ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-207/20 от 18.02.2020 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 3а-207/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Оренбург 18 февраля 2020 года

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кудряшова В.К.

при секретаре Татариновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива «Новооренбургский» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Оренбургской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

СПК «Новооренбургский» обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, указав, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.

Установленная кадастровая стоимость земельного участка в размере 9 482 839,59 рублей, определенная по состоянию на 1 января 2011 года, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке в размере 511 035 рублей.

Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы истца, поскольку влечет увеличение арендной платы за пользование земельным участком, влияет на размер платы за землю.

Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость указанного выше земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, восстановить срок на подачу заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца Дюкарев О.О., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал.

Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительства Оренбургской области, заинтересованного лица администрации муниципального образования Кваркенский район Оренбургской области, в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, принимая во внимание представленные отзывы на административное исковое заявление, суд приходит к следующим выводам.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Закон об оценочной деятельности в статье 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 245 КАС РФ.

В 2011 году проведены работы по государственной оценке земель сельскохозяйственного назначения на территории Оренбургской области. Результаты указанных работ утверждены постановлением Правительства Оренбургской области от 13 октября 2011 года № 1003-п и содержат сведения о кадастровой стоимости земельных участков, существовавших на момент ее проведения, на дату 1 января 2011 года. Данное постановление вступило в силу 1 января 2012 года.

Кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 1 января 2011 года определена в размере 9 482 839,59 рублей.

При расчёте кадастровой стоимости спорного земельного участка были применены удельные показатели, утверждённые постановлением Правительства Оренбургской области от 13 октября 2011 года № 1003-п.

Из материалов дела следует, что СПК «Новооренбургский» является арендатором земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.

15 апреля 2015 года между администрацией муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области и СПК «Новооренбургский» заключен договор аренды земельного участка № 5, сроком до 28 апреля 2064 года.

В соответствии с пунктом 4.1 договора аренды размер арендной платы земельного участка рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости.

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 6 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда арендная плата исчисляется, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с абзацем 1 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Из материалов дела усматривается, что сведения о кадастровой стоимости указанного выше земельного участка внесены в ЕГРН 30 декабря 2011 года по состоянию на 1 января 2011 года, кадастровая стоимость является актуальной и применяется, в том числе для установления размера платы за землю.

Пунктом 2HYPERLINK consultantplus://offline/ref=2684303009419B77B6C06F7671237185E9832BDF09B40EEEE8D144FF9993F27C22EC2FC7D827D4E7c55EI статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет от 16 декабря 2019 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный оценщиком ИП *** которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2011 года определена в размере 511 035 рублей.

СПК «Новооренбургский» с соблюдением требований статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности 16 декабря 2019 года обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Оренбургской области (далее – Комиссия) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.

Уведомлением Комиссии от 24 декабря 2019 года заявление возвращено в связи с пропуском срока для подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, предусмотренного статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности.

Исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка существенно отличается от его рыночной стоимости.

Отчет о рыночной стоимости земельного участка никем не оспорен. Доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчете, административными ответчиками не представлено, ходатайств о назначении оценочной экспертизы не поступало.

Отчет о рыночной стоимости земельного участка составлен оценщиком, обладающим правом на проведение экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, подробное описание проведенного исследования, приведены выводы. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик применил метод сравнения продаж, провел изучение рынка земельных участков в разных районах Оренбургской области, подбор и сравнительный анализ аналогов, с учётом корректировок и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки.

Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оценив отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка по правилам, установленным в статье 84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами.

Существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью влечет для административного истца увеличение размера арендной платы.

Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость земельного участка определена на дату определения его кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» содержится разъяснение о том, что согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ, части 5 статьи 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда.

Из материалов дела усматривается, что сведения о кадастровой стоимости указанных в исковом заявлении земельного участка внесены в ЕГРН 30 декабря 2011 года.

Поскольку на момент обращения административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости не были внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, суд считает возможным восстановить пропущенный срок для подачи заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.

В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце 2 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для внесения рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2019 года № 881-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых территорий Оренбургской области. Данное постановление вступило в силу 1 января 2020 года. Следовательно, установленная настоящим решением кадастровая стоимость в размере рыночной действует до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, утвержденных вышеназванным постановлением Правительства Оренбургской области.

Судом установлено, что в государственный кадастр недвижимости внесена новая кадастровая стоимость земельного участка 2 января 2020 года.

Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в пункте 25 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

Таким образом, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость в размере рыночной действует до 2 января 2020 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 179, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

восстановить сельскохозяйственному производственному кооперативу «Новооренбургский» срок на подачу заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 года в размере 511 035 рублей.

Датой подачи заявления считать 24 декабря 2019 года.

Установленная решением суда кадастровая стоимость в размере рыночной действует до 2 января 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда Кудряшов В.К.

В окончательной форме решение изготовлено 21 февраля 2020 года.