ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-210/2022 от 19.05.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело № 3а-210/2022

25ОS0000-01-2022-000001-77

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 мая 2022 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,

при секретаре Салмине В.А.,

с участием прокурора Шиш Н.С.,

представителя административного истца акционерного общества «АКОС» - Грачевой А.А.,

представителей заинтересованного лица администрации Дальнереченского городского округа Приморского края Щеглик Н.В., Шовкун Г.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «АКОС» к Думе Дальнереченского городского округа, заинтересованное лицо - администрация Дальнереченского городского округа Приморского края об оспаривании нормативного правового акта в части,

установил:

решением Думы Дальнереченского городского округа Приморского края (далее - Дума Дальнереченского городского округа) от 27 января 2017 № 01 утверждён Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Дальнереченского городского округа, предоставленных в аренду без торгов (далее – Порядок), которое официально опубликовано 2 февраля 2017 года в печатном издании «Дальнеречье», № 4(1429), в настоящее время действует в редакции решения Думы Дальнереченского городского округа от 14 сентября 2018 года № 50.

Пунктом 11.8 Приложения «Ставки арендной платы для земельных участков, находящихся в собственности Дальнереченского городского округа» к Порядку установлено значение ставки арендной платы для земельных участков с видом разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения базовых станций сотовой связи» в размере «250» (ставка арендной платы Сап, % (в процентах от кадастровой стоимости земельного участка)).

Акционерное общество «АКОС» (далее – АО «АКОС») обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просит: признать недействующим с даты принятия пункт 11.8 Приложения к Порядку определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Дальнереченского городского округа, предоставленных в аренду без торгов, утверждённому решением Думы Дальнереченского городского округа от 27 января 2017 года № 01, касающийся установления значения ставки арендной платы, применяемой при расчёте арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Дальнереченского городского округа, имеющих вид разрешенного использования земельного участка «размещение базовых станций сотовой связи», в размере «250».

В обоснование заявленных требований указав, что АО «АКОС» - оператор связи на основании договора аренды от 16 декабря 2020 года, заключённого с администрацией Дальнереченского городского округа Приморского края, является арендатором земельного участка с кадастровым номером , площадью 231 кв.м. Согласно пункту 3.1 Договора размер арендной платы составляет: в год - ..., в месяц –..., за период с 16 декабря 2020 года по 31 декабря 2020 года – .... Постановлением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15 октября 2020 № 87-па «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе населённых пунктов и земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Приморского края» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером увеличена с ... до .... Таким образом, аренда указанного земельного участка сучётом увеличения кадастровой стоимости и применения арендной ставки в размере 250% составила для АО «АКОС»... год, то есть за весь период аренды ....Фактически арендная плата за размещения базовой станции АО «АКОС» на муниципальном земельном участке с кадастровым номером в 122 раза превысила его кадастровую (рыночную) стоимость. Указали, что аренда земельного участка по цене, в несколько раз превышающей его стоимость, крайне невыгодна для АО «АКОС», так как прибыль от эксплуатации базовой станции не покрывает расходы по аренде земельного участка, на котором она расположена. Установление ставки арендной платы за размещение базовой станции сотовой связи в размере 250% от кадастровой стоимости земельного участка предоставляет преимущества размещения объектов связи операторам, оказывающим иные виды услуг связи, и ограничивает конкуренцию на территории Дальнереченского городского округа Приморского края. При размещении иных объектов связи ставка арендной платы составляет 1,5% (пункт 11.7 Приложения к Порядку). Считают, что ставки арендной платы земельных участков в Дальнереченском городском округе «под размещение базовых станций» в нарушение положений пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582), устанавливаются и утверждаются административными ответчиками произвольно, без экономического обоснования.

До рассмотрения дела по существу изменён процессуальный статус администрации Дальнереченского городского округа Приморского края с административного ответчика на заинтересованное лицо.

Представитель административного ответчика Думы Дальнереченского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания административный ответчик извещён надлежащим образом. Административным ответчиком представлены дополнения к возражениям на административное исковое заявление, в которых содержится ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя Думы Дальнереченского городского округа.

Согласно представленным возражениям на административное исковое заявление и дополнениям к ним административный ответчик Дума Дальнереченского городского округа просила отказать в удовлетворении административных исковых требований, указав, что решение Думы Дальнереченского городского округа от 27 января 2017 года № 01 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Дальнереченского городского округа Приморского края, предоставленных в аренду без торгов» принято в соответствии с ЗК РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582», Законом Приморского края от 29 декабря 2003 года № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», постановлением Администрации Приморского края от 11 марта 2015 года № 75-па «О Порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края, предоставленных в аренду без проведения торгов», Уставом Дальнереченского городского округа Приморского края. Считают, что Приложение к Порядку не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 не предусмотрены ставки арендной платы, льготы для предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности для размещения базовых станций сотовой связи. Указали, что пункт 11.8 Приложения к Порядку длительное время применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.

В соответствии со статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие неявишегося представителя административного ответчика.

В судебном заседании представитель административного истца Грачева А.А., действующая на основании доверенности, поддержала административные исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что в договоре аренды земельного участка от 16 декабря 2020 года, заключённом между АО «АКОС» и администрацией Дальнереченского городского округа Приморского края установлена регулируемая стоимость арендной платы. Расчёт арендной платы приведён в Приложении № 1 к договору. Данный расчёт зависит от кадастровой стоимости земельного участка и ставки арендной платы. Земельный участок предоставлен в аренду для размещения антенно-мачтового сооружения связи (АМС) высотой до 30 м сборно-разборного типа. По смыслу статьи 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» АМС являются сооружениями связи, а установленные на них базовые станции сотовой связи - средствами связи. Считает, что Думой Дальнереченского городского округа и администрацией Дальнереченского городского округа Приморского края не представлено обоснование, по какому принципу для размещения базовых станций устанавливается повышенный коэффициент и почему коэффициент за размещение данного вида средств связи отличается от других средств связи и объектов связи. По технологии оказания услуг связи базовые станции сотовой связи применяются только для оказания услуг подвижной радиотелефонной связи (сотовой связи). Подобный вид услуг связи на территории Приморского края кроме административного истца оказывают операторы подвижной радиотелефонной связи ПАО «МТС», ПАО «МегаФон» и ПАО «Вымпелком-Коммуникации». Установление повышенного коэффициента за аренду земельных участков под размещение базовых станций сотовой связи в Дальнереченском городском округе Приморского края ограничивает развитие сетей подвижной радиотелефонной связи и создает преимущества для развития иных сетей связи на территории указанного округа. Просила удовлетворить административные исковые требования в полном объеме.

Представители заинтересованного лица администрации Дальнереченского городского округа Приморского края Щеглик Н.В., Шовкун Г.Н, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании административные исковые требования не признали по доводам и основаниям, изложенным возражениях на административное исковое заявление и дополнених к данным возражениям, согласно которым считают, что решение Думы Дальнереченского городского округа Приморского края от 27 января 2017 года № 01 было принято в соответствии с требованиями действующего законодательства. При заключении договора аренды земельного участка АО «АКОС» согласилось со всеми условиями договора, и со ставкой арендной платы, указанной в Приложении № 1 к договору аренды земельного участка. Данный договор зарегистрирован в установленном законом порядке. Ставка арендной платы в размере «250», предусмотренная Порядком, утверждённым решением Думы Дальнереченского городского округа Приморского края от 27 января 2017 года № 01, действует на территории Дальнереченского городского округа Приморского края длительное время, еще до заключения договора аренды земельного участка с АО «АКОС». Земельный участок, предоставленный в аренду административному истцу относится к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена. Постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15 октября 2020 года № 87-па с 1 января 2021 года была установлена новая кадастровая стоимость земельных участков. В связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка изменился размер оплаты по договору аренды земельного участка. Ставка арендной платы «250» применяется и к другим операторам мобильной связи, но у них другая кадастровая стоимость находящихся в аренде земельных участков. На заседании

Думы Дальнереченского городского округа специалистами администрации Дальнереченского городского округа в ходе устного обсуждения давались обоснования относительно размера ставок арендной платы и предоставлялись расчеты.

Выслушав объяснения представителя административного истца АО «АКОС» Грачевой А.А., представителей заинтересованного лица администрации Дальнереченского городского округа Приморского края Щеглик Н.В., Шовкун Г.Н., изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Шиш Н.С., полагавшей, что имеются основания для признания нормативного правового акта представительного органа муниципального образования не действующим в оспариваемой административным истцом части с момента вступления в силу судебного решения, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований в части по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых примёнен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту 1 статьи 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании и во исполнение данного Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 4 статьи 2 ЗК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ (редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года № 334-ФЗ) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Как следует из подпункта 2 и 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 4 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края, предоставленных в аренду без проведения торгов, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 11 марта 2015 года № 75-па, размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, рассчитывается по формуле: А = К x Сап, где: А - размер арендной платы за использование земельного участка, рублей в год; К - кадастровая стоимость передаваемого в аренду земельного участка, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; Сап - ставка арендной платы за использование земельного участка.

Ставка арендной платы за использование земельного участка устанавливается равной ставке, принятой для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Размер ставки арендной платы земельного участка, предоставленного без проведения торгов, на котором отсутствуют здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 16 декабря 2020 года на основании постановления администрации Дальнереченского городского округа Приморского края от 27 октября 2020 года № 902 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка», между администрацией Дальнереченского городского округа Приморского края («Арендодатель») и АО «АКОС» («Арендатор») был заключён Договор аренды земельного участка, согласно которому, Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок (далее - Участок), из земель населённых пунктов,с кадастровым номером , площадью 231 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание - многоквартирный дом. Участок находится примерно в 75 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: край Приморский, г. Дальнереченск, ул. Рябуха, 6, для размещения антенно-мачтового сооружения связи (АМС) высотой до 30 м сборно - разборного типа (пункт 1.1).

В силу пункта 3.1 Договора размер арендной платы составляет: в год – ..., в месяц – ..., за период с 16 декабря 2020 года по 31 декабря 2020 года. – ....

Пунктом 3.3 Договора предусмотрено, что арендная плата начисляется с 16 декабря 2020 года. Расчёт арендной платы определен в приложении к Договору, которое является неотъемлемой частью Договора. Арендная плата за неполный календарный год исчисляется из размера арендной платы за использование земельного участка в год пропорционально количеству дней пользования Участком в таком календарном году.

Размер арендной платы в год, определённый Договором, подлежит изменению с момента вступления в законную силу нормативных правовых актов Российской Федерации, Приморского края, органов местного самоуправления, регулирующих порядок исчисления и размер арендной платы, без заключения дополнительных соглашений к Договору. При этом кадастровая стоимость применяется при расчёте арендной платы с 1 января года, следующего за годом, в котором произошло внесение очередных результатов кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (пункт 3.4)

Размер арендной платы пересматривается в случае изменения разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 3.5).

Срок аренды Участка устанавливаетсяс 16 декабря 2020 года по 15 декабря 2069 года (пункт 2.1).

Договор вступает в силу и распространяет своё действие на правоотношения сторон с даты его государственной регистрации (пункт 2.2).

Данный Договор зарегистрирован Управлением федеральной регистрационной службы по Приморскому краю 20 сентября 2021 года №

Пунктом 11.8 приложения к «Порядку определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Дальнереченского городского округа, предоставленных в аренду без торгов», утверждённому решением Думы Дальнереченского городского округа от 27 января 2017 года № 01, установлено значение ставки арендной платы для земельных участков с видом разрешенного использования «размещение базовых станций сотовой связи» в размере 250.

С применением данного значения Сап административному истцу по Договору аренды земельного участка от 16 декабря 2020 года производится расчёт арендной платы в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:.

Из уведомления администрации Дальнереченского городского округа Приморского края от 27 сентября 2021 года, исходящий № 650, адресованного АО «АКОС», о расчёте арендной платы, являющегося приложением № 1 к договору аренды земельного участка от 2 ноября 2018 года следует, что согласно договору аренды земельного участка от 16 декабря 2020 года б/н, арендная плата за земельный участок в 2021 году составляет ... в месяц, ... в год, при расчёте арендной платы за земельный участок с кадастровым номером применена ставка арендной платы за использование земельного участка «250», установленная пунктом 11.8 Приложения к Порядку, утверждённому решением Думы Дальнереченского городского округа Приморского края от 27 января 2017 года № 01.

Согласно пункту 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.К числу таких принципов, в том числе, относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 11 мая 2004 года, от 28 февраля 2017 года, № 424-О, при отсутствии единых правил, орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, суды должны выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. Данная позиция применяется и к вопросам установления размера арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена, в том числе к отдельным элементам формулы расчета размера такой арендной платы.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.

Анализ приведённых норм права позволяет сделать вывод о том, что ставка арендной платы за использование земельного участка, являясь одним из показателей расчёта годовой арендной платы, подразумевает необходимость экономического обоснования её размера и, соответственно, должна отвечать принципу экономической обоснованности.

Представленные административным ответчиком и заинтересованным лицом в материалы настоящего административного дела документы не содержат финансово-экономического обоснования к проекту решения Думы Дальнереченского городского округа Приморского края от 27 января 2017 года № 01 и не содержат доказательств того, что администрацией Дальнереченского городского округа Приморского края, внесшей проект указанного нормативного правового акта на рассмотрение представительного органа муниципального образования, производились какие-либо расчёты в целях экономического обоснования введения ставки арендной платы за использование земельных участков, установленной пунктом 11.8 Приложения к Порядку, утверждённому решением Думы Дальнереченского городского округа от 27 января 2017 года

№ 01 в размере 250, а также анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путём представления соответствующих расчётов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Представителем административного ответчика не представлены документы, содержащие экономическое обоснование для установления оспариваемым пунктом 11,8 Приложения к Порядку, утверждённому решением Думы Дальнереченского городского округа от 27 января 2017 года № 01 значения ставки арендной платы «250» в отношении земельных участков с видом разрешённого использования «размещение базовых станций сотовой связи».

При таких обстоятельствах оспариваемое значение ставки арендной платы является произвольным, не связанным с многофакторным анализом доходности земельных участков с указанными видами разрешённого использования, что противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В ходе рассмотрения данного административного дела административным ответчиком было представлено в материалы дела экономическое обоснование № 12/2022-ЭО от 21 апреля 2022 года, составленное независимым оценщиком индивидуальным предпринимателем Беловой Е.В., где проведено исследование и сделан вывод, что ставка арендной платы Сап, % (в процентах от кадастровой стоимости земельного участка за использование земельных участков, находящихся в собственности Дальнереченского городского округа, предназначенных для размещения базовых станций сотовой связи) – 5% от кадастровой стоимости земельного участка.

Данное экономическое обоснование также подтверждает произвольный характер установления ставки арендной платы в размере 250 %.

Ввиду таких обстоятельств суд приходит к выводу, что отсутствие необходимого экономического обоснования расчёта ставки арендной платы, определённой пунктом 11.8 Приложения к Порядку, утверждённому решением Думы Дальнегорского городского округа Приморского края от 27 января 2017 года № 01, которым установлена ставка арендной платы, применяемая при расчёте арендной платы за земельные участки с видом разрешённого использования «размещение базовых станций сотовой связи» в размере «250» противоречит требованиям действующего земельного законодательства.

В соответствии с частью 3 статьи 18 Устава Дальнереченского городского округа Приморского края, принятого решением муниципального комитета муниципального образования города Дальнереченска от 24 июня 2002 года № 101 (в настоящее время действует в редакции решения Думы Дальнереченского городского округа Приморского края от 31 марта 2022 года № 37-МПА) в структуру органов местного самоуправления Дальнереченского городского округа входит, в частности, выборный представительный орган городского округа – Дума Дальнереченского городского округа.

Статьёй 21 Устава Дальнереченского городского округа Приморского края установлено, что к исключительной компетенции Думы Дальнереченского городского округа относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Согласно части 1 статьи 31 Устава Дальнереченского городского округа Приморского края по вопросам, вносимым на заседание, Дума принимает решения открытым, в том числе поименным или тайным голосованием.

Оспариваемый нормативный правовой акт был принят на очередном заседании Думы Дальнереченского городского округа 27 января 2017 года, на котором присутствовали 14 депутатов из 19 избранных и все проголосовали «за» принятие решения № 01.

Данный нормативный правовой акт был опубликован 2 февраля 2017 года в печатном издании «Дальнеречье», № 4(1429.)

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого Порядка Думой Дальнереченского городского округа соблюдены требования нормативных правовых актов, в части наличия у представительного органа местного самоуправления полномочий на принятие нормативного правового акта, его формы, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу. Решение Думы Дальнереченского городского округа в данной части не оспаривалось.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и о признании оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Заинтересованным лицом администрацией Дальнереченского городского округа Приморского края представлены в материалы дела копия договора аренды земельного участка от 9 января 2020 года, заключенного между администрацией Дальнереченского городского округа и ПАО «Мобильные ТелеСистемы» в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:29:010110:1440 на срок с 9 января 2020 года по 8 января 2069 года, и копия договора аренды земельного участка от 9 января 2020 года, заключенного между администрацией Дальнереченского городского округа и ПАО «Мобильные ТелеСистемы» в отношении земельного участка с кадастровым номером на срок с 9 января 2020 года по 8 января 2069 года, согласно которым расчет арендной платы производится с применением ставки арендной платы 250 % на основании решения Думы Дальнереченского городского округа от 27 января 2017 года № 01.

Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применяется по настоящее времяи на основании этого акта были реализованы и реализуются права организаций (юридических лиц),суд приходит к выводу о необходимости признания пункта 11.8 Приложения к Порядку, утверждённому решением Думы Дальнереченского городского округа от 27 января 2017 года № 01, касающегося установления значения ставки арендной платы, применяемой при расчёте арендной платы для земельных участков, имеющих вид разрешенного использования – размещение базовых станций сотовой связи, вразмере «250» недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления в части, суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать административного ответчика опубликовать сообщение о принятом судом решении в официальном печатном средстве массовой информации Дальнереченского городского округа края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «АКОС» к Думе Дальнереченского городского округа, заинтересованное лицо администрация Дальнереченского городского округа Приморского края об оспаривании нормативного правового акта в части - удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда пункт 11.8 Приложения к Порядку определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Дальнереченского городского округа, предоставленных в аренду без торгов, утвержденному решением Думы Дальнереченского городского округа от 27 января 2017 года № 01, касающийся установления значения ставки арендной платы, применяемой при расчёте арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Дальнереченского городского округа, имеющих вид разрешенного использования земельного участка «размещение базовых станций сотовой связи», в размере «250».

Обязать Думу Дальнереченского городского округа опубликовать сообщение о данном решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Думы Дальнереченского городского округа.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Г.А. Поломошнова