дело № 3а-207/2022
16OS0000-01-2021-000615-93
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Казань 16 февраля 2022 года
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Трошина С.А.,
при секретаре судебного заседания Палютиной А.С.,
с участием прокурора Хабирова А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гришина Кирилла Геннадьевича к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующим пункта 47 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2019 года № 3711-р,
УСТАНОВИЛ:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2019 года № 3711-р, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 28 ноября 2019 года за № 5889, опубликованным в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 28 ноября 2019 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее – Перечень). Впоследствии в Перечень вносились изменения распоряжениями от 27 декабря 2019 года № 4168-р, от 11 ноября 2020 года № 3440-р, от 14 декабря 2021 года № 3839-р, от 29 декабря 2021 года № 4141-р.
В пункте 47 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, указано здание с кадастровым номером ...., расположенное по адресу: <адрес> (далее – здание с кадастровым номером ....).
Гришин К.Г., являющийся собственником нежилых помещений в данном здании с кадастровыми номерами ...., ...., ...., ...., обратился в суд с административным исковым заявлением о признании названного пункта Перечня недействующим, нарушающим его права налогоплательщика налога на имущество физических лиц. Административный истец считает, что здание с кадастровым номером .... не является торговым центром, а потому его включение в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год - является незаконным. Так, в указанном здании площадь помещений, предусматривающих размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не превышает 20% от общей площади здания. Более того, видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ...., на котором расположено здание, является предпринимательство, то есть земельный участок не предполагает таких видов разрешенного использования, как «для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания».
Гришин К.Г., надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель Гришина К.Г. Дабаев А.Ж. поддержал административный иск по основаниям, подробно изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Сабирзанов М.Т. административный иск не признал.
Прокурор Хабиров А.Р. в судебном заседании дал заключение об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Заинтересованные лица - Министерство юстиции Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, представителей для участия в судебном заседании не направили.
Министерство юстиции Республики Татарстан в письменных объяснениях изложило свою позицию о соблюдении при принятии оспариваемого распоряжения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, порядка издания и введения в действие нормативного правового акта в части государственной регистрации и официального опубликования.
Выслушав участников процесса, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Пунктом «и» части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом.
В подпункте 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, строения, сооружения, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
В силу пункта 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных этой же статьей.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размере, не превышающем 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.
Пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предписано не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой же статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года № 49-ЗРТ «О налоге на имущество организаций», согласно которой налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2 000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке (часть 1).
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 названной статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года № 896 утвержден Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования Перечня, согласно которому в Перечень включаются объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года № 49-ЗРТ (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3 названного Порядка Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Казанской городской Думы от 20 ноября 2014 года № 3-38 «О налоге на имущество физических лиц» установлен налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования города Казани, налоговая база определена исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Подпунктом 4 пункта 2 данного решения ставка налога в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена в размере 2 процента, тогда как в отношении прочих объектов налогообложения установлена ставка 0,5 процента (подпункт 5 пункта 2).
Как следует из содержания оспариваемого распоряжения, критериями для включения объекта в Перечень послужили обстоятельства, предусмотренные статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года № 49-ЗРТ «О налоге на имущество организаций», то есть здание с кадастровым номером .... отнесено к категории торговых центров (комплексов) площадью свыше 2 000 квадратных метров и расположенных на территории населенного пункта с численностью населения более 145 тысяч человек.
Обращаясь к доводам административного истца о необоснованном отнесении здания к категории торговых центров (комплексов), суд исходит из положений пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из материалов дела, здание нежилого назначения с кадастровым номером ...., поставленное на государственный кадастровый учет 3 декабря 2009 года, имеет наименование «Кафе-бар», его площадь составляет 4 224,6 кв.м (том № 1, л.д. 57). Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером ...., имеющем вид разрешенного использования «предпринимательство» (том № 1, л.д. 103). На момент рассмотрения дела Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения о нахождении в пределах здания 37 нежилых помещений, в том числе 4-х помещений, принадлежащих Гришину К.Г. (том № 1, л.д. 57).
Согласно пояснениям административного ответчика основанием для включения спорного здания в Перечень послужило наличие в нем более 20% площадей, предназначенных для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания, данное обстоятельство установлено по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, и документам технического учета (инвентаризации), а именно – техническому паспорту здания, составленному Вахитовским Бюро технической инвентаризации 15 апреля 2005 года.
Оценивая законность и обоснованность включения здания с кадастровым номером .... в Перечень, суд принимает во внимание, что в период с 2010 года проводилась техническая инвентаризация расположенных в указанном здании помещений, осуществлялась их постановка на государственный кадастровый учет и снятие с государственного кадастрового учета, о чем свидетельствуют истребованные судом из органов кадастрового учета и регистрации прав копии всех кадастровых (реестровых) дел, в том числе содержащих технические паспорта помещений.
Сопоставление содержания технического паспорта здания и технических паспортов помещений, составленных позднее, не позволяет считать достоверными количественные данные о наличии площадей, предназначенных для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания, установленные техническим паспортом здания.
Таким образом, соответствие здания с кадастровым номером .... признакам торгового центра (комплекса), предусмотренным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и, как следствие, наличие либо отсутствие оснований для включения его в Перечень, должно определяться по сведениям последней технической инвентаризации помещений, зафиксированным в документах технического учета (инвентаризации) – технических паспортах, составленных в установленном порядке уполномоченными организациями.
При этом суд принимает во внимание, что к моменту принятия и вступления в силу оспариваемого нормативного правового акта 8 помещений были сняты с государственного кадастрового учета, а именно:
помещение 1Н площадью 135,4 кв.м с кадастровым номером ...., поставленное на государственный кадастровый учет 19 мая 2010 года, снято 26 апреля 2011 года (том № 3, л.д. 21);
нежилое помещение 4Н площадью 2 397,6 кв.м с кадастровым номером ...., поставленное на государственный кадастровый учет 14 апреля 2010 года, снято 19 октября 2010 года (том № 3, л.д. 22);
встроенное помещение 10007 (данные о площади отсутствуют) с кадастровым номером ...., поставленное на государственный кадастровый учет 8 февраля 2013 года, снято 2 июля 2014 года (том № 3, л.д. 23);
встроенное помещение 10001 (данные о площади отсутствуют) с кадастровым номером ...., поставленное на государственный кадастровый учет 8 февраля 2013 года, снято 2 июля 2014 года (том № 3, л.д. 24);
встроенное помещение 10005 (данные о площади отсутствуют) с кадастровым номером .... поставленное на государственный кадастровый учет 8 февраля 2013 года, снято 2 июля 2014 года (том № 3, л.д. 25);
помещение № 34 площадью 80,9 кв.м с кадастровым номером ...., поставленное на государственный кадастровый учет 12 февраля 2013 года, снято 17 ноября 2014 года (том № 3, л.д. 26);
помещение 1 этажа №№ 1, 3, 4, 7, 8, 19-22, 2 этажа №№ 1-32, 38 площадью 2 397,6 кв.м с кадастровым номером ...., поставленное на государственный кадастровый учет 2 августа 2013 года, снято 27 января 2015 года (том № 3, л.д. 39);
помещение 1 этажа №1 площадью 135,4 кв.м с кадастровым номером ...., поставленное на государственный кадастровый учет 31 января 2014 года, снято 7 мая 2014 года (том № 3, л.д. 77).
Помещение 1015 площадью 73,1 кв.м с кадастровым номером .... и помещение 1016 площадью 617,4 кв.м с кадастровым номером ...., поставлены на государственный кадастровый учет 12 марта 2021 года, то есть после принятия и вступления в силу оспариваемого распоряжения (том № 3, л.д. 82, 86).
Судом также установлено, что из 27-ми помещений, расположенных в здании с кадастровым номером ...., сведения о которых в Едином государственном реестр недвижимости на момент принятия и вступления в силу оспариваемого распоряжения значились как актуальные, в 14-ти помещениях имеются площади, предназначенные для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а именно:
в помещении 6Н площадью 102,4 кв.м с кадастровым номером .... поставленном на кадастровый учет 19 мая 2010 года, основная площадь, предназначенная для помещений предприятий общественного питания, составляет 76,4 кв.м (том № 3, л.д. 5, 102, 105-110);
в помещении 2 площадью 35 кв.м с кадастровым номером .... поставленном на государственный кадастровый учет 17 июня 2010 года, основная площадь, предназначенная для помещений предприятий общественного питания, составляет 27,1 кв.м (том № 1, л.д. 116, том № 2, л.д. 241-243, том № 3, л.д. 158, 123-128);
в помещении 1001 площадью 55,5 кв.м с кадастровым номером .... поставленном на государственный кадастровый учет 20 октября 2010 года, основная площадь, предназначенная для торговых помещений, составляет 55,5 кв.м (том № 3, л.д. 14, 198, 201-207);
в помещении 1002 площадью 116,4 кв.м с кадастровым номером ...., поставленном на государственный кадастровый учет 20 октября 2010 года, основная площадь, предназначенная для торговых помещений, составляет 116,4 кв.м (том № 3, л.д. 16, 212, 215-221);
в помещении 101 площадью 26,4 кв.м с кадастровым номером .... поставленном на государственный кадастровый учет 21 апреля 2011 года, основная площадь, предназначенная для торговых помещений, составляет 26,4 кв.м (том № 3, л.д. 18, том № 4, л.д. 1, 4-10);
в помещении 102 площадью 10,5 кв.м с кадастровым номером ...., поставленном на государственный кадастровый учет 15 февраля 2013 года, основная площадь, предназначенная для торговых помещений, составляет 10,5 кв.м (том № 3, л.д. 27, том № 4, л.д. 70, 76-81);
в помещении 104 площадью 5,5 кв.м с кадастровым номером ...., поставленном на государственный кадастровый учет 3 апреля 2013 года, основная площадь, предназначенная для торговых помещений, составляет 5,5 кв.м (том № 3, л.д. 33, том № 4, л.д. 121, 127-132);
в помещении 103 площадью 7,4 кв.м с кадастровым номером .... поставленном на государственный кадастровый учет 3 апреля 2013 года, основная площадь, предназначенная для торговых помещений, составляет 7,4 кв.м (том № 3, л.д. 35, том № 4, л.д. 138, 144-149);
в помещении 105 площадью 24,2 кв.м с кадастровым номером .... поставленном на государственный кадастровый учет 3 апреля 2013 года, основная площадь, предназначенная для торговых помещений, составляет 24,2 кв.м (том № 3, л.д. 37, том № 4, л.д. 155, 161-166);
в помещении 1005 площадью 75 кв.м с кадастровым номером .... поставленном на государственный кадастровый учет 16 августа 2013 года, основная площадь, предназначенная для помещений предприятий бытового обслуживания, составляет 63,2 кв.м (том № 3, л.д. 48, том № 2, л.д. 15-18);
в помещении 1010 площадью 129,9 кв.м с кадастровым номером .... поставленном на государственный кадастровый учет 21 октября 2013 года, основная площадь, предназначенная для помещений предприятий общественного питания, составляет 38,6 кв.м (том № 3, л.д. 55, том № 1, л.д. 244-247);
в помещении 1014 площадью 690,5 кв.м с кадастровым номером ...., поставленном на государственный кадастровый учет 3 декабря 2013 года, основная площадь, предназначенная для помещений предприятий общественного питания, составляет 496,9 кв.м (том № 3, л.д. 73, том № 2, л.д. 4-8);
в помещении 110 площадью 104,3 кв.м с кадастровым номером ...., поставленном на государственный кадастровый учет 7 мая 2014 года, основная площадь, предназначенная для помещений предприятий общественного питания, составляет 88,1 кв.м (том № 3, л.д. 78, том № 2, л.д. 19-21);
в помещении 8 площадью 1 317,3 кв.м с кадастровым номером .... поставленном на кадастровый учет 14 июня 2018 года, основная площадь, предназначенная для помещений предприятий общественного питания, составляет 645,3 кв.м (том № 1, л.д. 126, том № 1, л.д. 248-250 – том № 2, л.д. 1-3).
Сведений о внесении каких-либо изменений в документы технического учета (инвентаризации) об объектах недвижимости в юридически значимый период представленные суду архивные материалы органов технической инвентаризации и кадастровые дела объектов недвижимости не содержат.
Исходя из имеющихся в деле документов суд считает доказанным то обстоятельство, что на момент принятия оспариваемого распоряжения и вступления его в силу в здании имелись площади, предназначенные для использования в целях размещения:
торговых объектов (55,5 + 116,4 + 26,4 + 10,5 + 5,5 + 7,4 + 24,2 = 245,9 кв.м),
объектов общественного питания (76,4 + 27,1 + 38,6 + 496,9 + 88,1 + + 645,3 = 1372,4 кв.м),
объектов бытового обслуживания - 63,2 кв.м, что составляет 1681,5 кв.м (245,9 + 1 372,4 + 63,2), то есть 39,8% от общей площади здания, составляющей 4 224, 6 кв.м.
Суд также учитывает, что помещение 1014 площадью 690,5 кв.м с кадастровым номером .... снято с кадастрового учета только 12 марта 2021 года (после принятия и вступления в силу оспариваемого распоряжения) в связи с разделом его на два самостоятельных объекта недвижимости (помещение 1015 площадью 73,1 кв.м с кадастровым номером .... и помещение 1016 площадью 617,4 кв.м с кадастровым номером ....).
Данное обстоятельство суд оценивает по аналогии с положениями пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении налогообложения объектов, образованных в результате раздела объекта недвижимого имущества, включенного в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, при этом исходит из того, что изменение статуса помещения с кадастровым номером .... в период действия оспариваемого распоряжения на разрешение вопроса о законности включения здания с кадастровым номером .... в Перечень не влияет.
Следовательно, здание с кадастровым номером .... обоснованно включено в Перечень как отвечающее критериям торгового центра, предусмотренных пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы административного истца о том, что площадь помещений, предусматривающих размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не превышает 20% от общей площади здания не нашли своего подтверждения в судебном заседании, опровергаются материалами дела и не свидетельствуют о противоречии оспариваемого распоряжения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Гришина Кирилла Геннадьевича к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующим пункта 47 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2019 года № 3711-р, отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании «Собрание законодательства Республики Татарстан», а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья Трошин С.А.
Справка: мотивированное решение составлено 25 февраля 2022 года.
Судья Трошин С.А.
Решение28.02.2022