Дело № 3а-25/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2019 г. г. Тверь
Тверской областной суд в составе:
председательствующего Кустова А.В.
при секретаре судебного заседания Безуглой Ю.В.
с участием представителя административного истца Николаева Б.В.,
представителей административных ответчиков:
Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области – Бойковой С.О.,
Управления Росреестра по Тверской области – Добровольской С.Б.,
Представителя заинтересованного лица – Администрации города Твери – Тарасова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шаповала ФИО9 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Шаповал А.В. обратился в Тверской областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере 29053 000 рублей, согласно представленному отчету № 2310/17-1, выполненному ООО «Актуальность».
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Николаев Б.В. поддержал требования административного истца, пояснив, что установление рыночной стоимости земельного участка на 01 января 2013 года необходимо заявителю для решения вопроса о перерасчете налога за периоды 2014-2016 годов.
Представители административных ответчиков - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Добровольская С.Б., Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Бойкова С.О., представитель заинтересованного лица – Администрации города Твери Тарасов В.В. полагали, что оснований пересмотра неактуальной кадастровой стоимости земельного участка не имеется.
Другие лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд полагает требования административного истца не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 4 статьи 24.18 в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В статье 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» указано, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Обращаясь с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, заявитель представил выписку из ЕГРН от 14 ноября 2017 года, содержащую сведения о кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером № в размере 53 411040,77 руб.
Указанную кадастровую стоимость административный истец полагает не соответствующей рыночной, в связи с чем обратился в суд за ее пересмотром, представив Отчет оценщика о рыночной стоимости земельного участка на 01 января 2013 года в размере 29053000 руб.
Между тем, судом установлено, что 21 декабря 2017 года решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 14 февраля 2012 года №П/57, заявление Шаповала А.В. удовлетворено, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке, в размере 30503000 рублей по состоянию на 11 ноября 2017 года.
Данное решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тверской области не оспаривалось.
Указанная кадастровая стоимость земельного участка внесена к ЕГРН, что подтверждается истребованной судом выпиской от 29 января 2019 года.
Таким образом, административным истцом оспаривается кадастровая стоимость земельного участка, не являющаяся актуальной.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и аналогичных по содержанию положений части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости); об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
В пункте 13 Постановления Пленума № 28 приведено толкование недостоверных сведений об объекте оценки, к которым относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Таких обстоятельств по административному делу не установлено.
В соответствии с частью 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (п. 15 в ред. Федерального закона от 03 августа 2018 года № 334-ФЗ).
Исходя из содержания приведенных выше положений законодательных актов в их взаимосвязи, суд приходит к выводу, законом не предусмотрена возможность установления кадастровой стоимости объектов недвижимости на истекший период при наличии актуальной кадастровой стоимости недвижимости, уже соответствующей его рыночной стоимости, поскольку данное обстоятельство не повлечет изменение прав и обязанностей плательщика налога.
С учетом изложенного, требования административного истца об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Шаповала ФИО10 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 г. в размере 29 053 000 рублей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тверского областного суда в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Кустов
Мотивированное решение составлено 21 февраля 2019 г.
Председательствующий А.В. Кустов