ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-2096/2021 от 09.03.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-270/2022

УИД 32OS0000-01-2021-001318-09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Брянск 9 марта 2022 г.

Брянский областной суд в составе

председательствующего судьи Максимовой Е.А.,

при секретаре Королевой В.С.,

с участием прокурора Орловой Е.С.,

представителя административного истца Понфиленко Н.В., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Соколовой Елены Дмитриевны о признании недействующими

-пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 (в редакции приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 219);

-пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 222)

-пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 221),

УСТАНОВИЛ:

приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30 ноября 2017 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2018 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 219, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 2 марта 2022 года, Перечень на 2018 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2018 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 3 декабря 2018 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2019 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 222, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 1 марта 2022 года, Перечень на 2019 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2019 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2020 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 221, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 1 марта 2022 года, Перечень на 2020 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2020 года.

В Перечни на 2018, 2019, 2020 годы включено принадлежащее Соколовой Е.Д. на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: г<адрес>

Перечня на 2018 год (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 219); пункт Перечня на 2019 год (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 222); пункт Перечня на 2020 год (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 221).

Административный истец Соколова Е.Д. обратилась в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании включения в Перечни на 2018, 2019, 2020 годы указанного объекта недвижимости, ссылаясь на то, что нежилое помещение не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Спорный объект недвижимости с момента приобретения административным истцом и по настоящее время используется для организации процесса обучения. Согласно технической документации торговые площади в составе спорного помещения отсутствуют, самостоятельного офисного либо делового назначения спорное помещение не имеет.

С учетом уточненных административных исковых требований в связи с изменившейся редакцией оспариваемых перечней административный истец просит суд:

-признать пункт Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории г. Брянска, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 (в редакции приказа № 219 от 25.02.2022, опубликован 02.03.2022) недействующим с 1 января 2018 года;

-признать пункт Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории г. Брянска, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа № 222 от 25.02.2022, опубликован 01.03.2022) недействующим с 1 января 2019 года;

-признать пункт Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории г. Брянска, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа № 2212 от 25.02.2022, опубликован 01.03.2022) недействующим с 1 января 2020 года.

В судебное заседание административный истец Соколова Е.Д. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.

Представитель административного истца Понфиленко Н.В. в судебном заседании поддержал административные исковые требования с учетом их уточнения по основаниям, изложенным в административном иске, пояснив, что в спорном помещении с момента его приобретения в 2013 году Соколовой Е.Д. по настоящее время располагается ООО «Брянский городской учебный центр», спорное помещение используется исключительно в целях организации процесса обучения на различных курсах, в помещении расположены учебные классы.

Представитель административного ответчика Савенко О.В. возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что оспариваемые приказы управления имущественных отношений Брянской области приняты уполномоченным органом, процедура их опубликования соблюдена. Спорный объект недвижимости включен в Перечни на 2018, 2019, 2020 годы в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в качестве офисного помещения, поскольку согласно техническому паспорту по состоянию на 10 февраля 2014 года в составе спорного помещения имеются офисы, площадью 85,4 кв.м., что составляет 31% от общей площади помещения. Натурное обследование спорного помещения с целью установления вида его фактического использования не проводилось.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Орловой Е.С., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года № 298 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории города Брянска налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66 (в действующей редакции), управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и уполномочено принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.

На основании пункта 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом приказы управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 25 ноября 2019 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», действующие в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года №№ 219, 222, 221, изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядку их опубликования.

Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 4 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1).

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, действовавшим на момент включения спорного объекта в Перечень на 2018 год, определенный приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314, был утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.

В соответствии с пунктами 4, 5 указанного Порядка информационной базой для проведения мероприятий по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества является информация: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Брянской области; органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимости; средств массовой информации.

Мероприятия по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества проводятся в форме: межведомственного взаимодействия управления имущественных отношений Брянской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Брянской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; запросов сведений и документов, необходимых для определения перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества; обследований объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 6 вышеназванного Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется управлением имущественных отношений Брянской области на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, информации, полученной от государственных органов, и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса копий кадастровых паспортов объекта недвижимого имущества и земельного участка; выписок из Единого государственного реестра недвижимости на объекты недвижимого имущества; копии технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 года, поэтажного плана, технического плана, экспликации объекта недвижимого имущества; копий разрешительной документации на проведение перепланировки помещений объекта недвижимого имущества (в случаях проведения перепланировки помещений).

Запрашиваемая информация, материалы и акты обследования объектов недвижимого имущества для определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества предоставляются в управление имущественных отношений Брянской области в срок не позднее 1 мая года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 8 названного Порядка).

Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорного объекта в Перечни на 2019, 2020 годы, определенные приказами управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512, от 25 ноября 2019 года № 1524.

Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 9, 10, 12, 15).

Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового центра, торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, и находится в здании, не относящемся к административно-деловому центру или торговому центру.

При этом статья 378.2 НК РФ, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, предусмотрела, что для включения объекта налогообложения в соответствующий перечень достаточно, чтобы он отвечал хотя бы одному из перечисленных в ней условий, то есть соответствия такого объекта совокупности всех критериев одновременно не требуется.

Как установлено судом, административный истец Соколова Е.Д. является собственником нежилого помещения, площадью 277,2 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Право собственности Соколовой Е.Д. на указанное помещение зарегистрировано 7 мая 2013 года.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 27 ноября 2017 года, 29 ноября 2018 года, 25 ноября 2019 года, спорный объект имел наименование: «нежилое помещение», назначение: «нежилое», площадь 277,2 кв.м.

Спорное нежилое помещение расположено в 6-этажном многоквартирном доме, с кадастровым номером , который по определению не является ни административно-деловым, ни торговым центром (комплексом).

Земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, не сформирован, что подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений № от 25 февраля 2022 года.

Учитывая указанные обстоятельства, следует, что в настоящем случае возможность включения спорного нежилого помещения в перечни как отдельного объекта имущества должна выясняться исходя из предназначения и (или) фактического использования данного помещения. При этом включение в перечни объектов недвижимого имущества, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, является самостоятельным основанием для включения объектов в перечни, что прямо следует из подпункта 2 пункта 1 статья 378.2 НК РФ.

Натурное обследование спорного помещения не проводилось, доказательств, подтверждающих его фактическое использование, в рамках рассмотрения настоящего административного иска административным ответчиком не представлено.

Согласно техническому паспорту, составленному межрайонным отделением по г. Брянску № 1 ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 10 февраля 2014 года, спорное нежилое помещение состоит из частей, имеющих следующие назначения: лестница – 5,2 кв.м., коридор – 17,5 кв.м., холл – 14,8 кв.м., туалет – 2,9 кв.м., коридор – 8,3 кв.м., коридор – 3,4 кв.м., коридор – 3,3 кв.м., кладовая – 5,8 кв.м., офис – 19,6 кв.м., офис – 24,2 кв.м., офис – 14,6 кв.м., офис – 11,5 кв.м., коридор – 5 кв.м., тамбур – 5,3 кв.м., холл – 19,6 кв.м., коридор – 6,9 кв.м., кладовая – 4,6 кв.м., кабинет – 18,7 кв.м., подсобное – 3,3 кв.м., котельная – 4,9 кв.м., коридор – 6,4 кв.м., туалет – 1,7 кв.м., туалет – 1,5 кв.м., кабинет – 24,2 кв.м., кабинет – 24,1 кв.м., офис – 15,5 кв.м.

При этом, как следует из учетно-технической документации, спорное нежилое помещение имеет фактическую площадь 272,8 кв.м., в то время как по документам площадь помещения составляет 277,2 кв.м.

Таким образом, по состоянию на даты вынесения оспариваемых приказов, согласно документам технического учета (инвентаризации), в спорном нежилом помещении предусматривалось размещение офисов, площадью 85,4 кв.м. (из расчета: 19,6 кв.м. + 24,2 кв.м +14,6 кв.м +11,5 кв.м + 15,5 кв.м. = 85,4 кв.м.), что составляет 31% от общей площади помещения в размере 272,8 кв.м., и 30% от общей площади помещения в размере 277,2 кв.м.

Изменения в техническую документацию относительно назначения частей спорного помещения внесены только 21 сентября 2021 года.

При указанных обстоятельствах, суд, оценивая собранные по делу доказательства, приходит к выводу, что спорный объект недвижимости на момент утверждения оспариваемых Перечней имел в своем составе помещения, по своему назначению предусматривающие размещение офисов, площадью более 20% от общей площади спорного помещения, в связи с чем его включение в Перечни на 2018, 2019, 2020 годы не противоречит требованиям действующего законодательства.

Довод представителя административного истца о том, что согласно документам технического учета спорное нежилое помещение не предусматривает размещение офисов, является несостоятельным, поскольку представитель ссылается на данные технического учета, содержащиеся в техническом паспорте на спорный объект, составленном по состоянию на 21 сентября 2021 года, то есть после принятия оспариваемых Перечней.

Доводы представителя административного истца о возможности включения в Перечни только при условии его фактического использования для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, суд находит несоответствующими положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой критерием установления особенности определения налоговой базы является не совокупность условий, а хотя бы одно из условий, в частности, предназначение помещения в целях размещения офисов согласно сведениям, содержащимся в документах технического учета (инвентаризации).

В данном случае фактическое использование помещения не имеет правового значения для разрешения спора по существу, поскольку спорное помещение было включено в Перечни на 2018, 2019, 2020 годы по своему предназначению, как предусматривающее размещение офисных помещений.

С учетом изложенного, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного искового заявления Соколовой Е.Д. о признании недействующими пункта Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории г. Брянска, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 (в редакции приказа № 219 от 25.02.2022) с 1 января 2018 года; пункта Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории г. Брянска, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа № 222 от 25.02.2022, с 1 января 2019 года; пункта Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории г. Брянска, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа № 2212 от 25.02.2022) с 1 января 2020 года, в связи с чем приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Соколовой Елены Дмитриевны о признании недействующими: пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 (в редакции приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 219); пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 222); пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 222) - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е. А. Максимова

Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2022 года.