Дело № 3а-210/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 18 марта 2019 г.
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бузмакова С.С.,
при секретаре Еремеевой С.С.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Вохмяниной Ю.М., представителя административного истца ОАО «Пермскагропромхимия» ФИО1, представителя административного ответчика Правительства Пермского края, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края ФИО2, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Пермскагропромхимия» о признании не действующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 г. № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,
у с т а н о в и л:
25 ноября 2017 г. Правительством Пермского края принято постановление № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Постановление № 944-п), которым определён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, согласно приложению к данному Постановлению (далее – Перечень). Нормативный правовой акт 30 ноября 2017 г. размещён на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также 4 декабря 2017 г. опубликован в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 48.
Пунктом 3830 таблицы № 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в Перечень включено двухэтажное здание с кадастровым номером **, расположенное по адресу: ****.
Таким образом, налоговая база объекта недвижимости с кадастровым номером ** при определении налога на 2018 год определяется как его кадастровая стоимость.
Открытое акционерное общество «Пермскагропромхимия» (далее также – административный истец, ОАО «Пермскагропромхимия»), являясь собственником приведённого выше объекта капитального строительства, обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня принятия пункта 3830 таблицы 1 Перечня, утверждённого Постановлением № 944-п, ссылаясь на то, что объект недвижимости с кадастровым номером ** не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость; включение этого здания в Перечень противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс РФ) и статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (далее – Закон № 141-ПК), нарушает права и законные интересы ОАО «Пермскагропромхимия» в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В судебном заседании представитель административного истца ОАО «Пермскагропромхимия» ФИО1, действующий на основании доверенности, на заявленных требованиях настаивал.
Представитель административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края ФИО2, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административным истцом требований, по доводам, изложенным в письменном отзыве от 27 февраля 2019 г.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика и заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.
Из положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса РФ).
Законом № 141-ПК налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казённых учреждений Пермского края (пункт 1 части 1 статьи 2).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своём официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края. Названным Министерством данный перечень был сформирован, а в дальнейшем этот перечень Правительством Пермского края был утверждён Постановлением № 944-п.
Таким образом, Постановление № 944-п издано Правительством Пермского края в установленном порядке, уполномоченным органом и официально опубликовано (обнародовано), что полностью соответствует положениям пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, статьям 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламенту подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края, утверждённому постановлением Правительства Пермского края от 5 октября 2007 г. № 223-п, указу губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 г. № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункту 4 указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 г. № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края», и это обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующего имущества: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ определено, что в целях данной статьи административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО «Пермскагропромхимия» является собственником объекта недвижимого имущества, находящегося по адресу: ****, включённого в пункт 3830 Перечня: здания административно-бытового корпуса, назначение: нежилое, количество этажей: 2, в том числе подземных 0, (лит. А, А-1, А-2), общей площадью 967,6 кв. м, с кадастровым номером **.
Объект капитального строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером **, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешённого использования: под промышленные предприятия.
Таким образом, вид разрешённого использования земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости, не предполагает размещения на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, что является одним из предусмотренных подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ условий отнесения зданий к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, критерием для признания того, что здание предназначено или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения является размещение в здании офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. При этом использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия (собственника здания) и не являющейся определённым этапом такой деятельности.
Из заключения специалиста – кадастрового инженера Т., подготовленного по результатам проведения кадастровых работ в период с 7 марта 2019 г. по 13 марта 2019 г., на основании заявления ОАО «Пермскагропромхимия» следует, что объект капитального строительства с кадастровым номером ** располагается внутри земельного участка с кадастровым номером **. Здание административно-бытового корпуса с кадастровым номером ** является вспомогательным по отношению к промышленной территории, на которой оно создано. Указание в технической документации на назначение объекта в качестве административно-бытового корпуса соответствует действительности и свидетельствует о наличии в данном здании помещений, в которых размещаются администрация предприятия (директор, бухгалтерия, инженеры, помещения общественного питания).
Более того, как следует из указанного заключения, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования Двуреченское сельское поселение, земельный участок с кадастровым номером ** располагается в зоне производственных объектов III класса вредности (П-1), предназначенной для размещения производственно-коммунальных объектов III класса вредности и ниже, иных объектов соответствии с приведённым списком (приложение № 20). В результате анализа данного приложения выявлено, что в границах данной территории невозможно размещение офисных зданий.
Согласно данным технического паспорта здания с кадастровым номером **, помещения в нём также относятся к производственным и имеют различное наименование: кабинет, бойлерная, кладовка, санузел, коридор, туалет, обеденный зал (49,7 кв. м), кухня, лестничная клетка и т.д.
Таким образом, спорное здание не предназначено и не используется фактически для размещения в них офисов и сопутствующей инфраструктуры. В зданиях не осуществляется самостоятельная деловая, административная или коммерческая деятельность, прямо или косвенно не связанная с обеспечением производственной деятельности ОАО «Пермскагропромхимия». Здание используется для производственных целей предприятия и размещения административного персонала организации. Помещения, находящиеся в задании, направлены на обеспечение деятельности ОАО «Пермскагропромхимия» и не отвечают критериям, которые определены в статье 378.2 Налогового кодекса РФ.
Расположенные в спорном здании помещения, поименованные как «кабинеты», не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей инфраструктуре, учитывая, что термин «кабинет» не является тождественным (равным по значению) термину «офис». Занимаемые персоналом ОАО «Пермскагропромхимия» кабинеты используются самим налогоплательщиком для целей осуществления хозяйственной деятельности, в аренду третьим лицам помещения в зданиях не сдаются.
Необходимо учитывать, что в Перечень по своей цели и смыслу подлежат включению такие здания (строения, сооружения), которые используются или могут быть использованы в целях делового, административного или коммерческого назначения. То есть это такие объекты недвижимости, которые с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, и именно поэтому налогообложение таких объектов регулируется законодателем в специально установленном порядке.
Само по себе указание в техническом паспорте на наименование здания – административно-бытовой корпус, административный корпус для отнесения его к категории административно-делового центра недостаточно.
Спорный объект капитального строительства не является объектом недвижимости, в отношении которых при действующем правовом регулировании допустимо использовать его кадастровую стоимость для последующего определения размера налоговой базы, поскольку с экономической точки зрения такие объекты недвижимости не приносят самостоятельного дохода и их использование возможно исключительно по функциональному назначению.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность и обоснованность включения спорного объекта недвижимости в Перечень, утверждённый Постановлением № 944-п.
Однако Правительство Пермского края доказательства, с достоверностью подтверждающие соответствие принадлежащего ОАО «Пермскагропромхимия» недвижимого имущества условиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и необходимым для включения этих зданий в оспариваемый Перечень, не представило.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. № 848-п утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Вместе с тем, как установлено при рассмотрении административного дела, мероприятия по определению видов фактического использования спорного объекта недвижимости на момент его включения в Перечень Правительством Пермского края не производились. Включение объекта недвижимости (зданий) с кадастровым номером ** в Перечень произведено на основании сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, представленных в Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края.
Оценивая представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что спорный объект недвижимости включен в Перечень, утверждённый Постановлением № 944-п, без соблюдения требований статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и статьи 2 Закона № 141-ПК, и это нарушает права и законные интересы ОАО «Пермскагропромхимия», так как незаконно возлагает на предприятие обязанность по уплате налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости имущества.
Учитывая, что оспариваемый административным истцом региональный нормативный правовой акт принят с нарушением требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, требования ОАО «Пермскагропромхимия» являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Оспариваемый административным истцом Перечень в части пункта 3830 подлежит признанию не действующим со дня его принятия.
Исходя из пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о настоящем решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».
В силу положений статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Правительства Пермского края в пользу ОАО «Пермскагропромхимия» подлежат взысканию расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление открытого акционерного общества «Пермскагропромхимия» удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия пункт 3830 таблицы 1 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 г. № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Взыскать в пользу открытого акционерного общества «Пермскагропромхимия» с Правительства Пермского края расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей 00 копеек.
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 25 марта 2019 г.
Решение в законную силу не вступило.
Судья – подпись