Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г. Самара 24 ноября 2023 года Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи Щетинкиной И.А., при секретаре судебного заседания Лязиной А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2078/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Национальные системы контроля» об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, у с т а н о в и л: Административный истец обратился в Самарский областной суд с административным иском о восстановлении пропущенного срока для подачи настоящих требований и об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: Самарская область, г.о. Жигулевск, г. Жигулевск, ул. Ново-Самарская, с учетом уточнений в размере его рыночной стоимости по состоянию на 25.11.2013 в сумме 5 685 429 рублей 62 коп. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, кадастровая стоимость которого по состоянию на 25.11.2013 определена в размере 21 653 965 рублей 84 коп., о чем сведения внесены в ЕГРН 21.12.2013. С кадастровой стоимости административный истец не согласен, поскольку затрагиваются его права и обязанности превышением кадастровой стоимости над действительной рыночной стоимости в размере 5 685 429 рублей 62 коп., определенную в отчете об оценке ООО «Многопрофильный деловой центр». По обращению административного истца административный ответчик принял решение о возвращении без рассмотрения заявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. У административного истца имеются обязательства по уплате земельного налога за период владения земельным участком и право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости объекта для целей налогообложения. В судебное заседание административный истец ООО «Национальные системы контроля», административные ответчики Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области, а также заинтересованное лицо администрация г.о. Жигулевск Самарской области, извещенные о рассмотрении административного дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не поступило. Представитель административного истца Горгиладзе С.Н., действующая по доверенности, в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в отсутствие стороны административного истца. В письменных возражениях на иск Правительство Самарской области просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что массовая оценка кадастровой стоимости объектов недвижимости была проведена в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Статьей 17.1 указанного закона предусмотрена проверка отчета, подготовленного оценщиком, на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего полномочия стандартов и правил оценочной деятельности, предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика. Заинтересованное лицо администрация г.о. Жигулевск в письменных возражениях на иск просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что утвержденная архивная кадастровая стоимость объекта является достоверной. Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость. Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции. В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, абзац 4 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ). Из материалов дела следует, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, местоположение - почтовый адрес ориентира: Самарская область, г.о. Жигулевск, г. Жигулевск, ул.Ново-Самарская, на земельном участке находится здание с инвентарным номером 0002175, площадью 17 797 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для производственной базы. Административный истец оспаривает кадастровую стоимость указанного объекта, утвержденную постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области», по состоянию на 25.11.2013 в размере 21 653 965, 84 рублей, о чем сведения в ЕГРН внесены 21.12.2013. При этом, согласно выпискам из ЕГРН действительная кадастровая стоимость объекта утверждена приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 2181 от 25.11.2022 по состоянию на 01.01.2022 в размере 14 558 835, 85 рублей. Вместе с тем, по административному делу № 3а-1974/2023 решением Самарского областного суда от 21.09.2023, вступившим в законную силу 24.10.2023, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2022 в размере 8 847 778, 55 рублей. Решением Самарского областного суда от 12.01.2023, вступившим в законную силу 21.02.2023, по административному делу № 3а-180/2023 (3а-2266/2022) установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 в размере 6 999 333 рублей. В соответствии с абзацем 2 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности). В силу положений пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости. Исходя из представленных материалов, суд полагает, что права и законные интересы административного истца ООО «Национальные системы контроля» затрагиваются архивной кадастровой стоимостью земельного участка, как плательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости земельного участка, в том числе внесенной в ЕГРН 21.12.2013. Министерство имущественных отношений Самарской области отказало собственнику объекта в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта во внесудебном порядке, рекомендовав обратиться с требованием в суд. 11.09.2023 административный истец обратился с соответствующим административным исковым заявлением в суд. Отчетами об оценке № с19209 от 21.07.2023 и № с19209/1 от 01.11.2023 оценщика Цыплова М.П. независимой оценочной компании ООО «Многопрофильный деловой центр» по инициативе административного истца определена величина рыночной стоимости указанного земельного участка по состоянию на 25.11.2013 в размере 5 685 429 рублей 62 коп. Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете. Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка основано на полном и объективном анализе индивидуальных ценностных характеристик объекта и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного земельного участка, содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Доводы административного ответчика и заинтересованного лица о достоверности кадастровой стоимости суд признает голословными, как ничем не подтвержденные. С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчетах об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости земельного участка на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы, в том числе для проверки представленных отчетов об оценке, по инициативе суда отсутствуют. Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца о восстановлении пропущенного срока обращения в суд и об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке, подлежат удовлетворению. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд р е ш и л : административный иск общества с ограниченной ответственностью «Национальные системы контроля» удовлетворить. Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, местоположение по почтовому адресу ориентира: <адрес>, на земельном участке находится здание с инвентарным номером 0002175, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25.11.2013 в размере 5 685 429 (пять миллионов шестьсот восемьдесят пять тысяч четыреста двадцать девять) рублей 62 коп. Датой подачи заявления в суд считать 11.09.2023. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 08.12.2023. Судья И.А. Щетинкина |