ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-206/2022 от 15.07.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а-206/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июля 2022 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего Малковой С.В., при секретаре Агатаевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Маркина Сергея Григорьевича к Избирательной комиссии Челябинской области о признании незаконным постановления избирательной комиссии,

у с т а н о в и л :

Маркин С.Ю. обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Челябинской области, в котором просит:

признать незаконным постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 14 июня 2022 года «об утверждении календарного плана мероприятий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу №25»; прописать механизм и способы восстановления его нарушенных избирательных прав.

В обоснование заявленных требований указал, что 06 июля 2022 года административный истец планировал подать документы для участия в выборах в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому округу, однако на сайте увидел, что прием документов на выдвижение окончился 04 июля 2022 года на основании календарного плана, принятого Избиркомом Челябинской области 14 июня 2022 года. Полагает, что данное решение нарушает его избирательные права, поскольку препятствует реализации его пассивного избирательного права и выдвижению кандидатом на выборы, а также мешает реализации его конституционного права на участие в жизни государства. Считает, что решение Избирательной комиссии Челябинской области о календарном плане со сроком выдвижения в 20 дней находит незаконным и необоснованным, поскольку федеральным законом не дается права региональному избиркому сокращать, делить или иным образом устанавливать дополнительные ограничения для избирателей и кандидатов.

Протокольным определением Челябинского областного суда от 12 июля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлекли Территориальную избирательную комиссию города Троицка Челябинской области.

Представитель административного истца Маркина С.Ю. – Лебедев А.В., действующий на основании устного ходатайства, в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал.

Представитель административного ответчика избирательной комиссии Челябинской области ФИО7., действующая на основании доверенности от 10 января 2022 года, административные исковые требования полагала не подлежащими удовлетворению.

В письменном отзыве указала, что Избирательная комиссия Челябинской области является государственным органом Челябинской области, организующим подготовку и проведение выборов на территории Челябинской области в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами, законами Челябинской области. В соответствии с частью 7 статьи 53 Закона Челябинской области от 25 августа 2005 года № 398-30 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области» в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе избирательная комиссия Челябинской области назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, в 2022 году выборы должны быть назначены на 11 сентября. Согласно части 1 статьи 8 Закона Челябинской области решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования, т.е. не ранее 2 июня и не позднее 12 июня 2022 года. 09 июня 2022 года избирательной комиссией Челябинской области принято постановление № 12/388-7 «О назначении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25». Определение сроков для выдвижения кандидатов, для сбора подписей избирателей в силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона относится к полномочиям субъекта Российской Федерации.

В рамках полномочий, определенных пунктами 1 и 9 статьи 33 Федерального закона, Законом Челябинской области установлены следующие периоды выдвижения кандидатов и представления кандидатами в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для их регистрации:

выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам может производиться со дня официального опубликования решения о назначении выборов и Документы, предусмотренные для выдвижения кандидата, представляются в соответствующую избирательную комиссию одновременно не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов до 18 часов по местному времени (часть 8 статьи 15 Закона области № 398-30);

документы, предусмотренные для регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением или в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу, включая подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата, представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию не ранее чем через 21 день и не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов до 18 часов по местному времени (часть 2 статьи 19 Закона области № 398-30).

Согласно календарному плану мероприятий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25, утвержденному постановлением избирательной комиссии от 14 июня 2022 года № 13/426-7 (далее - календарный план), период выдвижения кандидатов с 14 июня 2022 года по 04 июля 2022 года до 18 часов по местному времени, период представления в окружную избирательную комиссию документов для регистрации кандидатов с 5 июля по 14 июля 2022 года до 18 часов по местному времени.

В соответствии со статьей 30 Регламента избирательной комиссии Челябинской области, утвержденного постановлением избирательной комиссии Челябинской области от 14 ноября 2019 года № 120/1026-6 (далее - Регламент) Комиссия вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в ее компетенцию. Согласно статьи 29 Регламента заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее 8 членов Комиссии с правом решающего голоса. Согласно статье 35 Регламента на заседании ведется протокол. Протокол подписывается председательствующим на заседании Комиссии и секретарем Комиссии. Статья 38 Регламента предусматривает, что все постановления Комиссии принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. При открытом голосовании член комиссии с правом решающего голоса поднимает руку, при тайном голосовании используются бюллетени. В соответствии со статьей 41 Регламента решения комиссии по оспариваемому постановлению принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии. На заседании избирательной комиссии Челябинской области 14 июня 2022 года присутствовало 13 членов комиссии с правом решающего голоса, заседание являлось правомочным. За принятие оспариваемого постановления члены избирательной комиссии Челябинской области проголосовали единогласно, что подтверждается выпиской из протокола заседания от 14 июня 2022 года № 13. Таким образом, оспариваемое постановление избирательной комиссии Челябинской области является законным, т.к. принято в соответствии с законодательством о выборах и в пределах компетенции комиссии большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии (л.д. 27-29).

Административный истец Маркин С.Г., заинтересованное лицо - Территориальная избирательная комиссия города Троицка Челябинской области в судебное заседание не явились при надлежащем извещении о времени судебного заседания.

Заслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

Указанным федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим федеральным законом (пункты 1 и 3 статьи 1 данного федерального закона).

На территории Челябинской области гарантии избирательных прав граждан, порядок организации и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Челябинской устанавливаются указанным выше Федеральным законом, а также Законом Челябинской области от 25 августа 2005 года № 398-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области».

Согласно положениям частей 1, 3 статьи 36 Закона Челябинской области от 25 мая 2006 года № 22-ЗО «Устав (Основной Закон) Челябинской области» Выборы и референдумы организуют и проводят избирательные комиссии, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти области и органы местного самоуправления, по проведению референдума Челябинской области и местного референдума устанавливаются законодательством Российской Федерации, области, уставами муниципальных образований.

Частью 7 статьи 53 Закона Челябинской области от 25 августа 2005 года № 398-ЗО установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе избирательная комиссия Челябинской области назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах.

Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 № 12/388-7 на 11 сентября 2022 года назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному ФИО8

Постановление опубликовано в газете «Южноуральская панорама» выпуск от 14 июня 2022 года № 47 (4375).

В силу пункта 2.5 Методических рекомендаций по разработке календарных планов мероприятий по подготовке и проведению выборов в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением ЦИК России от 02 апреля 2014 года № 244/1444-6, календарный план утверждается организующей выборы избирательной комиссией в возможно короткий срок после официального опубликования в средствах массовой информации решения о назначении выборов.

14 июня 2022 года Избирательной комиссией Челябинской области принято постановление № 13/426-7 «Об утверждении календарного плана мероприятий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25»

В силу статьи 1 Регламента избирательной комиссии Челябинской области, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 14 ноября 2019 года № 120/1026-6 (далее по тексту- Регламент) Избирательная комиссия Челябинской области является государственным органом Челябинской области, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов на территории Челябинской области в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами, осуществляющей в пределах своей компетенции руководство деятельностью избирательных комиссий референдума на территории Челябинской области, а также контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, в органы государственной власти Челябинской области, органы местного самоуправления в Челябинской области и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, меры по оказанию правовой, методической, организационно-технической помощи избирательным комиссиям области, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Челябинской области, законами Челябинской области (л.д.31-49).

Избирательная комиссия Челябинской области, формируется в составе 14 членов комиссии с правом решающего голоса сроком на пять лет, действует на постоянной основе (статья 4 Регламента избирательной комиссии Челябинской области, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 14 ноября 2019 года № 120/1026-6 (далее по тексту- Регламент).

В соответствии со статьей 30 Регламента Комиссия вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в ее компетенцию.

Статьей 29 Регламента установлено, что заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее восьми членов Комиссии с правом решающего голоса.

Как следует из выписки протокола Избирательной комиссии Челябинской области от 14 июня 2022 года № 13 (л.д. 30), на заседании присутствовало 13 членов комиссии с правом решающего голоса из 14 назначенных.

На заседании обсуждался вопрос «Об утверждении Календарного плана мероприятий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутата законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу». «За» проголосовали – человек, против – , воздержались -

В силу статьи 7 Регламента официальным сайтом Комиссии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является сайт с электронным адресом:

Оспариваемое постановление размещено на официальном сайте избирательной комиссии Челябинской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (л.д. 17).

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 14 июня 2022 года № 13/426-7 «об утверждении календарного плана мероприятий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу » принято уполномоченным органом правомочным составом, с соблюдением процедуры принятия, включая опубликование.

Относительно довода административного истца о незаконности решения избирательной комиссии Челябинской области об установлении в календарном плане срока 20 дней для самовыдвижения кандидатов по одномандатному избирательному округу, т.е. с 14 июня по 04 июля 2022 года, суд приходит к следующему.

В силу части 8 статьи 15 Закона Челябинской области от 25 августа 2005 года № 398-ЗО выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам, списков кандидатов может производиться со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Документы, предусмотренные частями 2, 2-2, 3 и 3-1 настоящей статьи, представляются в соответствующую избирательную комиссию одновременно не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов до 18 часов по местному времени.

Учитывая, что постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 № 12/388-7 «О назначении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25» опубликовано 14 июня 2022 года, административным ответчиком обоснованно оспариваемым постановлением установлен срок для самовыдвижения кандидатов по одномандатному избирательному округу с 14 июня по 04 июля 2022 года.

При этом утверждение административного истца, что оспариваемым постановлением и действиями членов Избирательной комиссии Челябинской области нарушено избирательное право граждан Российской Федерации не может быть признано состоятельным. Доказательства фактов таких нарушений не представлены в судебном заседании.

Оснований полагать, что действия членов Избирательной комиссии Челябинской области по принятию постановления от 14 июня 2022 года № 13/426-7 «Об утверждении календарного плана мероприятий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу №25» являются незаконными, у суда не имеется, доказательств обратного не представлено.

Таким образом, административное исковое заявление Маркина С.Ю. не содержит доводов, которые указывали бы на наличие правовых оснований для отмены оспариваемого постановления Избирательной комиссии Челябинской области от 14 июня 2022 года № 13/426-7.

Требования административного истца о прописании механизма и способа восстановления его нарушенных избирательных прав также не подлежат удовлетворению, поскольку в ходе судебного разбирательства Маркиным С.Ю. не представлено доказательств нарушения его прав.

В силу части 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска, если установит, что оспариваемое решение, действие являются законными.

С учетом заявленных административных исковых требований, анализа обстоятельств административного дела, исходя из требований норм Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, Закона Челябинской области от 25 августа 2005 года № 398-ЗО, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления Маркина С.Ю.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 244 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Маркина Сергея Григорьевича к Избирательной комиссии Челябинской области о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Челябинской области от 14 июня 2022 года № 13/426-7 «Об утверждении календарного плана мероприятий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу №25»; прописании механизма и способа восстановления его нарушенных избирательных прав, отказать.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня оглашения решения суда через Челябинский областной суд.

Председательствующий С.В. Малкова

Мотивированное решение изготовлено 15 июля 2022 года