ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-20/2016 от 10.10.2016 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 октября 2016 года город Южно-Сахалинск

Сахалинский областной суд в составе:

председательствующего судьи Крылова Н.А.,

с участием прокурора Ждановой В.В.,

при секретарях Н.Ю.В. и М.М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Сахалинской области к министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области об оспаривании нормативного правового акта органа государственной власти Сахалинской области

у с т а н о в и л :

приказом министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 8 апреля 2013 года №33-п утвержден Административный регламент министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по предоставлению государственной услуги «Рассмотрение ходатайств граждан и юридических лиц о переводе земель сельскохозяйственного назначения и земель запаса в земли иных категорий» (далее - Регламент).

В настоящее время Регламент действует в редакции приказов министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 12 августа 2015 года № 19-п и от 25 апреля 2016 года № 14-п.

Первоначальный текст Приказа опубликован 13 апреля 2013 года в газете «Губернские ведомости» № 66.

По содержанию утвержденный Регламент является нормативным правовым актом, поскольку обладает его признаками: в нем содержатся правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений в установленной сфере.

Пунктом 1.1.1. указанного Регламента установлено, что он распространяется на случаи:

- рассмотрение ходатайств граждан и юридических лиц о переводе в земли иных категорий земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации;

- рассмотрение ходатайств граждан и юридических лиц о переводе в земли иных категорий земельных участков в составе земель запаса, земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.

11 августа 2016 года заместитель прокурора Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с административным исковым заявлением к министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (далее – Министерство) о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца 3 пункта 1.1.1 Регламента в части, предоставляющей полномочия Министерству по рассмотрению ходатайств граждан и юридических лиц о переводе в земли иных категорий земельных участков в составе земель запаса, находящихся в собственности муниципальных образований.

В обоснование административного искового заявления указано на то, что данный пункт Регламента противоречит требованиям пункта 3 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации.

В административном исковом заявлении заместитель прокурора Сахалинской области просил признать не соответствующим пункту 3 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации и не действующим со дня вступления в законную силу решения суда абзац 3 пункта 1.1.1 Административного регламента министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по предоставлению государственной услуги «Рассмотрение ходатайств граждан и юридических лиц о переводе земель сельскохозяйственного назначения и земель запаса в земли иных категорий», утвержденного приказом министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 8 апреля 2013 года №33-п в части, предоставляющей полномочия по рассмотрению ходатайств граждан и юридических лиц о переводе в земли иных категорий земельных участков в составе земель запаса, находящихся в собственности муниципальных образований.

В судебном заседании представитель административного истца прокурор Жданова В.В. заявленные требования поддержала по изложенным в административном иске основаниям. В связи с тем, что оспариваемая часть акта до настоящего времени не применялась, просила признать её недействующей с момента принятия приказа министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 8 апреля 2013 года №33-п.

Представитель министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области С.А.Л. против удовлетворения требований возражала. Полагала, что Регламент согласуется с Положением о министерстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, утвержденным Постановлением Правительства Сахалинской области № 474 от 4 октября 2010 года, которым Министерство в сфере земельных отношений наделено полномочиями по осуществлению в соответствии с законодательством Российской Федерации и Сахалинской области на территории Сахалинской области в отношении земель запаса по вопросу перевода земель из одной категории в другую.

Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме (часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Статьей 35 Устава Сахалинской области установлено, что органы исполнительной власти Сахалинской области и руководители указанных органов принимают (издают) правовые акты по вопросам своей компетенции. Виды правовых актов, принимаемых (издаваемых) органами исполнительной власти Сахалинской области и их руководителями, порядок принятия (издания) и опубликования указанных правовых актов определяются Правительством Сахалинской области.

Постановлением Правительства Сахалинской области от 4 октября 2010 года № 474 утверждено Положение о министерстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, в соответствии с которым Министерство является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию в сфере земельных отношений в пределах компетенции, установленной настоящим Положением (пункт 1.1.5); Министерство полномочно принимать правовые акты по вопросам своей компетенции в форме и порядке, установленных Правительством Сахалинской области ( пункт 3.1.2).

В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 Положения о видах правовых актов, принимаемых (издаваемых) органами исполнительной власти Сахалинской области и их руководителями, а также порядке их принятия (издания) и опубликования, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 26 января 2010 года № 12, такие правовые акты принимаются в виде приказов, носящих нормативный характер.

Нормативные правовые акты, за исключением локальных нормативных правовых актов, подлежат обязательному опубликованию в газете «Губернские ведомости» (пункт 4.1).

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в надлежащем виде, в пределах полномочий Министерства, с соблюдением требований законодательства к процедуре его принятия и введению в действие.

Министерство как орган исполнительной власти Сахалинской области обладает достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта, поскольку вправе осуществлять функции по нормативному правовому регулированию по вопросам перевода земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель запаса.

Статьёй 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлено, что правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному Кодексу Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Компетенция участников земельных отношений по вопросу отнесения земель к категориям, их переводу из одной категории в другую определена в статье 8 Земельного кодекса Российской федерации:

перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Системный анализ этих положений федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что полномочиями по разрешению вопросов перевода земель запаса (земельных участков в составе земель запаса), находящихся в собственности муниципальных образований, наделены органы местного самоуправления.

Однако оспариваемое регулирование такой компетенцией наделяет орган исполнительной власти Сахалинской области, исключая возможность рассмотрения Министерством ходатайств граждан и юридических лиц о переводе в земли иных категорий земельных участков в составе земель запаса, только находящихся в собственности Российской Федерации, что противоречит вышеприведенным нормам федерального законодательства.

При таких данных суд соглашается с доводами прокурора и считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

В ходе разрешения спора судом установлено, что с момента утверждения Регламента, с 8 апреля 2013 года по настоящее время ходатайства граждан и юридических лиц о переводе земель запаса, находящихся в муниципальной собственности, в земли иных категорий не рассматривались, решения о переводе либо об отказе в переводе Министерством не принимались.

Учитывая, что со дня утверждения Регламента оспариваемые положения не применялись, суд признает его абзац 3 пункта 1.1.1 в части, предоставляющей полномочия по рассмотрению ходатайств граждан и юридических лиц о переводе в земли иных категорий земельных участков в составе земель запаса, находящихся в собственности муниципальных образований, не соответствующим пункту 3 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации и не действующим со дня его принятия.

Доводы административного ответчика о том, что обжалуемая прокурором норма согласуется с Положением о министерстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, утвержденным Постановлением Правительства Сахалинской области № 474 от 4 октября 2010 года, основанием для отказа в удовлетворении требований не является, поскольку названный нормативно-правовой акт не может преодолеть по юридической силе федеральное законодательство.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3.4.1 Положения, полномочия по осуществлению на территории Сахалинской области перевода земель запаса из одной категории в другую, осуществляются Министерством в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск заместителя прокурора Сахалинской области к министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области об оспаривании нормативного правового акта органа государственной власти Сахалинской области удовлетворить полностью.

Признать не действующим с 8 апреля 2013 года абзац 3 пункта 1.1.1 Административного регламента министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по предоставлению государственной услуги «Рассмотрение ходатайств граждан и юридических лиц о переводе земель сельскохозяйственного назначения и земель запаса в земли иных категорий», утвержденного приказом министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 8 апреля 2013 года №33-п в части, предоставляющей полномочия по рассмотрению ходатайств граждан и юридических лиц о переводе в земли иных категорий земельных участков в составе земель запаса, находящихся в собственности муниципальных образований.

Сообщение о принятии решения суда опубликовать в газете «Губернские ведомости» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 14 октября 2016 года.

Судья

Сахалинского областного суда Крылов Н.А.