ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-2081/2021 от 16.06.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-255/2022

УИД 32OS0000-01-2021-001420-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Брянск 16 июня 2022 г.

Брянский областной суд в составе

председательствующего судьи Максимовой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Аверкиной О.Н.,

с участием прокурора Доржиева Ш.Д.,

представителя административного истца Бандурина С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Союз «ОМС»» о признании недействующими отдельных пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019, 2020, 2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказами управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 5 мая 2022 года № 632), от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 5 мая 2022 года № 631), от 27 ноября 2020 года № 1723 (в редакции приказов управления имущественных отношений Брянской области от 5 мая 2022 года № 629 и от 6 мая 2022 года № 666),

УСТАНОВИЛ:

приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 3 декабря 2018 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2019 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 5 мая 2022 года № 632, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 6 мая 2022 года, Перечень на 2019 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2019 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2020 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 5 мая 2022 года № 631, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 6 мая 2022 года, Перечень на 2020 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2020 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2021 год).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 5 мая 2022 года № 629 «О внесении изменений в приказ от 27.11.2020 № 1723 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (размещен на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 6 мая 2022 года), с учетом приказа управления имущественных отношений Брянской области от 6 мая 2022 года № 666 «О внесении изменений в приказ управления имущественных отношений Брянской области от 05.05.2022 № 629» (размещен на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 11 мая 2022 года) Перечень на 2021 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2021 года.

В Перечни на 2019, 2020, 2021 годы включены принадлежащие на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью «Союз «ОМС»» объекты недвижимости:

-нежилое здание с кадастровым номером (пункт Перечня на 2019 год в редакции приказа управления от 05.05.2022 № 632; пункт Перечня на 2020 год в редакции приказа управления от 05.05.2022 № 631; пункт Перечня на 2021 год в редакции приказов управления № 629 от 05.05.2022 и № 666 от 06.05.2022);

-нежилое здание с кадастровым номером (пункт Перечня на 2020 год в редакции приказа управления от 05.05.2022 № 631; пункт Перечня на 2021 год в редакции приказов управления № 629 от 05.05.2022 и № 666 от 06.05.2022);

-нежилое здание с кадастровым номером (пункт Перечня на 2020 год в редакции приказа управления от 05.05.2022 № 631; пункт Перечня на 2021 год в редакции приказов управления № 629 от 05.05.2022 и № 666 от 06.05.2022).

Административный истец ООО «Союз «ОМС»» обратился с административным исковым заявлением об оспаривании включения указанных объектов недвижимости в Перечни на 2019, 2020, 2021 годы, указав в обоснование требований, что спорные объекты недвижимости не обладают предусмотренными ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу исчисляется исходя из кадастровой стоимости, поскольку нежилые здания не используются в целях делового, административного или коммерческого назначения.

С учетом уточнений административных исковых требований в связи с изменившейся редакцией оспариваемых Перечней административный истец ООО «Союз «ОМС»» просит суд:

-признать недействующим с 01 января 2019 года пункт Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа от 5 мая 2022 года № 632 «О внесении изменений в приказ от 29.11.2018 № 1512 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»»);

-признать недействующими с 01 января 2020 года пункты Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа от 5 мая 2022 года № 631 «О внесении изменений в приказ от 25.11.2019 № 1524 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»»);

-признать недействующими с 01 января 2021 года пункты Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 (в редакции приказа от 5 мая 2022 года № 629 ««О внесении изменений в приказ от 27.11.2020 № 1723 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

В судебном заседании представитель административного истца Бандурин С.Е. поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и уточнениях к нему, пояснив в судебном заседании, что в просительной части уточненного административного искового заявления допущена техническая описка в части указания пунктов Перечня на 2021 год, верными просил считать пункты №№ .

Представитель административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

В удовлетворении ходатайства представителя административного ответчика Савенко О.В. об отложении судебного заседания судом отказано, в связи с отсутствием уважительных причин для неявки представителя административного ответчика в судебное заседание.

В ранее представленных возражениях на административное исковое заявление представитель административного ответчика Савенко О.В. просила отказать в удовлетворении требований ООО «Союз «ОМС»», указав, что оспариваемые приказы управления имущественных отношений Брянской области приняты уполномоченным органом, процедура их опубликования соблюдена. Спорный объект недвижимости с кадастровым номером включен в Перечни на 2019, 2020, 2021 годы в соответствии с подпунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ на основании акта обследования от 20 марта 2017 года. В отношении объекта с кадастровым номером актом обследования от 16 апреля 2019 года установлен факт использования указанного нежилого здания в качестве торгового объекта на 56,62 % от общей площади здания. Актом проведения мероприятия от 8 мая 2019 года в отношении объекта с кадастровым номером установлен факт использования объекта под офисы и бытовое обслуживание на 31,41 % от общей площади здания.

Представитель заинтересованного лица ООО «Юниор Капитал Плюс» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора Доржиева Ш.Д., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (подпункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

На территории Брянской области налог на имущество организаций установлен и введен Законом Брянской области от 27 ноября 2003 года № 79- «О налоге на имущество организаций», согласно которому в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, налоговая ставка устанавливается в размере 2,0 процента (пункт 3 статьи 1).

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 7.1 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти дней со дня внесения изменений в перечень направляет указанные изменения в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает их на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66 (в действующей редакции), управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и уполномочено принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.

На основании пункта 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом приказы управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», действующие в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 5 мая 2022 года № 629, 631, 632, от 6 мая 2022 года № 666, изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядку их опубликования.

Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащих административному истцу объектов недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 4 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1).

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, действовавший на момент включения спорных объектов в Перечни на 2019, 2020, 2021 годы.

Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Вид фактического использования Объектов определяется управлением имущественных отношений Брянкой области на одном из следующих оснований либо по совокупности всех или нескольких из нижеследующих оснований: 1) информации, содержащейся в торговом реестре Брянской области, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»; 2) сведений об Объектах, содержащихся в выборке из ЕГРН, 3) сведений о назначении Объектов, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации); 4) информации о виде использования Объектов, имеющейся в распоряжении соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов), в том числе сведений, содержащихся в разрешениях на строительство и (или) ввод Объектов в эксплуатацию, результатах проведения осмотров Объектов, проводимых в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации; 5) информации, полученной по результатам запроса необходимых документов и сведений у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся правообладателями Объектов; 6) результатов, указанных в актах обследований. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 4, 9, 10, 12, 15).

Таким образом, исходя из приведенных федеральных и региональных норм для признания включения спорных нежилых зданий в Перечень законным, административный ответчик в силу прямого указания статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должен доказать, что они либо расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания либо назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривает или фактически используется для размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения.

Между тем таковых доказательств административным ответчиком не представлено.

Как установлено судом, административный истец ООО «Союз «ОМС»», начиная с 25 сентября 2019 года, является собственником объектов недвижимости:

-здания с кадастровым номером , наименование объекта: «база 2-х этажная», назначение: «нежилое», площадью 780,8 кв.м., расположенного по адресу:

-здания с кадастровым номером , наименование объекта: «гаражи и бытовые помещения», назначение: «нежилое», площадью 538,7 кв.м., расположенного по адресу:

-здания с кадастровым номером , наименование объекта: «склад», назначение: «нежилое», площадью 1415,1 кв.м., расположенного по адресу:

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 11.01.2022 № спорные здания с кадастровыми номерами расположены на земельном участке с кадастровым номером , площадью 3670 кв.м., имеющим вид разрешенного использования: «многофункциональные нежилые здания общей площадью до 15000 кв.м; Объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры», дата присвоения кадастрового номера земельному участку – 17.09.2013.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 11.01.2022 № , от 27.04.2022 № спорное здание с кадастровым номером расположено на земельном участке с кадастровым номером , площадью 1876 кв.м., имеющим вид разрешенного использования: «многофункциональные нежилые здания общей площадью до 15000 кв.м; Объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры», дата присвоения кадастрового номера земельному участку – 01.06.2015.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении объекта на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых, административно-деловых центров могут свидетельствовать виды разрешенного использования земельного участка, соответствующие описанию вида разрешенного использования земельного участка под кодом 4.1 с наименованием «Деловое управление», а также в строке под кодом 4.2 «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)» в названном выше классификаторе видов разрешенного использования земельных участков.

В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

До вступления в силу указанного приказа согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

Вышеназванными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исходя из вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами («многофункциональные нежилые здания общей площадью до 15000 кв.м; Объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры»), на которых расположены спорные здания, нельзя сделать вывод о том, что принадлежащие административному истцу спорные объекты недвижимости относятся к объектам, предназначенным или используемым для размещения объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость.

Суд также полагает, что отсутствуют основания для включения спорных объектов недвижимости в оспариваемые Перечни по критерию их предназначения как торговых объектов или объектов, предназначенных для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН и документах технического учета.

Судом установлено, что спорные объекты недвижимости являются самостоятельными объектами недвижимого имущества, отдельно расположенными нежилыми зданиями, и, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости, имеют назначение: нежилое, наименование: «база 2-х этажная» (здание с кадастровым номером ), «гаражи и бытовые помещения» (здание с кадастровым номером ; «склад» (здание с кадастровым номером ).

Согласно техническому паспорту на нежилое здание с наименованием «база 2-х этажная», площадью 780,8 кв.м., расположенное по адресу: , составленному межрайонным отделением по гор. Брянску № 2 ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 8 июля 2010 года, и экспликации к поэтажному плану здания, в его составе имеются помещения: тамбур, кабинет, коридор, лестничная клетка, магазин, складское, санузел, туалет, умывальник, подсобное.

При этом, площадь магазина составляет 131,1 кв.м., что менее 20% от общей площади здания (131,1 кв.м / 780,8 кв.м. = 17%).

Согласно техническому паспорту на нежилое здание с наименованием «гаражи и бытовые помещения», площадью 538,7 кв.м., расположенное по адресу: , составленному межрайонным отделением по гор. Брянску № 2 ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 9 июля 2010 года, и экспликации к поэтажному плану здания, в его составе имеются помещения: гараж, кабинет, складское, лестничная площадка, лестница, коридор.

Как следует из сообщения межрайонного отделения по гор. Брянску № 2 ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» № 1536 от 29 декабря 2021 года, учетно-техническая документация на объект недвижимости с наименованием «склад», площадью 1415,1 кв.м., расположенное по адресу: отсутствует.

Таким образом, исходя из технических паспортов спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами (база 2-х этажная) и (гаражи и бытовые помещения) нельзя сделать вывод о том, что находящиеся в здании помещения предназначены для деловой, административной или коммерческой деятельности, что не позволяет квалифицировать данные объекты как используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения на момент принятия оспариваемых Перечней.

При этом суд отмечает, что термин «кабинет» не тождественен термину «офис», из чего следует, что площадь всех помещений указанных зданий, имеющих наименование «кабинет», не имеет правового значения и не может являться условием включения объектов в Перечни без установления их фактического использования в качестве офисных помещений.

Суд не принимает в качестве относимого и допустимого доказательства представленные административным истцом технические паспорта (описание) спорных объектов недвижимости, составленных МУП «Архитектурно-планировочное бюро» по состоянию на 15 июля 2020 года, поскольку с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов не предусмотрено действующим законодательством. В настоящее время основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральном порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

Принимая во внимание, что из технической документации и сведений из Единого государственного реестра недвижимости в отношении спорных объектов нельзя сделать однозначный вывод о том, что принадлежащие административному истцу нежилые здания с кадастровыми номерами являются объектами, предназначенными для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также офисов, что не позволяет отнести спорные объекты недвижимости к видам объектов, поименованным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, спорные здания могли быть включены в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании акта об определении вида фактического использования здания и помещений в нем.

Как установлено судом, здание с кадастровым номером включено в Перечни на основании акта обследования от 20 марта 2017 года; здание с кадастровым номером включено в Перечни на основании акта обследования от 8 мая 2019 года; здание с кадастровым номером включено в Перечни на основании акта обследования от 16 апреля 2019 года.

Указанные акты обследования спорных объектов недвижимости суд признает недопустимыми доказательствами по настоящему делу по следующим основаниям.

На момент составления акта обследования спорного здания с кадастровым номером от 20 марта 2017 года действовал Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденный постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п.

В соответствии с пунктом 6 указанного Порядка, вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется УИО Брянской области на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.

По результатам обследования в срок не позднее пяти рабочих дней от даты окончания проведения обследования составляется акт обследования (пункт 7.6 Порядка).

В соответствии с пунктом 7.7. Порядка в акте обследования указываются, в том числе, вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с указанием отношения площади фактического использования объекта для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания к общей площади объекта недвижимого имущества.

В нарушение указанных положений Порядка, акт обследования спорного объекта с кадастровым номером от 20 марта 2017 года не содержит сведений о размещении в указанном здании торговых объектов, объектов бытового обслуживания и (или) объектов общественного питания, офисов, а также сведений о площадях, занимаемых объектами, которые использовались в целях, предусмотренных ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В указанном акте содержится лишь общее заключение в отношении объекта - «используется», без обоснования указанного вывода, какого-либо текстового описания результатов осмотра, признаков и критериев, на основании которых те или иные помещения в здании в результате обследования отнесены к площадям, используемым в целях делового, административного или коммерческого назначения. Фото-, видеоматериалы к акту от 20 марта 2017 года отсутствуют.

При указанных обстоятельствах акт обследования спорного здания с кадастровым номером от 20 марта 2017 года суд полагает недопустимым доказательством, поскольку документ составлен с нарушением требований пункта 7.7. Порядка, содержание акта не позволяет установить соответствие спорного объекта признакам, предусмотренным ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении вопроса о включении здания с кадастровым номером в Перечни на 2019, 2020, 2021 годы натурное обследование объекта не проводилось, доказательств обратного суду не представлено, указанное здание включено в Перечни как ранее выявленный объект на основании акта обследования от 20 марта 2017 года, что следует из возражений административного ответчика.

В период вынесения приказов об определении Перечней на 2019, 2020, 2021 годы действовал Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденный постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п.

Исходя из положений пункта 12 постановления Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п, пункта 3.2 Методики, утвержденной приказом управления имущественных отношений Брянской области от 14 мая 2018 года № 638 следует, что мероприятия по обследованию объектов недвижимости в форме камерального исследования осуществляются для включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, назначение которых с большой долей достоверности может быть установлено или подтверждено документами, предусмотренными в разделе 2 настоящей Методики (объекты с наименованием «магазин», «торговый центр» и т.д.), то есть в случае если наименование (назначение) объекта недвижимости, указанное в сведениях ЕГРН либо в документах технического учета (инвентаризации), явно соответствует видам (назначению, наименованию) объектов недвижимости, указанным в пп. 1 - 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

К таковым относятся объекты недвижимости, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий по обследованию объектов недвижимости в предыдущем году, но только при наличии достаточных данных, полученных в результате камерального исследования, о соответствии объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из уполномоченных органов информации об изменении характеристик объекта недвижимости в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения объекта недвижимости в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, в отношении такого объекта недвижимости обследование может осуществляться в форме выездного обследования либо в форме комплексного обследования.

В настоящем случае, учитывая, что акт обследования объекта с кадастровым номером от 20 марта 2017 года признан судом недопустимым доказательством, принимая во внимание, что сведения из ЕГРН и технической документации в отношении указанного здания не свидетельствуют о его предназначении как объекта торгового, административного-делового, коммерческого назначения, суд приходит к выводу, что административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта с кадастровым номером условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения здания в Перечни на 2019, 2020, 2021 годы, - не представлено.

При этом суд не принимает качестве относимого и допустимого доказательства акт проведения мероприятий для определения вида фактического использования нежилого здания с кадастровым номером от 3 июня 2021 года, поскольку он составлен позже принятия оспариваемых приказов, и, следовательно, не подтверждает фактическое использование объекта в оспариваемые периоды.

Акт проведения мероприятий для определения вида фактического использования спорного здания с кадастровым номером от 16 апреля 2019 года суд признает недопустимым доказательством по следующим основаниям.

Согласно пунктам 5.1 - 5.5 Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, для целей налогообложения, утвержденной приказом управления имущественных отношений Брянской области от 14 мая 2018 года № 638, по результатам проведения Мероприятий по обследованию объектов недвижимости территориальной комиссией не позднее 10 рабочих дней с момента обследования объекта недвижимости составляется акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения (далее - акт) по форме согласно приложению № 1 к настоящей Методике. Акт подписывается секретарем и членами территориальной комиссии. В акте производится описание и запись рассчитанных площадей помещений по видам их фактического использования в физическом и процентном соотношении в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства.

Акт является основанием для рассмотрения вопроса по отнесению соответствующего объекта недвижимости к перечню объектов, налогообложение которых осуществляется исходя из кадастровой стоимости, на заседании межведомственной комиссии.

В случае если при проведении Мероприятия в форме выездного обследования на месте возникли обстоятельства, препятствующие доступу на объект недвижимости, Акт составляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, и (или) иных объектов с приложением фотоматериалов и (или) видеоматериалов (в том числе выполняется фиксация вывесок (конструкций) с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом здании (строении, сооружении) или помещении) и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу на объект недвижимости.

Фотосъемка объектов недвижимости, их частей и информационных стендов проводится при необходимости с целью фиксации фактического использования объекта и его местонахождения (адреса).

Согласно акту обследования от 16 апреля 2019 года, площадь торговых помещений в спорном здании с кадастровым номером составляет 801,2 кв.м., что соответствует 56,26% от общей площади объекта (1415,1 кв.м).

Однако, как следует из показаний допрошенных в судебном заседании 8 апреля 2022 года в качестве свидетелей инженеров по инвентаризации строений и сооружений МО № 2 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» Корнюш Т.В., Киреевой О.А., принимавших участие в натурном обследовании объекта с кадастровым номером и составлении акта от 19 апреля 2019 года, технический паспорт и какая-либо иная техническая документация на указанный объект отсутствует, при этом в ходе проведения обследования замеры спорного здания надлежащим образом не производились (замерялась только ширина помещений, отнесенных к торговым площадям). В качестве торговых площадей в акте учтена площадь, используемая непосредственно для размещения магазина, а также площади складских помещений, которые использовались для хранения и выдачи оплаченного товара. При этом, площади помещений, учтенных в качестве торговых, устанавливались согласно чертежу (плану) спорного объекта, который отсутствует в официальной технической документации на спорный объект.

Как следует из представленного свидетелем Корнюш Т.В. плана, к торговым помещениям были отнесены площадь магазина – 272 кв.м., а также складские помещения, площадью 146,7 кв.м., 108,2 кв.м., 274,3 кв.м.

Между тем, склад не может быть безусловно отнесен к объектам торговли по следующим основаниям.

Под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

Аналогичное понятие торгового объекта дано в пункте 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года № 582-ст, устанавливающим термины и определения основных понятий в области торговли, рекомендуемые для применения во всех видах документации и торговле, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

Согласно пункту 33 этого же документа под складом понимаются специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций.

К складским операциям относят операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке.

Следовательно, если такой объект недвижимости как склад и используется в деятельности по продаже товаров (услуг), он может быть признан предназначенным или используемым для размещения торговых объектов только в случае, если он включает в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей. При отсутствии данных признаков склад не может быть признан торговым объектом.

С учетом изложенного, суд полагает необоснованным включение в акт обследования от 19 апреля 2019 года в качестве торговых площадей складских помещений, расположенных в здании с кадастровым номером , поскольку в судебном заседании установлен факт их использования исключительно для хранения и отпуска оплаченного товара, т.е. в процессе складской деятельности.

Таким образом, на момент обследования в качестве торговой площади в акт подлежала включению площадь в спорном здании, занимаемая магазином - 272 кв.м. (согласно плану, представленного в судебном заседании свидетелем Корнюш Т.В., что соответствует 19% от общей площади здания (272 кв.м. / 1415,1 кв.м. = 19%), что свидетельствует о необоснованном включении спорного объекта в Перечень на 2020 год.

Натурное обследование здания с кадастровым номером при рассмотрении вопроса о включении объекта в Перечень на 2021 год не проводилось, доказательств обратного суду не представлено.

На основании изложенного, принимая во внимание, что акт обследования объекта с кадастровым номером от 19 апреля 2019 года признан судом недопустимым доказательством, учитывая, что сведения из ЕГРН и технической документации в отношении указанного объекта не свидетельствуют о предназначении объекта как торгового, административного-делового, коммерческого назначения, с учетом положений пункта 12 постановления Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п, пункта 3.2 Методики, утвержденной приказом управления имущественных отношений Брянской области от 14 мая 2018 года № 638, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих законность включения спорного здания в Перечень на 2021 год, как ранее учтенного объекта.

Акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования здания с кадастровым номером от 8 мая 2019 года не может быть признан доказательством, с достоверностью подтверждающим законность включения указанного здания в Перечень, по следующим основаниям.

Так, согласно указанному акту, при проведении обследования установлено, что 118,8 кв.м. от общей площади здания используется для размещения офисов; 50,4 кв.м. – для бытового обслуживания населения, что соответствует 31,41% от общей площади объекта (118,8 кв.м. + 50,4 кв.м. = 169,2 кв.м. / 538,7 кв.м. = 31,41%).

Между тем, как следует из показаний допрошенных в судебном заседании 8 апреля 2022 года в качестве свидетелей инженеров по инвентаризации строений и сооружений МО № 2 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» Корнюш О.В., Кривченковой С.С., принимавших участие в натурном обследовании объекта с кадастровым номером и составлении акта от 8 мая 2019 года, в ходе проведения обследования замеры помещений, расположенных в спорном здании, не производились. Фактически был произведен только замер площади, используемой для размещения автомастерской. На втором этаже спорного здания фактически было обследовано только одно помещение, все кабинеты не обследовались, при этом все помещения второго этажа были отнесены к площадям, используемым для размещения офисов, поскольку в техническом паспорте имеют наименование «кабинет».

Между тем, в нарушение положений пункта 5.4 Методики, в акте не отражены обстоятельства, препятствующие доступу в помещения, расположенные на втором этаже спорного здания с кадастровым номером ; к акту не приложены фото-, видеоматериалы (в том числе, с фиксацией вывесок с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом здании, в подтверждение использования всех кабинетов на втором этаже спорного здания, общей площадью 118,8 кв.м., для размещения офисов.

Учитывая, что термин «кабинет» не тождественен термину «офис», принимая во внимание, что фактическое обследование всех кабинетов, расположенных в здании с кадастровым номером , не производилось, что установлено судом из показаний свидетелей Корнюш О.В., Кривченковой С.С., суд полагает необоснованным включение в акт от 8 мая 2019 года площади в размере 118,8 кв.м. с указанием на размещение офисов.

Суд также полагает необоснованным включение в площадь здания с кадастровым номером объекта, используемого для бытового обслуживания, по следующим основаниям.

В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 57137-2016 от 1 июня 2017 года «Бытовое обслуживание населения. Термины и определения» бытовая услуга - услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов.

По смыслу положений глав 37, 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года № 1514, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказания услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина, а ремонт и техническое обслуживание общественных и личных транспортных средств нельзя признать услугами, выполняемыми исключительно в интересах граждан. Само по себе наименование «автосервис», «шиномонтаж» и т.д. не свидетельствует об отнесении объекта недвижимого имущества к объектам бытового обслуживания. Работы и услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей являются бытовыми только тогда, когда оказываются лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, для удовлетворения бытовых или иных личных потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Доказательств, бесспорно подтверждающих факт использования помещения, площадью 50,4 кв.м. в здании с кадастровым номером для оказания бытовых услуг населению, административным ответчиком не представлено.

При допросе в судебном заседании свидетели Корнюш О.В., Кривченкова С.С. не смогли указать наименование организации либо индивидуального предпринимателя, осуществлявших оказание бытовых услуг населению по авторемонту, фото (видео) соответствующей вывески с указанием наименования организации, перечня оказываемых услуг, времени работы - к акту от 8 мая 2019 года не приложены.

С учетом установленных по делу обстоятельств, показаний допрошенных свидетелей об обстоятельствах проведения фактического обследования, суд приходит к выводу, что акт проведения мероприятий для определения вида фактического использования нежилого здания с кадастровым номером от 8 мая 2019 года не является бесспорным доказательством, достоверно подтверждающим обоснованность включения указанного объекта в Перечень на 2020 год.

При решении вопроса о включении объекта с кадастровым номером в Перечень на 2021 год натурного обследования здания не проводилось, доказательств обратного суду не представлено.

Учитывая, что сведения из ЕГРН и технической документации в отношении указанного объекта не свидетельствуют о предназначении объекта как торгового, административного-делового, коммерческого назначения, с учетом положений пункта 12 постановления Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п, пункта 3.2 Методики, утвержденной приказом управления имущественных отношений Брянской области от 14 мая 2018 года № 638, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих законность включения спорного здания с кадастровым номером в Перечень на 2021 год, как ранее учтенного объекта.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорных объектов в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Однако, управлением имущественных отношений Брянской области относимых и допустимых доказательств, бесспорно и достоверно подтверждающих соответствие спорных нежилых зданий условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения названных объектов в оспариваемые Перечни, не представлено.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным.

На основании изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления ООО «Союз «ОМС»» в полном объеме.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных положений оспариваемых приказов не действующими с 01 января 2019 года, 1 января 2020 года, 1 января 2021 года соответственно.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С учетом изложенного сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Союз «ОМС»» - удовлетворить.

Признать недействующим с 01 января 2019 года пункт Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 5 мая 2022 года № 632 «О внесении изменений в приказ от 29.11.2018 № 1512 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»»).

Признать недействующими с 01 января 2020 года пункты Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 5 мая 2022 года № 631 «О внесении изменений в приказ от 25.11.2019 № 1524 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»»).

Признать недействующими с 01 января 2021 года пункты Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 (в редакции приказов управления имущественных отношений Брянской области от 5 мая 2022 года № 629 ««О внесении изменений в приказ от 27.11.2020 № 1723 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», приказа управления имущественных отношений Брянской области от 6 мая 2022 года № 666 «О внесении изменений в приказ управления имущественных отношений Брянской области от 05.05.2022 № 629)» в части включения в Перечень объектов недвижимости с кадастровыми номерами , расположенных по адресу:

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е. А. Максимова

Мотивированное решение составлено 30 июня 2022 года.