ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-20/18 от 15.06.2018 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело № 3а- 20/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Якутск 15 июня 2018 года

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,

при секретаре Ноговицыной Е.И.,

с участием прокурора Никифоровой М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Государственному Собранию (Ил Тумэн) о признании недействующим Закон РС(Я) от 27.05.2014 г. 1306-З №195-V «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) в области избирательного законодательства» в части слов: «количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов»,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному Собранию (Ил Тумэн) о признании недействующим Закон РС(Я) от 27.05.2014 г. 1306-З №195-V «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) в области избирательного законодательства» в части слов: «количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов».

Иск мотивирован тем, что статьей 13 Закона РС(Я) от 27.05.2014 г. 1306-З №195-V «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) в области избирательного законодательства» внесены изменения в статью 40 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 № 1008-III «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия). Часть 1 указанной нормы изложена в следующей редакции: «Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов. Количество подписей, которое необходимо для списка кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

При рассмотрении дела истец уточнил предмет иска и указал, что им оспаривается первое предложение части 1 статьи 40 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 № 1008-III «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)», которым установлено, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов. Истец указывает, что данная норма в оспариваемой части противоречит части 1 статьи 37 ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 12.06.2002 года № 67-ФЗ), которым предусмотрено, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.

Как указано в иске, истец является гражданином Российской Федерации, достиг возраста, необходимого для участия в выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия), то есть обладает пассивным избирательным правом и может выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения в депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). 08 июня 2018 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) планируется назначение выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия) на 09 сентября 2018 года.

В судебном заседании административный истец ФИО1, имеющий высшее юридическое образование, требования поддержал в полном объеме, просит заявление удовлетворить. При этом пояснил, что намерен выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения в народные депутаты Республики Саха (Якутия). Выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия) назначены на 09 сентября 2018 года, о чем 08 июня 2018 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принято постановление. Указывает, что граждане, которые выдвигают свою кандидатуру, к примеру, в представительный орган местного самоуправления, в частности городскую думу города Якутска, обязаны собрать для их регистрации подписи в количестве 0,5 процента от числа избирателей, а в представительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в частности в Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС(Я) подписи в количестве 3 процента от числа избирателей. Считает, что оспариваемой нормой устанавливается дискриминация в зависимости от уровня выборов.

Представитель ответчика Государственного Собрания (Ил Тумэн) ФИО2 действующий на основании доверенности, имеющий высшее юридическое образование, требования не признал и пояснил, что оспариваемая норма не противоречит федеральному закону. Напротив, она принята в полном соответствии с пунктом 1.2 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, которой предусмотрено, что на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.

Представитель заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) ФИО3 пояснила суду, что иск является необоснованным, сославшись на приведенный выше пункт 1.2 статьи 37 Федерального закона. При этом пояснила, что оспариваемая норма регионального закона была принята в целях приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным законодательством. Пункт 1.2 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ был введен в Федеральный закон № 67-ФЗ Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 95-ФЗ. Выражает несогласие с доводами истца о неравном положении лиц, выдвигающих свою кандидатуру в представительный орган местного самоуправления и в представительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Указывает, что уровень выборов разный и требования к лицам, желающим стать депутатами, формулируются в зависимости от уровня власти. Указывает также, что пункт 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ является специальной по отношении к более общей части 1 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении исковых требований, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО1 по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено, что 08 июня 2018 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принято решение о назначении выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия) на 09 сентября 2018 года.

Указанное постановление опубликовано в газете «Саха Сирэ» № 23 (6112) от 13 июня 2018 года.

В соответствии с пунктом 19 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации" избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Исковое заявление рассматривается в период избирательной кампании по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия), что влечет обязанность суда рассмотреть данное дело в пятидневный срок ( ч.2 ст. 213 КАС РФ). Истец намеревается выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу, в связи с чем ему необходимо будет собрать определенное количество подписей для регистрации своей кандидатуры в качестве кандидата.

Таким образом, ФИО1 является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным актом и вправе его оспорить. Указывая, что оспариваемая норма устанавливает для реализации его права на самовыдвижение и регистрацию в качестве кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия) определенные ограничения, он обратился в суд с данным заявлением.

Пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Федеральный закон от 12.06.2002 года № 67-ФЗ определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 1 статьи 1).

Пунктом «б» ч.1 ст. 5 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) от 27.05.2014 З N 196-V принят Закон Республики Саха (Якутия) от 27.05.2014 1316-З N195-V "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) в области избирательного законодательства", согласно статье 13 которого внесены изменения в статью 40 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 № 1008-III «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия) (далее Закон РС(Я) «О выборах народных депутатов РС(Я)». Названный закон опубликован в изданиях "Якутские ведомости", N 33, 04.06.2014, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", N 42, 04.10.2014, "Ведомости Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)", N 2 (часть 2), 2014.

Таким образом, оспариваемый нормативно-правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования и по этим основаниям не обжалуется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона РС(Я) «О выборах народных депутатов РС(Я)» (в редакции Закона РС(Я) от 27.05.2014 1316-З N195-V) количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов. Количество подписей, которое необходимо для списка кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 8 статьи 35.1 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатов представительного органа муниципального образования в поддержку выдвижения политической партией, на которую не распространяется действие пунктов 3 - 7 настоящей статьи, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов, в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном статьей 37 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1.2 статьи 37 этого же Федерального закона на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов. Данное положение введено Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 95-ФЗ.

Сравнительный анализ оспариваемой нормы и приведенной нормы федерального законодательства позволяет сделать вывод, что оспариваемая норма не вступает в противоречие с федеральным законодательством, а, напротив, полностью совпадает с федеральным правовым регулированием.

Пункт 1 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, на противоречие с которым оспариваемой нормы указывает истец, содержит указание на исключения из приведенных данной нормой положений, которые устанавливаются федеральным законом, а также пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Пункт 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ определяет количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, то есть является специальной нормой, на соответствие которой следует проверить оспариваемую истцом норму.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении искового заявления ФИО1 к Государственному Собранию (Ил Тумэн) о признании недействующим Закон РС(Я) от 27.05.2014 г. 1306-З №195-V «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) в области избирательного законодательства» в части слов: «количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов», отказать.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его вынесения.

Председательствующий З. С. Дьяконова

Решение изготовлено в окончательной форме 15 июня 2018 года.