ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-20/2021 от 23.08.2021 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Дело № 3а-20/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Петропавловск-Камчатский 23 августа 2021 года

Камчатский краевой суд в составе:

судьи

ФИО36,

при секретаре

ФИО37,

с участием административного истца ФИО38,

представителя окружной избирательной комиссии избирательного округа № 10, Избирательной комиссии Камчатского края ФИО39,

прокурора Курбанова Ш.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО38 об оспаривании постановления Елизовской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 10, от 31 июля 2021 года № 31/147 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, возложении обязанности зарегистрировать ФИО38 в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 10,

УСТАНОВИЛ:

ФИО38 обратилась В Елизовский районный суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий Елизовской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 10 (далее – Избирательная комиссия), выразившихся в неверном оформлении протокола проведения случайной выборки подписей избирателей от 22 июля 2021 года.

В ходе рассмотрения административного дела ФИО38 уточнены исковые требования, в соответствии с которыми административный истец просит отменить постановления Елизовской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 10, от 31 июля 2021 года № 31/147 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, возложить на административного ответчика обязанность зарегистрировать ФИО38 в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 10, признать незаконными действия административного ответчика по приему подписных листов несоответствующей формы без извещения кандидата, возложить на Избирательную комиссию обязанность провести процедуру случайной выборки и проверки подписных листов в соответствии с Порядком приема окружными избирательными комиссиями подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва и иных, связанных с ними документов, проведения случайной выборки подписей избирателей и их проверки, утвержденным постановлением Избирательной комиссии Камчатского края № 135/807 от 17 июня 2021 года (далее - Порядок № 135/807).

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что 31 июля 2021 года Избирательной комиссией принято постановление № 31/147 об отказе в регистрации в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 ФИО38 В основу принятого решение положено неверное количество проверяемых подписных листов на основании незаконно проведенной процедуры случайной выборки подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. В соответствии с постановлением Избирательной комиссии Камчатского края № 135/802 минимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидата по избирательному округу № 10, составляет 557. Таким образом, количество проверяемых подписей составляет 115. 24 июня 2021 года административный истец подала в Избирательную комиссию документы, необходимые для выдвижения своей кандидатуры в порядке самовыдвижения. Постановление Избирательной комиссии № 138/859, устанавливающее количество подписей избирателей, подлежащих проверке, размещено на официальном сайте 25 июня 2021 года, то есть после подачи документов. На семинаре 18 июня 2021 года председателем Избирательной комиссии Камчатского края ФИО40 было озвучено, что количество проверяемых подписей для самовыдвиженцев по одномандатному округу составляет от 87 до 124 подписей в зависимости от округа. На момент подачи документов действовало постановление Избирательной комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года № 135/803, которое устанавливало именно такое количество проверяемых подписей. Таким образом, проверка подписных листов проведена административным ответчиком с нарушением Порядка № 135/807, в связи с чем является незаконной. Рабочая группа по приему документов должна была известить ФИО38 о том, что форма подписных листов не соответствует требованиям закона, что позволило бы административному истцу забрать весь пакет документов и предоставить их в пределах периода выдвижения. Согласование формы подписных листов продолжалось в период сбора подписей, неверная форма подписного листа явилось следствием путаницы, созданной административным ответчиком. Также административным истцом указано, что административным ответчиком необоснованно исключены подпись № 603, четыре подписи на странице 24.

Определением Елизовского районного суда Камчатского края от 13 августа 2021 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО38 к Елизовской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 10, об оспаривании постановления от 31 июля 2021 года № 31/147 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, возложении обязанности передано по подсудности на рассмотрение в Камчатский краевой суд.

В судебном заседании административный истец ФИО38 заявила отказ от исковых требований в части признания незаконными действий по приему подписных листов несоответствующей формы без извещения кандидата, возложении обязанности повторно принять документы на регистрацию и провести процедуру случайной выборки и проверки подписных листов в соответствии с Порядком приема окружными избирательными комиссиями подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва и иных, связанных с ними документов, проведения случайной выборки подписей избирателей и их проверки, утвержденным постановлением Избирательной комиссии Камчатского края № 135/807 от 17 июня 2021 года.

Административный истец ФИО38 в судебном заседании исковые требования в оставшейся части поддержала в полном объеме, указав, что несоблюдение порядка выборки подписных листов для проверки и оспариваемое постановление нарушают ее избирательные права.

Представитель окружной избирательной комиссии избирательного округа № 10, Избирательной комиссии Камчатского края ФИО39 в судебном заседании, поддержав доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, возражала против удовлетворения административного искового заявления.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего административного дела и оригиналы подписных листов, заслушав заключение прокурора Курбанова Ш.М., полагавшего требования административного истца необоснованными и неподлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

В соответствии с положениями части 8 статьи 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в поддержку выдвижения, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов, в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном статьей 37 настоящего Федерального закона.

На выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, а для регистрации кандидата, выдвинутого по многомандатному избирательному округу, - 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 60 подписей (часть 1.2 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ).

Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края № 991 от 25 мая 2011 года принят Закон Камчатского края № 656 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» (далее – Закон «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края»), который устанавливает порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края, а также права и обязанности граждан, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, избирательных комиссий, права и обязанности кандидатов, зарегистрированных кандидатов и иных лиц и организаций - участников избирательного процесса.

В силу положений части 1 статьи 35 Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» необходимым условием регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, краевого списка кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания является поддержка выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов.

Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 60 подписей (часть 2 статьи 36 Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края»).

Постановлением Избирательной Комиссии Камчатского края № 135/802 от 17 июня 2021 года установлено, что для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу № 10, на основании подписей избирателей необходимо представить в окружную избирательную комиссию соответствующего избирательного округа не менее 577 и не более 634 подписей.

Постановлением Избирательной Комиссии Камчатского края № 135/859 от 24 июня 2021 года установлено, что количество подписей, подлежащих проверке в соответствии с требованиями части 3 статьи 39 Закона Камчатского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края" при проведении проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных для регистрации кандидата, для избирательного округа № 10 составляет 433 подписей.

Как следует из материалов дела, 24 июля 2021 года ФИО38 в окружную избирательную комиссию избирательного округа № 10 подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 в порядке самовыдвижения (л.д. 60).

22 июля 2021 года ФИО38 в Избирательную комиссию представлен пакет документов для регистрации кандидата, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 133 листов, пронумерованных и сброшюрованных в 2 папки, содержащих 627 подписи избирателей (л.д. 96-97).

При этом в папке № 1 содержалось 474 подписи избирателей на 100 подписных листах, в папке № 2 – 153 подписи на 33 подписных листах (л.д. 98).

Согласно протоколу проведения случайной выборки подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата ФИО38, от 22 июля 2021 года для проверки из папки № 2 выбрано 153 подписи, из папки № 1 - оставшиеся 280 подписей (л.д. 15).

Как пояснила в судебном заседании ФИО38, папка № 2 была выбрана ею путем жеребьевки с использованием соответствующей карточки под номером 2.

В соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 2 ФИО38, от 28 июля 2021 года количество заявленных подписей избирателей - 627, количество представленных подписей избирателей - 625, количество проверенных подписей избирателей - 433, количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными - 433 (100%), в связи с тем, что форма подписного листа не соответствует требованиям, установленным приложением 5 к Федеральному закону № 67-ФЗ. Из 433 подписей, признанных недействительными, 39 подписей (9%) имеют дополнительные нарушения: 21 подпись - сведения об избирателе не соответствуют действительности; 5 - неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя; 8 - неоговоренные исправления в сведениях об избирателе; 5 - неоговоренные исправления в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей (л.д. 100).

В соответствии с ведомостью проверки подписных листов, содержащихся в папке № 1 (всего 472 подписи), 280 подписей признаны недействительными в связи с несоответствием формы подписного листа требованиям приложения 5 к Федеральному закону № 67-ФЗ, из них дополнительно 16 подписей признаны недействительными, поскольку сведения об избирателе не соответствуют действительности; 4 – неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя; 8 – неоговоренные исправления в сведениях об избирателе (л.д. 106-111).

Согласно ведомости проверки подписных листов, содержащихся в папке № 2 (всего 153 подписи), 153 подписей признаны недействительными в связи с несоответствием формы подписного листа требованиям приложения 5 к Федеральному закону № 67-ФЗ, из них дополнительно 5 подписей признаны недействительными, поскольку сведения об избирателе не соответствуют действительности; 1 – неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя; 5 – неоговоренные исправления в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей (л.д. 106-111).

Постановлением Избирательной комиссии № 31/147 от 31 июля 2021 года ФИО38 отказано в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 на основании пункта 6(1) части 4 статьи 40 Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края».

Согласно указанному постановлению для регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края ФИО38 представлены подписные листы с 627 подписями избирателей в поддержку её самовыдвижения. Окружная избирательная комиссия установила, что в подписных листах ФИО38 отсутствует дата выборов. В установленной избирательным законодательством форме подписного листа, согласно приложению № 5 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, дата выборов является обязательным реквизитом, который не может быть исключен по желанию. Согласно части 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ оформление подписного листа и достоверность сведений об избирателях является обязательным элементом проверки, обязанностью избирательной комиссии. То есть проверка включает в себя не только идентификацию конкретных избирателей или кандидата, но и соблюдение формальных требований Закона. Пункт 8 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ) предусматривает, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 5 к названному Федеральному закону. В соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложения 5 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Кроме того, по результатам проведенной проверки и на основании официальных справок Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю от 28 июля 2021 года № б/н, недействительными признаны 21 подпись избирателей. В итоге, недостоверными и (или) недействительными признаны 433 подписи избирателей, что составляет 100 % от общего количества подписей, отобранных для проверки. При этом, оставшееся количество 0 достоверных и действительных подписи, является недостаточным для регистрации кандидата на основании подписей избирателей (л.д. 116-118).

В ходе рассмотрения дела представителем административного ответчика представлены оригиналы подписных листов, признанных Избирательной комиссией недействительными, при проверке которых судом установлено, что форма подписных листов, представленных ФИО38 в Избирательную комиссию, не содержит сведений о дате выборов депутатов в Законодательное Собрание Камчатского края.

Кроме того, при проверке подписных листов установлено следующее:

В папке № 1:

- лист 1, строка 2, избиратель ФИО1. – согласно сведениям ОВМ ОМВД России по Елизовскому району у избирателя иная серия паспорта;

- лист 3, строка 13, избиратель ФИО2. - согласно сведениям ОВМ ОМВД России по Елизовскому району у избирателя иной номер паспорта;

- лист 5, строка 21, избиратель ФИО3 - согласно сведениям ОВМ ОМВД России по Елизовскому району у избирателя иной номер паспорта;

- лист 6, строка 25, ФИО4. - согласно сведениям ОВМ ОМВД России по Елизовскому району у избирателя иная серия паспорта;

- лист 6, строка 28, избиратель ФИО5 - согласно сведениям ОВМ ОМВД России по Елизовскому району у избирателя иной номер паспорта;

- лист 8, строка 35, избиратель ФИО6 – исправления в адресе места жительства (район);

- лист 11, строка 50, избиратель ФИО7. – исправления в номере дома;

- лист 12, строка 53, избиратель ФИО8. – исправления в номере квартиры;

- лист 12, строка 56, избиратель ФИО9. - согласно сведениям ОВМ ОМВД России по Елизовскому району у избирателя иной номер паспорта;

- лист 14, строка 64, избиратель ФИО10. - согласно сведениям ОВМ ОМВД России по Елизовскому району у избирателя иной номер паспорта;

- лист 16, строка 74, избиратель ФИО11 - исправления в адресе места жительства (район);

- лист 17, строка 80, избиратель ФИО12. - согласно сведениям ОВМ ОМВД России по Елизовскому району у избирателя иная серия паспорта, зарегистрирован в с. Тиличики.

- лист 22, строка 100, избиратель ФИО13. - согласно сведениям ОВМ ОМВД России по Елизовскому району избиратель зарегистрирован по месту пребывания п. Лесной, постоянная регистрация в Омской области.

- лист 22, строка 102, избиратель ФИО14. - исправления в серии и номере паспорта;

- лист 23, строка 104, избиратель ФИО15. – исправления в дате внесения подписи избирателя;

- лист 29, строка 136, избиратель ФИО16. – исправления в номере квартиры избирателя;

- лист 30, строка 141, избиратель ФИО17 - согласно сведениям ОВМ ОМВД России по Елизовскому району у избирателя иной номер паспорта;

- лист 39 – исправления в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей;

- лист 40, строка 186, избиратель ФИО18. - согласно сведениям ОВМ ОМВД России по Елизовскому району у избирателя иная серия паспорта;

- лист 41, строка 194, избиратель ФИО19.- согласно сведениям ОВМ ОМВД России по Елизовскому району у избирателя иная серия паспорта;

- лист 42, строка 199, ФИО20. - согласно сведениям ОВМ ОМВД России по Елизовскому району у избирателя иные серия и номер паспорта;

- лист 47, строка 220, избиратель ФИО21. – исправления в адресе места жительства (населенный пункт);

- лист 48, строка 227, избиратель ФИО22 – исправления в дате внесения подписи избирателя;

- лист 48, строка 228, избиратель ФИО23. - исправления в дате внесения подписи избирателя;

- лист 50, строка 236, избиратель ФИО24 - согласно сведениям ОВМ ОМВД России по Елизовскому району у избирателя иной номер паспорта;

- лист 55, строка 262, избиратель ФИО25. - согласно сведениям ОВМ ОМВД России по Елизовскому району у избирателя иные серия и номер паспорта;

- лист 57, строка 270, избиратель ФИО26 - исправления в дате внесения подписи избирателя;

- лист 57, строка 271, избиратель ФИО27 - исправления в фамилии избирателя;

- лист 58, строка 273, избиратель ФИО28 - исправления в дате внесения подписи избирателя.

Папка № 2:

- лист 20, строка 569, избиратель ФИО29 - согласно сведениям ОВМ ОМВД России по Елизовскому району у избирателя иной номер паспорта, избиратель не имеет прописки;

- лист 22, строка 579, избиратель ФИО30 - согласно сведениям ОВМ ОМВД России по Елизовскому району у избирателя иная серия паспорта;

- лист 24, строка 586, избиратель ФИО31. - согласно сведениям ОВМ ОМВД России по Елизовскому району у избирателя иной номер паспорта;

- лист 25, строка 593, избиратель ФИО32 – исправления в дате внесения подписи избирателя;

- лист 33, строка 631, избиратель ФИО33. – согласно сведениям ОВМ ОМВД России по Елизовскому району у избирателя иной адрес проживания.

При этом судом установлено, что Избирательной комиссией признана недействительной подпись избирателя ФИО34. (папка 1, лист 16, строка 71) по причине несовпадения сведений с данными ОВМ ОМВД России по Елизовскому району в части имени избирателя. Вместе с тем, имя избирателя ФИО34 согласно указанным сведениям ФИО, что и было указано в подписном листе.

Также были признаны недействительными подписи на листе 24 в папке 2 в связи с исправлениями в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей. Проверив указанный подписной лист, суд приходит к выводу, чтообведение цифры «2» в номере паспорта лица, осуществлявшем сбор подписей, не является нарушением и не может служить достаточным основанием для признания подписей в подписном листе недействительными.

Кроме того, Избирательной комиссией признана недействительной подпись избирателя ФИО35 (папка 2, лист 27, строка 603), поскольку сведения об избирателе не соответствуют действительности. При сравнении сведений, указанных в подписном листе, и данных ОВМ ОМВД России по Елизовскому району суд установил, что сведения об избирателе заполнены правильно и соответствуют ответу органа регистрационного учета.

Вместе с тем, в ходе проверки подписных листов судом установлено, что все прошедшие проверку подписные листы не имеют сведений о дате голосования, при этом ряд подписей избирателей, за исключением указанных выше, имеют дополнительные нарушения.

В силу положения пункта 5 статьи 39 Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Пунктом 8 статьи 39 Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» установлены основания для признания подписей избирателей недействительными, в том числе:

подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (пункт 3);

подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи (пункт 6);

подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально неоговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей (пункт 7);

все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4(1) и 5 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (пункт 9).

В соответствии с пунктами 6(1), 7 части 4 статьи 40 Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» основаниями отказа в регистрации кандидата являются выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Таким образом, судом установлено, что недействительными в связи с несоблюдением формы подписного листа являются 433 подписи избирателей, что составляет 100% от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Рассматривая доводы административного истца о том, что рабочая группа по приему документов Избирательной комиссии должна была известить ФИО38 о том, что форма подписных листов не соответствует требованиям закона, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.

Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

При этом согласно пункту 4 Порядка приема и проверки подписных листов подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Камчатского края № 135/807 от 17 июня 2021 года, члены рабочей группы по приему и проверке документов проверяют исключительно соответствие количества представленных подписных листов количеству подписных листов, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, заверяют каждую папку с подписными листами печатью окружной избирательной комиссии, а затем выдают кандидату подтверждение о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени приема подписных листов и иных документов, представляемых для регистрации.

Проверка оформления подписных листов, достоверность содержащихся в них сведений об избирателях и лицах, осуществлявших сбор подписей, а также достоверность подписей избирателей, лиц, осуществлявших сбор подписей осуществляется рабочей группой после случайной выборки подписей избирателей (пункт 9 Порядка № 135/807).

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможности внесения изменений, уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей, в связи с чем доводы административного истца о нарушении порядка проверки подписных листов и непредоставлении ему возможности устранения нарушений оформления подписных листов являются необоснованными.

Доводы административного истца о том, что согласование формы подписных листов продолжалось в период сбора подписей, а неверная форма подписного листа явилось следствием действий Избирательной комиссии, также не могут быть признаны обоснованными, поскольку форма подписного листа, которая устанавливает обязательное указание даты голосования, установлена Приложениями 4.1, 5 к Федеральному закону № 67-ФЗ и утверждена постановлением Избирательной комиссии Камчатского края № 135/805 от 17 июня 2021 года.

Доводы ФИО38 о том, что проверке подлежали 20% подписей от количества подписей, необходимых для регистрации кандидата, являются необоснованными ввиду следующего.

В соответствии пунктом 6 Приложения № 2 к постановлению Избирательной комиссии Камчатского края № 135/807 от 17 июня 2021 года «О процедуре проведения случайной выборки подписей, представленных для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу», в случае если в комиссию представлено более одной папки с подписями избирателей случайная выборка подписей избирателей прекращается, когда количество подписей в определенных путем жребия подписных листах будет составлять 20% от количества подписей необходимых для регистрации кандидата.

При этом данные положения процедуры проведения случайной выборки подписей не применяются в силу положений постановления Избирательной Комиссии Камчатского края № 135/859 от 24 июня 2021 года, которым установлено, что количество подписей, подлежащих проверке в соответствии с требованиями части 3 статьи 39 Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» при проведении проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных для регистрации кандидата, для избирательного округа № 10 составляет 433 подписи.

В силу положений части 3 статьи 39 Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края», количество подписей, подлежащих проверке, устанавливается Избирательной Комиссией Камчатского края и не может составлять менее 20% от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что постановлением Избирательной комиссии от 21 августа 2021 года № 157/991 внесены изменения в постановление № 135/807, в соответствии с которыми пункт 6 Приложения № 2 к постановлению Избирательной комиссии Камчатского края № 135/807 изложен в новой редакции, согласно которому жеребьевка прекращается, когда количество подписей будет составлять количество подписей избирателей, установленное в соответствии с постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 24 июня 2021 года № 138/859.

Учитывая, что постановлением Избирательной Комиссии Камчатского края № 135/859 от 24 июня 2021 года установлено, что количество подписей, подлежащих проверке в соответствии с требованиями части 3 статьи 39 Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» при проведении проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных для регистрации кандидата, для избирательного округа № 10 составляет 433 подписей, а также то, что все предоставленные ФИО38 подписные листы имеют одинаковое нарушение в виде неправильного оформления ввиду отсутствия даты голосования, указанное обстоятельство не может повлечь отмену принятого Избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата.

Доводы административного истца о нарушенном порядке выборки подписных листов избирателей для проверки также не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, поскольку согласно протоколу проведения случайной выборки подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата ФИО38, от 22 июля 2021 года для проверки из папки № 2, проверяемой первой, выбраны все 153 подписи, из папки № 1 - 280 подписей, необходимых для достижения установленного для проверки количества подписей, что соответствует положениям Приложения № 2 к постановлению Избирательной комиссии Камчатского края № 135/807 «О процедуре проведения случайной выборки подписей, представленных для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу».

В силу части 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

При изложенных обстоятельствах административные исковые требования ФИО38 к Елизовской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 10, об оспаривании решения № 31/147 от 31 июля 2021 года, являются необоснованными, в связи с чем не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО38 об оспаривании постановления Елизовской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 10, от 31 июля 2021 года № 31/147 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, возложении обязанности зарегистрировать ФИО38 в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 10,, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Камчатский краевой суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Судья Камчатского

краевого суда ФИО36