ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-207/2016 от 14.04.2016 Свердловского областного суда (Свердловская область)

дело № 3а-207/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 апреля 2016 года г. Екатеринбург

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шумкова Е.С.

при секретаре Четиной Е.А.

с участием прокурора Куриловича И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «Транссервис» о признании недействующим пункта 74 Ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Ивдельского городского округа Свердловской области, утвержденных постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года № 1855-ПП «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области» (в редакции постановления Правительства Свердловской области от 22 августа 2012 года № 902-ПП),

установил:

Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, расположенные на территории Свердловской области определяется Положением о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года № 1855-ПП «Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области» (далее – Постановление № 1855-ПП).

Пунктами 4 и 5 названного Положения установлено, что арендная плата за указанные земельные участки, определяется в процентах от кадастровой стоимости земельного участка по формуле:

КС x СтАП x Ку x ПК

АП = ----------------------------, где:

АП - величина арендной платы в год по договору аренды;

КС - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка в рублях;

СтАП - ставка арендной платы, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области;

ПК - понижающий коэффициент для отдельных категорий лиц, установленный постановлением Правительства Свердловской области;

Ку - коэффициент увеличения, ежегодно устанавливаемый Правительством Свердловской области, с учетом показателей инфляции (сводного индекса потребительских цен), предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период.

Подпунктом 25 пункта 2 постановления № 1855-ПП были установлены ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Ивдельского городского округа, в том числе и ставка арендной платы за земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения (далее – земли промышленности), расположенные на территории названного муниципального образования, в размере 13,8 (пункт 74 названных ставок)(л.д. 29-42).

Постановление № 1855-ПП официально опубликовано в средстве массовой информации – «Областная газета», вступило в силу с 01 января 2012 года (л.д. 65, 32).

Подпунктом 6 пункта 16 Постановления Правительства Свердловской области от 22 августа 2012 года № 902-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года № 1855 - ПП» «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области» (далее – Постановление № 902-ПП) пункт 74 ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Ивдельского городского округа, утвержденных Постановлением № 1855-ПП, изложен в новой редакции, согласно которой за земли промышленности (за исключением земельных участков, указанных в пункте 74-1), расположенные на территории этого городского округа, ставка арендной платы установлена в размере 720,0 (л.д. 66-95).

Постановление № 902-ПП официально опубликовано в средстве массовой информации – «Областная газета» 04 сентября 2012 года № 348-349 (л.д. 182), вступило в действие через 10 дней после его официального опубликования (л.д. 88).

Таким образом, в настоящее время пункт 74 ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Ивдельского городского округа, утвержденных Постановлением № 1855-ПП, действует в редакции Постановления № 902-ПП.

ЗАО «Транссервис», являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером 66:43:0301008:88 (категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - под объект промышленности), расположенного по адресу: Свердловская область, г. Ивдель, пос. Северный (л.д. 151, 137-150) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим вышеназванного пункта ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Ивдельского городского округа, утвержденных Постановлением № 1855-ПП (в редакции Постановления № 902-ПП).

В обоснование указало, что названная норма Постановления № 1855-ПП (в редакции Постановления № 902-ПП) противоречит основным принципам определения арендной платы, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – Постановление № 582). Несоответствие принципам экономической обоснованности арендной платы и запрета необоснованных предпочтений усматривает в том, что установленная указанной нормой ставка арендной платы в размере 720 % от кадастровой стоимости резко отличается в сторону увеличения от ставок арендной платы, установленных на территории других муниципальных образований Свердловской области, отличается и от средней ставки арендной платы за такие земельные участки на территории Свердловской области. При этом отсутствуют какие-либо особые льготы и преференции экономического характера, которые отличали бы Ивдельский городской округ от остальных городов Свердловской области и могли бы свидетельствовать о том, что доходность земельных участков под землями промышленности в Ивдельском городском округе значительной выше, чем в остальных городах Свердловской области. Нарушение своих прав видит в значительном увеличении размера арендной платы, которая в 2013 году составляла 62101,1 рублей, а в 2015 году – 9163885,25 рублей (л.д. 4-6).

В судебном заседании представитель ЗАО «Транссервис» Хисматуллина О.О. требования поддержала, дополнительно пояснила, что нарушение прав административного истца произошло в 2015 году, так как в связи с увеличением кадастровой стоимости арендуемого земельного участка значительно увеличилась арендная плата.

Представитель административного ответчика - Правительства Свердловской области Денисова О.Н., требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. В обоснование указала, что оспариваемая административным истцом ставка арендной платы установлена по результатам обращения в Правительство Свердловской области Администрации Ивдельского городского округа. Ранее действовавшая ставка арендной платы для данной категории земель была низкой, что не отвечало принципу экономической обоснованности арендной платы. Экономическое обоснование ставки арендной платы было представлено Администрацией Ивдельского городского округа. Полагала, что Постановление № 1855-ПП в оспариваемой части издано Правительством Свердловской области в пределах его полномочий, надлежащим образом опубликовано и соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Представитель заинтересованного лица – Администрации Ивдельского городского округа Свердловской области Казьмина М.В. с требованиями не согласилась. Суду пояснила, что при установлении первоначальной редакцией Постановления № 1855-ПП ставки арендной платы в размере 13,8, никаких прогнозов не делалось. В результате, арендная плата необъективно резко уменьшилась. Расчет оспариваемой ставки был произведен исходя из условия сохранения размера арендной платы на уровне 2011 года, то есть до вступления в действие Постановления № 1855-ПП.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, заслушав заключение прокурора Куриловича И.А., полагавшего, что оснований для удовлетворения требований не имеется, суд приходит к следующему.

Административный истец с 18 декабря 2014 года арендует земельный участок с кадастровым номером 66:43:0301008:88 (равнозначен кадастровому номеру 66:43:0301008:0088) (л.д. 151). За пользование участком он обязан уплачивать арендную плату, которая рассчитывается исходя из ставки арендной платы 720, установленной оспариваемыми положениями Постановления № 1855-ПП (в редакции Постановления № 902-ПП) (л.д.8-9).

Таким образом, оспариваемая норма нормативного правового акта применяется к административному истцу, поэтому в силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации он вправе оспаривать ее в судебном порядке.

Согласно пунктам «в», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования, распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, о чем указано в подпункте 2 пункта 3 статьи 39.7 вышеназванного Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Аналогичные правила действовали и на момент издания оспариваемого постановления (пункт 4 статьи 22, пункты 1, 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату издания постановления, пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Правительство Свердловской области, является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области, свои полномочия реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 9, 49, 52 Устава Свердловской области, статьи 1, 22 Закона Свердловской области от 04 ноября 1995 года № 31-ОЗ «О Правительстве Свердловской области»).

Право принимать нормативные правовые акты по вопросам установления порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, предоставлено Правительству Свердловской области подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» (в действующей редакции). На момент принятия оспариваемого постановления эти полномочия Правительства Свердловской области были предусмотрены статьей 54-6 этого же Закона Свердловской области.

Пунктом 5 Положения, утвержденного Постановлением № 1855-ПП, прямо предусмотрено, что размер ставки арендной платы за вышеназванные земельные участки устанавливается Правительством Свердловской области.

Проанализировав вышеприведенное, суд находит, что Постановление № 1855-ПП в оспариваемой части, принято Правительством Свердловской области в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством.

Представленные суду документы позволяют сделать вывод о соблюдении процедур принятия и опубликования оспариваемой части нормативного правового акта (л.д. 51-65, 104-114, 182).

Проверяя оспариваемую часть нормативного правового акта на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд учитывает следующее.

Постановлением № 582 установлены следующие основные принципы определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности:

- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;

- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Вышеназванные принципы должны соблюдаться и при установлении ставки арендной платы, поскольку она (ставка), являясь элементом вышеприведенной формулы расчета размера арендной платы, влияет на размер арендной платы, а ее изменение влечет и изменение размера арендной платы.

Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 11 мая 2004 года № 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, которая может быть применена и к арендной плате (к ставке арендной платы), поскольку в силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации арендная плата за землю имеет схожую правовую природу с земельным налогом. Согласно этой позиции плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельного участка.

Оспариваемая ставка арендной платы была утверждена на основании предложения Администрации Ивдельского городского округа Свердловской области, которая представила также и экономическое обоснование ее размера (л.д. 176-181, 66-103)

Из представленных документов видно, что обосновывая размер ставки арендной платы, Администрация Ивдельского городского округа Свердловской области провела анализ поступлений средств от аренды земель промышленности в условиях действия Постановления № 1855-ПП, соотнесла их с размером арендной платы при ранее действовавшем правовом регулировании, установив, что с введением в действие Постановления №1855-ПП со ставкой арендной платы 13,8, размер арендной платы за земельные участки уменьшился в 52 раза. При этом средний размер арендной платы за 1 кв. м земель промышленности составил 0,017 рублей. Оценив этот размер, Администрация названного муниципального образования пришла к выводу о практически бесплатном пользовании земельными участками. Такой анализ обусловил необходимость внесения изменений в Постановление № 1855-ПП. Расчет оспариваемой ставки арендной платы произведен по формуле, приведенной в тексте обоснования, исходя из размера арендной платы, которая могла быть получена при ранее действовавшем (до вступления в действие Постановления № 1855-ПП) правовом регулировании (л.д. 176-181).

Прогнозы социально-экономического развития Свердловской области на 2012 -2013 годы (Постановления Правительства Свердловской области от 29 сентября 2009 года № 1123-ПП, от 11 августа 2011 года № 1067-ПП) предусматривали рост промышленного производства, поэтому отсутствовали какие – либо предпосылки для такого значительного снижения размера арендной платы, которое было установлено вышеприведенным обоснованием.

Оценив вышеизложенное, суд находит, что при установлении оспариваемой ставки арендной платы был соблюден принцип ее экономической обоснованности, поскольку ее размер установлен не произвольно, а на основании анализа факторов влияющих на доходность земельных участков.

Тот факт, что экономическое обоснование размера ставки арендной платы осуществляло в данном случае не Правительство Свердловской области, а Администрация Ивдельского городского округа, не может являться основанием для признания недействующей оспариваемой части нормативного правового акта, так как такой порядок его подготовки не запрещен законодательством.

Оспариваемая ставка арендной платы установлена для всех арендаторов земельных участков из земель промышленности, расположенных на территории одного публично-правового образования – Ивдельского городского округа, предоставленных в аренду без торгов. Учитывая это, а также то, что расчет арендной платы для всех этих арендаторов производится по одной и той же формуле, установленной Постановлением № 1855-ПП, суд находит, что порядок расчета размера арендной платы для всех арендаторов таких земельных участков, расположенных на территории названного муниципального образования, является одинаковым. Это указывает на отсутствие нарушения принципа запрета необоснованных предпочтений.

Высокий, по сравнению с другими муниципальными образованиями Свердловской области размер оспариваемой ставки арендной платы не приводит к самому высокому размеру арендной платы за земли промышленности. Так, например, в Ивдельском городском округе Свердловской области при применении оспариваемой ставки арендной платы средний размер арендной платы за 1 кв.м составляет 59,75 рублей (л.д. 187-188), а непосредственно для истца за указанный земельный участок - 280, 22 рубля за 1 кв.м. (л.д. 189-190). В то же время, на территории некоторых других муниципальных образований этот показатель значительно выше – от 400 до 1500 рублей за 1 кв.м (л.д. 187-188).

Указанное свидетельствует о том, что оспариваемая ставка арендной платы установлена с учетом особенностей Ивдельского городского округа Свердловской области и указывает на отсутствие нарушений вышеназванных основных принципов определения размера арендной платы.

Поскольку оспариваемая норма Постановления № 1855-ПП (в редакции Постановления № 902-ПП) предполагает расчет размера арендной платы на основании кадастровой стоимости (в процентах от кадастровой стоимости), а установленная ею ставка арендной платы подлежит применению после вступления в действие нормативного правового акта, ее установившего, то в данном случае соблюдены, как принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, так и принцип предельно допустимой простоты ее расчета.

Названная норма нормативного правового акта не применяется при переоформлении прав на земельные участки, она не касается социально значимых видов деятельности, как не регулирует она и вопросы арендной платы лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, поэтому у суда нет никаких оснований полагать, что этой нормой нарушены принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, а также принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности и защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемых положений Постановления № 1855-ПП (в редакции Постановления № 902-ПП) законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Увеличение размера уплачиваемой административным истцом арендной платы в 2015 году произошло по причине изменения Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 июля 2014 года № 2603 кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка, а не причине установления экономически необоснованной ставки арендной платы, размер которой остался неизменным (л.д. 8-9, 184-185).

Следовательно, являются несостоятельными доводы административного истца о том, что именно оспариваемая им ставка арендной платы привела к увеличению уплачиваемой им арендной платы.

Признав оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 215, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении требований закрытого акционерного общества «Транссервис» о признании недействующим пункта 74 Ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Ивдельского городского округа Свердловской области, утвержденных постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года № 1855-ПП «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области» (в редакции постановления Правительства Свердловской области от 22 августа 2012 года № 902-ПП).

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с подачей жалобы через Свердловский областной суд.

Судья Шумков Е.С.