Дело №3а-210/19
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Нижний Новгород 21 марта 2019 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Гущевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Новоженине Б.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1, ст.прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Стройтоннельсервис» о признании недействующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год,
УСТАНОВИЛ:
Приказ от 30 сентября 2016 года № 326-13-303/16 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.
В пункт 5180 раздела «город Нижний Новгород» Перечня 2017 включен объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
Приказ от 14 сентября 2017 года № 326-13-463/17 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.
В пункт 6478 раздела «город Нижний Новгород» Перечня 2018 включен объект недвижимости с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>
Приказ от 12 ноября 2018 года №Сл-326-25615/18 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В пункт 7875 раздела «город Нижний Новгород» Перечня 2019 включен объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
В пункт 7876 раздела «город Нижний Новгород» Перечня 2019 включен объект недвижимости с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>
В пункт 7877 раздела «город Нижний Новгород» Перечня 2019 включен объект недвижимости с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>
ООО «Стройтоннельсервис» (далее также - административный истец) обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими в вышеуказанной части названных нормативных правовых актов.
Как указал административный истец, здание общей площадью 2071,3 кв.м принадлежало ему на праве собственности до 11.05.2017, потом было разделено на два помещения площадью 592 кв.м и площадью 1479,3 кв.м, которые принадлежат Обществу на праве собственности с 11.05.2017.
Данные объекты фактически используются для размещения производственных помещений, мастерских, котельной, аккумуляторных; согласно документам технического учета назначение объектов - нежилые помещения; земельный участок, на котором расположены объекты, имеет вид разрешенного использования «для размещения складских и производственных помещений».
Включение спорных объектов в Перечни 2017, 2018, 2019 нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество организаций.
Административным ответчиком в материалы дела представлены акты обследований здания и помещений от 27.02.2019, составленные совместно представителями административного ответчика и административного истца.
Заслушав представителя административного истца ФИО1, поддержавшую доводы административного искового заявления в полном объеме; ст.прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области ФИО2, полагавшую требования административного истца подлежащими удовлетворению, обсудив доводы административного искового заявления, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что ООО «Стройтоннельсервис» на праве собственности принадлежал объект недвижимости - нежилое здание по адресу<адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью 2071,3 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.12.2010 (л.д.29). В настоящее время сведения о собственнике здания в ЕГРН отсутствуют, что следует из выписки от 13.02.2019.
Право собственности административного истца на нежилые помещения в этом здании с кадастровыми номерами № подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 13.02.2019.
Указанные объекты недвижимости включены в пункты 5180; 6478; 7875, 7876, 7877 раздела «город Нижний Новгород», соответственно, Перечней 2017, 2018, 2019.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ООО «Стройтоннельсервис» является надлежащим административным истцом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года № 109-З «О налоге на имущество организаций» (далее - Закон №109-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года N 129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года № 635 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения" (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года №666 "Об утверждении Положения о министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области", Положения о министерстве, постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года №183 "Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области", Положения о министерстве, суд приходит к выводу о том, что приказ министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22.06.2015 № 311-05-11-111/15, приказы Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области №326-13-303/16 от 30.09.2016, №326-13-463/17 от 14.09.2017, приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №Сл-326-25615/18 от 12.11.2018, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Данные приказы размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области, Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Административным истцом компетенция Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, а также Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на издание указанных нормативных правовых актов не оспаривалась.
Проверив приказ от 30 сентября 2016 г. № 326-13-303/16, приказ от 14 сентября 2017 г. № 326-13-463/17, приказ от 12 ноября 2018 г. № Сл-326-25615/18 в оспариваемых частях на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 14 и пунктом 1 статьи 372 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории Нижегородской области особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества (определение налоговой базы как кадастровой стоимости указанного имущества) определены статьей 11 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года №109-З "О налоге на имущество организаций”.
Согласно ч.1 указанной статьи налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
Частью 2 данной статьи установлено, что фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определяется в соответствии с условиями, установленными в пунктах 3-5 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (в редакции, действовавшей до 01.01.2017);
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2017);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
По смыслу ст.378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания (помещения), не снятые с кадастрового учета.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015г. №635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
В соответствии с пунктом 5 Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются:
- сведения государственного кадастра недвижимости;
- сведения Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:
- документы технического учета (инвентаризации);
- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;
- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В соответствии с п.3 ч.2 ст.62 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, обязано подтвердить факты, на которые ссылается как на основание своих требований.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что спорный объект недвижимого имущества (1) с кадастровым номером №, общей площадью 2071,3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, имеет назначение «нежилое здание», наименование - «административное здание», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 13.02.2019.
В ходе судебного разбирательства представлен Акт обследования здания №10027 от 27.02.2019, составленный представителями административного ответчика в присутствии административного истца.
В результате обследования установлено, что фактически здание используется под складские цели с бытовыми (подсобными), техническими и офисными (5%) помещениями, помещениями по установке и ремонту дополнительного оборудования автомобилей (4%), часть помещений не используется. Объект располагается на закрытой, охраняемой территории.
Спорный объект недвижимого имущества (2) с кадастровым номером №, общей площадью 592 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> имеет назначение и наименование «нежилое помещение», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 13.02.2019.
Согласно экспликации к поэтажному плану помещения, содержащейся в техническом паспорте (л.д.41), в помещении П1 расположены мастерские (4), котельная (2), бассейн, душ, комната отдыха, баня, санузел, коридор, лестничная клетка, аккумуляторная (2).
В ходе судебного разбирательства представлен Акт обследования здания №10028 от 27.02.2019, составленный представителями административного ответчика в присутствии административного истца.
В результате обследования установлено, что фактически помещение используется под складские цели, технические помещения и помещения по установке и ремонту дополнительного оборудования автомобилей (15%). Объект располагается на закрытой, охраняемой территории.
Спорный объект недвижимого имущества (3) с кадастровым номером № общей площадью 1479,3 кв.м., расположенный по адресу<адрес>, имеет назначение и наименование «нежилое помещение», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 13.02.2019.
Согласно экспликации к поэтажному плану помещения, содержащейся в техническом паспорте (л.д.49), в помещении П2 расположены помещения (21), технические помещения (8), туалеты, умывальники, раздевалки, душ, конференцзал, электрощитовая, тамбур, коридор, вентиляционная, помещение охраны.
В ходе судебного разбирательства представлен Акт обследования здания №10029 от 27.02.2019, составленный представителями административного ответчика в присутствии административного истца.
В результате обследования установлено, что фактически помещение используется под складские цели с бытовыми (подсобными) и офисными (7%) помещениями, часть помещений не используется. Объект располагается на закрытой, охраняемой территории.
В судебном заседании были исследованы фотографии спорных объектов, приобщенные к актам обследований.
Земельный участок, на котором находятся спорные объекты, имеет вид разрешенного использования «под строительство и дальнейшую эксплуатацию производственной базы ТОО НПП «Инжпроектстрой», что не позволяет определить его как земельный участок, предназначенный для размещения административно-делового центра.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что объекты недвижимого имущества - нежилое здание и нежилые помещения в этом здании, расположенные по адресу: <...>, исходя из их назначения, разрешенного использования и наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, фактического использования, а также с учетом вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположены эти объекты, не относятся к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежали включению в Перечни 2017, 2018, 2019.
Суд полагает, что административным ответчиком по настоящему делу не представлено доказательств того, что оспариваемые приказы Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области №326-13-303/16 от 30.09.2016 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год", Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области №326-13-463/17 от 14.09.2017 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год", Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №Сл-326-25615/18 от 12.11.2018 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год", в части включения в Перечни 2017, 2018, 2019 пунктов 5180; 6478; 7875, 7876, 7877 раздела «город Нижний Новгород»,соответственно, приняты в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно, положениями статьи 378.2 НК РФ и Закона №109-З.
С учетом изложенного, административное исковое заявление ООО «Стройтоннельсервис» подлежит удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что административный истец являлся плательщиком налога на имущество организаций в 2017 году, в 2018 году, является таковым и в 2019 году, и то обстоятельство, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2017 год, на 2018 год, на 2019 год). Признание отдельных положений оспариваемых нормативных правовых актов с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
Следовательно, пункт 5180 раздела «город Нижний Новгород» Перечня 2017 подлежит признанию недействующим со дня принятия приказа Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области №326-13-303/16 от 30.09.2016; пункт 6478 раздела «город Нижний Новгород» Перечня 2018 подлежит признанию недействующим со дня принятия приказа Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области №326-13-463/17 от 14.09.2017; пункты 7875, 7876, 7877 раздела «город Нижний Новгород» Перечня 2019 подлежат признанию недействующими со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №Сл-326-25615/18 от 12.11.2018.
Согласно пункту 5.6 раздела 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 года № 41 «О Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области» нормативный акт органа исполнительной власти размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте органа исполнительной власти Нижегородской области.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области) является уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по направлению перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
Соответственно, сведения об изменениях, внесенных в перечни, в том числе, вследствие принятых судом судебных актов, также подлежат направлению министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанности разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика, и направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Стройтоннельсервис» удовлетворить.
Признать недействующим пункт 5180 раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утв. Приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области №326-13-303/16 от 30.09.2016, со дня принятия.
Признать недействующим пункт 6478 раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утв. Приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области №326-13-463/17 от 14.09.2017, со дня принятия.
Признать недействующими пункты 7875, 7876, 7877 раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №Сл-326-25615/18 от 12.11.2018, со дня принятия.
Обязать министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области разместить сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика; направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда Н.В. Гущева
Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2019 года.