ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-208/2017 от 10.08.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№3а-208/2017 10 августа 2017 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Знамеровского Р.В. при секретаре Бурцеве П. А., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,

установил:

ФИО1 06 июня 2017 года обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***площадью 16 349 кв.м., расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 07 декабря 2016 года в размере 5 521 000 рублей; возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения об указанной кадастровой стоимости.

В обоснование указано, что по данным государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** отсутствуют, а установленная Чебаркульской администрацией кадастровая стоимость земельного участка в размере 68 590 430,28 рублей, превышает его рыночную стоимость, что нарушает права истца, как плательщика арендной платы.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 - ФИО2 заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области - ФИО3 против удовлетворения заявленных административных исковых требований не возражала.

Административный истец ФИО1, представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области, Администрация Чебаркульского муниципального района Челябинской области, Управления по имущественно - земельным отношениям администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области, - будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились. Дело в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав лиц, принявших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее -Закон об оценочной деятельности), государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

На территории Челябинской области в 2015 году проведена очередная государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов по состоянию на 01 октября 2014 года.

В силу положений КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам гл. 25 настоящего Кодекса.

Как установлено ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Как следует из материалов дела, Администрация Чебаркульского муниципального района Челябинской области по договору №33 аренды земельного участка от 20 февраля 2015 года и дополнительного соглашения к нему от 23 декабря 2016 года предоставила ФИО1 в аренду сроком по 19 февраля 2018 года земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 16 349 кв. м., расположенного по адресу:

***.

Расчет платы за аренду земли по указанному договору осуществляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Таким образом, определением кадастровой стоимости земельного участка затрагиваются права и обязанности административного истца ФИО1 являющегося плательщиком арендной платы.

В силу части 1 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 06 марта 2017 года следует, что кадастровая стоимость спорного земельного участка не установлена.

Согласно ответу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области на судебный запрос, земельный участок с кадастровым номером *** поставлен на государственный кадастровый учет 07 декабря 2016 года, после формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, и после утверждения результатов государственной кадастровой оценки.

В связи с чем, в перечень объектов недвижимости, сформированный по состоянию на 01 октября 2014 года, подлежащих государственной кадастровой оценке, результаты определения кадастровой стоимости которой утверждены Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области» от 10 ноября 2015 года №263-П (далее—Приказ №263-П) указанный земельный участок не включен.

Определение кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года №222 (далее — Методические указания) на основании результатов государственной кадастровой оценки.

В соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний, в случае образования нового или включения в кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка, являющегося

землепользованием, расположенного на территории двух и более кадастровых кварталов, границы которого установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства и которому присвоен кадастровый номер в нулевом кадастровом квартале, определяется как сумма кадастровых стоимостей частей такого земельного участка, разделенных между собой условной линией кадастрового деления. При этом, кадастровая стоимость каждой «условной» части такого земельного участка, определяется в соответствии с удельным показателем кадастровой стоимости того кадастрового квартала, в котором расположена данная «условная» часть, пропорционально занимаемой площади.

Границы земельного участка с кадастровым номером *** установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. В связи с чем, при определении кадастровой стоимости земельного участка необходимо применять значения удельных показателей кадастровой стоимости тех кадастровых кварталов, в которых расположены части земельного участка, пропорционально занимаемой площади.

Приказом № 263-П утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области по состоянию на 01 октября 2014 года, а также удельные показатели кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов.

Земельный участок с кадастровым номером ***, расположен в границах двух кадастровых кварталов «***», для которых Приказом №263-П не определено значение удельных показателей кадастровой стоимости земель соответствующее виду разрешенного использования данного земельного участка.

Значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующее виду разрешенного использования данного земельного участка также не утверждено Приказом №263-П для кадастрового квартала «***».

С момента постановки на кадастровый учет характеристики земельного участка с кадастровым номером *** не изменялись.

В силу статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности датой, по состоянию на которую подлежит установлению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, является дата его постановки на государственный кадастровый учет - 07 декабря 2016 года.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание положения статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, п. 2.1.3 Методических указаний, суд полагает, что ФИО1, чьи права и обязанности затрагиваются отсутствием установленной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** , не имея действенного механизма установления её во внесудебном порядке, вправе обратиться в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости этого земельного участка равной рыночной.

Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Таким образом, рассматриваемые требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной могут быть удовлетворены по состоянию на 07 декабря 2016 года на период с 01 января 2017 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч. 11 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Частью 1 ст. 11 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.

Для целей применения Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства; под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (ст. 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии с представленным административным истцом отчетом об определении рыночной стоимости земельного участка от 19 мая 2017 года № 17/03/015, выполненным оценщиком ООО «Первая оценочная компания» -П.Е.В., являющимся членом Некоммерческой организации Ассоциация «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный

совет»» (ответственность оценщика полисом, выданным ОАО «АльфаСтрахование»), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, определена по состоянию на 07 декабря 2016 года и составляет 5 521 000 рублей.

Размер рыночной стоимости земельного участка, подтвержденный вышеуказанным отчетом и положительным экспертным заключением, участвующими в деле лицами не оспорен, административные ответчики не представили относимых и допустимых доказательств в подтверждение иного размера рыночной стоимости. О назначении экспертизы в порядке статьи 77 КАС РФ стороны не ходатайствовали.

Оценивая в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ представленные истцом доказательства рыночной стоимости земельного участка, суд находит их достоверными, отвечающими требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, а также принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности.

Судом существенных нарушений требований к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности, определяемых стандартами оценочной деятельности, в том числе федеральными стандартами оценки (ФСО №1 - «Общие понятия оценки. Подходы и требования к проведению оценки», утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N 297; ФСО № 2 «Цель оценки и виды стоимости», утв. приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 298; ФСО № 3 «Требования к отчету об оценке», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 г. N 299; ФСО № 4 «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 г. № 508; ФСО № 5 «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 4 июля 2011 г. № 328; ФСО Ш 6 «Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 7 ноября 2011 г. № 628; ФСО № 7 - «Оценка недвижимости», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 г. №611, а также стандартами и правилами оценочной деятельности (статья 20 Закона об оценочной деятельности) не установлено.

Таким образом, принимая во внимание положения ч.1 ст.62, ч.5 ст.247 КАС РФ, а также установленного ст.6 КАС РФ принципа состязательности сторон, суд приходит к выводу, что требование об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, требование о возложении на административного ответчика обязанности внести изменения в сведения кадастрового учета о размере кадастровой стоимости земельного участка удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как установлено ч.ч.1, 2 ст.14 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, настоящее решение, установившее кадастровую стоимость земельного участка, будет являться основанием для внесения таких сведений о кадастровой стоимости в кадастр недвижимости в силу закона, следовательно, требование о возложении на административного ответчика обязанности внести изменения в сведения кадастрового учета о размере кадастровой стоимости земельного участка заявлено преждевременно.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Требования ФИО1 удовлетворить.

Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 16 349 кв. м., расположенного по адресу: ***, установив её равной рыночной стоимости по состоянию на 07 декабря 2016 года в размере 5 521 000 рублей.

Кадастровая стоимость, установленная настоящим решением суда, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января 2017 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления считать 06 июня 2017 года.

В удовлетворении требования ФИО1 о возложении обязанности по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости вышеуказанных сведений отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий