ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-210/18 от 22.10.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-210/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 22 октября 2018 г.

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Бузмакова С.С.,

при секретаре Борщове А.В.,

с участием представителя административного истца Горбова И.В. – Халиной А.В., представителя заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края Балтиковой Г.И., представителя заинтересованного лица ООО «Акцент-оценка» Б., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Горбова Игоря Витальевича об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

административный истец Горбов Игорь Витальевич обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2013 г: с кадастровым номером ** в размере рыночной стоимости в сумме 1450000 рублей.; с кадастровым номером ** в размере рыночной стоимости в сумме 2688000 рублей; с кадастровым номером ** в размере рыночной стоимости в сумме 2688000 рублей; с кадастровым номером ** в размере рыночной стоимости в сумме 436788 рублей.

В обоснование заявленных требований Горбов И.В. указал, что является собственником приведённых выше земельных участков. Кадастровая стоимость участков определена постановлением Правительства Пермского края от 23 октября 2013 г. № 1479-п по состоянию на 1 января 2013 г. и составляет: с кадастровым номером ** – 221660 рублей, ** – 443320 рублей, ** – 443320 рублей, ** – 43261,57 рублей.

Однако рыночная стоимость этих земельных участков составляет: ** – 1 450000 рублей, ** – 2688 000 рублей, ** – 2688000 рублей, ** – 436788 рублей, что подтверждается отчётом об оценке от 13 февраля 2018 г. № 025/18, составленным обществом с ограниченной ответственностью «Акцент-оценка».

Полагает, что установленная кадастровая стоимость земельных участков нарушает его права и обязанности как собственника недвижимого имущества.

В судебном заседании представитель административного истца Горбова И.В. – Халина А.В., действующая на основании доверенности, на заявленных требованиях настаивала.

Горбов И.В. участие в судебном заседании участие не принимал, просил о рассмотрении административного дела в его отсутствие, на административном иске настаивал.

Представитель заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края Балтикова Г.И., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица ООО «Акцент-оценка» Б., действующий на основании Устава, не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.

Представитель Правительства Пермского края Коньшина М.С., действующая на основании доверенности, участие в судебном заседании не принимала, просила рассмотреть административное дело в её отсутствие и отказать Горбову И.В. в удовлетворении иска по основаниям, указанным в письменных пояснениях.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее – Управление Росреестра по Пермскому краю), извещённые надлежащим образом о месте и времени рассмотрения административного дела, в суд своих представителей не направили.

Поскольку в силу положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, явка в судебное заседание участвующих в деле лиц обязательной судом не признавалась, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованных лиц.

Заслушав объяснения представителя административного истца, представителей заинтересованных лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению в части.

В соответствии с положениями части 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также – Закон о государственной регистрации недвижимости) отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются данным Федеральным законом.

Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, в том числе о кадастровой стоимости, является государственным кадастровым учётом (часть 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Частью 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим Федеральным законом порядке.

Согласно пунктам 1, 4 части 5 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешённом использовании земельного участка.

Исходя из положений пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс РФ), использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 приведённого Кодекса).

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 данной статьи. В силу пункта 3 названной нормы в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Закон об оценочной деятельности), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 г. № 1555-О следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости – кадастровой стоимости, определённой методами массовой оценки. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости может быть осуществлено в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, или в соответствии со статьёй 24.19 приведённого Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Преимущество применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса РФ по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что её устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Горбов И.В. является собственником следующих земельных участков:

с кадастровым номером **, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для сельскохозяйственного использования, общей площадью 200000 +/- 4816 кв. м, расположенного по адресу: ****, Оверятское городское поселение, 1,2 км юго-западнее д. Батуры;

с кадастровым номером **, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для сельскохозяйственного использования, общей площадью 400000 +/- 3998 кв. м, расположенного по адресу: ****, Оверятское городское поселение, 1,5 км юго-западнее д. Батуры;

с кадастровым номером **, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для сельскохозяйственного использования, общей площадью 400000 +/- 3231 кв. м, расположенного по адресу: ****, Оверятское городское поселение, 1,5 км севернее д. Брагино;

с кадастровым номером **, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для сельскохозяйственного использования, общей площадью 51508 +/- 1654 кв. м, расположенного по адресу: ****, 1,2 км южнее д. Брагино.

Кадастровая стоимость спорных земельных участков определена на основании постановления Правительства Пермского края от 23 октября 2013 г. № 1479-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Пермского края и минимальных и средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения в разрезе видов использования и муниципальных районов (городских округов) Пермского края» по состоянию на 1 января 2013 г. и составляет: с кадастровым номером ** – 221660 рублей, ** – 443320 рублей, ** – 443320 рублей, ** – 43261,57 рублей.

Указанные обстоятельства подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости.

Решением Краснокамского городского суда Пермского края от 11 апреля 2016 г. по делу № 2-403/2016, вступившим в законную силу 19 мая 2016 г., удовлетворён иск Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края о принудительном изъятии у Горбова И.В. спорных земельных участков путём продажи их с публичных торгов, а также прекращении права собственности Горбова И.В. на земельные участки с кадастровыми номерами **, **, ** и **.

Решением Свердловского районного суда г. Перми от 13 февраля 2018 г. по делу № 2-887/2018, вступившим в законную силу 23 апреля 2018 г., признаны недействительными публичные торги по продаже принадлежащих Горбову И.В. земельных участков с кадастровыми номерами **, ** и **, ** (проведены 24 ноября 2016 г., признаны несостоявшимися), повторные публичные торги спорных земельных участков (проведены 24 января 2017 г., признаны несостоявшимися) и торги в форме публичного предложения по продаже этих земельных участков (проведены 31 марта 2017 г., признаны несостоявшимися).

Учитывая положения статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также то обстоятельство, что Горбов И.В. до настоящего времени «де-юре» является собственником земельных участков, установленная кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости затрагивает права, обязанности и законные интересы административного истца.

Считая кадастровую стоимость земельных участков заниженной, административный истец обратился в оценочную организацию.

Как следует из отчёта об оценке № 025/18 от 13 февраля 2018 г., составленного оценщиком ООО «Акцент-оценка» Б., рыночная стоимость спорных земельных участков составляет: ** – 1 450000 рублей, ** – 2688 000 рублей, ** – 2688000 рублей, ** – 436788 рублей.

По ходатайству представителя административного ответчика Правительства Пермского края определением суда от 23 августа 2018 г. по административному делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **, ** и **, ** по состоянию на 1 января 2013 г. Проведение экспертизы поручено эксперту НП «Совет по оценочной деятельности Пермского края» П.

Согласно заключению № 76 по результатам судебной экспертизы от 13 сентября 2018 г., рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 1 января 2013 г. составляет: ** – 589000 рублей, ** – 1034 000 рублей, ** – 1034000 рублей, ** – 194494 рублей.

Суд считает, что заключение эксперта соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Закону об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.

Как усматривается из экспертного заключения, при оценке земельных участков эксперт применил сравнительный подход, в рамках которого использовал метод сравнения продаж. Мотивы, по которым эксперт не применил затратный и доходный подходы, подробно изложены в экспертном заключении.

В качестве объектов сравнения использованы данные о предложениях на продажу прав собственности на земельные участки, которые получены из следующих источников: База данных Росреестра (интернет-сайт http://portal.rosreestr.ru), электронный каталог базы данных информационно-аналитического агентства «Резон» за 2012 год, электронный каталог базы «Метросфера» (Пермская мультилистинговая система) за 2012 год, газета «Из рук в руки» за 2012 год. Источники информации приложены к экспертному заключению.

Также эксперт при производстве экспертизы использовал Анализ рынка по сегментам недвижимости, предоставленный ООО «Аналитический центр «КД-Консалтинг» за 4 квартал 2012 года, Коэффициенты об уровне развития рынков недвижимости городских округов и муниципальных районов Пермского края по состоянию на декабрь 2012 года, представленные ООО «Аналитический центр «КД-Консалтинг», «Справочник оценщика недвижимости» Л.А. Лейфера (г. Нижний Новгород, 2012).

В качестве объектов-аналогов эксперт выбрал земельные участки, которые существенно не отличаются от оцениваемых земельных участков. Как следует из экспертного заключения, аналоги подобраны с соответствующим местоположением (Краснокамский район Пермского края), отнесены к одной категории земель (земли сельскохозяйственного назначения) и виду разрешённого использования (сельскохозяйственное производство). Аналоги сопоставимы по своим основным экономическим, техническим и другим характеристикам с объектами оценки. По ценообразующим характеристикам аналогов, имеющим отличия от объектов оценки, экспертом введены корректировки – на перевод цены предложения в наиболее вероятное значение цены сделки, на маркетинговый период (дату продажи), на площадь земельных участков.

Кроме того, эксперт П. предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что при подготовке заключения экспертом использована информация, отвечающая требованиям достаточности и достоверности. Выводы эксперта П. являются объективными, исследования проведены экспертом всесторонне и в полном объёме на научной и практической основе, в пределах имеющихся у эксперта профессиональных знаний и квалификационных званий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости, обоснованности и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, определённую по состоянию на дату их кадастровой оценки.

Замечания представителя административного истца относительно порочности экспертного заключения являются несостоятельными, они опровергаются письменными пояснениями судебного эксперта П., а также объяснениями эксперта, данными в судебном заседании. При этом допущенные при составлении экспертного заключения технические недочёты не являются существенными и не влекут признание заключения № 76 по результатам судебной экспертизы недостоверным доказательством.

По этой же причине судом оставлено без удовлетворения ходатайство представителя административного истца о назначении по административному делу повторной экспертизы по определению рыночной стоимости спорных земельных участков, так как данным лицом не представлены доказательства, подтверждающие основания, предусмотренные статьёй 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по которым может быть назначена повторная экспертиза. Представленное представителем административного истца в обоснование ходатайства заключение специалиста М. таким доказательством не является.

При изложенных обстоятельствах требование Горбова И.В. подлежит частичному удовлетворению, кадастровая стоимость спорных земельных участков подлежит установлению по состоянию на 1 января 2013 г. равной их рыночной стоимости в соответствии с заключением № 76 по результатам судебной экспертизы от 13 сентября 2018 г., проведённой на основании определения суда, то есть земельного участка с кадастровым номером ** в сумме 589000 рублей, земельного участка с кадастровым номером ** в сумме 1034 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером ** в сумме 1034000 рублей, земельного участка с кадастровым номером ** сумме 194494 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Горбову И.В. следует отказать.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в резолютивной части решения необходимо указывать дату подачи соответствующего заявления.

Датой подачи физическим лицом заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата его обращения с административным исковым заявлением в суд либо дата обращения физического лица в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если оно обращалось в такую комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Поскольку судом установлено, что Горбов И.В. обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков 16 февраля 2018 г., датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **, ** и **, ** в размере их рыночной стоимости следует считать именно эту дату.

По правилам статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьёй 24.18 этого Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость земельных участков для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, подлежит применению с 1 января 2018 г.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Горбова Игоря Витальевича удовлетворить в части.

Установить кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2013 г.:

с кадастровым номером **, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для сельскохозяйственного использования, общей площадью 200000 +/- 4816 кв. м, расположенного по адресу: ****, Оверятское городское поселение, 1,2 км юго-западнее д. Батуры в размере рыночной стоимости в сумме 589000 (пятьсот восемьдесят девять тысяч) рублей 00 копеек;

с кадастровым номером **, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для сельскохозяйственного использования, общей площадью 400000 +/- 3998 кв. м, расположенного по адресу: ****, Оверятское городское поселение, 1,5 км юго-западнее д. Батуры в размере рыночной стоимости в сумме 1034000 (один миллион тридцать четыре тысячи) рублей 00 копеек;

с кадастровым номером **, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для сельскохозяйственного использования, общей площадью 400000 +/- 3231 кв. м, расположенного по адресу: ****, Оверятское городское поселение, 1,5 км севернее д. Брагино в размере рыночной стоимости в сумме 1034000 (один миллион тридцать четыре тысячи) рублей 00 копеек;

с кадастровым номером **, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для сельскохозяйственного использования, общей площадью 51508 +/- 1654 кв. м, расположенного по адресу: ****, 1,2 км южнее д. Брагино в размере рыночной стоимости в сумме 194494 (сто девяносто четыре тысячи четыреста девяносто четыре) рубля 00 копеек.

В удовлетворении остальной части административного иска - отказать.

Принятое решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков согласно статье 17 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 29 октября 2018 г.

Решение в законную силу не вступило.

Судья - подпись -