ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-20/2017 от 28.02.2017 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-20/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 28 февраля 2017 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шадриной Е.В.,

при секретаре Левичевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Инвест-Капитал-Строй» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,

установил:

общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Инвест-Капитал-Строй» обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что является собственником земельных участков:

1) с кадастровым номером 47:14:0302008:88, общей площадью 8 520 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО «Низинское сельское поселение», д. Троицкая гора, квартал 8, уч. 3, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения (бизнес-центров; отдельных офисов различных фирм, компаний и других т.д.);

2) с кадастровым номером 47:14:0302008:90, общей площадью 8 780 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО «Низинское сельское поселение», д. Троицкая гора, квартал 8, уч. 3, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения (бизнес-центров; отдельных офисов различных фирм, компаний и других т.д.).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:14:0302008:88 – 31 864 800 руб. не соответствует его рыночной
стоимости – 26 200 000 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:14:0302008:90 – 32 837 200 руб. не соответствует его рыночной стоимости – 27 000 000 руб., определёнными по состоянию на 30 декабря 2015 г. в отчёте оценщика ООО <...> от 29 июня 2016 г. , подтверждённом положительным экспертным заключением эксперта общероссийской общественной организации <...> от 21 июля 2016 г. .

Данное обстоятельство нарушает его право на установление действительной налоговой обязанности и ведёт к уплате земельного налога в завышенном размере.

Просило с учётом уточнения требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:14:0302008:88 в размере его рыночной стоимости, равной 26 200 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 47:14:0302008:90 в размере его рыночной стоимости, равной 27 000 000 руб., по состоянию на 30 декабря 2015 г.

В качестве административных ответчиков административный истец указал федеральное государственное бюджетное учреждение (далее – ФГБУ) «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ленинградской области, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области и правительство Ленинградской области.

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ленинградской области в письменном отзыве указало, что кадастровая стоимость установлена органом кадастрового учёта на основании и в соответствии с действующим законодательством. Разрешение требований административного иска оставило на усмотрение суда.

Аналогичная правовая позиция изложена и в письменном отзыве управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области.

Правительство Ленинградской области в письменном отзыве выразило несогласие с тем, что участвует в деле в качестве административного ответчика, поскольку кадастровая стоимость определена на основании статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». По существу требований административного истца оставило разрешение дела на усмотрение суда.

В судебном заседании представители административного истца Рыжкова Е.Г. и Новосад А.А. административные требования поддержали и просили их удовлетворить.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ленинградской области Лазарев В.С. и представитель правительства Ленинградской области Яковлева Н.Н., не оспаривая право административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), оставили разрешение требований на усмотрение суда.

Управление Росреестра по Ленинградской области, будучи извещённым о месте и времени рассмотрения административного дела, своего представителя в суд не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося представителя данного административного ответчика.

Выслушав объяснения представителей ООО «Инвест-Капитал-Строй» Рыжковой Е.Г. и Новосада А.А., представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Лазарева В.С., представителя правительства Ленинградской области Яковлевой Н.Н., исследовав письменные доказательства, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению полностью.

В соответствии с пунктами 1, 2 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Абзацем первым пункта 2 и пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 данной статьи. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) за юридическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Из статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности следует, что датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о вновь учтённом объекте недвижимости, ранее учтённом объекте недвижимости в случае изменения его количественных и (или) качественных характеристик, повлёкших за собой необходимость определения кадастровой стоимости, является дата внесения таких сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости.

Из материалов дела следует, что ООО «Инвест-Капитал-Строй» является собственником земельных участков:

1) с кадастровым номером 47:14:0302008:88, общей площадью 8 520 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО «Низинское сельское поселение», д. Троицкая гора, квартал 8, уч. 3, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения (бизнес-центров; отдельных офисов различных фирм, компаний и других т.д.), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15 октября 2013 г.;

2) с кадастровым номером 47:14:0302008:90, общей площадью 8 780 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО «Низинское сельское поселение», д. Троицкая гора, квартал 8, уч. 3, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения (бизнес-центров; отдельных офисов различных фирм, компаний и других т.д.), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24 марта 2014 г.

Согласно кадастровым паспортам земельных участков от 31 декабря 2015 г. датой внесения номера 47:14:0302008:88 в государственный кадастр недвижимости является 12 сентября 2013 г., датой внесения номера 47:14:0302008:90 в государственный кадастр недвижимости является 17 февраля 2014 г.

При постановке земельных участков на государственный кадастровый учёт они имели вид разрешённого использования: для сельскохозяйственного производства.

Решениями филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 30 декабря 2015 г. в государственный кадастр недвижимости внесены изменения в сведения о земельных участках в части вида их разрешённого использования: для размещения коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения (бизнес-центров; отдельных офисов различных фирм, компаний и других т.д.).

Таким образом, датой определения кадастровой стоимости земельных участков, в отношении которых возник спор, является 30 декабря 2015 г.

Результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов утверждены постановлением правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 г. № 356 по состоянию на 1 января 2007 г. Среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в муниципальном образовании Низинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, относящихся к 5 виду разрешённого использования: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, установлено в размере 3 740 руб. за кв. м (таблица «средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, руб./кв. м», строка 3359).

Согласно кадастровым справкам от 1 февраля 2016 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:14:0302008:88 составляет 31 864 800 руб., земельного участка с кадастровым номером 47:14:0302008:90 – 32 837 200 руб.

В отчёте оценщика ООО <...> от 29 июня 2016 г. рыночная стоимость определена по состоянию на 30 декабря 2015 г. и составила в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:14:0302008:88 в размере 26 200 000 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:14:0302008:90 в размере 27 000 000 руб.

Положительным экспертным заключением эксперта общероссийской общественной организации <...> от 21 июля 2016 г. подтверждено, что отчёт об оценке рыночной стоимости соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности. Итоговая величина рыночной стоимости, определённая оценщиком в отчёте, подтверждена.

Уведомлениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 23 сентября 2016 г. заявления ООО <...> о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, по поводу которых возник спор, к рассмотрению не приняты.

В соответствии со статьёй 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определённой стоимости, является отчёт об оценке объекта (далее – отчёт) (статья 11 Закона об оценочной деятельности).

Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренным этим законом, признаётся достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (статья 12 Закона об оценочной деятельности).

В целях проверки отчёта на добровольной основе проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.

Порядок проведения экспертизы отчёта, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки.

Положительным экспертным заключением признаётся экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчёта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям этого закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчёта об определении рыночной стоимости объекта оценки или в случаях, установленных федеральными стандартами оценки, также вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определённой оценщиком в отчёте (статья 17.1 Закона об оценочной деятельности).

Проанализировав отчёт об оценке рыночной стоимости земельных участков и оценив его по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о его соответствии законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.

Положительное заключение саморегулируемой организации оценщиков требованиям, установленным федеральным стандартом оценки № 5 «Виды экспертизы, порядок её проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения», также соответствует.

При таких обстоятельствах у суда имеются основания для вывода о том, что отчёт является надлежащим доказательством, объективно подтверждающим определённую в нём рыночную стоимость.

Во всяком случае, доказательств об иной рыночной стоимости, что могло бы поставить под сомнение достоверность отчёта, административными ответчиками суду не представлено. Ходатайств о проведении судебной оценочной экспертизы никем из лиц, участвующих в деле, не заявлено.

По изложенным основаниям суд приходит к выводу о том, что кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:14:0302008:88 следует установить в размере 26 200 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 47:14:0302008:90 – в размере 27 000 000 руб. по состоянию на 30 декабря 2015 г.

Доводы правительства Ленинградской области о том, что оно является ненадлежащим административным ответчиком, суд находит несостоятельными.

Согласно части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекаются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости могут быть государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Поскольку правительство Ленинградской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ленинградской области, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов, использованные при определении кадастровой стоимости земельных участков административного истца, его процессуальное положение административным истцом определено верно.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Инвест-Капитал-Строй» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости удовлетворить полностью.

Установить кадастровую стоимость земельных участков:

с кадастровым номером 47:14:0302008:88, общей площадью 8 520 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО «Низинское сельское поселение», д. Троицкая гора, квартал 8, уч. 3, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения (бизнес-центров; отдельных офисов различных фирм, компаний и других т.д.), в размере его рыночной стоимости, равной 26 200 000 (двадцати шести миллионам двумстам тысячам) руб.;

с кадастровым номером 47:14:0302008:90, общей площадью 8 780 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО «Низинское сельское поселение», д. Троицкая гора, квартал 8, уч. 3, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения (бизнес-центров; отдельных офисов различных фирм, компаний и других т.д.), в размере его рыночной стоимости, равной 27 000 000 (двадцати семи миллионам) руб.

по состоянию на 30 декабря 2015 г., на период с 1 января 2016 г. и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления в суд считать 22 декабря 2016 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ленинградского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.В.Шадрина

Решение принято в окончательной форме 6 марта 2017 г.