Дело № 3а-20/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2016 года город Псков
Псковский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панова И.М.,
при секретаре Ищенко О.В.,
с участием прокурора Петровой Н.М., представителя административного истца Р.О.Ф., представителя административного ответчика У.О.И., представителя заинтересованного лица С.А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Псковский бизнес-центр» о признании приказа Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 24 декабря 2015 года №1262 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год» недействующим в части,
УСТАНОВИЛ:
Приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 24 декабря 2015 года №1262 определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в статье 1.1 Закона области «О налоге на имущество организаций» от 25 ноября 2003 года №316-оз, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год согласно приложению.
29 декабря 2015 года приказ был размещен на официальном сайте Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике в информационно-коммуникационной сети «Интернет» http://economics.pskov.ru/.
В пункте 7 приложения к приказу указаны пять объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: <****>.
ООО «Псковский бизнес-центр» обратилось в суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия приказа Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 24 декабря 2015 года №1262 в части включения в пункт 7 данного перечня трех объектов: с кадастровыми номерами №, №, №, в обоснование указывая, что данные помещения не отвечают признакам объекта налогообложения, указанного в статье 1.1 Закона Псковской области от 25 ноября 2003 года №316-оз и статье 378.2 НК РФ, поскольку к ним по смыслу пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ подлежит применению понятие одновременно административно-делового центра и торгового центра (комплекса). Указывает, что включение данных объектов в перечень нарушает права Общества, поскольку незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца Р.О.Ф. поддержала заявленные исковые требования.
Представитель административного ответчика Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике У.О.И. возражала против удовлетворения заявления ООО «Псковский бизнес-центр», указывая, что оспариваемый приказ принят Комитетом в установленном порядке в пределах его компетенции на основании документов, представленных Государственным комитетом Псковской области по имущественным отношениям.
Представитель заинтересованного лица Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям С.А.А. в судебном заседании указал на отсутствие оснований для удовлетворения административных исковых требований. Акт обследования от 30 ноября 2015 года, на основании которого принят оспариваемый приказ №1262, составлен в соответствии с требованиями Постановления Администрации Псковской области от 28 мая 2015 года №250 «О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» в рамках предоставленных Комитету полномочий.
Представители заинтересованных лиц ЗАО «Электротехника», АО «ДИКСИ Юг», извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, свою позицию относительно исковых требований не высказали.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Петровой Н.М., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно статьям 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (статьи 14, 372 Налогового кодекса РФ).
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса определено понятие торгового центра (комплекса), под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: либо расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При втором условии здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пунктов 7 и 8 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Состав сведений, подлежащих включению в названный перечень, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.
Законом Псковской области от 25 ноября 2003 года №316-оз «О налоге на имущество организаций» установлен и введен налог на имущество организаций на территории Псковской области в соответствии с главой 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 1.1 Закона (введена Законом Псковской области от 27 ноября 2014 года №1451-оз) налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В целях настоящего Закона торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) общей площадью свыше 2000 квадратных метров, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к указанным в абзаце втором настоящей статьи объектам недвижимого имущества при соблюдении положений пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно Положению о Государственном комитете Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике, утвержденному постановлением Администрации Псковской области от 27 декабря 2013 года №632, Комитет является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в области прогнозирования социально-экономического развития и налоговой политики Псковской области.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения Государственный комитет по вопросам своей компетенции принимает правовые акты в форме приказов, являющиеся обязательными для исполнения на территории области в порядке, аналогичном с исполнением актов Администрации области.
Постановлением Администрации Псковской области от 21 мая 2014 года №213 Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике определен уполномоченным органом исполнительной власти Псковской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемый приказ Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике содержит только перечень объектов налогообложения, список налогоплательщиков – собственников включенных в перечень объектов недвижимого имущества может изменяться в течение налогового периода 2016 года в результате совершения сделок с таким имуществом, в связи с чем приказ будет распространять свое действие на каждого из собственников, владевших данными объектами в течение налогового периода.
При таких обстоятельствах, учитывая указанные разъяснения, суд приходит к выводу, что данный акт устанавливает правовые нормы для неопределенного круга лиц, то есть является нормативным правовым актом, вследствие чего подлежит проверке в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Согласно подпункту 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу размещает перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Оспариваемый приказ в соответствии с указанной выше нормой официально обнародован Государственным комитетом Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике путем размещения его 29 декабря 2015 года в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Комитета, таким образом, лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что приказ от 24 декабря 2015 года №1262 принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликован в установленном законом порядке, по этим основаниям не обжалуется.
Пунктом 7 Приложения к приказу Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 24 декабря 2015 года №1262 в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых на 2016 год налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включены пять объектов, в том числе нежилые помещения №, №, № с кадастровыми номерами №, №, № соответственно, расположенные в нежилом здании по адресу: <****>.
Данные помещения принадлежат ООО «Псковский бизнес-центр» на праве собственности.
Здание по указанному адресу расположено на земельном участке с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования для размещения рынка, для производственных целей, под производственные и под нежилые помещения.
Основанием для включения в пункт 7 Перечня указанных нежилых помещений кадастровыми номерами послужил акт обследования от 30 ноября 2015 года по определению вида фактического использования объекта недвижимости – производственного корпуса с кадастровым номером №, расположенного по указанному выше адресу, составленный Государственным комитетом Псковской области по имущественным отношениям.
Указанным актом установлено, что в здании с кадастровым номером № общей площадью 5358 кв.м. фактически используется 28,44 % площадей для размещения торговых объектов. Данное здание для целей налогообложения в соответствии со статьей 1.1 Закона Псковской области от 25 ноября 2003 года №316-оз «О налоге на имущество организаций» признано торговым центром.
Оценивая данный акт суд учитывает следующее.
Постановлением Администрации Псковской области от 28 мая 2015 года №250 утверждено Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Пунктом 2 указанного Постановления Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям определен уполномоченным органом исполнительной власти Псковской области по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения обследование проводится уполномоченным органом по инициативе: органа исполнительной власти области, осуществляющего государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере прогнозирования социально-экономического развития и налоговой политики Псковской области, либо организации.
По результатам обследования составляется акт обследования по определению вида фактического использования объекта недвижимости, в котором указывается, в том числе заключение о виде фактического использования объекта недвижимости в целях размещения объектов налогообложения объекта недвижимости, определенном в соответствии пунктом 4.5 настоящего Положения (пункт 3.1 Положения).
В разделе 4 Положения установлена методика определения вида фактического использования объекта недвижимости. Согласно пункту 4.5 Положения основанием для установления вида фактического использования объекта недвижимости в целях размещения объектов налогообложения является и признается использование не менее 20 процентов его общей площади в целях размещения объектов налогообложения.
В тоже время согласно разделу 1 Положения под объектом налогообложения понимается объект недвижимости (в том числе входящие в его состав состоящие на кадастровом учете помещения), используемый (предназначенный) для размещения объектов хозяйственной деятельности, в отношении которых в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона области от 25 ноября 2003 года № 316-оз «О налоге на имущество организаций» налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, исходя из совокупного анализа приведенных выше положений, целью проведения обследования Государственным комитетом Псковской области по имущественным отношениям объекта недвижимости является проверка его на соответствие критериям торгового центра, поскольку именно торговые центры являются объектом налогообложения в рамках статьи 1.1 Закона Псковской области «О налоге на имущество организаций».
При таких обстоятельствах довод представителя административного истца о том, что Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям вышел за пределы поручения, сделав вывод о фактическом использовании здания в целях размещения торговых объектов и признании его торговым центром без учета вида фактического использования остальной части здания, является несостоятельным, поскольку он основан на неверном толковании положений законодательства.
При рассмотрении дела по существу представителем ООО «Псковский бизнес-центр» указано на некорректность акта обследования в части арифметических вычислений при определении процента фактической площади здания, используемой для размещения торговых объектов, в размере 28,44%.
В целях проверки данного довода представителем заинтересованного лица в судебном заседании произведен расчет процента фактической площади здания, используемой для размещения торговых объектов с учетом вспомогательных помещений, с учетом указанных представителем административного истца сведений, по результатам которого процент фактического использования здания для размещения торговых объектов составил 28,03%.
Иных сведений, опровергающих содержащиеся в акте выводы об использовании более 20% общей площади здания по адресу: <****>, в целях размещения торговых объектов и об отнесении его к торговому центру, суду не представлено.
Оснований для признания его недействительным суд не усматривает.
В обоснование требований представитель административного истца указывает на необходимость отнесения спорного объекта недвижимости к отдельному виду объектов налогообложения, предусмотренному пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, признав его одновременно административно-деловым и торговым центром, а не одним из них.
Данный довод суд признает ошибочным, так как он основан на неверном толковании данной правовой нормы.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ (введен Федеральным законом от 04 ноября 2014 года № 347-ФЗ и действует с 01 января 2015 года) в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из содержания пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, содержащихся в пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части изменения статьи 378.2 Налогового кодекса РФ), отнесение объектов недвижимого имущества к объектам налогообложения на основании пункта 4.1 данной статьи производится не в случае одновременного использования площадей здания для размещения офисов и торговых объектов, а в случае когда используется более двадцати процентов площади здания для таких объектов, но менее двадцати процентов под торговую деятельность и менее двадцати процентов под офисную, что не позволяет признать его ни административно-деловым, ни торговым центром на основании пунктов 3 или 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что спорные объекты правомерно были включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Оснований для признания оспариваемого приказа Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 24 декабря 2015 года №1692 недействующим в оспариваемой части суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ООО «Псковский бизнес-центр» о признании приказа Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 24 декабря 2015 года №1262 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год» недействующим в части, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Псковской областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 25 мая 2016 года.
Судья Псковского областного суда . И.М. Панов
.
.