ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-208/2021 от 10.08.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-208/2021

42OS0000-01-2021-000282-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Киклевич С.В.,

при секретаре Злобиной П.С.,

с участием прокурора Сысоевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«10» августа 2021 года

административное дело по административному иску Чернова Вячеслава Михайловича об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутого Всероссийской политической партией «Единая Россия» по одномандатному избирательному округу «Кемеровская область – Новокузнецкий одномандатный избирательный округ № 104» Максимова Александра Александровича,

У С Т А Н О В И Л:

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года № 3671 назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва на 19 сентября 2021 года.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года № 4/28-8 возложены полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва в субъекте Российской Федерации, где образовано несколько одномандатных избирательных округов, на избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации: в Кемеровской области - Кузбассе: Кемеровская область - Кемеровский одномандатный избирательный округ № 101, Кемеровская область - Прокопьевский одномандатный избирательный округ № 102, Кемеровская область - Заводский одномандатный избирательный округ № 103, Кемеровская область - Новокузнецкий одномандатный избирательный округ № 104 - на Избирательную комиссию Кемеровской области – Кузбасса.

Постановлением Избирательной комиссии Кемеровской области – Кузбасса от 26 июля 2021 года № 183/1795-6 Максимов А.А., выдвинутый Всероссийской политической партией «Единая Россия» по одномандатному избирательному округу «Кемеровская область – Новокузнецкий одномандатный избирательный округ № 104», зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Кемеровская область – Новокузнецкий одномандатный избирательный округ № 104» (л.д. 59).

Постановлением Избирательной комиссии Кемеровской области – Кузбасса от 03 августа 2021 года № 185/1820-6 Чернов В.М., выдвинутый политической партией «Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по одномандатному избирательному округу «Кемеровская область – Новокузнецкий одномандатный избирательный округ № 104», зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Кемеровская область – Новокузнецкий одномандатный избирательный округ № 104» (л.д. 60).

Чернов В.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным постановление Избирательной комиссии Кемеровской области – Кузбасса от 26 июля 2021 года № 183/1795-6, отменить регистрацию кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутого Всероссийской политической партией «Единая Россия» по одномандатному избирательному округу «Кемеровская область – Новокузнецкий одномандатный избирательный округ № 104» Максимова А.А.

В обоснование заявленных требований указал, что из публикации в сетевом издании «Тайга-инфо» ему стало известно о предоставлении в Избирательную комиссию Кемеровской области - Кузбасса кандидатом в депутаты Максимовым А.А. сведений наличии в его собственности имущества, в числе которого, иностранные финансовые инструменты. Информация об отчуждении иностранных финансовых инструментов на момент подачи заявления о регистрации кандидата не является общедоступной, в связи с чем полагает что регистрация кандидата осуществлена в нарушение требований пункта 17 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее также Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20 - ФЗ).

В судебном заседании административный истец Чернов В.М. заявленные требования поддержал.

Представители административного истца Россия-Горская Г.Р., действующая на основании доверенности от 21 июля 2021 года, Миропольцев Д.Д., допущенный к участию в судебном заседании по устному ходатайству административного истца, требования Чернова В.М. поддержали, пояснили, что постановление Избирательной комиссии Кемеровской области – Кузбасса подлежит отмене, поскольку данный административный ответчик всех необходимых мер к проверке соответствия Максимова А.А. требованиям части 13 статьи 4 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ не предпринял, ограничившись направлением запроса в Росфинмониторинг, который не уполномочен предоставлять информацию в отношении таких иностранных финансовых инструментов как акции, облигации, депозитарные расписки. Более того, оспариваемое решение о регистрации кандидата было принято до поступления в Избирательную комиссию Кемеровской области – Кузбасса результатов проверочных мероприятий Росфинмониторинга, тогда как сроки принятия решения позволяли такие сведения получить.

Представители административного ответчика Избирательной комиссии Кемеровской области – Кузбассу Назина А.В., Голосова Т.В., действующие на основании доверенностей от 06 августа 2021 года № 15, от 06 августа 2021 года № 16, в удовлетворении административного иска просили отказать, представив письменные возражения. Дополнительно пояснили, что у Избирательной комиссии Кемеровской области – Кузбасса отсутствовали основания для отказа в регистрации кандидата в депутаты Максимова А.А., все необходимые для того документы были представлены, решение принято в пределах установленного законом десятидневного срока. Для проверки информации об отсутствии у кандидата иностранных финансовых инструментов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2021 года № 932 были направлены запросы в Росфинмониторинг и Федеральную налоговую службу. Не поступление ответа на запрос в сроки, установленные для принятия решения о регистрации кандидата, основанием к отказу в регистрации не являются.

Представитель административного ответчика Максимова А.А. – адвокат Малкин Д.А., действующий на основании доверенности от 09 августа 2021 года, против удовлетворения административного иска возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представители заинтересованного лица Всероссийской политической партии «Единая Россия» (в лице Кузбасского регионального отделения) Чепкасов Р.А., Болденко Н.В., действующие на основании доверенностей от 06 августа 2021 года № 24/01, от 06 августа 2021 года № 25/01, в удовлетворении административного иска просили отказать по тем доводам, что изложены в письменных возражениях.

Административный ответчик Максимов А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанного лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Сысоевой О.В., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее также Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

В соответствии с частью 9 статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено областным судом в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение окружной избирательной комиссии было принято с нарушением требований, предусмотренных частью 7 статьи 51 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с учетом положений пункта 6.1 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Частью 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ установлены основания отказа в регистрации кандидата, к числу которых пункт 17 относит несоблюдение кандидатом требований, установленных частью 13 статьи 4 этого Федерального закона.

В свою очередь часть 13 статьи 4 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ предусматривает, что гражданин Российской Федерации, выдвинутый кандидатом на выборах депутатов Государственной Думы, в том числе в составе федерального списка кандидатов, обязан к моменту представления в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для его регистрации в качестве кандидата, регистрации соответствующего федерального списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.

Аналогичные основания для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата установлены в пункте 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ с учетом положений подпункта а2 пункта 24 статьи 38, пункта 3.3 статьи 33 названного федерального закона.

Регистрация кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, может быть отменена областным судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием отказа в регистрации кандидата, предусмотренным пунктом 17 части 7 статьи 51 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (пункт 1 части 12 статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 5 статьи 42 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ не позднее чем через 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации уполномоченным представителем политической партии предоставляются список кандидатов по одномандатным избирательным округам, документы, указанные в части 4 названной статьи, заявление каждого кандидата, включенного в список кандидатов по одномандатным избирательным округам, о его согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу, сведения о размере и об источниках доходов каждого кандидата, включенного в федеральный список кандидатов, а также об имуществе, принадлежащем такому кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах, сведения о принадлежащем каждому кандидату, включенному в федеральный список кандидатов, супругу кандидата и его несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей, сведения о расходах каждого кандидата, включенного в федеральный список кандидатов, а также о расходах супруга кандидата и его несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход такого кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Согласно частям 1 и 4 статьи 43 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ кандидат, выдвинутый политической партией по одномандатному избирательному округу и включенный в заверенный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации список кандидатов по одномандатным избирательным округам, не позднее чем через 35 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах, на бумажном носителе по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону и в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации; сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей, по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации; сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации; копии документов, подтверждающих указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

Представление в окружную избирательную комиссию документов, указанных в частях 1 и 4 настоящей статьи, считается уведомлением о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу. Окружная избирательная комиссия обязана незамедлительно после представления документов, указанных в частях 1 и 4 настоящей статьи, выдать кандидату (иному лицу) документ, подтверждающий их прием, с указанием даты и времени начала и окончания приема (часть 5 статьи 43 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ).

Далее, для регистрации кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу, кандидат либо уполномоченный представитель этой политической партии, в силу предписаний части 1 статьи 47 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ, представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие избирательные документы: документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата; сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктом 1 части 5 и частью 6 статьи 41 или пунктом 1 части 5 статьи 42 настоящего Федерального закона (если такие изменения имеются); письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

Судом установлено, что постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июля 2021 года № 17/151-8 заверен список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутых политической партией «Всероссийская политическая партия «Единая Россия» по одномандатным избирательным округам. В списке кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Новокузнецкому одномандатному избирательному округу № 104 Кемеровской области – Кузбасса значится Максимов А.А.

15 июля 2021 года в Избирательную комиссию Кемеровской области – Кузбасса, наделенную полномочиями окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, Максимовым А.А. предоставлены документы для уведомления о выдвижении кандидата в соответствии со статьей 43 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ, о приеме которых выдано подтверждение (л.д. 61 – 99).

23 июля 2021 года в Избирательную комиссию Кемеровской области – Кузбасса Максимовым А.А. предоставлены документы для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, в числе которых письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (л.д. 101 – 102, 104).

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Федерального закона при представлении кандидатами, выдвинутыми политическими партиями по одномандатным избирательным округам, документов в окружную избирательную комиссию, а также достоверность сведений о кандидатах, для чего обращается в соответствующие органы с представлениями о проверке достоверности сведений, представленных кандидатами, за исключением сведений, которые в соответствии с частью 4 статьи 48 настоящего Федерального закона проверяет Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, а также о проверке выполнения требований, предусмотренных частью 13 статьи 4 настоящего Федерального закона. Соответствующие органы обязаны в течение 20 дней сообщить о результатах проверки в отношении сведений о выполнении требований, предусмотренных частью 13 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Аналогичные полномочия избирательной комиссии закреплены в статье 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Избирательная комиссия Кемеровской области – Кузбасса руководствуясь приведенными выше предписаниями, со ссылкой на положения статьей 4 и 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, направила 18 июля 2021 года в Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области – Кузбассу сведения, предоставленные кандидатами в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, в числе которых Максимов А.А., о размере и источниках доходов, об участии в коммерческих организациях для проверки их достоверности (л.д. 105 – 106), 19 июля 2021 года в МРУ Росфинмониторинга по СФО сведения и данные о кандидатах в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва для проверки достоверности сведений о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, а также о счетах и хранящихся ценностях в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (л.д. 109 – 110).

26 июля 2021 года Избирательной комиссии Кемеровской области – Кузбасса принято постановление № 183/1795-6 о регистрации Максимова А.А. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Кемеровская область – Новокузнецкий одномандатный избирательный округ № 104» (л.д. 59).

На дату принятия постановления результаты проверок в Избирательную комиссию Кемеровской области – Кузбасса не поступили, но в то же время отсутствовали сведения и из иных органов о наличии у Максимова А.А. иностранных финансовых инструментов на момент представления в избирательную комиссию документов, необходимых для его регистрации в качестве кандидата, в связи с чем у Избирательной комиссии Кемеровской области-Кузбасса не имелось оснований для отказа в регистрации указанного кандидата.

Впоследствии наличие таких оснований не подтвердилось и по результатам проверки, проведенной соответствующими органами.

Так, 02 августа 2021 года в Избирательную комиссию Кемеровской области – Кузбасса поступили сведения из Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу, полученные по результатам проверки в отношении кандидатов, в том числе Максимова А.А., согласно которым в федеральной базе данных Росфинмониторинга информация о счетах открытых в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а также о находящемся за пределами территории Российской Федерации имуществе фигурантов проверки отсутствует (л.д. 111).

06 августа 2021 года в Избирательную комиссию Кемеровской области – Кузбасса поступили результаты проверки сведений о кандидатах в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, проведенной Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области – Кузбассу, в которых не имеется информации о наличии у Максимова А.А. иностранных финансовых инструментов (л.д. 107 – 108).

Таким образом, проведенными проверками установлено, что представленные Максимовым А.А. сведения об отсутствии счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, отсутствии во владении и пользовании иностранных финансовых инструментов, соответствуют действительности.

То обстоятельство, что Росфинмониторинг является органом, уполномоченным проводить проверку соответствия кандидата в депутаты требованиям, установленным частью 13 статьи 4 Федерального закона Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ, у суда сомнения не вызывает.

Как было указано ранее, в соответствии с положениями статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ и статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ избирательная комиссия для проверки соблюдения кандидатами в депутаты требований настоящих Федеральных законов обращается в соответствующие органы.

В этой связи в целях оказания содействия избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, Правительством Российской Федерации 18 июня 2021 года принято постановление № 932, которым на Федеральную налоговую службу и Федеральную службу по финансовому мониторингу возложена обязанность по представлениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и окружных избирательных комиссий в пределах установленной компетенции представлять сведения о наличии у кандидатов счетов (вкладов), открытых в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Помимо этого, действует Соглашение о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной службы по финансовому мониторингу, утвержденное ЦИК России, Росфинмониторингом 19 апреля 2016 года, предметом которого является организация взаимодействия между ЦИК России и Росфинмониторингом, необходимого для выполнения задач и функций, возложенных на Стороны законодательством Российской Федерации. В рамках данного Соглашения на уровне межрегиональных управлений Росфинмониторинга по федеральным округам осуществляется обмен информацией с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, окружными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями муниципальных образований о кандидатах, выдвигаемых на выборах в федеральные органы государственной власти, а также их супругов и несовершеннолетних детей, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также их супругов и несовершеннолетних детей, кандидатов на должности глав муниципальных районов и городских округов, а также их супругов и несовершеннолетних детей, в части сведений, представляемых кандидатами в соответствии с пунктами 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в части выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Из них пункт 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ обязывает кандидата к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.

Также следует отметить, что Федеральная служба по финансовому мониторингу в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года № 808 является органом, уполномоченным проводить проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

С учетом изложенного, Межрегиональное управление Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу в рамках предоставленных полномочий осуществило проверку выполнения кандидатом в депутаты Максимовым А.А. требований избирательного законодательства, в части ограничений в использовании иностранных финансовых инструментов.

Оснований не доверять информации, содержащейся в ответе МРУ Росфинмониторинга по СФО, либо полагать, что способ изложения ответа свидетельствует о неполноте проверки указанным органом выполнения кандидатом в депутаты Максимовым А.А. требований избирательного законодательства, в части ограничений в использовании иностранных финансовых инструментов, у суда не имеется.

Доводы стороны административного истца о принятии оспариваемого решения Избирательной комиссии Кемеровской области – Кузбасса в короткие сроки в отсутствии результатов проверки соблюдения кандидатом в депутаты требований части 13 статьи 4 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ основанием для признания незаконным указанного решения не являются.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ окружная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней после дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу, принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации. Таким образом, минимальный срок, в который может быть принято решение о регистрации кандидата в депутаты, законом не установлен.

В рассматриваемом случае документы, предоставляемые для регистрации кандидата в депутаты, приняты Избирательной комиссией Кемеровской области – Кузбасса от Максимова А.А. 23 июля 2021 года (л.д. 101 - 102).

Постановление Избирательной комиссии Кемеровской области – Кузбасса о регистрации указанного кандидата в депутаты принято 26 июля 2021 года, то есть в пределах установленного законом срока.

Информация МРУ Росфинмониторинга по СФО и Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области – Кузбассу об отсутствии у Максимова А.А. счетов, открытых в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а также находящемся за пределами территории Российской Федерации имуществе поступила в Избирательную комиссию Кемеровской области – Кузбасса 02 августа 2021 года (л.д. 111).

Вместе с тем отсутствие результатов проверки в отношении сведений о выполнении кандидатом в депутаты требований, предусмотренных частью 13 статьи 4 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ, которые соответствующие органы обязаны сообщить в течение 20 дней, к числу оснований для принятия решения об отказе в регистрации кандидата, перечисленных в части 7 статьи 51 названного федерального закона, не отнесено.

Одновременно положения статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ предоставляют избирательной комиссии право обратиться в соответствующий суд с требованием об отмене регистрации кандидата, если будет установлено, что решение окружной избирательной комиссии было принято с нарушением требований, предусмотренных частью 7 статьи 51 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с учетом положений пункта 6.1 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Тем самым федеральный законодатель наделил окружные избирательные комиссии правовыми инструментами для оспаривания ранее принятого решения, в том числе по основанию несоблюдения кандидатом требований, установленных частью 13 статьи 4 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ, если таковое будет установлено в результате проверки соответствующим органом.

В ходе рассмотрения настоящего дела доказательств наличия у Максимова А.А. иностранных финансовых инструментов на момент представления в избирательную комиссию документов для его регистрации в качестве кандидата не представлено.

С учетом изложенного, поскольку основания административного иска не нашли своего подтверждения, в удовлетворении административного искового заявления Чернова В.М. о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Кемеровской области – Кузбасса от 26 июля 2021 года № 183/1795-6, отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутого Всероссийской политической партией «Единая Россия» по одномандатному избирательному округу «Кемеровская область – Новокузнецкий одномандатный избирательный округ № 104» Максимова А.А. следует отказать.

Руководствуясь ст. 175 - 179, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Чернова Вячеслава Михайловича о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Кемеровской области – Кузбасса от 26 июля 2021 года № 183/1795-6, отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутого Всероссийской политической партией «Единая Россия» по одномандатному избирательному округу «Кемеровская область – Новокузнецкий одномандатный избирательный округ № 104» Максимова Александра Александровича, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский областной суд.

Председательствующий: С.В. Киклевич

Решение в окончательной форме принято «11» августа 2021 года