее порядок использования такого места (площадки) накопления ТКО, условия которого определяются в соответствии с типовой формой соглашения о совместной деятельности по размещению твердых коммунальных отходов на контейнерной площадке, ее содержанию и текущему ремонту (приложение № 2).

Допускается заключение такого соглашения со множественностью сторон.

3.3.2.2. В случае отказа от заключения такого соглашения, УК, ТСЖ, ТСН обязаны организовать контейнерные площадки (места накопления ТКО) на придомовой территории обслуживаемых многоквартирных домов. Эксплуатация мест (площадок) накопления ТКО на муниципальных земельных участках без определения лица, ответственного за нормативное и санитарное состояние контейнерной площадки, не допускается. Такие места (площадки) накопления ТКО подлежат ликвидации».

Кроме того, решение Совета народных депутатов от 27 июля 2017 года № 34 дополнено приложением № 2, представляющим собой типовую форму соглашения о совместной деятельности по размещению твердых коммунальных отходов на контейнерной площадке, её содержанию и текущему ремонту, определяющего порядок и условия использования такого места (площадки) накопления ТКО, включающего в себя, в том числе предмет соглашения, обязанности и права сторон, сроки заключения соглашения, случаи прекращения соглашения, заключительные положения, которое обязана заключить с администрацией Александровского района организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, в случае отсутствия на его придомовой территории контейнерной площадки ТКО и размещения собственниками помещений указанного многоквартирного дома ТКО и КГМ на контейнерной площадке (месте накопления ТКО), расположенной на территории неразграниченной государственной собственности, либо муниципальной собственности.

Общество с ограниченной ответственностью (далее также - ООО) «ПЕРСПЕКТИВА» обратилось во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением, уточнённым в ходе рассмотрения настоящего административного дела, о признании не действующими со дня принятия подпунктов 3.3.2.1 и 3.3.2.2 пункта 3.3 раздела 3 Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории МО г. Александров, надлежащему содержанию расположенных на нём объектов, утверждённых решением Совета народных депутатов от 27 июля 2017 года № 34, в редакции решения Совета народных депутатов от 9 июня 2021 года № 24 и Приложения № 2 к решению Совета народных депутатов от 27 июля 2017 года № 34, в редакции решения Совета народных депутатов от 9 июня 2021 года № 24 (т.1,л.д.2-4,32-34,т.4,л.д.184).

Требования мотивированы тем, что оспариваемые нормативные положения противоречат федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, в том числе требованиям статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, возлагают на него обязанность по заключению с органами местного самоуправления соглашений, определяющих порядок использования площадок накопления твёрдых бытовых отходов, по организации контейнерных площадок, расположенных на территории неразграниченной государственной собственности, либо муниципальной собственности, а в случае отказа от заключения таких соглашений понуждают к совершению действий, не входящих в компетенцию административного истца. Постановлениями административной комиссии муниципального образования Александровский муниципальный район Владимирской области ООО «Перспектива» четырежды привлекалось к административной ответственности за несоблюдение оспариваемых нормативных положений.

В судебном заседании представитель ООО «ПЕРСПЕКТИВА» по доверенности Новиков С.В. поддержал административный иск с учётом уточнений по изложенным в нём основаниям, при этом указал, что полномочия Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области на издание оспариваемого в части нормативного правового акта, форму (вид) в которой он принят, предусмотренные правила введения его в действие, в том числе правила опубликования, административный истец не оспаривает.

Административный ответчик Совет народных депутатов города Александрова Владимирской области в представленных в суд письменных возражениях (т.1,л.д.83-85,т.6,л.д.1-7) и в устных пояснениях, данных в судебном заседании его представителем по доверенности Желудковой О.Н., просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области, с соблюдением процедуры, формы его принятия, порядка опубликования, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца. По мнению административного ответчика, пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает возложение обязанности на органы местного самоуправления по созданию и содержанию мест (площадок) накопления отходов только для жителей индивидуальной жилой застройки, а в остальных случаях федеральным законодательством, в том числе Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 36, часть 1 статьи 39, статья 44, часть 2 статьи 154), пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, предусмотрено, что работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку контейнерных площадок, обязаны обеспечивать организации по обслуживанию жилищного фонда. Муниципалитет не обязан проводить работы по содержанию и очистке от мусора расположенных на муниципальной земле контейнерных площадок, используемых жителями многоквартирных домов, имеющих управляющие организации, вследствие чего фактически являющихся общим имуществом многоквартирного дома, поэтому находящихся в зоне ответственности управляющих организаций.

Администрация муниципального образования Александровский муниципальный район Владимирской области, участвующая при рассмотрении настоящего административного дела в качестве заинтересованного лица, в представленных в суд письменных возражениях (т.3,л.д.102,103,т.4,л.д.3-7) и в устных пояснениях, данных в судебном заседании её представителями по доверенностям Горбачевой М.А. и Петровой И.Г., возражала против удовлетворения административного искового заявления, приведя в обоснование своей позиции фактически те же доводы, что и Совет народных депутатов города Александрова Владимирской области.

Заслушав объяснения представителей сторон, заинтересованного лица Новикова С.В., Желудковой О.Н., Горбачевой М.А. и Петровой И.Г., заключение прокурора Владимирской областной прокуратуры Потапкова Г.А., полагавшего административный иск удовлетворить в полном объёме, исследовав и оценив материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу положений статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, к которым федеральным законодательством отнесено утверждение правил благоустройства территории городского поселения.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Правила благоустройства территории муниципального образования - это муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (абзац 21 части 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ).

К вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами (пункт 19 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемых нормативных положений).

В силу пункта 11 части 10 статьи 35, части 1 статьи 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ утверждение правил благоустройства на территории муниципального образования и внесение в них изменений является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования.

Частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введённой в действие с 29 декабря 2017 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 455-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусмотрено в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение в них изменений, в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.

В соответствии со статьёй 1 Устава муниципального образования город Александров (далее также - Устав), принятого решением Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области от 10 мая 2006 года № 38, муниципальное образование город Александров наделено статусом городского поселения Законом Владимирской области № 61-ОЗ от 16 мая 2005 года «О наделении округа Александров и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ» (т.1, л.д.86).

В силу частей 1 и 7.1 статьи 24, пункта 20 части 2 статьи 26 Устава Совет народных депутатов муниципального образования город Александров является представительным органом муниципального образования город Александров, состоит из 20 депутатов, избираемых населением муниципального образования на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по одномандатным округам сроком на 5 лет, принимает по вопросам своего ведения решения - правовые акты нормативного характера, утверждает правила благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, устанавливает порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий (т.1, л.д.113-117).

Согласно частям 4 и 6 статьи 18 Устава по проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение в них изменений проводятся публичные слушания или общественные обсуждения, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением о публичных слушаниях, утверждаемым Советом народных депутатов (т.1,л.д.108).

Действующее Положение о порядке организации публичных слушаний, общественных обсуждений по проектам градостроительных решений на территории муниципального образования город Александров, утверждено решением Совета народных депутатов муниципального образования город Александров Владимирской области от 29 мая 2020 года № 20 (т.6, л.д.16-34). Ранее действовало Положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании город Александров, утверждённое решением Совета народных депутатов муниципального образования город Александров Владимирской области от 19 марта 2008 года № 37 (т.6, л.д.48-54).

Решением Совета народных депутатов от 27 июля 2017 года № 34 утверждены Правила по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории МО г. Александров, надлежащему содержанию расположенных на нем объектов (т.2,л.д.7-81). Нормативный правовой акт официально опубликован на официальном сайте администрации города Александрова http://www.gorodaleksandrov.ru, 1 августа 2017 года, а также в издании «Александровский голос труда» № 31 от 2 августа 2017 года (т.2, л.д.82,т.4, л.д.185,186).

В дальнейшем решениями Совета народных депутатов от 20 февраля 2019 года № 10, от 25 ноября 2019 года № 53, от 8 июня 2020 года № 22, от 9 июня 2021 № 24, от 4 октября 2021 года № 34, от 15 декабря 2021 года № 49 в названный нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения и дополнения (т.2, л.д.114-132, 157-167, т.3, л.д.1-101, т.4, л.д.187-194, т.6, л.д.14,15).

Так решением Совета народных депутатов от 9 июня 2021 года № 24, опубликованным на официальном сайте администрации города Александрова http://www.gorodaleksandrov.ru, 16 июня 2021 года, а также в издании «Александровский голос труда» № 25 от 16 июня 2021 года, подпункты 3.3.2.1 и 3.3.2.2 пункта 3.3 раздела 3 Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории МО г. Александров, надлежащему содержанию расположенных на нем объектов, изложены в приведённой выше, оспариваемой ООО «Перспектива» редакции, а решение Совета народных депутатов от 27 июля 2017 года № 34 дополнено приложением № 2, представляющим собой типовую форму соглашения о совместной деятельности по размещению твердых коммунальных отходов на контейнерной площадке, её содержанию и текущему ремонту, определяющего порядок и условия использования такого места (площадки) накопления ТКО, включающего в себя, в том числе предмет соглашения, обязанности и права сторон, сроки заключения соглашения, случаи прекращения соглашения, заключительные положения, которое обязана заключить с администрацией Александровского района организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, в случае отсутствия на его придомовой территории контейнерной площадки ТКО и размещения собственниками помещений указанного многоквартирного дома ТКО и КГМ на контейнерной площадке (месте накопления ТКО), расположенной на территории неразграниченной государственной собственности, либо муниципальной собственности (т.2,л.д.157-167,т.3,л.д.2-101,т.4,л.д.192-194).

Как усматривается из материалов административного дела, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом местного самоуправления. Форма и порядок принятия нормативного правового акта, отдельные положения которого оспариваются, включая его опубликование, в рассматриваемом случае также соблюдены, что подтверждается представленными в материалы административного дела доказательствами и никем из участвующих в деле лиц, в том числе административным истцом, не оспаривается (т.1,л.д.86-171,т.2,л.д.1-6,82,133-156,165-167, т.4, л.д.185-186,192-194,т.6,л.д.16-34,48-62).

Разрешая вопрос о соответствии оспариваемых подпунктов 3.3.2.1 и 3.3.2.2 пункта 3.3 раздела 3 Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории МО г. Александров, надлежащему содержанию расположенных на нём объектов, утверждённых решением Совета народных депутатов от 27 июля 2017 года № 34, в редакции решения Совета народных депутатов города от 9 июня 2021 года № 24, и Приложения № 2 к решению Совета народных депутатов от 27 июля 2017 года № 34, в редакции решения Совета народных депутатов от 9 июня 2021 года № 24, положениям действующего федерального законодательства суд исходит из следующего.

Как уже было отмечено выше в соответствии с двадцать первым абзацем части 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

Из приведенной нормы следует, что правила благоустройства территории муниципального образования как муниципальный правовой акт должны основываться на положениях федерального законодательства, в частности, гражданского законодательства, земельного законодательства, жилищного законодательства, законодательства в сфере обращения с отходами потребления и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений статей 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на которых возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также - Федеральный закон № 89-ФЗ), предусматривающим, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3 статьи 13.4).

Пунктами 1,4 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации; органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации; правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу пункта 1 статьи 8 поименованного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Правоотношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения урегулированы Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее также - Федеральный закон № 52-ФЗ).

Пункт 2 статьи 12 Федерального закона № 52-ФЗ предусматривает, в частности, что при проектировании строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации объектов благоустройства должны соблюдаться санитарные правила.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ).

Судом доподлинно установлено, из материалов административного дела, в том числе постановления администрации муниципального образования Александровский муниципальный район Владимирской области от 27 мая 2019 года № 1028 «Об утверждении реестра и схемы мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО г. Александров» с последующими внесёнными в него постановлениями названной администрации от 18 июня 2020 года № 878, от 30 сентября 2020 года № 1520, от 29 марта 2021 года № 490, от 30 сентября 2021 года № 1734, от 21 декабря 2021 года № 2443 изменениями (т.5,л.д.1-318,т.6,л.д.37) следует, что в рамках предоставленных федеральным законодательством, в том числе пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ полномочий, органом местного самоуправления - администрацией муниципального образования Александровский муниципальный район Владимирской области на территории МО г. Александров Владимирской области созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, утверждены реестр и схемы этих мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее также - контейнерных площадок ТКО), подавляющее число которых расположены на земельных участках, находящихся на территории неразграниченной государственной собственности, либо в муниципальной собственности.

Полагая, что муниципалитет не обязан проводить работы по содержанию и очистке от мусора контейнерных площадок ТКО, расположенных на земельных участках, находящихся на территории неразграниченной государственной собственности, либо в муниципальной собственности, используемых жителями многоквартирных домов, имеющих управляющие организации, с целью возложения бремени содержания этих контейнерных площадок ТКО на организации, осуществляющие управление такими многоквартирными домами, Совет народных депутатов своим решением от 9 июня 2021 года № 24 «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов от 27 июля 2017 года № 34 «Об утверждении «Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории МО г. Александров, надлежащему содержанию расположенных на нем объектов» подпункты 3.3.2.1 и 3.3.2.2 пункта 3.3 раздела 3 Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории МО г. Александров, надлежащему содержанию расположенных на нем объектов, изложил в приведённой выше, оспариваемой ООО «Перспектива» редакции, а решение Совета народных депутатов от 27 июля 2017 года № 34 дополнил приложением № 2, представляющим собой типовую форму соглашения о совместной деятельности по размещению твердых коммунальных отходов на контейнерной площадке, её содержанию и текущему ремонту, определяющего порядок и условия использования такого места (площадки) накопления ТКО, включающего в себя, в том числе предмет соглашения, обязанности и права сторон, сроки заключения соглашения, случаи прекращения соглашения, заключительные положения, которое обязана заключить с администрацией Александровского района организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, в случае отсутствия на его придомовой территории контейнерной площадки ТКО и размещения собственниками помещений указанного многоквартирного дома ТКО и КГМ на контейнерной площадке (месте накопления ТКО), расположенной на территории неразграниченной государственной собственности, либо муниципальной собственности.

Вместе с тем такое правовое регулирование, возлагающее обязанность в случае отсутствия на придомовой территории многоквартирного дома контейнерной площадки ТКО и размещения собственниками помещений указанного многоквартирного дома ТКО и КГМ на контейнерной площадке (месте накопления ТКО), расположенной на территории неразграниченной государственной собственности, либо муниципальной собственности, на организацию осуществляющую управление таким многоквартирным домом, заключить с администрацией Александровского района соглашение, определяющее порядок использования такого места (площадки) накопления ТКО, условия которого определяются в соответствии с типовой формой соглашения о совместной деятельности по размещению твердых коммунальных отходов на контейнерной площадке, ее содержанию и текущему ремонту (приложение № 2), допускающее заключение такого соглашения со множественностью сторон (пункт 3.3.2.1), а в случае отказа от заключения такого соглашения, возлагающее на УК, ТСЖ, ТСН обязанность организовать контейнерные площадки (места накопления ТКО) на придомовой территории обслуживаемых многоквартирных домов, не допускающее эксплуатацию мест (площадок) накопления ТКО на муниципальных земельных участках без определения лица, ответственного за нормативное и санитарное состояние контейнерной площадки, с указанием на то, что такие места (площадки) накопления ТКО подлежат ликвидации (пункт 3.3.2.2), а соответственно и Приложением № 2 к решению Совета народных депутатов города от 27 июля 2017 года № 34, вытекающее из требований пункта 3.3.2.1, и не имеющего в отрыве от этой правовой нормы какого-либо самостоятельного правового значения и практического применения, не соответствует требованиям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которых федеральный законодатель не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении; возложение на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости обязанности по содержанию, в данном случае контейнерных площадок (мест накопления ТКО), может быть осуществлено либо на основании федерального закона, который в данном случае отсутствует, а Правила по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории МО г. Александров, надлежащему содержанию расположенных на нем объектов, таковым не являются, либо на основании договора, в заключении которого граждане и юридические лица свободны и понуждение к заключению такого договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Обязанности, предписанные оспариваемыми пунктами 3.3.2.1, 3.3.2.2 упомянутых Правил, УК, ТСЖ, ТСН заключить соглашение, в соответствии с типовой формой соглашения о совместной деятельности по размещению твердых коммунальных отходов на контейнерной площадке, её содержанию и текущему ремонту, изложенной в Приложении № 2 к решению Совета народных депутатов от 27 июля 2017 года № 34, в редакции решения Совета народных депутатов от 9 июня 2021 года № 24, а в случае отказа от его заключения, организовать контейнерные площадки (места накопления ТКО) на придомовой территории обслуживаемых многоквартирных домов, не допускающее эксплуатацию мест (площадок) накопления ТКО на муниципальных земельных участках без определения лица, ответственного за нормативное и санитарное состояние контейнерной площадки, с указанием на то, что такие места (площадки) накопления ТКО подлежат ликвидации ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни иными законами не предусмотрены, воли одного только собственника контейнерных площадок (мест накопления ТКО), в данном случае органа местного самоуправления - администрации Александровского муниципального района Владимирской области переложить бремя их содержания на других лиц является недостаточным.

Федеральный закон № 131-ФЗ, допуская установление органами местного самоуправления порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, не предусматривает возложение на них обязанности по содержанию таких территорий помимо их воли.

Таким образом, с учётом приведённых выше законоположений по мысли федерального законодателя не допускается возложение актом органа местного самоуправления бремени содержания в чистоте и порядке территорий контейнерных площадок (мест накопления ТКО) на лиц, не являющихся собственниками или владельцами данного имущества.

Более того, как уже отмечалось выше, пункт 1 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ прямо относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами не только создание, но и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. К случаям же, установленным законодательством Российской Федерации, когда такая обязанность лежит на других лицах, оспариваемые нормативные положения не относятся.

Из представленных в материалы административного дела копий свидетельств о государственной регистрации юридического лица, о постановке на учёт Российской организации в налоговом органе по месту её нахождения, лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами следует и не оспаривается участвующими в деле лицами, что ООО «ПЕРСПЕКТИВА» осуществляющее предпринимательскую деятельность на территории МО г. Александров Владимирской области по управлению многоквартирными домами, четырежды привлекалось к административной ответственности за несоблюдение оспариваемых нормативных положений (т.1,л.д.17-20,35-44), следовательно, нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречащий нормативным правовым актам большей юридической силы, затрагивает и нарушает права и законные интересы административного истца, являющегося субъектом этих правоотношений, поэтому ООО «Перспектива» права и законные интересы, которого нарушены подпунктами 3.3.2.1 и 3.3.2.2 пункта 3.3 раздела 3 Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории МО г. Александров, надлежащему содержанию расположенных на нём объектов, утверждённых решением Совета народных депутатов от 27 июля 2017 года № 34, в редакции решения Совета народных депутатов от 9 июня 2021 года № 24, и Приложением № 2 к решению Совета народных депутатов города от 27 июля 2017 года № 34, в редакции решения Совета народных депутатов от 9 июня 2021 года № 24, было вправе в соответствии со статьёй 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспорить этот нормативный правовой акт, в том числе в части, в судебном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее также - Правила № 1039).

Согласно пункту 3 Правил № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Частями 1,2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, которым собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме

При этом собственники помещений в многоквартирном доме согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии определена в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее также - Правила содержания общего имущества).

Согласно подпункту «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Подпунктом «д(2)» пункта 11 Правил содержания общего имущества определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

В минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов (пункт 26(1)).

В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Из системного толкования упомянутых норм права следует, что организация мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.

Вместе с тем указанные правовые нормы регулируют правоотношения, касающиеся исключительно только требований к содержанию общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, находящегося на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Контейнерные площадки ТКО, о которых идёт речь в оспариваемых нормативных положениях, расположены на земельных участках, находящихся на территории неразграниченной государственной собственности, либо в муниципальной собственности, а не на земельных участках многоквартирных домов, на которых эти многоквартирные дома находятся, их придомовой территории, границы которых определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Судом доподлинно установлено и не оспаривается никем из участвующих в деле лиц, что на данных контейнерных площадках ТКО отсутствует какое-либо общее имущество собственников помещений многоквартирных домов, сами контейнеры-мусоросборники, предназначенные для складирования ТКО, принадлежат операторам по обращению с ТКО, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.

При таких обстоятельствах все доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что пункт 1 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ предусматривает возложение обязанности на органы местного самоуправления по созданию и содержанию мест (площадок) накопления отходов только для жителей индивидуальной жилой застройки, а в остальных случаях федеральным законодательством, в том числе Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 36, часть 1 статьи 39, статья 44, часть 2 статьи 154), пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, предусмотрено, что работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку контейнерных площадок, обязаны обеспечивать организации по обслуживанию жилищного фонда, муниципалитет не обязан проводить работы по содержанию и очистке от мусора расположенных на муниципальной земле контейнерных площадок, используемых жителями многоквартирных домов, имеющих управляющие организации, вследствие чего фактически являющихся общим имуществом многоквартирного дома, поэтому находящихся в зоне ответственности управляющих организаций, являются несостоятельными.

Кроме того, в силу разъяснений, содержащихся в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

В этой связи, по мнению суда, оспариваемые нормативные положения не отвечают общеправовому критерию формальной определенности, поскольку создают неопределенность для всех субъектов правоотношений в указанной сфере, допускают неоднозначное толкование и произвольное применение в оспариваемой части Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории МО г. Александров, надлежащему содержанию расположенных на нем объектов утверждённых решением Совета народных депутатов от 27 июля 2017 года № 34, в редакции решения Совета народных депутатов от 9 июня 2021 года № 24, и Приложения № 2 к решению Совета народных депутатов от 27 июля 2017 года № 34, в редакции решения Совета народных депутатов от 9 июня 2021 года № 24, и поэтому основанию также подлежат признанию не действующими.

Иное означало бы не только произвольное осуществление представительным органом полномочий по разработке и утверждению правил благоустройства, но и установление правового регулирования, допускающего неясность правового регулирования, отсутствие единообразного понимания и толкования правовых норм, что приводит к нарушению принципа равенства перед законом и верховенства закона.

При таком положении суд приходит к выводу о том, что требования ООО «Перспектива» о признании не действующими подпунктов 3.3.2.1 и 3.3.2.2 пункта 3.3 раздела 3 Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории МО г. Александров, надлежащему содержанию расположенных на нём объектов, утверждённых решением Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области от 27 июля 2017 года № 34, в редакции решения Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области от 9 июня 2021 года № 24, и Приложения № 2 к решению Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области от 27 июля 2017 года № 34, в редакции решения Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области от 9 июня 2021 года № 24, подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

С учётом данных положений и разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», принимая во внимание, что оспариваемый в части нормативный правовой акт до принятия судом решения применялся, на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать его не действующим в оспариваемой части со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте органов местного самоуправления города Александрова Владимирской области и в печатном издании «Александровский голос труда».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ООО «ПЕРСПЕКТИВА» удовлетворить.

Признать не действующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу подпункты 3.3.2.1 и 3.3.2.2 пункта 3.3 раздела 3 Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории МО г. Александров, надлежащему содержанию расположенных на нём объектов, утверждённых решением Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области от 27 июля 2017 года № 34 «Об утверждении «Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории МО г.Александров, надлежащему содержанию расположенных на нём объектов», в редакции решения Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области от 9 июня 2021 года № 24 «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов от 27 июля 2017 года № 34 «Об утверждении «Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории МО г.Александров, надлежащему содержанию расположенных на нём объектов», и Приложение № 2 «СОГЛАШЕНИЕ (типовая форма) о совместной деятельности по размещению твердых коммунальных отходов на контейнерной площадке, её содержанию и текущему ремонту» к решению Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области от 27 июля 2017 года № 34 «Об утверждении «Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории МО г.Александров, надлежащему содержанию расположенных на нём объектов», в редакции решения Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области от 9 июня 2021 года № 24 «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов от 27 июля 2017 года № 34 «Об утверждении «Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории МО г.Александров, надлежащему содержанию расположенных на нём объектов».

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте органов местного самоуправления города Александрова Владимирской области и в печатном издании «Александровский голос труда».

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Владимирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья

Владимирского областного суда Д.А.Завьялов