ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-20/19 от 18.04.2019 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Дело № 3а-20/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2019 года г. Горно-Алтайск

Верховный Суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Черткова С.Н.

при секретаре – Абашкиной А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Имангажинова М.З. к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости жилого дома в размере рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Имангажинов М.З. обратился в Верховный суд Республики Алтай с административным иском к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости жилого дома в размере рыночной стоимости. Требование мотивировано тем, что в собственности Имангажинова М.З. имелся жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> кадастровым номером . В Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о кадастровой стоимости указанного недвижимого имущества по состоянию на 25 ноября 2011 года в размере 594998 рублей 36 копеек. Установленная кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость жилого дома и не является достоверной. Согласно отчету об оценке рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на дату оценки 25 ноября 2011 года составляет 262000 рублей. По договору купли-продажи от <дата> указанный жилой дом перешел в собственность Имангажинова С.М. Истец Имангажинов М.З. является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на основании Федерального закона № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года. Ввиду отчуждения жилого дома, размер социальной выплаты определяется за вычетом стоимости жилого дома на величину его кадастровой стоимости. Административный истец ссылается на положения статей 20, 245 Кодекса административного судопроизводства РФ, статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

Министерство регионального развития Республики Алтай представило возражения на административное исковое заявление, согласно которому полагает требования не подлежащими удовлетворению, поскольку на дату заключения договора об отчуждении недвижимости сведения о кадастровой стоимости изменены не были, поэтому рыночная стоимость объекта недвижимости, которую просит установить истец в качестве кадастровой стоимости к правоотношениям, предусмотренным абз. 4 ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года применяться не будет, в связи с чем, права административного истца считает не нарушенными.

В судебное заседание стороны и заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились.

Изучив материалы дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ определено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы 1 и 2 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса РФ).

Судом установлено, что административный истец являлся собственником жилого дома с кадастровым номером , площадью 93,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 08 ноября 2018 года.

<дата> Имангажиновым М.З. произведено отчуждение по договору купли-продажи принадлежащего ему на праве собственности жилого дома, расположенного: <адрес>, в собственность Имангажинова С.М. (государственная регистрация права собственности произведена <дата>).

Согласно справке администрации МО «Кош-Агачский район» от <дата>, ФИО4, Имангажинов М.З. состоят на учете граждан в МО «Кош-Агачский район», изъявивших желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с <дата> в категории <данные изъяты>, состав семьи два человека. Включен в сводный список граждан получателей государственного жилищного сертификата на 2019 год.

В соответствии с абзацем 4 статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.

Учитывая, что Имангажинов М.З. состоит на указанном выше учете с <дата>, <дата> произвел отчуждение принадлежащего на праве собственности жилого дома и до настоящего времени государственный жилищный сертификат не получил, суд полагает, что результаты определения кадастровой стоимости названного жилого помещения влияют на права и обязанности Имангажинова М.З. как участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, предусмотренных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», по категории «Выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», и имеют юридическое значение для целей определения размера, причитающейся социальной выплаты.

Юридическое значение, в данном случае имеет факт обращения в суд с административным иском до даты выдачи административному истцу жилищного сертификата.

Учитывая вышеизложенное, суд находит доводы представителя Министерства регионального развития Республики Алтай об отсутствии у административного истца права на оспаривание кадастровой стоимости жилого дома несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 09 ноября 2018 года кадастровая стоимость жилого дома с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, определена по состоянию на 25 ноября 2011 года в размере 594998 рублей 36 копеек.

Из отчета об оценке от <дата>, представленного Имангажиновым М.З. в обоснование заявленного административного требования, усматривается, что по состоянию на 25 ноября 2011 года рыночная стоимость вышеуказанного жилого дома с кадастровым номером , составила 262000 рублей.

Оценивая указанный отчет об оценке, суд отмечает, что он соответствует Федеральному закону 29 июля 1998 года от №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральному стандарту оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №297, Федеральному стандарту оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №299, Федеральному стандарту оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №298, Федеральному стандарту оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года №611, содержит подробное описание проведенного исследования, соответствующие ему выводы и ответ на поставленный вопрос.

Определенная в отчете об оценке от <дата> итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 25 ноября 2011 года. Выводы эксперта о рыночной стоимости жилого дома сделаны на основе затратного подхода, отказ от использования сравнительного и доходного подходов мотивирован. Лицо, составившее отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости, – ФИО5 соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам: имеет специальное образование, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, стаж работы в оценочной деятельности с 2015 года, гражданская ответственность застрахована в установленном законом порядке.

Данный отчет об оценке является допустимым и достоверным доказательством действительной рыночной стоимости жилого дома.

Доказательств того, что рыночная стоимость принадлежащего административному истцу объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в отчете оценщика, не представлено. Возражений относительно формы и содержания отчета от лиц, участвующих в деле, не поступало. Суду не представлено доказательств несоответствия отчета требованиям действующего законодательства, административными соответчиками и заинтересованными лицами не заявлено ходатайство о проведении судебной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости жилого дома.

Учитывая, что имеется существенное расхождение между кадастровой стоимостью, внесенной в государственный кадастр недвижимости, и рыночной стоимостью жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, определенная в отчете об оценке на ту же дату рыночная стоимость жилого дома является ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о том, что административный иск Имангажинова М.З. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Поскольку административное исковое заявление Имангажиновым М.З. об установлении кадастровой стоимости жилого дома равной его рыночной стоимости подано в суд 12 марта 2019 года, то в соответствии с правилами ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 01 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.

При таких обстоятельствах доводы заинтересованного лица о невозможности применения к правоотношениям, предусмотренным абзацем 4 статьи 6 Федерального закона№ 125-ФЗ от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной, учитывая факт отчуждения истцом жилого помещения в 2019 году, являются несостоятельными.

По смыслу ст. 24.18, ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Согласно ч. 6 ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Имангажинова М.З. к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости жилого дома в размере рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость жилого дома с кадастровым номером , площадью 93,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 25 ноября 2011 года – 262000 (двести шестьдесят две тысячи) рублей.

Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2019 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости жилого дома следует считать дату обращения административного истца в суд – 12 марта 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.Н. Чертков

Мотивированное решение составлено 23 апреля 2019 года.