ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-209/2023 от 20.11.2023 Ростовского областного суда (Ростовская область)

УИД 61OS0000-01-2023-000268-41

№ 3а-209/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 ноября 2023 года г. Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд в составе:

председательствующего Шикуля Е.В.

при ведении протокола помощником судьи Канкуловой М.А.

с участием прокурора Шматовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «ТЕХАВИАМЕТИЗ» о признании частично недействующим постановление Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области от 11 октября 2019 года № 20/01-01/863 «Об утверждении границ территории объекта культурного наследия регионального значения «ансамбль застройки» (уточненное наименование «Ансамбль застройки улицы Греческой»),

УСТАНОВИЛ:

комитетом по охране объектов культурного наследия Ростовской области (далее – Комитет) принято постановление от 11 октября 2019 года № 20/01-01/863 «Об утверждении границ территории объекта культурного наследия регионального значения «ансамбль застройки» (уточненное наименование «Ансамбль застройки улицы Греческой»).

Пунктом 1 постановления утверждены границы территории объекта культурного наследия регионального значения «ансамбль застройки» (уточненное наименование «Ансамбль застройки улицы Греческой»), расположенного по адресу: <...> (местоположение: <...> в пределах от пер. Редутного до пер. Малого Садового), состоящего на государственной охране в соответствии с решением Малого Совета Ростовского областного совета народных депутатов от 18 ноября 1992 года №301, согласно приложению.

Пунктом 2 постановления определено, что деятельность в границах территории объекта культурного наследия, указанного в пункте 1 настоящего постановления, осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 5.1, 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 №73-ФЗ.

ООО «ТЕХАВИАМЕТИЗ» обратилось в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления в законную силу решения суда постановление комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области от 11 октября 2019 года № 20/01-01/863 (далее постановление Комитета) в части распространения границы территории объекта культурного наследия регионального значения «ансамбль застройки» (уточненное наименование: «Ансамбль застройки улицы Греческой») на территорию земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <...>

По мнению административного истца, включение части земельного участка, собственником которого он является, в границы территории объекта культурного наследия, не основано на нормах Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, в том числе, нежилое здание больницы с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 851,8 кв.м, не являются объектами культурного наследия федерального, регионального и муниципального значения, а также выявленными объектами культурного наследия, что, по мнению административного истца, исключает возможность включения расположенного под ними земельного участка в границы территории объекта культурного наследия.

Административный истец указывает, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены его права собственника на свободное распоряжение и использование земельного участка, в том числе для производства строительных работ, полагает, что его права ограничиваются без объективных причин и установленных законом оснований.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 исковые требования поддержал, указал на несоответствие оспариваемого постановления требованиям федерального законодательства об охране памятников истории и культуры: нормативный правовой акт об утверждении границ территории объекта культурного наследия не содержит текстового описания местоположения границ объекта культурного наследия, соответствующее проекту границ; здание больницы, по грани фасадов которого проходит граница территории объекта культурного наследия, не представляет какой-либо ценности и в состав ансамбля застройки не входит. Представитель административного истца настаивает на том, что включение в границы территории объекта культурного наследия части земельного участка в отсутствие строений, являющихся объектами культурного наследия либо обладающими такими признаками, свидетельствует о несоответствии постановления Комитета актам, имеющим большую юридическую силу.

Представители административного ответчика по доверенности ФИО3, ФИО5 в судебном заседании возражали против удовлетворения административного искового заявления, пояснив, что порядок и процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдена, постановление принято в пределах полномочий Комитета. Представителями административного ответчика отмечено, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <...>, объектом культурного наследия не является и не входит в состав ансамбля. Вместе с тем, часть земельного участка административного истца связана с ансамблем застройки исторически и функционально, является его неотъемлемой частью.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, допросив свидетеля ФИО1, заслушав заключение прокурора Шматовой Н.А., суд приходит к следующим выводам.

Производство по делам о признании нормативного правового акта не действующим регулируется нормами главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).

Согласно пп. 15 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действовавшего в момент принятия оспариваемого Постановления № 20/01-01/863 от 11 октября 2019 года) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

Аналогичные положения, вступившие в силу с 1 января 2023 года, предусмотрены подпунктом 36 пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

Специальным законом, регулирующим вопросы охраны памятников истории и культуры, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее также Закон № 73-ФЗ).

В полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации входят вопросы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны как региональных, так и федеральных объектов культурного наследия (п. 4 ст. 9.2, п. 1, пп. 1 и 10 п. 2 ст. 33 Закона № 73-ФЗ).

Отношения в области охраны памятников истории и культуры в Ростовской области регламентированы Областным законом от 02.03.2015 N 334-ЗС «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ростовской области».

Согласно п. 8 ст. 5 указанного Областного закона к полномочиям областного органа охраны объектов культурного наследия относится утверждение границ территории объекта культурного наследия регионального значения, объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленного объекта культурного наследия.

Таким областным органом является Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области, образованный на основании Постановления Правительства Ростовской области от 29 декабря 2017 года № 928.

Комитет осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением о комитете по охране объектов культурного наследия Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 29 декабря 2017 года №930. В соответствии с п.2.1.9, п.1.12, п.3.4.10 Положения к компетенции Комитета относится утверждение границ территории объектов культурного наследия регионального значения, по вопросам, отнесенным к его полномочиям, Комитет издает постановления, имеющие нормативный характер, которые подписывает его председатель.

Совокупный анализ положений п. «д» ч.1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации, п. 2 ст. 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», п. 8 ст. 5 Областного закона Ростовской области от 02.03.2015 N 334-ЗС (ред. от 01.08.2023) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ростовской области» свидетельствует о том, что постановление от 11 октября 2019 года № 20/01-01/863 принято уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области в пределах его компетенции, надлежащей форме, содержит правовые нормы, направленные на установление отношений в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия (в результате вынесения оспариваемого постановления утверждены границы территории объекта культурного наследия).

В соответствии с п. 1 ст. 4 Областного закона от 29.12.2003 № 85-ЗС «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, Областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области» постановление Комитета опубликовано 15 октября 2019 года на официальном портале правовой информации Ростовской области pravo.donland.ru, номер опубликования 6156201910150027, вступило в силу со дня его официального опубликования.

В части полномочий и процедуры принятия нормативный правовой акт лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Согласно абзацам третьему и четвертому преамбулы Закона № 73-ФЗ в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, отнесены законодателем к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями названного федерального закона (пункт 3 статьи 64 Закона № 73-ФЗ).

Объект культурного наследия регионального значения -ансамбль застройки ул. Греческая, XIX-XX вв., расположенный по адресу (местонахождение): <...> в пределах от пер. Редутного до пер. Малого Садового, решением Малого Совета Ростовского областного совета народных депутатов от 18 ноября 1992 года №301 принят на государственную охрану и Приказом Минкультуры России № 34285-р от 14 марта 2016 года зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 611520402960005 (л.д.214-215, л.д.216 том 1).

На основании пп. 10 п. 2 ст. 33 Закона № 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя в том числе, установление границ территории такого объекта.

Статьей 3.1 Закона № 73 установлен порядок определения границ территории объекта культурного наследия. Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития. Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ).

Также указанной нормой делегированы полномочия федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, по установлению требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия (далее - Требования).

Такие требования утверждены приказом Минкультуры России от 4 июня 2015 г. № 1745. Требования определяют состав документации, необходимой для утверждения границ территорий объектов культурного наследия органами исполнительной власти, осуществляющими функции в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с Требованиями границами территории объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию. Обозначение указанных линий, а также поворотных (характерных) точек границ территории объекта культурного наследия на картах (схемах) должно позволять однозначно определить границы территории объекта культурного наследия (пункт 2.1). Разработка проекта границ территории объекта культурного наследия осуществляется физическими и/или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований (п. 3), проект границ территории объекта культурного наследия представляет собой документацию в графической в виде карт (схем) и текстовой форме, а также включает материалы по их обоснованию и утверждению, текстовое описание границ территории объекта культурного наследия, карту (схему) границ территории объекта (п.5, п.5.2).

Нормативно-правовой акт об утверждении границ территории объекта культурного наследия должен содержать текстовое и графическое (карта (схема) описание местоположения границ объекта культурного наследия, перечень координат поворотных (характерных) точек и режим использования его территории (пункт 9 Требований).

Судом установлено, что в рамках выполнения государственного задания в соответствии с приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области №20/01-02/2 от 9 января 2019 года, разработана научно-проектная документация - проект границ территории объекта культурного наследия подведомственным Комитету государственным автономным учреждением культуры Ростовской области «Донское наследие».

Проект границ территории объекта культурного наследия регионального значения «ансамбль застройки» (уточненное наименование «Ансамбль застройки улицы Греческой») разработан на основе сведений об объекте культурного наследия, схемы его расположения, ситуационных планов землепользования с указанием границ современного землепользования, особенностей сложившейся структуры землепользования и современной градостроительной ситуации на основании историко-архивных материалов, натурных исследований и анализа архитектурных особенностей объекта культурного наследия, представляет собой документацию в графической в виде карт (схем) и текстовой форме, включает в себя материалы по их обоснованию и утверждению, что соответствует пунктам 2.1, 3, 5, 5.2 Требований.

Оспариваемое постановление Комитета также включает в себя текстовое и графическое описание местоположения границ, схемы границ и координаты характерных (поворотных) точек объекта, что соответствует п.9 Требований.

Отсутствие в оспариваемом постановлении буквального повторения текстового описания местоположения границ территории объекта культурного наследия, изложенного в проекте границ территории, не свидетельствует о принятии оспариваемого постановления с нарушением пункта 9 Требований.

Нормы, определяющие содержание такого рода нормативных правовых актов в части структуры (объема сведений) текстового описания местоположения границ территории объекта культурного наследия, подлежащие применению в рамках разрешаемого спора, отсутствуют.

Текстовое описание местоположения границ, изложенное в пункте 1 оспариваемого постановления, отвечает требованиям правовой определенности.

Таким образом, приведенные выше требования к содержанию нормативного правового акта об утверждении границ территории объекта культурного наследия при издании оспариваемого постановления были соблюдены.

Судом установлено применительно к предмету спора, что граница территории объекта культурного наследия от точки 151 до точки 161 (схема границ и фрагмент 9 приложения к постановлению Комитета от 11 октября 2019 года №20/01-01/863 и п.2 раздела 2 проекта границ территории объекта культурного наследия) проходит по грани фасадов двухэтажного нежилого здания больницы с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по адресу: <...> л.д. 171, 191, 198 том 1).

Здание, имеющее адрес: <...> Некрасовский, литеры А, А1, было построено между 1894 и 1901 годами, первым его собственником был Д.Е. Мануси, литеры А2, А3 также построены в этот период, первым его собственником был ФИО6.

ООО «ТЕХАВИАМЕТИЗ» является собственником указанного объекта капитального строительства и земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на основании договора купли-продажи № 2/23 от 31 января 2023 года и акта приема-передачи имущества от 9 февраля 2023 года, что подтверждается записью в едином государственном реестре недвижимости от 22 февраля 2023 года (л.д.37-44, 58-82 том 1).

Объект недвижимости с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный по адресу: <...>, не входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «ансамбль застройки» (уточненное наименование «Ансамбль застройки улицы Греческой»), объектом культурного наследия не является.

Оспаривая постановление, Общество в обоснование требования о признании его недействующим указало на то, что в границы территории объекта культурного наследия включен земельный участок, не занятый объектом культурного наследия, что, по мнению административного истца, противоречит требованиям действующего законодательства.

Данный довод административного истца является ошибочным и не основан на нормах Федерального закона N 73-ФЗ.

Согласно статье 3.1 Закона № 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с названной статьей (пункт 1).

В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц (пункт 2).

В соответствии с п. 13 ст. 18 Закона № 73-ФЗ объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр.

Как следует из пункта 3 статьи 15 названного закона, в реестре содержатся не только сведения об объектах культурного наследия, но и об их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия. Указанные сведения являются основными источниками информации при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

Исходя из приведенных норм права, государственной охране подлежит не только сам объект культурного наследия, но и территория данного объекта, являющаяся его неотъемлемой частью. При этом к такой территории могут относится не только земельные участки или земли, непосредственно занятые указанным объектом, но и связанные с ним исторически и функционально.

Объект культурного наследия регионального значения «ансамбль застройки» (уточненное наименование «Ансамбль застройки улицы Греческой») представляет собой фрагмент исторической планировки и застройки города Таганрога, включает в себя группу изолированных или объединенных строений жилого, общественного, административного, торгового, учебного назначения, которая локализуется на исторически сложившейся территории улицы Греческой на протяжении от переулка Редутного до переулка Малого Садового, что подтверждается историческими планами Таганрога, начиная с 1808 года.

Судом установлено, что по результатам проведенных мероприятий, в том числе натурных исследований, в границы территории указанного объекта культурного наследия включены 33 объекта культурного наследия (32 – регионального значения и 1 выявленный) а также 11 зданий, формирующих архитектурный облик исторической застройки улицы Греческой, территория которых исторически и функционально связана с объектом культурного наследия «ансамбль застройки». В число этих зданий входят здания, расположенные на всех четырех углах перекрестка улицы Греческой и переулка Некрасовского.

Соответствующий перекресток упоминается в историко-культурном исследовании – диссертации ФИО4 2011 года на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Архитектура Таганрога ХIX- начала XX вв.: этапы стилевой эволюции и специфические особенности жилой застройки города», в котором приводится характеристика расположенных на нем зданий.

Решением Малого Совета Таганрогского городского Совета народных депутатов Ростовской области № 464 от 24 декабря 1992 года «Об утверждении уточненного опорного плана исторической части города» с целью сохранения памятников истории, архитектуры и культуры утвержден список зданий фоновой застройки в исторической части города, к числу которых отнесено здание по адресу: ул. Греческая, 41, что согласуется с правомерностью характеристики градостроительного значения перекрестка улицы Греческой и Некрасовского, данной кандидатом искусствоведения ФИО4 (л.д.42-43 том 2).

В соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 19 февраля 2008 года № 66 на земельном участке, принадлежащем административному истцу, расположен объект в границах перекрестка улиц, обладающий признаками объекта культурного наследия в части сохранения фасада, определена охранная зона с режимом содержания «1Г». Данный режим устанавливается для типа городской среды, представляющей основу архитектурного наследия исторической части города (л.д. 66-82 том 2).

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1, входивший в состав авторского коллектива, подготовившего проект границ территории, пояснил, что перекресток ул. Греческой и пер. Некрасовского в городе Таганроге единственный на протяжении улицы Греческой, на всех четырех углах которого расположены здания, построенные в дореволюционную эпоху. Застройка перекрестка является уникальной для всего ансамбля застройки улицы Греческой.

Таким образом, границы территории объекта культурного наследия, проходящие по грани фасада здания административного истца, установленные оспариваемым постановлением, определены не произвольным образом, а на основании необходимых историко-культурных исследований с учетом особенностей объекта культурного наследия.

Приказы комитета по охране объектов культурного наследия от 14 июля 2021 года об отказе во включении объектов, обладающих признаками культурного наследия «жилой дом Д.Е. Мануси» литеры А, А1, «жилой дом Н.А. Каткова» литеры А2,А3 расположенные по адресу: <...> Некрасовский, в перечень выявленных объектов культурного наследия, не опровергают установленных судом обстоятельств.

Исходя из вышеизложенного судом достоверно установлено, что в границы территорию объекта культурного наследия регионального значения «ансамбль застройки» (уточненное наименование «Ансамбль застройки улицы Греческой») включена территория, занятая нежилым зданием, площадью 851,8 кв.м, расположенного на части земельного участка административного истца, представляющая собой историческую застройку улицы Греческой, связанная с данным объектом культурного наследия исторически и функционально, что соответствует п.1 ст. 3 Закона № 73-ФЗ.

Включение в границы территории объекта культурного наследия части земельного участка не нарушает прав административного истца как участка гражданско-правовых отношений, поскольку регулируют вопросы использования объекта культурного наследия в целях обеспечения сохранности в его исторической среде на сопряженной с ним территории, а не осуществления хозяйственной деятельности административного истца.

Таким образом, постановление Комитета не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, издано компетентным органом государственной власти с соблюдением порядка и не нарушает прав административного истца, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административного иска ООО «ТЕХАВИАМЕТИЗ» о признании недействующим постановление Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области от 11 октября 2019 года № 20/01-01/863 «Об утверждении границ территории объекта культурного наследия регионального значения «ансамбль застройки» (уточненное наименование «Ансамбль застройки улицы Греческой») в части распространения границы территории объекта культурного наследия регионального значения «ансамбль застройки» (уточненное наименование: «Ансамбль застройки улицы Греческой») на территорию земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <...>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 4 декабря 2023 года

Судья Е.В. Шикуля