ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-20/20 от 13.03.2020 Томского областного суда (Томская область)

Дело № 3а-20/2020

70OS0000-01-2019-000151-06

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 марта 2020 г. Томский областной суд в составе

председательствующего Петровского М.В.

при секретаре Климашевской Т.Г.

с участием

представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика

Департамента Департаменту по управлению

государственной собственностью Томской области ФИО2,

рассмотрев в судебном заседании в г.Томске административное дело по административному иску ФИО3 к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Томской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

ФИО3 в лице представителя ФИО1 обратился в Томский областной суд с административным иском к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенное наименование– Управление Росреестра) по Томской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/, в восточной части кадастрового квартала /__/, в размере его рыночной стоимости - 4854000 рублей.

В обоснование административным истцом указано, что он является собственником вышеуказанного земельного участка, кадастровая стоимость которого установлена по состоянию на 1 марта 2019 г. в размере 24846937 рублей 20 копеек; кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке, что нарушает права административного истца как налогоплательщика.

Определением суда от 31 января 2020 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (сокращенное наименование– ФГБУ «ФКП Росреестра») в лице филиала по Томской области, в качестве заинтересованного лица - муниципальное образование «Зоркальцевское сельское поселение» в лице Администрации Зоркальцевского сельского поселения.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей административных ответчиков Управление Росреестра по Томской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области представителя заинтересованного лица муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение» в лице Администрации Зоркальцевского сельского поселения, извещенных надлежащим образом о судебном заседании.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования; представитель административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области против удовлетворения административного иска к департаменту возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

В письменных отзывах на административный иск представитель Департамента по управлению государственной собственностью Томской области против удовлетворения административного иска к департаменту возражала, указав, что департамент не является органом, осуществляющим расчет кадастровой стоимости земельных участков; представитель Управления Росреестра по Томской области оставила разрешение спора на усмотрение суда; представитель ФГБУ «ФКП Росреестра», считая, что учреждение не является надлежащим ответчиком, просил в удовлетворении требований к данному учреждению отказать, решение относительно требований административного истца оставил на усмотрение суда.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

На основании подпункта 1 пункта 10 Положения о Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 11 июня 2013г. №68, в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» названным Департаментом издан приказ от 14 ноября 2014 г. №134 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Томской области (за исключением муниципального образования «Город Томск»)», которым утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Томской области (за исключением муниципального образования «Город Томск»).

В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является в числе прочих установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. №334-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 3 августа 2018г. №334-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2019г. (статья 3 этого Закона) и применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019г.

Судом установлено, что административному истцу с 26 ноября 2012г. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером /__/.

Приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 14 ноября 2014 г. №134 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Томской области (за исключением муниципального образования «Город Томск»)», утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области (за исключением муниципального образования «Город Томск» и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Томской области (за исключением муниципального образования «Город Томск»), в том числе в отношении спорного земельного участка- 2399035 рублей 20 копеек.

В связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка актом ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области от 1 марта 2019 г. утверждена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на эту дату в размере 24846937 рублей 20 копеек; указанные сведения внесены в ЕГРН 1марта 2019 г.

При таких обстоятельствах требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером /__/ по состоянию на 1марта 2019 г. в размере его рыночной стоимости согласуется с приведенными выше нормативными положениями.

В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 30 июня 2015г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.

Административным истцом в подтверждение заявленных требований представлен отчет №760-А/2019 от 26 декабря 2019г., подготовленный ООО «Бюро оценки «ТОККО», согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 марта 2019г. составляет 4854000 рублей.

Данный отчет отвечает требованиям статьи 11 Федерального закона от 29июля 1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; представители административных ответчиков и заинтересованного лица не привели какие-либо возражения относительно формы отчета или его содержания, в том числе относительно достоверности рыночной стоимости, установленной в отчете, о назначении судебной экспертизы не заявили.

При таких обстоятельствах суд полагает, что кадастровая стоимость спорного земельного участка может быть установлена на вышеуказанную дату в размере его рыночной стоимости, составляющей 4854000 рублей.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области административный истец не обращался; административное исковое заявление подано в суд 30 декабря 2019г.

Доводы административных ответчиков Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области об отказе в удовлетворении административного иска к этим учреждениям не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 38, статьей 47 и часть 3 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Как указано выше, приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 14 ноября 2014г. №134 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Томской области (за исключением муниципального образования «Город Томск»)» утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Томской области (за исключением муниципального образования «Город Томск») по состоянию на 1 января 2014г. для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством, согласно приложению к приказу (приложение к приказу, таблица №2).

В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015г. №П/210 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик» указанное учреждение наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

В связи с этим кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена актом ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области от 1 марта 2019 г.

Таким образом, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области являются надлежащими административными ответчиками по настоящему административному делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск ФИО3 к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Томской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить:

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, в размере его рыночной стоимости равной 4854000 (четыре миллиона восемьсот пятьдесят четыре тысячи) рублей по состоянию на 1 марта 2019г.;

данная кадастровая стоимость объекта недвижимости является новой кадастровой стоимостью, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости;

датой подачи заявления считать 30 декабря 2019г.;

на решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд.

Председательствующий