3а-207/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Пешкина А.Г.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре Республики Коми 15 сентября 2020 года административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Коми о признании не действующим постановления Правительства Республики Коми от 27 октября 2016 года №503 «Об упразднении болотного заказника республиканского значения «Печорский»,
установил:
27 октября 2016 года Правительством Республики Коми принято постановление №503 «Об упразднении болотного заказника республиканского значения «Печорский» (далее - постановление №503 от 27 октября 2016 года).
Заместитель прокурора Республики Коми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным исковым заявлением о признании постановления №503 от 27 октября 2016 года не действующим, указав в обоснование на то, что оно принято с нарушением положений Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», предусматривающих необходимость согласования решения об упразднении природного заказника и изменения режима его особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Заинтересованное лицо Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России), надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, не обеспечило явку представителя для участия в судебном заседании. В письменном отзыве указало, что поддерживает административный иск прокурора, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением порядка, установленного подпунктом «а» пункта 6 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», а также не соответствует пункту 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 58 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».
Прокурор Юдин А.В. в судебном заседании требования поддержал.
Представители Правительства Республики Коми ФИО1 и ФИО2, а также заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Плато Т.Н. с требованиями прокурора не согласились по доводам, изложенным в письменных отзывах.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Вопросы в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемых природных территорий в силу положений пункта «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Аналогичная норма содержится и в статье 6 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Правительство Республики Коми является высшим исполнительным органом государственной власти Республики Коми. Реализуя свои полномочия, издает постановления и распоряжения. Разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Коми, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии. С целью реализации мер, указанных в части первой настоящей статьи, осуществляет полномочия в соответствии с федеральным законодательством, Конституцией Республики Коми, законами Республики Коми (статьи 89, 91 Конституции Республики Коми).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 5 Закона Республики Коми от 1 марта 2016 года №10-РЗ «О некоторых вопросах в области охраны окружающей среды в Республике Коми и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Коми» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) к полномочиям Правительства Республики Коми в области охраны окружающей среды в Республике Коми относилось принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации решений о создании особо охраняемых природных территорий республиканского значения, изменении режима их особой охраны, утверждение положений об особо охраняемых природных территориях республиканского значения.
В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Абзацем 2 части 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 4 ноября 2002 №101-РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» (далее – Закон Республики Коми от 4 ноября 2002 №101-РЗ) предусмотрено, что нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Коми не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно части 1 статьи 4 Закона Республики Коми от 4 ноября 2002 №101-РЗ правовые акты Правительства Республики Коми, имеющие нормативный характер, по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Как следует из частей 1, 1-1 статьи 8 Закона Республики Коми от 4 ноября 2002 №101-РЗ (в редакции Законов Республики Коми от 4 марта 2014 года №9-РЗ, 3 июня 2014 года №67-РЗ), официальным опубликованием нормативных правовых актов Правительства Республики Коми считается первая публикация полного текста этих актов в газетах «Республика», «Коми му», в журнале «Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми» либо первое размещение (опубликование) в порядке, установленном Правительством Республики Коми, в сетевом издании, учреждаемом Правительством Республики Коми для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Республики Коми, иной официальной информации. Официальным опубликованием законов и иных правовых актов Республики Коми, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, является их опубликование в течение 10 дней со дня их подписания также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в порядке, установленном федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2014 года №124 «О сетевом издании для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» учреждено средство массовой информации - сетевое издание «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://law.rkomi.ru/), а также утверждено Положение о сетевом издании и порядок размещения (опубликования) в нем правовых актов Республики Коми, иных правовых актов, материалов - документов, сведений, информации, подлежащих официальному опубликованию в соответствии с федеральным законодательством и (или) законодательством Республики Коми.
Оспариваемый нормативный правовой акт Правительства Республики Коми опубликован в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://law.rkomi.ru/) 27 октября 2016 года, на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 2 ноября 2016 года, в журнале «Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми 11 ноября 2016 года (№19, ст.280).
Порядок опубликования оспариваемого постановления соблюден.
При таких обстоятельствах оспариваемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком по вопросу, входящему в его компетенцию, с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку опубликования и введения в действие.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Основания и порядок упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения на момент принятия оспариваемого постановления региональным законодательством установлены не были.
Вместе с тем, данное обстоятельство не освобождает от выполнения требований федерального законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ, преамбулой к Федеральному закону от 14 марта 1995 года №33-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Особо охраняемые природные территории различаются по категориям исходя из особенностей их режима, в том числе выделяются государственные природные заказники - территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения, могут иметь различный профиль, в том числе могут быть гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем (пункты 1 и 3, подпункт «г» пункта 4 статьи 22 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ).
Как следует из материалов дела, болотный заказник «Печорский» учрежден постановлением Совета Министров Коми АССР от 26 сентября 1989 года №193 «Об организации новых заказников и памятников природы в Коми АССР». Положение о заказнике утверждено постановлением Совета Министров Республики Коми от 1 марта 1993 года №110 «Об утверждении Положений о заказниках и памятниках природы республиканского значения и организации новых заказников». В соответствии с Положением охраняемое болото создано с целью сохранения условий для произрастания и воспроизводства клюквы и поддержания общего экологического равновесия.
Факт придания территории статуса особо охраняемой природной территории с учетом того, что постановление Совета Министров Коми АССР от 26 сентября 1989 года №193 не отменено, в отсутствие доказательств обратного означает соответствие природного комплекса установленным требованиям к государственным природным заказникам.
Земли особо охраняемых природных территорий находятся под особой охраной закона. Изменение целевого назначения земельных участков в пределах таких земель, их изъятие для нужд, противоречащих назначению, не допускается (пункты 3 и 4 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ, пункт 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии же с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.
То обстоятельство, что земельному участку, на котором расположен болотный заказник «Печорский», не присвоена категория земель особо охраняемых природных территорий, не имеет правового значения для настоящего административного дела, а положения пунктов 3 и 4 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ, пункта 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ подчеркивают позицию федерального законодателя о недопустимости произвольного упразднения особо охраняемых природных территорий.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, административный ответчик должен представить доказательства, свидетельствующие об утрате особого природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекреационного и оздоровительного значения природными комплексами и объектами, расположенными на особо охраняемой природной территории регионального значения, в целях охраны которых она была образована, а также соблюдение порядка принятия решения об упразднении таких природных комплексов и объектов.
Согласно представленным административным ответчиком материалам упразднение болотного заказника связано с тем, что он не отвечает требованиям, предъявляемым к особо охраняемым природным территориям.
В подтверждение этих доводов представлены материалы комплексного исследования заказника, проведенного Институтом биологии Коми НЦ УрО РАН в 2013 году. В указанных материалах содержаться выводы о том, что на территории заказника отмечен ряд серьезных нарушений охранного режима. В южной части системы проводились мелиоративные работы. Восточный аапа массив пересекает асфальтированная дорога, которая приводит к нарушению гидрологического режима (подтопление, осушение). Близкое расположение железнодорожной станции и железнодорожных путей также оказывает негативное воздействие на данное болото (бытовой мусор, аэротехногенное загрязнение и др.). В буферной зоне заказника расположены многочисленные хозяйственные постройки, в том числе в ветхом состоянии (заброшенные склады, гаражи, рабочие помещения, свалки и др.). Экосистемы ненарушенных/первичных лесов на территории болотного заказника не представлены. По итогам натурной инвентаризации экосистемы ООПТ могут быть оценены как антропогенно нарушенные. Дальнейшее сохранение статуса особо охраняемого объекта за болотом не целесообразно.
Вместе с тем, в этих материалах отсутствуют выводы о том, что на территории болотного заказника, подлежавшие особой охране природные комплексы и объекты, полностью утрачены и не подлежат восстановлению.
В связи с изложенным суд не усматривает оснований считать, что административным ответчиком доказан факт надлежащего исследования вопроса об утрате признаков природного заказника как необходимой предпосылки для вынесения оспариваемого постановления.
Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года №406-ФЗ) предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Таким органом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года №1219 является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно пункту 7 раздела IV приказа Минприроды России от 25 января 1993 года №14 «Об утверждении Общего положения о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации» изменение границ, реорганизация и ликвидация государственных природных заказников осуществляются в том же порядке, что и их образование.
Упразднение природного заказника регионального значения является частным случаем изменения режима особой охраны особо охраняемой природной территории, поскольку влечет за собой отмену запрета на осуществление на такой территории хозяйственной деятельности.
С учетом изложенного, решение об упразднении природного заказника Правительство Республики Коми должно было предварительно согласовать с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Доказательств такого согласования административным ответчиком не представлено.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письменном отзыве указывает, что проект оспариваемого нормативного правового акта на согласование не поступал.
Обстоятельство согласования решения об упразднении природного заказника с другими государственными органами (территориальными), в том числе подведомственными Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, правового значения не имеет, поскольку не свидетельствует о соблюдении порядка установленного пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ.
Тот факт, что упразднение заказника влечет лишение статуса земель особо охраняемой природной территории, в то время как достаточных доказательств утраты указанной территорией особого значения для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса не представлены, а также обстоятельство отсутствия согласования решения об упразднении с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, свидетельствует, соответственно, о наличии оснований для признания постановления №503 от 27 октября 2016 года противоречащим требованиям действующего федерального законодательства и принятым с нарушением установленной процедуры, а потому не действующим.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административный иск заместителя прокурора Республики Коми подлежит удовлетворению.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта реализовывались права граждан и юридических лиц, то в соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», он подлежит признанию не действующим со дня вступления решения в законную силу.
С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
требования заместителя прокурора Республики Коми удовлетворить.
Признать постановление Правительства Республики Коми от 27 октября 2016 года №503 «Об упразднении болотного заказника республиканского значения «Печорский» не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 25 сентября 2020 года.
Судья А.Г. Пешкин