ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-20/2014 от 23.11.2015 Орловского областного суда (Орловская область)

Дело №3а-20/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 ноября 2015 года Город Орёл

Орловский областной суд в составе

председательствующего судьи Склярука С.А.,

при секретаре Паршиковой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области о ликвидации Региональной общественной организации «Федерация художественной гимнастики <адрес>» и исключении её из единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

<дата> Управлением Министерства юстиции по Орловской области зарегистрирована региональная общественная организация «Федерация художественной гимнастики <адрес>» (учетный , основной государственный регистрационный ).

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> обратилось в суд с заявлением о ликвидации данной региональной общественной организации и исключении из единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на то, что в ходе плановой документарной проверки её деятельности были выявлены неоднократные и грубые нарушения Устава организации и положений действующего законодательства, которые послужили основанием для приостановления деятельности организации, и не были устранены, как в установленный территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации срок, так и до настоящего времени.

В судебном заседании представители Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>ФИО2 и ФИО3 заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица - ИФНС России по <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

Президент региональной общественной организации «Федерация художественной гимнастики <адрес>» ФИО4 при рассмотрении настоящего дела, не оспаривая выявленных нарушений, возражал против удовлетворения заявленных Управлением Министерства юстиции РФ по <адрес> требований, ссылаясь на то, что имеет намерение в будущем устранить указанные нарушения, а также на то, что не имел возможности сделать это ранее, в связи со сложившимися личными обстоятельствами.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон № 82-ФЗ).

Одной из организационно-правовых форм общественного объединения является общественная организация (статья 7 Федерального закона № 82-ФЗ).

Согласно статье 8 Федерального закона № 82-ФЗ общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Частью 1 статьи 26 названного Федерального закона предусмотрено, что ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе, по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 этого Федерального закона.

В абзацах 3 и 4 части 1 статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ в качестве основания ликвидации в судебном порядке указаны неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов, а также неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Как установлено судом, на основании распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по Орловской области от <дата>-р проведена плановая документарная проверка региональной общественной организации «Федерация художественной гимнастики <адрес>» (далее Региональная организация) на соответствие её деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации за период с <дата> по <дата>.

Статьей 29 Федерального закона N 82-ФЗ определены обязанности общественного объединения, в частности соблюдение законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся сферы его деятельности, а также норм, предусмотренных его уставом и иными учредительными документами; ежегодное опубликование отчета об использовании своего имущества или обеспечение доступности ознакомления с указанным отчетом; оказание содействия представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

В ходе проверки были выявлены следующие нарушения положений действующего законодательства и пунктов 3.2, 5.3, 5.7, 5.9, 5.12 действующей редакции Устава: Региональная организация не публиковала отчеты об использовании своего имущества за 2012-2014 годы и не обеспечивала доступность ознакомления с указанными отчетами; в 2012 году решения принимались общим собранием членов Региональной организации при отсутствии кворума; заседания Совета Региональной организации в 2012-2014 годах проводились с нарушением предусмотренной Уставом периодичности; президент Региональной организации в 2012 и 2013 годах не представлял ежегодные финансовые отчеты общему собранию; ревизором Региональной организации в течение проверяемого периода не проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности организации, отчеты о деятельности ревизора Совету и Общему собранию не предоставлялись; Региональная организация использует символику, совпадающую с символикой (гербом) муниципального образования «<адрес>»; Президентом Региональной организации были заключены ряд договоров займа с данной организацией без извещения и одобрения соответствующего органа управления организацией. Также установлено, что отдельные положения Устава Региональной организации не соответствуют требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона №82-ФЗ, а именно: действующая редакция Устава не содержит сведения о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации Региональной организации; положения Устава о правах и обязанностях участников Региональной организации не содержат указания прав членов и обязанностей данной организации, предусмотренных действующим гражданским законодательством для членов корпорации; положения Устава не содержат указания об отнесении к исключительной компетенции Общего собрания членов Региональной организации вопросов, которые отнесены гражданским законодательством к исключительной компетенции высшего органа корпорации; пункт 1.4 Устава Региональной организации содержит положения о том, что данная организация может создавать филиалы и представительства за пределами территории, на которой осуществляется её деятельность; пункт 9.7 Устава, определяющий порядок реализации имущества Региональной организации при недостаточности у неё денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, не соответствует положениям пункта 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Письменным предупреждением от <дата>. Управление Минюста России по Орловской области обязало Региональную организацию устранить данные нарушения и представить документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, в срок до 27.04.2015г., однако в указанный срок нарушения административным ответчиком устранены не были.

В связи с этим Управлением Минюста России по Орловской области в отношении Региональной организации 28.04.2015г. был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого постановлением мирового судьи, вступившим в настоящее время в силу, данная общественная организация была привлечена к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа.

<дата> Управлением Минюста России по Орловской области было вынесено повторное предупреждение , которым установлен новый срок для устранения вышеуказанных нарушений – до <дата>

Региональной организацией в указанный срок требования повторного предупреждения также не были выполнены, в связи с чем <дата> в отношении данной общественной организации был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого организация привлечена к административной ответственности.

<дата> Управлением Минюста России по Орловской области в адрес Региональной организации было вынесено представление , содержащее требование об устранении выявленных плановой проверкой нарушений в срок до <дата>

В указанный срок нарушения вновь устранены не были, в связи с чем распоряжением Управления Минюста России по Орловской области от <дата>. -р деятельность Региональной организации была приостановлена сроком на 2 месяца – до <дата>., однако до момента обращения административного истца в суд указанные нарушения административным ответчиком устранены не были.

Таким образом, выявленные плановой проверкой нарушения в деятельности Региональной организации не устранялись на протяжении чуть менее года, доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих сделать это, суду административным ответчиком представлено не было.

В ходе рассмотрения настоящего дела, с учетом высказанной президентом Региональной организации позиции, в рамках которой им не оспаривались выявленные нарушения, и указывалось на готовность их устранения, судом предоставлялось для это время, однако вышеуказанные нарушения в полной мере так и не были устранены.

Фактически в ходе судебного разбирательства административным ответчиком представлены доказательства устранения только одного из указанных нарушений, связанного с использованием Региональной организацией символики муниципального образования «<адрес>».

При этом в рамках устранения иных нарушений административным ответчиком были представлены административному истцу, а впоследствии и в суд, документы, содержащие заведомо не соответствующие действительности сведения.

В частности административным ответчиком были представлены протоколы общих собраний Региональной организации от <дата>. и <дата>., в которых отражены заведомо не соответствующие действительности сведения о датах их проведения и количестве членов данной общественной организации, принявших в них участие.

Также административным ответчиком представлены отчеты ревизора Региональной организации по итогам работы за 2012-2014 годы, в которых фактически воспроизводятся сведения, отраженные в акте, составленном <дата>. по итогам вышеуказанной плановой проверки деятельности данной общественной организации.

При этом в отчетах за 2012-2013 годы не отражены сведения о всех поступавших денежных средствах, в том числе предававшихся президентом данной организации по заключавшимся им договорам займов, а также сумм стартовых взносов за участие в организованных соревнованиях.

Также согласно представленной административным ответчиком справке за счет средств Региональной организации в вышеуказанном периоде времени приобреталось имущество, однако представленные суду документы не отражают сведения об этом, а также о том, каким образом данное имущество приходовалось, произошло ли впоследствии распоряжение этим имуществом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для ликвидации по решению суда общественного объединения, предусмотренных абзацами 3 и 4 статьи 44 Федерального закона №82-ФЗ.

При этом суд полагает, что восстановление законности в данном случае возможно только путем ликвидации данного общественного объединения, так как, несмотря на устранимый характер допущенных им нарушений, в течение длительного времени административным ответчиком не было предпринято сколь либо значимых действий, направленных на устранение данных нарушений, что вызывает объективные сомнения в возможности их устранения и в будущем.

Кроме того при разрешении заявленных требований судом учитываются и обстоятельства осуществления административным ответчиком своей уставной деятельности, в том числе её характер, объем и социальная значимость, с тем, чтобы при рассмотрении вопроса о ликвидации данного общественного объединения не был нарушен необходимый баланс публичных интересов.

Как установлено в судебном заседании в настоящее время Региональная организация не имеет аккредитации на проведение официальных соревнований по художественной гимнастики и в 2015 году такие соревнования организуются иной региональной общественной организацией. Как пояснил представитель административного ответчика, в текущем году административным ответчиком соревнований по данному виду спорта на территории области не проводилось, проводившиеся же 13-15 ноября 2015 года межрегиональные соревнования «Amadeus cap» были проведены не Региональной организацией, а оргкомитетом, организованным группой физических лиц. Занятия с несовершеннолетними спортсменами, родители которых по утверждению представителя административного ответчика являются членами Региональной организации, проводятся не силами данного общественного объединения, а на базе ДЮСШ «Русичи». Доказательства того, какие конкретно мероприятия, направленные на достижение уставных целей деятельности, были осуществлены Региональной организацией в 2015 году, суду представлено не было.

С учетом всех приведенных выше обстоятельств, установленных в рамках судебного разбирательства, суд полагает, что неоднократные и грубые нарушения закона, допущенные административным ответчиком в своей деятельности, являются существенными и с учетом позиции административного ответчика – фактически неустранимыми.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности, является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям, а также в данной ситуации единственным способом восстановления законности.

Учитывая вышеизложенное, заявленные Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области требования о ликвидации региональной общественной организации «Федерация художественной гимнастики <адрес>» и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 178, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области удовлетворить.

Ликвидировать региональную общественную организацию «Федерация художественной гимнастики <адрес>», учетный , основной государственный регистрационный , и исключить ее из единого государственного реестра юридических лиц.

Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2015 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Орловского

областного суда С.А. Склярук