ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-208/2018 от 23.03.2018 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

дело № 3а-208/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань 23 марта 2018 года

Верховный Суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Ю.А. Старшой,

при секретаре судебного заседания К.А. Дьяконове,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Форд Соллерс Холдинг» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Форд Соллерс Холдинг» является собственником земельных участков:

- с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под завод микролитражных автомобилей), площадью 170 060 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, поставленного на кадастровый учет 16 декабря 2003 года;

- с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные и коммунально-складские предприятия I-II класса вредности, требующие большегрузного или железнодорожного транспорта), площадью 5 178 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес> поставленного на кадастровый учет 19 декабря 2003 года;

- с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под покрасочный цех), площадью 1 832 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес>, поставленного на кадастровый учет 29 апреля 2005 года;

- с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под магазин), площадью 7 287 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, площадка автопроизводства, поставленного на кадастровый учет 28 апреля 2005 года;

- с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под автостоянку), площадью 9 133 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес>, поставленного на кадастровый учет 6 мая 2005 года;

- с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под автостоянку ОАО «ЗМА»), площадью 15 275 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, площадка автопроизводства, поставленного на кадастровый учет 29 апреля 2005 года;

- с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу), площадью 319 616 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, Промкомзона ОАО КамАЗ, поставленного на кадастровый учет 16 августа 2007 года;

- с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: центр отгрузки автомобилей), площадью 180 930 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, поставленного на кадастровый учет 14 июня 2001 года;

- с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу), площадью 41 600 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>», поставленного на кадастровый учет 25 августа 2006 года;

- с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под закрытый склад металла), площадью 43 363 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес>, поставленного на кадастровый учет 4 июня 2004 года;

- с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под земли в полосе отвода железных дорог (станция КамАЗ), площадью 1 572 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес>, поставленного на кадастровый учет 6 марта 2006 года;

- с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под земли в полосе отвода железных дорог (станция КамАЗ), площадью 3 628 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, поставленного на кадастровый учет 6 марта 2006 года;

- с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под земли общего назначения и резервные территории материнской компании (участок № 15), площадью 12 169 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, поставленного на кадастровый учет 27 декабря 2014 года;

- с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под земли общего назначения и резервные территории материнской компании (участок № 15), площадью 2 998 квадратных метров, расположенного по <адрес>, площадка автопроизводства, поставленного на кадастровый учет 27 декабря 2014 года.

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами .... определена по состоянию на 1 января 2015 года, введена в действие с 1 января 2016 года, на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)» и составляет соответственно 371 669 531 рубль 20 копеек, 11 024 324 рубля 46 копеек, 4 092 834 рубля 56 копеек, 29 621 144 рубля 91 копейка, 15 965 031 рубль 98 копеек, 33 866 355 рублей 25 копеек, 704 408 094 рубля 72 копейки, 386 879 000 рублей 40 копеек, 90 629 344 рубля, 96 274 966 рублей 23 копейки, 2 896 771 рубль 56 копеек, 6 294 035 рублей 80 копеек, 25 885 653 рубля 42 копейки, 6 395 123 рубля 74 копейки.

Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельных участков: - с кадастровым номером .... в размере 34 185 253 рубля; - с кадастровым номером .... в размере 1 418 289 рублей; - с кадастровым номером .... в размере 440 173 рубля; - с кадастровым номером ....75 в размере 1 750 840 рублей; - с кадастровым номером .... в размере 2 194 377 рублей; - с кадастровым номером .... в размере 3 465 003 рубля; - с кадастровым номером .... в размере 64 248 817 рублей; - с кадастровым номером .... в размере 36 370 327 рублей; - с кадастровым номером .... в размере 10 518 016 рублей; - с кадастровым номером .... в размере 10 963 767 рублей; - с кадастровым номером .... в размере 430 581 рубль; - с кадастровым номером .... в размере 993 733 рубля; - с кадастровым номером .... в размере 2 760 434 рубля; - с кадастровым номером .... в размере 720 326 рублей, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года.

В судебном заседании представитель административного истца Ф.Ф. Мотыгуллина административный иск поддержала.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан М.Т. Сабирзанов административный иск не признал.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования «город Набережные Челны» Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились. Сведений об уважительности причин неявки представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительного комитета муниципального образования «город Набережные Челны» Республики Татарстан не имеется. От остальных лиц, участвующих в деле, поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

На основании части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлен отчет № 70/2017-О от 11 сентября 2017 года, подготовленный экспертом общества с ограниченной ответственностью фирма «Аудит ТД Консалтинг» Г.И. Дербеневым по инициативе общества с ограниченной ответственностью «Форд Соллерс Холдинг», согласно которому рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: 16<адрес><адрес> по состоянию на 1 января 2015 года составила соответственно 34 185 253 рубля, 1 418 289 рублей, 440 173 рубля, 1 750 840 рублей, 2 194 377 рублей, 3 465 003 рубля, 64 248 817 рублей, 36 370 327 рублей, 10 518 016 рублей, 10 963 767 рублей, 430 581 рубль, 993 733 рубля, 2 760 434 рубля, 720 326 рублей.

Названный отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков получил положительное экспертное заключение № 170914-0410 от 17 октября 2017 года эксперта Ассоциации саморегулируемой организации «Национальная коллегия специалистов-оценщиков».

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с указанным отчетом не согласился, представил замечания, в которых указал на допущенные, по его мнению, нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Данные обстоятельства были вынесены на обсуждение, административному ответчику предложено представить доказательства недостоверности сведений о величине рыночной стоимости, предоставленных административным истцом, разъяснено право заявить ходатайство о назначении по делу экспертизы для определения рыночной стоимости земельных участков.

Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 2 февраля 2018 года по ходатайству представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан для установления соответствия отчета № 70/2017-О от 11 сентября 2017 года, подготовленного обществом с ограниченной ответственностью фирма «Аудит ТД Консалтинг» по инициативе общества с ограниченной ответственностью «Форд Соллерс Холдинг», требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту автономной некоммерческой организации «Финансово–экономическая судебная экспертиза» Д.Ю. Захматову. Оплата расходов по ее производству в полном объеме возложена на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.

Обязанность по внесению на счет Верховного Суда Республики Татарстан, открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации для временного хранения денежных средств, денежной суммы, подлежащей выплате эксперту, в размере 90 000 рублей Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в установленный судом срок не исполнена, тем самым административный ответчик уклонился от производства экспертизы.

В соответствии с частью 1 статьи 94 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного данным Кодексом или назначенного судом процессуального срока.

Согласно части 5 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В пункте 19 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

При исследовании представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков судом установлено, что составивший его оценщик соответствует требованиям, предъявляемым законодательством об оценочной деятельности: имеет соответствующую квалификацию, является членом саморегулируемой организации оценщиков, его ответственность при осуществлении оценочной деятельности, а также ответственность юридического лица, с которым он заключил трудовой договор, застрахована, на что указано в отчете и приложенных к нему документах.

По результатам экспертизы, проведенной в отношении представленного административным истцом отчета об оценке, эксперт саморегулируемой организации оценщиков признал достаточным количество источников информации, использованных оценщиком в отчете, подтвердил обоснованность выбора оценщиком подходов и методов оценки, а также выполненных в отчете расчетов, их полноту и достоверность, признал отчет соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности и подтвердил рыночную стоимость объектов оценки.

В экспертном заключении содержится мотивированное суждение эксперта по результатам проверки отчета, в том числе по тем позициям, которые указаны в замечаниях административного ответчика, при этом эксперт саморегулируемой организации оценщиков, в отличие от лица, подписавшего замечания, обладает специальными знаниями и правом на проведение соответствующих экспертиз.

Учитывая, что содержание отчета и положительного экспертного заключения в ходе судебного разбирательства допустимыми доказательствами не опровергнуто, оснований считать недостоверной рыночную стоимость земельных участков, определенную по инициативе административного истца, у суда не имеется.

Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в указанном отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорных земельных участков, административным ответчиком не представлено, принимая во внимание изложенные обстоятельства, на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, суду надлежит принять решение об определении кадастровой стоимости названных земельных участков в размере их рыночной стоимости, установленной отчетом № 70/2017-О от 11 сентября 2017 года, подготовленным экспертом общества с ограниченной ответственностью фирма «Аудит ТД Консалтинг» Г.И. Дербеневым.

Частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Учитывая, что общество с ограниченной ответственностью «Форд Соллерс Холдинг» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Татарстан, созданную приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23 января 2012 года № П/20, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков 1 ноября 2017 года, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Форд Соллерс Холдинг» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.

Определить кадастровую стоимость земельных участков:

- с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под завод микролитражных автомобилей), площадью 170 060 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 34 185 253 рубля по состоянию на 1 января 2015 года;

- с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные и коммунально-складские предприятия I-II класса вредности, требующие большегрузного или железнодорожного транспорта), площадью 5 178 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 1 418 289 рублей по состоянию на 1 января 2015 года;

- с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под покрасочный цех), площадью 1 832 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 440 173 рубля по состоянию на 1 января 2015 года;

- с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под магазин), площадью 7 287 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, площадка автопроизводства, в размере 1 750 840 рублей по состоянию на 1 января 2015 года;

- с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под автостоянку), площадью 9 133 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес>, на площадке автопроизводства, в размере 2 194 377 рублей по состоянию на 1 января 2015 года;

- с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под автостоянку ОАО «ЗМА»), площадью 15 275 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, площадка автопроизводства, в размере 3 465 003 рубля по состоянию на 1 января 2015 года;

- с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу), площадью 319 616 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 64 248 817 рублей по состоянию на 1 января 2015 года;

- с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: центр отгрузки автомобилей), площадью 180 930 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 36 370 327 рублей по состоянию на 1 января 2015 года;

- с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу), площадью 41 600 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>», в размере 10 518 016 рублей по состоянию на 1 января 2015 года;

- с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под закрытый склад металла), площадью 43 363 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 10 963 767 рублей по состоянию на 1 января 2015 года;

- с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под земли в полосе отвода железных дорог (станция КамАЗ), площадью 1 572 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес>

<адрес> в полосе отвода железных дорог (станция КамАЗ), площадью 3 628 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 993 733 рубля по состоянию на 1 января 2015 года;

- с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под земли общего назначения и резервные территории материнской компании (участок № 15), площадью 12 169 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, площадка автопроизводства, в размере 2 760 434 рубля по состоянию на 1 января 2015 года;

- с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под земли общего назначения и резервные территории материнской компании (участок № 15), площадью 2 998 квадратных метров, расположенного по адресу<адрес>, в размере 720 326 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 1 ноября 2017 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Судья Ю.А. Старшая

Справка: решение принято судом в окончательной форме 28 марта 2018 года.

Судья Ю.А. Старшая