ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-2100/2021 от 15.02.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

дело № 3а-274/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Брянск 15 февраля 2022 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего

судьи областного суда Богородской Н.А.,

при секретаре Понкрашовой Т.Н.,

с участием представителя администрации Унечского района Брянской области Зайцева М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бельковой Ксеньи Алексеевны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

У С Т А Н О В И Л :

вступившим в законную силу решением Унечского районного суда Брянской области от 11 декабря 2020 года удовлетворены исковые требования Бельковой К.А. к администрации Унечского района Брянской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда. Суд обязал администрацию Унечского района Брянской области предоставить Бельковой К.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте муниципального образования «Унечский муниципальный район Брянской области» по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленных социальных норм.

Административный истец Белькова К.А. обратилась в Брянский областной суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, ссылаясь на то, что на момент обращения в суд с настоящим административным иском общая продолжительность ожидания исполнения решения Унечского районного суда Брянской области от 11 декабря 2020 года составляет 8 календарных месяцев, что нарушает ее право на исполнение судебного акта в разумный срок. Считает, что существенное затягивание сроков исполнения судебного постановления имело место по обстоятельствам, не зависящим от административного истца, а именно вследствие отсутствия у административного ответчика достаточного бюджетного финансирования за счет средств регионального и федерального бюджетов, а также отсутствия со стороны административного ответчика активных действий по получению дополнительного бюджетного финансирования в целях приобретения жилых помещений для последующего их предоставления детям-сиротам и лицам из их числа.

В связи с нарушением ее права на исполнение судебного акта в разумный срок она постоянно несет материальные убытки, связанные с необходимостью оплаты коммунальных и эксплуатационно-бытовых расходов по адресу фактического проживания в жилом помещении, не принадлежащем ей ни на каком праве. Нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок доставляет ей моральные страдания, связанные с необходимостью проживания в чужом жилом помещении с посторонними лицами и постоянной атмосферой стресса и напряжения.

Просит обязать финансовое управление администрации Унечского района Брянской области выплатить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 54 172,48 руб.

Административный истец Белькова К.А. о времени и месте рассмотрения административного дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении дела не заявлено. В заявлении от 11 декабря 2021 года просит рассмотреть дело в ее отсутствие и направить ей копию судебного постановления.

Представитель администрации Унечского района Брянской области Зайцев М.С. против удовлетворения заявленных требований возражал, просит отказать Бельковой К.А. в удовлетворении административных исковых требований о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, ссылаясь на то, что администрацией Унечского района Брянской области принимаются все необходимые меры для исполнения решения Унечского районного суда Брянской области от 11 декабря 2020 года и не нарушены процедурные условия, обеспечивающие реализацию права Бельковой К.А. на исполнение судебного решения в разумный срок. В течение 2021 - 2022 годов в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями и освоения выделенных из бюджета Брянской области финансовых средств, администрацией района неоднократно объявлялись электронные аукционы с целью приобретения в собственность муниципального образования Унечский муниципальный район Брянской области жилых помещений в рамках реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В 2021 году объявлено 46, а в январе - феврале 2022 года – 9 электронных аукционов в целях приобретения жилых помещений для детей-сирот, однако по независящим от администрации причинам в большинстве случаев аукционы признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в аукционе. Кроме того, администрацией Унечского района проводится мониторинг рынка жилья гор.Унеча и в адрес застройщиков направлялись письма по предложению строительства жилья для детей – сирот и о предоставлении коммерческого предложения для формирования аукционной документации, в каждом номере Унечской газеты размещается информация для сведения жителей района о приобретении администрацией Унечского района жилых помещений для последующего предоставления их детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Свободных жилых помещений в муниципальном специализированном фонде муниципального образования Унечский район в настоящее время не имеется. Полагает, что оснований для удовлетворения административного иска Бельковой К.А. не имеется, т.к. администрацией Унечского района Брянской области принимаются все зависящие от нее меры по исполнению судебного решения.

Административный ответчик – финансовое управление администрации Унечского района Брянской области, заинтересованные лица – межрайонное отделение судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области, департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, департамент финансов Брянской области, департамент строительства Брянской области о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители указанных органов не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено.

В возражениях на административный иск от 11 января 2022 года начальником финансового управления администрации Унечского района Брянской области Шайтур С.В. указано, что финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется за счет средств областного бюджета, предоставленных законом Брянской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Унечскому району доведены лимиты на данные цели на 2020 года – 10 035 960 руб., на 2021 год – 10 135 620 руб. Согласно пункту 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Просит в удовлетворении административного искового заявления Бельковой К.А. отказать.

Ведущий судебный пристав-исполнитель межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области Безруков В.В. в ходатайстве от 15 февраля 2022 года просит рассмотреть административное дело в отсутствие судебного пристава-исполнителя.

В возражениях на административный иск от 18 января 2022 года представитель департамента финансов Брянской области – заместитель Губернатора Брянской области Петушкова Г.В. полагает, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется, просит отказать в удовлетворении административного искового заявления Бельковой К.А.

В ходатайстве от 25 января 2022 года директор департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Тимошин И.Е. просит рассмотреть административный иск в отсутствие представителя департамента и отказать в удовлетворении административного иска, указав, что Указом Губернатора Брянской области от 07 декабря 2021 года № 165 функции по организации исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также контролю за деятельностью муниципальных образований по исполнению переданных государственных полномочий Брянской области по обеспечению жильем детей-сирот с 01 января 2022 года переданы департаменту строительства Брянской области.

В соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Бельковой К.А., представителей финансового управления администрации Унечского района Брянской области, межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области, департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, департамента финансов Брянской области, департамента строительства Брянской области.

Выслушав объяснения представителя администрации Унечского района Брянской области Зайцева М.С., изучив материалы административного дела, материалы гражданского дела № 2-639/2020, материалы исполнительного производства № 4820/21/32033-ИП, суд приходит к следующему.

Согласно статье 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации (часть 1).

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 2).

Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (часть 3).

В соответствии со статьей 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее также - административное исковое заявление о присуждении компенсации) (часть 1).

Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта (часть 4).

Аналогичные требования содержатся в части 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

Согласно части 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Согласно части 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: 1) правовая и фактическая сложность дела; 2) поведение административного истца и иных участников судебного процесса; 3) достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; 4) достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; 5) общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.

В силу разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта (пункт 46).

При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ)

В случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта (пункт 55).

Как следует из материалов гражданского дела № 2-639/2020 по иску Бельковой К.А. к администрации Унечского района Брянской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, согласно решению Унечского районного суда Брянской области от 11 декабря 2020 года администрация Унечского района Брянской области обязана предоставить Бельковой К.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте муниципального образования «Унечский муниципальный район Брянской области» по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленных социальных норм.

В апелляционном порядке решение районного суда не обжаловано и вступило в законную силу 19 января 2021 года.

На основании заявления Бельковой К.А. от 25 января 2021 года Унечским районным судом Брянской области 28 января 2021 года выдан исполнительный лист серии ФС № 028955170 по делу № 2-639/2020.

Согласно материалам исполнительного производства № 4820/21/32033-ИП, указанный исполнительный лист поступил в межрайонное отделение судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области 05 марта 2021 года и 10 марта 2021 года ведущим судебным приставом-исполнителем Безруковым В.В. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника - администрации Унечского района Брянской области, предмет исполнения: администрации Унечского района предоставить Бельковой К.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте муниципального образования «Унечский муниципальный район Брянской области» по договору найма специализированных жилых помещений, не ниже установленных социальных норм, в пользу взыскателя: Белькова К.А. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.

Постановлением ведущего судебного пристава - исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области Безрукова В.В. от 26 мая 2021 года в связи с неисполнением должником исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения, с администрации Унечского района взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 10 июня 2021 года.

Вступившим в законную силу решением Унечского районного суда Брянской области от 26 июля 2021 года административное исковое заявление администрации Унечского района Брянской области об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворено. Размер исполнительского сбора, взыскиваемого по указанному выше постановлению, уменьшен на одну четверть с 50 000 руб. до 37 500 руб. Суд установил, что административным истцом – администрацией Унечского района Брянской области принимались меры к исполнению требований исполнительного документа: в средствах массовой информации размещалась информация для сведения жителей Унечского района о приобретении администрацией Унечского района жилых помещений для последующего предоставления детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, проведены электронные аукционы по приобретению помещений, которые признаны несостоявшимися, т.к. не было подано ни одной заявки.

29 июля 2021 года в связи с неисполнением администрацией Унечского района исполнительного документа в установленный срок после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора ведущим судебным приставом – исполнителем межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области Безруковым В.В. в отношении юридического лица – администрации Унечского района Брянской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением врио начальника межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области от 03 августа 2021 года администрация Унечского района Брянской области признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб. за неисполнение после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем.

Решением судьи Унечского районного суда Брянской области от 22 ноября 2021 года постановление врио начальника межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области от 03 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием в действиях администрации Унечского района состава административного правонарушения.

На момент обращения Бельковой К.А. с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок указанное исполнительное производство № 4820/21/32033-ИП не окончено и не прекращено.

Таким образом, с учетом указанных выше требований действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», на момент обращения административного истца Бельковой К.А. с настоящим административным иском в суд (направлено почтовым отправлением 13 ноября 2021 года) общая продолжительность исполнения решения Унечского районного суда Брянской области от 11 декабря 2020 года с момента вступления решения суда в законную силу ( 19 января 2021 года) составляет 9 месяцев 25 дней.

Как установлено в ходе рассмотрения административного дела, в реестре судебных решений по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору специализированного жилого помещения детям-сиротам по муниципальному образованию Унечский район по состоянию на 01 января 2022 года Белькова К.А. значится под № 6.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 5 которого предусмотрено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Брянской области от 29 декабря 2012 года № 107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области» жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в соответствующем муниципальном образовании Брянской области (статья 1).

Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений, предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятия решений об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда и заключения договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в порядке, установленном законодательством (статья 5).

В соответствии со статьей 2 Закона Брянской области от 02 декабря 2011 года № 124-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с Законом Брянской области от 9 марта 2005 года N 3-З "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области" статусом городского округа, муниципального округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений, предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятия решений об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда и заключения договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в порядке, установленном законодательством.

При этом статьей 6 указанного Закона Брянской области от 02 декабря 2011 года № 124-З предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется за счет средств областного бюджета в форме субвенций. Методика расчета норматива расходов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления отдельных государственных полномочий Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, устанавливается согласно приложению к настоящему Закону.

В соответствии с Порядком предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Брянской области от 22 апреля 2013 года № 58-п ( в редакции постановления от 17 января 2022 года № 6-п) главным распорядителем средств областного бюджета вышеуказанных расходов является департамент строительства Брянской области ( пункт 2).

Финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом Брянской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств (пункт 3).

Муниципальные районы, муниципальные и городские округа Брянской области за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета, приобретают в муниципальную собственность жилые помещения в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и предоставляют лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений при возникновении оснований, установленных в соответствии с Законом Брянской области от 29 декабря 2012 года N 107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области» ( пункт 9.1).

Благоустроенные жилые помещения приобретаются в муниципальную собственность на первичном, вторичном рынке жилья, а также путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов ( пункт 9.2).

Из материалов административного дела следует, что решением Унечского районного Совета народных депутатов «О бюджете Унечского муниципального района Брянской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от 11 декабря 2020 года № 6-93, на основании Закона Брянской области от 10 декабря 2020 года № 105-З «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», запланированы ассигнования на предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений в размере выделенной субвенции в сумме 10 135 620, 00 руб.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в 2021- 2022 годах администрацией Унечского района в адрес застройщиков ООО «Брянская строительная компания», ООО «Премиум Проект», ООО «МБК – Инвест», ООО «Специализированный Застройщик «ГК Надежда», направлялись письма о предоставлении сведений о коммерческих предложениях на приобретение жилых помещений в рамках реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, площадью не мене 33 кв.м, с чистовой отделкой, пригодной для проживания, с оборудованным санузлом (наличие умывальника, унитаза, смесителей) и установленными приборами учета.

Кроме того, в каждом номере еженедельной газеты Унечского района «Унечская газета» администрацией района размещается информация для сведения жителей Унечского района о приобретении администрацией Унечского района жилых помещений для последующего предоставления их детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

Как установлено судом и усматривается из представленных в ходе рассмотрения дела документов, в 2021 году организатором закупок и заказчиком - администрацией Унечского района Брянской области проведено 46 электронных аукционов ( в марте 2021 года – 14, в мае 2021 года – 9, в июле 2021 года – 7, в августе 2021 года – 6, в сентябре 2021 года – 3, в октябре 2021 года – 3, в ноябре 2021 года – 2, в декабре 2021 года – 2) с объектом закупки «Приобретение в собственность муниципального образования Унечский муниципальный район Брянской области жилого помещения в рамках реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, из которых 40 аукционов признаны несостоявшимися по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции, действовавшей до 01 января 2022 года), в связи с отсутствием заявок на участие в аукционе.

По результатам 6 проведенных аукционов заключены договоры найма жилого помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 16 июля 2021 года № 1, от 16 ноября 2021 года № 2, от 13 декабря 2021 года № 3, от 13 декабря 2021 года № 4, от 29 декабря 2021 года № 5, от 29 декабря 2021 года № 6.

В январе – феврале 2022 года администрацией Унечского района Брянской области объявлено 9 аукционов с указанным выше объектом закупки, при этом, как следует из объяснений представителя администрации Унечского района Зайцева М.С., на момент рассмотрения настоящего административного дела срок подачи заявок по объявленным в 2022 году аукционам не истек.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией Унечского района Брянской области в рамках предоставленных ей полномочий в рассматриваемом случае принимаются достаточные и эффективные меры, направленные на исполнение решения Унечского районного суда Брянской области от 11 декабря 2020 года. Доказательств, подтверждающих бездействие со стороны администрации Унечского района по исполнению указанного решения суда, а также занижение начальной (максимальной) цены контрактов, в ходе рассмотрения настоящего дела не представлено и судом не добыто, при этом из представленных документов усматривается, что начальная (максимальная) цена контракта определялась с учетом положений пункта 1 части 1 статьи 22 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), расчет производился на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 02 октября 2013 года № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В силу статьи 1 Протокола 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена 4 ноября 1950 года в городе Риме) каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях не раз напоминал, что исполнение решения, вынесенного судом, должно рассматриваться в качестве составной части «судебного разбирательства» для целей статьи 6 Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу «Бурдов против Российской Федерации», жалоба №59498/00, § 34).

Разумность длительности исполнительного производства зависит от различных факторов, таких как сложность исполнительного производства, поведение заявителя и властей, а также характер компенсации (Постановление Европейского Суда от 15 февраля 2007 года по делу «Райлян против Российской Федерации», жалоба №22000/03, §48).

При этом, Европейский Суд по правам человека последовательно в своих постановлениях устанавливал, что задержка менее чем в год в исполнении решения в принципе совместима с Конвенцией, тогда как более длительная задержка на первый взгляд представляется неразумной.

В свою очередь, Европейский Суд по правам человека уже признал, что исполнение решения, требующего предоставления жилья, может занять больше времени, чем выплата денежной суммы (Постановление Европейского Суда по делу «Кравченко и другие против Российской Федерации» от 16 сентября 2010 года, жалоба №11609/05).

С надлежащим учетом сложности процедур предоставления жилья, задержка менее двух лет в исполнении такого решения не будет несовместима с требованием «разумного срока», если не будет выявлена исключительная ситуация, требующая особой старательности (Постановление Европейского Суда от 01 июля 2014 года «Дело Герасимов и другие против Российской Федерации» жалобы №29920/05, 3553/06, 18876/10, 61186/10, 21176/11, 36112/11, 36426/11, 40841/11, 45381/11, 55929/11, 60822/11).

Таким образом, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд соглашается с доводами представителя администрации Унечского района Брянской области о том, что в данном случае нарушение сроков исполнения решения суда связано с обстоятельствами, не зависящими от администрации района, поскольку исполнение указанного выше решения суда имеет свои особенности, т.к. представляет собой не прямое исполнение денежного обязательства, а обременено совокупностью процедурных требований и ограничений, связанных с приобретением готового либо возведением нового жилья, подлежащего последующей передаче указанной категории граждан, отсутствием у ответчика свободных благоустроенных жилых помещений, отвечающих установленным техническим требованиям.

Доводы административного истца о том, что в связи с неисполнением решения суда она несет материальные убытки, связанные с необходимостью оплаты коммунальных и эксплуатационно-бытовых расходов по адресу фактического проживания, не являются основанием для удовлетворения ее требований, т.к. компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещение имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»).

На основании изложенного, оценив собранные по делу доказательства, учитывая достаточность и эффективность мер, которые принимаются администрацией Унечского района Брянской области для исполнения решения суда о предоставлении административному истцу жилого помещения, степень сложности исполнительного производства, связанную со спецификой предмета исполнения, необходимостью соблюдения требований бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе, требующих проведения определенных процедур, в рамках которых происходит исполнение судебного решения, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Бельковой К.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Руководствуясь статьями 175-180, 259-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления Бельковой Ксеньи Алексеевны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская

Мотивированное решение суда изготовлено 02 марта 2022 года