ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-210/18ПРИ от 29.11.2018 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-210\18 Принято в окончательной форме 29.11.18г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Ярославль 22 ноября 2018г.

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Преснова В.С.,

при секретаре Амелиной Я.Г.,

с участием прокурора Кузьмина А.Г.,

представителя административного истца Акционерного общества «Северная пригородная пассажирская компания» по доверенности Сенновского А.П., представителей административного ответчика департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области по доверенностям Роздовой Е.В., Болговой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Северная пригородная пассажирская компания» к департаменту жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области о признании недействующим приказ департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 19 декабря 2017 года № 321-ж/д «Об установлении экономически обоснованного уровня тарифа на услуги акционерного общества «Северная пригородная пассажирская компания» на 2018 год»,

Установил:

Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 19 декабря 2017г. № 321-ж\д «Об установлении экономически обоснованного уровня тарифа на услуги акционерного общества «Северная пригородная пассажирская компания» на 2018 год» с 01.01.2018г. установлен экономически обоснованный уровень тарифа на услуги акционерного общества «Северная пригородная пассажирская компания» в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Ярославской области на 2018г. в размере 7,94 руб. за 1 пассажиро-километр.

Приказ зарегистрирован в государственно-правовом управлении Правительства Ярославской области 19.12.2017г. № 07-7578 и опубликован в средстве массовой информации «Документ-Регион» № 107-г от 20.12.2017г.

В административном исковом заявлении Акционерное общества «Северная пригородная пассажирская компания» просит признать недействующим приказ департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 19 декабря 2017 года № 321-ж/д «Об установлении экономически обоснованного уровня тарифа на услуги акционерного общества «Северная пригородная пассажирская компания» на 2018 год».

В обоснование заявленных требований указано, что экспертиза экономически обоснованных затрат и тарифа на 2018г. проведена с нарушением Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной ФСТ России от 28.09.2010г. № 235-т\1. Размер экономически обоснованного тарифа занижен департаментом за счет исключения и уменьшения части затрат акционерного общества, что нарушает права акционерного общества на обеспечение деятельности на безубыточном уровне согласно требованиям п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Постановления правительства РФ от 07.03.1995г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов).

При расчете экономически обоснованных затрат акционерного общества департаментом были не приняты или уменьшены расходы, понесенные по договорам аренды подвижного состава с экипажем, заключенным с ОАО «РЖД», а также собственные расходы акционерного общества на отчисления в негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние», на компенсацию проезда к отпуску по форме 6 в сумме 3 596 059,08 руб. (проводники, билетные кассиры, работники ЛЧУ), на юридическое сопровождение деятельности в сумме 63 784,37 руб., а также расходы на выплату вознаграждения членам Ревизионной комиссии в размере 55 888 руб., госпошлины в размере 1 280 000 руб. за рассмотрение ФАС России досудебных споров, отчислений в профсоюз «Дорпрофсож Северной железной дороги» в сумме 2 386 570,52 руб., расходы по статье «Юридическое сопровождение деятельности» в сумме 9 000 000 руб.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Сенновский А.А. административные исковые требования поддержал.

Представители административного ответчика на основании доверенностей Болгова А.А. и Роздова Е.В. административные исковые требования не признали.

Прокурором Кузьминым А.Г. дано заключение о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска.

Выслушав доводы указанных лиц, допросив свидетеля ФИО1, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно п.1 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 17 августа 1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», п. 1 ст. 8 Федерального закона от 10 января 2003г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» деятельность субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок подлежит ценовому регулированию посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (п. 3 ст. 5 Федерального закона о железнодорожном транспорте).

В соответствии с п. 2.11 Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (утв. постановлением Правительства Ярославской области от 20.12.2016г. № 1315) департамент осуществляет деятельность по государственному регулированию цен (тарифов) на регулярные перевозки пассажиров и багажа всеми видами транспорта общего пользования.

В пределах своих полномочий департамент вправе издавать приказы, носящие нормативный характер (п. 4.1 Положения о департаменте).

Решение об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней принимается коллегиальным органом – правлением департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (п. 5.11 Положения о департаменте).

18 декабря 2017г. правлением департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области рассмотрен вопрос об экономически обоснованном уровне тарифа на услуги акционерного общества «Северная пригородная пассажирская компания» в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Ярославской области на 2018г.

Правлением департамента принято решение об установлении экономически обоснованного тарифа на 2018г. в размере 7,94 руб. за 1 пассажиро-километр.

На основании данного решения правления департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области принят приказ от 19.12.2017г. № 321-ж\д «Об установлении экономически обоснованного уровня тарифа на услуги акционерного общества «Северная пригородная пассажирская компания» на 2018г.», который зарегистрирован и опубликован в установленном порядке.

Таким образом, приказ принят уполномоченным органом, с соблюдением предусмотренной формы, а также требований о регистрации и опубликования в средстве массовой информации.

Приказом ФСТ России от 06.01.2011г. № 119-т АО «Северная пригородная пассажирская компания» включено в реестр субъектов естественных монополий в сфере услуг железнодорожных перевозок на территориях ряда субъектов Российской Федерации, включая Ярославскую область.

В соответствии с п. 13 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009г. № 643) основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы в сфере пассажирских перевозок железнодорожным транспортом общего пользования является экономически обоснованные затраты.

Метод экономически обоснованных затрат применяется в соответствии с Методикой ФСТ России от 28.09.2010г. № 235-т\1, которая действовала в период принятия оспариваемого приказа.

При расчете экономически обоснованных затрат на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении в субъекте Российской Федерации регулирующий орган не учитывает затраты, в том числе вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов и финансированием за счет поступлений от оказания услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, иной деятельности, не относящейся к этим услугам (п. 13 Методики ФСТ России от 28.09.2010г. № 235-т\1).

Департаментом при расчете собственных расходов акционерного общества обоснованно не учтены в части отчисления в негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние» в сумме выплат социального характера, а также в части расходов по оплате проезда работников к месту отдыха.

АО «Северная пригородная пассажирская компания» располагается в городе Ярославле. Административным истцом не представлено доказательств наличия у акционерного общества представительств, филиалов, иных обособленных структурных подразделений. Соответственно местом работы сотрудников акционерного общества является Ярославская область, не относящаяся к районам Крайнего Севера.

В соответствии со ст.ст. 40, 41 Трудового кодекса РФ акционерное общество вправе в коллективном договоре предусматривать любые льготы, которые улучшают положение работников организации по сравнению с действующим законодательством.

В связи с этим отчисления в негосударственный пенсионный фонд, а также расходы по оплате проезда работников к месту отдыха является правом, а не обязанностью работодателя и могут устанавливаться с учетом финансово-экономического положения. Бремя несения таких расходов при установлении дополнительных льгот возложено на организацию, установившую их для своих работников. Включение данных расходов в тариф приведет к финансированию за счет публично-правового образования расходов, не отвечающих интересам потребителей услуг.

Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение ФСТ России досудебных дел по разногласиям в оценке экономически обоснованных затрат не могут являться экономически обоснованными, поскольку уплата государственной пошлины и судебных издержек при рассмотрении споров между организациями не связана с регулируемым видом деятельности.

Согласно п. 5 Методики ФСТ России от 28.09.2010г. № 235-т\1, которая действовала в период принятия оспариваемого приказа, в состав экономически обоснованных затрат подлежат включению расходы по фонду оплаты труда и на социальные нужды, предусмотренные коллективным договором, в случае, если они связаны с регулируемым видом деятельности.

Отчисления в профсоюзный орган являются дополнительным бременем работодателя, решение о котором принято исходя из наличия для этого материально – финансовых возможностей. Нормы трудового законодательства и Отраслевого соглашения таких обязательств на работодателей не возлагают.

Поэтому отчисления в профсоюз «Дорпрофсож Северной железной дороги» обоснованно не приняты департаментом.

Расходы на юридическое сопровождение в сумме 9 000 000 руб. также обосновано не были приняты департаментом при расчете экономически обоснованного уровня тарифа.

Как указано в административном исковом заявлении, данные расходы выплачены адвокатам в связи с участием в судебных делах по взысканию убытков. В обоснование данных утверждений представлены договоры на оказание юридических услуг от 22.11.2015г. и 28.04.2016г.

Тем самым, данные расходы обусловлены реализацией процессуальных прав акционерного общества в рамках конкретных судебных дел, в связи с чем не могут расцениваться как связанные с регулируемой деятельностью.

Расходы по юридическому сопровождению в сумме 63 784,37 руб., вопреки утверждению административного истца, департаментом были приняты в расчет, что следует из экспертного заключения, распределения общехозяйственных расходов между видами деятельности, показаний свидетеля ФИО1.

В силу изложенного доводы административного иска в этой части нельзя расценить как обоснованные.

Вместе с тем доводы административного иска о неправильной оценке департаментом расходов по статьям затрат, связанными с оплатой услуг сторонних организаций, для выполнения железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении, являются обоснованными.

Согласно п. 23.7.2.2 Методики N 235-т/1 расходы по использованию арендуемых основных средств (железнодорожного подвижного состава) определяются с учетом ставок аренды в отчетном периоде, ожидаемых в текущем периоде объемов арендуемых основных средств (объемов работы) и ожидаемого на текущий период изменения арендных ставок, принятых регулирующим органом.

Аналогичным образом определяются затраты на все виды ремонта, техническое обслуживание, управление и эксплуатацию железнодорожного состава (п.п. 23.7.2.3, 23.7.2.4 Методики № 235-т\1).

В случае превышения темпов роста арендной ставки, ставок за управление и эксплуатацию железнодорожного состава и ставок ремонта за единицу работы, над темпами роста инфляции (индексом цен производителей промышленной продукции, без продукции топливно-энергетического комплекса), над темпами роста цен производителей промышленной продукции компания пригородных пассажирских перевозок представляет экономическое обоснование изменения ставок с калькуляцией соответствующих расходов (пункты 23.7.2.2, 23.7.2.3, 23.7.2.4 Методики N 235-т/1).

АО «Северная пассажирская пригородная компания» в составе тарифной заявки на 2018г. представило в обоснование роста ставок арендной платы подвижного состава ОАО «РЖД» копии договоров аренды подвижного состава с экипажем от 08 июня 2015г. и 10 июня 2015г., расчет расходов ОАО «РЖД» за 2016г. и за первый квартал 2017г., расчет стоимости услуг аренды подвижного состава на 2017г., динамику росту ставок на услуги аренды подвижного состава за 201-2018гг., расчет стоимости услуг аренды подвижного состава на 2018г., обоснование роста ставок аренды подвижного состава.

Регулирующим органом был отклонен предложенный акционерным обществом размер указанных расходов. В то время как в соответствии с п. 9 Методики ФСТ РФ от 28.09.2010г. № 235-т\1 департамент должен был либо исходить из предложенной акционерным обществом цены, либо опровергнуть ее экономическую обоснованность, что сделано не было.

Из объяснений сторон, показаний свидетеля ФИО1 (специалиста департамента, проводившей экспертизу), экспертного заключения следует, что в процессе проведения экспертизы органом регулирования расходы по использованию арендуемого подвижного состава приняты в размере ниже заявленного акционерным обществом, расчет затрат по оплате услуг ОАО «РЖД» при выполнении пригородных пассажирских перевозок (аренда подвижного состава) на 2018г. произведен с учетом ожидаемых в 2017г. ставок, принятых департаментом при расчете на 2017г.

Решением Ярославского областного суда от 22.09.2017г. (вступило в законную силу 16.01.2018г.) признан недействующим приказ департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 19 декабря 2016 года № 342-ж/д «Об установлении экономически обоснованного уровня тарифа на услуги открытого акционерного общества «Северная пригородная пассажирская компания» на 2017 год».

Согласно этому решению суда при применении ставок на 2017г. регулирующий орган проиндексировал ставки 2011г., не применив в расчет затраты на аренду подвижного состава ставки 2015г., что противоречит требованиям Постановления Правительства РФ от 05.08.2009г. № 643, Методике ФСТ РФ от 28.09.2010г. № 235-т\1.

Тем самым, расчет ставок аренды подвижного состава на 2018г. с учетом проиндексированных с 2011г. ставок аренды 2017г. противоречит требованиям вышеуказанным постановлению Правительства РФ и Методике.

Согласно объяснениям представителя административного ответчика и показаний свидетеля ФИО1 на момент принятия оспариваемого приказа решение Ярославского областного суда от 22.09.2017г. не вступило в законную силу, поэтому департамент применил расчет тарифа на 2018г. экономически обоснованный уровень на 2017г.

Между тем данная позиция департамента не может расцениваться как обоснованная, так как индексация ставок с 2011г. не соответствует требованиям законодательства в области тарифного регулирования.

Согласно экспертному заключению исключены расходы по выплате вознаграждению органам контроля общества.

По смыслу ст. 85 Федерального закона «Об акционерных обществах» ревизионная комиссия является органом контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью общества.

По решению общего собрания акционеров членам ревизионной комиссии общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров (ч. 2 ст. 85 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

Согласно протоколу годового общего собрания акционеров акционерного общества «Северная пригородная пассажирская компания» от 24 мая 2016г. членам ревизионной комиссии выплачено вознаграждение в общей сумме 55 888 руб. за их деятельность в 2015г. (т. 1 л.д. 173).

Таким образом, вознаграждение членам ревизионной комиссии выплачено на законных основаниях, относится к расходам акционерного общества, непосредственно связанной с его деятельностью, в связи с чем оснований для исключения данных расходов не имелось.

Принимая изложенное, суд полагает, что имеются основания для признания оспариваемого приказа недействующим.

Определяя момент, с которого приказ подлежит признанию недействующим, суд исходит из следующего.

Оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия. Поэтому признание его не действующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Таким образом, в соответствии с положениями части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приказ подлежит признанию не действующим с момента его принятия.

Руководствуясь статьями 175 – 181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Акционерного общества «Северная пригородная пассажирская компания» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия приказ департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 19 декабря 2017 года № 321-ж/д «Об установлении экономически обоснованного уровня тарифа на услуги акционерного общества «Северная пригородная пассажирская компания» на 2018 год».

Опубликовать в издании Документ - Регион сообщение о принятии настоящего решения судом в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ярославского

областного суда В.С. Преснов