Дело №3а-208/2019
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 20 марта 2019 года
Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Нуждина В.Н.,
при секретаре судебного заседания Тёриной М.С.,
с участием прокурора Усова М.С., представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Нижегородская аптечная сеть» о признании частично недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год
У С Т А Н О В И Л :
приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 30 сентября 2016 года №326-13-303/16 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 30 сентября 2016 года №326-13-303/16.
Приказ Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 30 сентября 2016 года №326-13-303/16 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области 27 октября 2016 года.
ООО «Нижегородская аптечная сеть» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия пункты 709, 851, 852, 853, 854, 855, 1296, 6052, 6055, 6923, 6925, 11558, 12743 и 13652 раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 30 сентября 2016 года №326-13-303/16.
В обосновании заявленных требований административный истец указал, что ООО «Нижегородская аптечная сеть» является собственником объектов недвижимого имущества: нежилое помещение, площадь 197 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: ФИО3<адрес>, корпус 2, помещение П2б; нежилое помещение, площадь 59,5 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: ФИО3<адрес>, помещение П4; нежилое помещение, площадь 59,1 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: ФИО3<адрес>, помещение П5; нежилое помещение, площадь 37,8 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: ФИО3<адрес>, помещение П6; нежилое помещение, площадь 16,6 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: ФИО3<адрес>, помещение П7; нежилое помещение, площадь 6,6 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: ФИО3<адрес>, помещение П8; нежилое помещение, площадь 74,3 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: ФИО3<адрес>, помещение 8в; нежилое помещение, площадь 275,2 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: ФИО3<адрес>, пом. 3б; нежилое помещение, площадь 351 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: ФИО3<адрес>, пом. 3д; нежилое помещение, площадь 87,7 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: ФИО3<адрес>, пом. 4г; нежилое помещение, площадь 173,1 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: ФИО3<адрес>, пом. 4д; нежилое помещение, площадь 232,6 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: ФИО3<адрес>, ФИО3<адрес>, пом.П1-в; нежилое помещение, площадь 362,5 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: ФИО3<адрес>, пом. П3в; нежилое помещение, площадь 24,7 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: ФИО3<адрес>, пом. П6.
В пункты 709, 851, 852, 853, 854, 855, 1296, 6052, 6055, 6923, 6925, 11558, 12743 и 13652 раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год включены вышеуказанные объекты недвижимости, однако включенные в названные пункты Приложений объекты недвижимости, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признаками не обладают. Включение данных объектов недвижимости в Приложение неправомерно возлагает на административного истца, являющегося собственником указанных объектов недвижимости, обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 просила заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Усова М.С., полагавшего необходимым административное исковое заявление удовлетворить, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Объектами налогообложения для российских организаций, согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года №307-ФЗ).
На территории Нижегородской области в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года №109-З «О налоге на имущество организаций» введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии с данной правовой нормой налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещения в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Пунктом 1 статьи 38 Устава Нижегородской области предусмотрено, что Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность.
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, в том числе по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года №666 «Об утверждении положения о Министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области», министерство является правопреемником министерства инвестиционной политики Нижегородской области и министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области. Пунктами 4.31 и 4.32 Положения о министерстве предусмотрено, что Министерство для осуществления возложенных на него функций имеет право издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти. Акты иных наименований (инструкции, правила, положения, указания и другие) утверждаются приказами Министерства. Издавать приказы, обязательные для исполнения всеми государственными предприятиями, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти Нижегородской области, а также решения и распоряжения по имущественным вопросам в передах компенсации Министерства, а также издавать приказы, принимать решения и распоряжения во исполнение распоряжений Губернатора и Правительства Нижегородской области.
Согласно Указу Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 года №6 «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области», функции по развитию инвестиционной политики и соответствующие штатные единица их министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области переданы в министерство экономики и конкурентной политики Нижегородской области. Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Задачи, функции, права Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области отражены в Положении о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года №183, в том числе: издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти. Акты иных наименований (инструкции, правила, положения, указания и другие) утверждаются приказами Министерства. Издание актов в виде писем и телеграмм не допускается (п.4.30); издавать приказы, обязательные для исполнения всеми государственными предприятиями, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти Нижегородской области, а также решения и распоряжения по имущественным вопросам в пределах компетенции Министерства, а также издавать приказы, принимать решения и распоряжения во исполнение распоряжений Губернатора и Правительства Нижегородской области (п.4.31).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 30 июня 2018 года №557, в пункт 1 постановления Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения, слова «министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области» заменены словами «министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области».
Согласно статье 5 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8 «О нормативных актах Нижегородской области», действующие в области нормативные правовые акты образуют единую, целостную и дифференцированную нормативную правовую систему (законодательство области), основанную на принципе верховенства нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Нормативные правовые акты области подразделяются на законодательные нормативные правовые акты и иные нормативные правовые акты. В систему законодательных нормативных правовых актов области входят Устав области и законы области. В систему иных нормативных правовых актов области входят:
1) нормативные правовые акты Законодательного Собрания области;
2) нормативные правовые акты Губернатора области;
3) нормативные правовые акты Правительства области;
4) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области.
Пунктом 1 статьи 6 указанного Закона установлены формы нормативных правовых актов области, из которого следует, что нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области издаются в форме приказов (за исключением случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством в положении об органе исполнительной власти предусмотрена иная форма издаваемого акта).
Проанализировав указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 05 ноября 2014 года №140-З «О применении с 01 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 02 октября 2015 года №635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (далее также – Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 20 февраля 2006 года №50 «Об утверждении Положения о министерстве государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области», Положения о министерстве, решения городской Думы города Нижнего Новгорода от 19 ноября 2014 года № 169 «О налоге на имущество физических лиц», суд приходит к выводу о том, что приказ от 30 сентября 2016 года №326-13-303/16, являющийся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принят как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения его в действие. Оспариваемый нормативный правовой акт был размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства 27 октября 2016 года.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В пунктах 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в настоящей статье таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу), на территории Нижегородской области, в соответствии с положениями с пунктом 1 статьи 1.1 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года №109-З «О налоге на имущество организаций», осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение).
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39, определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5);
- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7);
- земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (пункт 1.2.1).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.
Таким образом, действующее законодательство разграничивает виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисных зданий делового и коммерческого назначения и виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки.
Как следует из материалов дела, ООО «ФИО3 аптечная сеть» являлось собственником объектов недвижимого имущества: нежилое помещение, площадь 197 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: ФИО3<адрес>, корпус 2, помещение П2б; нежилое помещение, площадь 59,5 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: ФИО3<адрес>, помещение П4; нежилое помещение, площадь 59,1 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: ФИО3<адрес>, помещение П5; нежилое помещение, площадь 37,8 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: ФИО3<адрес>, помещение П6; нежилое помещение, площадь 16,6 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: ФИО3<адрес>, помещение П7; нежилое помещение, площадь 6,6 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: ФИО3<адрес>, помещение П8; нежилое помещение, площадь 74,3 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: ФИО3<адрес>, помещение 8в; нежилое помещение, площадь 275,2 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: ФИО3<адрес>, пом. 3б; нежилое помещение, площадь 351 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: ФИО3<адрес>, пом. 3д; нежилое помещение, площадь 87,7 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: ФИО3<адрес>, пом. 4г; нежилое помещение, площадь 173,1 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: ФИО3<адрес>, пом. 4д; нежилое помещение, площадь 232,6 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: ФИО3<адрес>, ФИО3<адрес>, пом.П1-в; нежилое помещение, площадь 362,5 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: ФИО3<адрес>, пом. П3в; нежилое помещение, площадь 24,7 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: ФИО3<адрес>, пом. П6.
Вышеуказанные объекты недвижимости представляют собой подвальные помещения в многоквартирных домах, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами № которые имеют вид разрешенного использования «под многоквартирным домом».
Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39, действующий на момент постановки вышеуказанных земельных участков на кадастровый учет, земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7), - земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (пункт 1.2.1) и др.
Такой вид разрешенного использования земельных участков как «под многоквартирный дом», не соответствовал кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39, относится к группе видов разрешенного использования земельных участков по коду 1.2.1, и, следовательно, не позволяет в полной мере размещать на них офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года №540, вступившим в силу 24.12.2014 года, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вышеуказанные земельные участки также не отнесены к земельным участкам, на которых возможно размещать офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В пункты 709, 851, 852, 853, 854, 855, 1296, 6052, 6055, 6923, 6925, 11558, 12743 и 13652 раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год включены вышеуказанные объекты недвижимости, однако анализ изложенного указывает на то, что категория земель и вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома с принадлежащими административному истцу на праве собственности объектами недвижимости не подпадают под критерии, установленные статьей 387.2 Налогового кодекса Российской Федерации для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), в силу чего указанные объекты недвижимости, не могут быть признаны объектами налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
При этом в материалах дела отсутствуют данные о том, что земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома с принадлежащими административному истцу на праве собственности объектами недвижимости, предоставлялись для размещения офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Помимо вышеуказанного, из содержания подпункта 2 пункта 3, подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что объекты недвижимости должны быть предназначены для использования или фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02 октября 2015 года №635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения», пунктами 4 и 6 которого предусмотрено, что уполномоченный орган на конкурсной основе привлекает организацию для установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью подготовки Перечня, а также что Перечень формируется на основе данных, полученных от организации, с указанием вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и обозначением источника получения информации о данном виде фактического использования.
Судом установлено, что мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости на момент их включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, не проводились. Вышеуказанные объекты недвижимости были включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год на основании сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (по совокупности сведений об объекте капитального строительства).
Из имеющегося в материалах дела Технического паспорта на нежилое помещение от 20 ноября 2012 года (ФИО3<адрес>, кор.2) видно, что вышеуказанный объект недвижимости является подвальным помещением и состоит из складских и бытовых помещений (л.д.179-183).
Из имеющихся в материалах дела Выписок из реестра объектов капитального строительства от 30 августа 2005 года (ФИО3<адрес>, помещения П4, П5, П6, П7, П8,) видно, что вышеуказанные объекты недвижимости являются подвальными помещениями (л.д.70-72, 78-80, 86-88, 94-96, 102-104).
Из имеющегося в материалах дела Технического паспорта на нежилое помещение от 30 января 2014 года (ФИО3<адрес>) видно, что вышеуказанный объект недвижимости является подвальным помещением и состоит из складских и бытовых помещений (л.д.117-119).
Из имеющихся в материалах дела Технических паспортов на нежилые помещения от 23 апреля 2013 года (ФИО3<адрес>. пом.3Б и 3Д) видно, что вышеуказанные объекты недвижимости являются подвальными помещениями и состоят из складских и бытовых помещений (л.д.151-156, 162-167).
Из имеющихся в материалах дела Технических паспортов на нежилые помещения от 26 сентября 2011 года (ФИО3<адрес>, пом.4Г и 4Д) видно, что вышеуказанные объекты недвижимости являются подвальными помещениями и состоят из складских и бытовых помещений (л.д.125-127).
Из имеющегося в материалах дела Технического плана помещения от 26 декабря 2016 года (ФИО3<адрес>, ФИО3<адрес>, пом 1-в) видно, что вышеуказанный объект недвижимости является подвальным помещением и состоит из складских и бытовых помещений (л.д.47-52).
Из имеющегося в материалах дела Инвентаризационного плана от 14 мая 2005 года (ФИО3<адрес>) видно, что вышеуказанный объект недвижимости является подвальным помещением и состоит из складских и бытовых помещений (л.д.59-62).
Из имеющегося в материалах дела Технического паспорта на нежилое помещение от 28 августа 2009 года (ФИО3<адрес>) видно, что вышеуказанный объект недвижимости является подвальным помещением и состоит из складских и бытовых помещений (л.д.140-147).
Согласно Акту №9645 обследования нежилого помещения с кадастровым номером № от 18 января 2019 года, фактически помещение используется под складские цели. Указанные обстоятельства подтверждаются также фотоматериалом.
Согласно Акту №9646 обследования нежилого помещения с кадастровым номером № от 18 января 2019 года, фактически помещение не используется. Указанные обстоятельства подтверждаются также фотоматериалом.
Согласно Акту №9647 обследования нежилого помещения с кадастровым номером № от 18 января 2019 года, фактически помещение не используется. Указанные обстоятельства подтверждаются также фотоматериалом.
Согласно Акту №9648 обследования нежилого помещения с кадастровым номером №, фактически помещение не используется. Указанные обстоятельства подтверждаются также фотоматериалом.
Согласно Акту №9649 обследования нежилого помещения с кадастровым номером № от 18 января 2019 года, фактически помещение не используется. Указанные обстоятельства подтверждаются также фотоматериалом.
Согласно Акту №9650 обследования нежилого помещения с кадастровым номером № от 18 января 2019 года, фактически помещение используется под электрощитовую. Указанные обстоятельства подтверждаются также фотоматериалом.
Согласно Акту №9651 обследования нежилого помещения с кадастровым номером № от 18 января 2019 года, фактически помещение не используется. В помещении располагаются электрощитовая и электроузел. Указанные обстоятельства подтверждаются также фотоматериалом.
Согласно Акту №9652 обследования нежилого помещения с кадастровым номером № от 18 января 2019 года, фактически помещение не используется. Указанные обстоятельства подтверждаются также фотоматериалом.
Согласно Акту №9653 обследования нежилого помещения с кадастровым номером № от 18 января 2019 года, фактически помещение не используется. Указанные обстоятельства подтверждаются также фотоматериалом.
Согласно Акту №9654 обследования нежилого помещения с кадастровым номером № от 18 января 2019 года, фактически помещение не используется. Указанные обстоятельства подтверждаются также фотоматериалом.
Согласно Акту №9655 обследования нежилого помещения с кадастровым номером № от 18 января 2019 года, фактически помещение не используется. Указанные обстоятельства подтверждаются также фотоматериалом.
Согласно Акту №9656 обследования нежилого помещения с кадастровым номером № от 18 января 2019 года, фактически помещение не используется. Указанные обстоятельства подтверждаются также фотоматериалом.
Согласно Акту №9657 обследования нежилого помещения с кадастровым номером № от 18 января 2019 года, фактически помещение используется под лестничный марш и туалет. Указанные обстоятельства подтверждаются также фотоматериалом.
Согласно Акту №9658 обследования нежилого помещения с кадастровым номером № от 18 января 2019 года, фактически помещение не используется. Указанные обстоятельства подтверждаются также фотоматериалом.
Как пояснил в ходе судебного заседания представитель административного истца, вышеуказанные объекты недвижимости представляют собой подвальные помещения в многоквартирных домах.
Из представленных документов не следует, что указанные объекты недвижимости являются административно-деловым или торговым центрами (комплексами), назначение нежилых помещений предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Оценив вышеуказанные доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанные объекты недвижимости не относятся к видам недвижимого имущества, признаваемыми объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежали включению в Перечень объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год.
Доказательств обратного, в том числе наличия правовых оснований для включения спорных объектов недвижимости в Перечень, административным ответчиком, обязанным в силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ доказывать обстоятельства соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункты 709, 851, 852, 853, 854, 855, 1296, 6052, 6055, 6923, 6925, 11558, 12743 и 13652 раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают права и законные интересы административного истца в той мере, в которой влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество организаций, исчисляемой из кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Учитывая изложенное, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению, а пункты 709, 851, 852, 853, 854, 855, 1296, 6052, 6055, 6923, 6925, 11558, 12743 и 13652 раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год – признанию недействующим.
Определяя дату, с которой пункты 709, 851, 852, 853, 854, 855, 1296, 6052, 6055, 6923, 6925, 11558, 12743 и 13652 раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год подлежат признанию недействующими, суд, исходя из положений статьи 383 Налогового кодекса РФ, а также из того, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2017 год), приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца (статья 3 КАС РФ), должно быть достигнуто путем признания их недействующими со дня принятия.
В силу положений п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Поскольку оспариваемый нормативный акт был размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области в настоящее время Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, суд считает возможным возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанность разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Помимо указанного, руководствуясь пунктом 4 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным, исходя из конкретных обстоятельств административного дела, возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.
Руководствуясь ст.ст. 176, 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Нижегородская аптечная сеть» удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункты 709, 851, 852, 853, 854, 855, 1296, 6052, 6055, 6923, 6925, 11558, 12743 и 13652 раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 30 сентября 2016 года №326-13-303/16.
Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда В.Н. Нуждин
Решение в окончательной форме принято 25 марта 2019 года
Судья областного суда В.Н. Нуждин