Дело № 3а-30/2019
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
6 марта 2019 года Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Павловой О.А.
при секретаре Кулик А.К.,
с участием прокурора Федоровой Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «Ремонтно-строительное управление Красногвардейского района» о признании недействующим пункта 362 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 25 декабря 2017 года № 166-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год»,
У С Т А Н О В И Л:
закрытое акционерное общество «Ремонтно-строительное управление Красногвардейского района» обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 362 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 25 декабря 2017 года № 166-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год».
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что здание, расположенное по адресу: <...>, литера А, имевшее ранее кадастровый номер 78:6119Б:0:7, а в настоящее время - кадастровый №..., принадлежащее ему на праве собственности, включено в пункт 362 Перечня, утвержденного оспариваемым приказом (далее – Перечень), однако не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года №684-96 «О налоге на имущество организаций», поскольку согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости его площадь – 2 889,5 кв.м, что менее минимальной площади, при которой здание подлежит включению в Перечень.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать, указывая на то, что процедура принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюдена, а административным истцом не представлены доказательства того, что площадь спорного объекта на момент проведения обследования составляла менее 3000 кв.м, о чём представил письменные возражения (л.д. 82-86).
Представитель заинтересованного лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дне, времени и месте судебного разбирательства (л.д.203), в связи с чем, руководствуясь частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении административного иска, суд считает, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года № 684-96 «О налоге на имущество организаций» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) на территории Санкт-Петербурга введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, в соответствии со статьей 1-1 которого, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв. м, которые в соответствии с пунктами 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Осуществление указанных полномочий на момент принятия оспариваемого акта было возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, утверждённого постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года № 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 25 декабря 2017 года № 166-п, размещен на сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети «Интернет» (gov.spb.ru) 28 декабря 2017 года, т.е. до начала соответствующего налогового периода (л.д. 96-97).
В пункт 362 Перечня включено здание с кадастровым номером 78:6119Б:0:7, расположенное по адресу: <...>, лит.А, принадлежащее на праве собственности закрытому акционерному обществу «Ремонтно-строительное управление Красногвардейского района» (л.д. 99).
Приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 3 августа 2018 года №128-п в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год внесены изменения в пункт 362: изменен кадастровый номер здания на 78:11:0611902:1018 (л.д.100).
Указанный приказ признан утратившим силу приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 17 августа 2018 года № 137-п «О внесении изменений в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденный приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 25 декабря 2017 года № 166-п» (л.д.101).
Пункты 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации содержат понятие административно-делового центра, торгового центра (комплекса) и основные признаки названных объектов налогообложения.
В частности, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года № 737 на основании статьи 1-2 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года № 684-96 «О налоге на имущество организаций» (далее - Порядок).
Определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Санкт-Петербурга отнесено к полномочиям Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, утверждённого постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года № 207.
Согласно пункту 4 Порядка в ходе проведения обследований объектов, указанных в Перечне, осуществляется фотосъемка и(или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование таких объектов, а также фотосъемка и(или) видеосъемка вывесок (конструкций) с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом здании (строении, сооружении) и помещении; вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется в соответствии с условиями, установленными в пунктах 3, 4, 5 статьи 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 5) (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта).
Как следует из материалов дела, Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга для определения вида фактического использования спорного здания произведено обследование, о чем составлен акт обследования здания от 4 августа 2017 года № 1222-ВФИ/С/2017/ККИ, которым установлено фактическое использование более 20% площади обследуемого объекта в целях делового административного или коммерческого назначения для размещения офисов, объектов бытового обслуживания, а именно – автосервис, офисные помещения. В ходе проведения обследования осуществлена фотосъемка снаружи и внутри здания, фиксирующая фактическое использование объекта. Из содержания данного акта следует, что доступ в помещения здания сотрудникам Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга предоставлен.
Материалы фотофиксации, приложенные к акту обследования объекта от 4 августа 2017 года № 1222-ВФИ/С/2017/ККИ, отражают вид здания с внешней и внутренней стороны, и подтверждают использование здания в целях размещения офисов, автосервиса.
Оценивая указанный акт, суд признаёт его соответствующим требованиям пунктов 4, 5 Порядка и надлежащим доказательством того, что здание отвечает условиям, позволяющим включить его в соответствующий Перечень, - доказательством, подтверждающим фактическое использование не менее 20 процентов площади здания в целях размещения в нём офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов бытового обслуживания.
В ходе судебного разбирательства представитель административного истца подтвердил факт использования более 20 процентов площади здания на дату обследования в установленных в акте целях (л.д.196-198).
Доводы административного истца о том, что площадь здания, расположенного по адресу: <...>, литера А, составляет 2889,5 кв.м, опровергаются материалами дела.
Доказательством того, что площадь здания составляет 2889,5 кв.м, административный истец полагает выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 12 декабря 2018 года № 78/001/010/2018-89275 и от 5 февраля 2019 года №78/001/002/2019-12953 (л.д.13-14, 181-192).
Вместе с тем, из материалов дела усматривается следующее.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному 5 марта 2001 года, площадь спорного здания, принадлежащего закрытому акционерному обществу «Ремонтно-строительное управление Красногвардейского района», составляет 3046,5 кв.м, здание имеет кадастровый номер 78:11:6119Б:0:7 (л.д.38).
Из ответа Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от 25 февраля 2019 года на запрос суда следует, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект, расположенный по адресу: <...>, лит.А, с кадастровым номером 78:11:6119Б:0:7 (он же 78:11:6119Б:13:7), а в настоящее время №..., имеет площадь – 3046,5 кв.м (л.д.204-205).
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу в ответе также пояснило, что 31 января 2019 года в порядке верификации в Единый государственный реестр недвижимости на основании письма Проектно-инвентаризационного бюро Северо-Восточное филиала Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» от 24 декабря 2018 года внесены изменения в площадь объекта: площадь изменена с 3046,5 кв.м на 2889,5 кв.м.
Письмо Проектно-инвентаризационного бюро Северо-Восточное филиала Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» содержит информацию о том, что при изготовлении технической документации в общую площадь строения включена площадь застройки навеса а1 (157.0 кв.м); филиалом на 9 декабря 1999 год был изготовлен план первичного объекта недвижимости со следующими характеристиками: состав объекта – А, а1, общая площадь 3046,5 кв.м, этажность 1-3; объект прошел кадастровый учет и присвоен кадастровый номер 78:6119Б:0:7; общая площадь здания определяется как сумма площадей всех его частей, включая площадь помещений вспомогательного использования, в настоящее время площадь застройки навеса не входит в общую площадь строения, в связи с чем, здание учтено с площадью 2889,5 кв.м (л.д.207).
Впоследствии, 15 февраля 2019 года Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу в Единый государственный реестр недвижимости, с учетом письма Проектно-инвентаризационного бюро Северо-Восточное филиала Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» от 21 сентября 2018 года площадь здания вновь изменена с 2889,5 кв.м на 3046,5 кв.м (л.д.208).
Названным письмом Проектно-инвентаризационного бюро Северо-Восточное филиала Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» просит внести изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, сообщив следующую информацию. По состоянию на 1999 год по адресу: <...>, лит.А, учтен объект недвижимости – нежилое здание, со следующими характеристиками: общая площадь – 3046,5 кв.м, этажность: надземная: 3 (1-3), кадастровый номер 78:11:6119Б:0:7. При передаче сведений ПИБ в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу об указанном нежилом здании была допущена ошибка в части указания общей площади (в площадь строения ошибочно не включена площадь навеса литера а1) и графических данных (на плане 1-го этажа ошибочно не указана площадь навеса) (л.д.208).
Частью 1 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Таким образом, на момент проведения обследования и в настоящее время площадь здания, расположенного по адресу: <...>, лит.А, принадлежащего на праве собственности закрытому акционерному обществу «Ремонтно-строительное управление Красногвардейского района», составляет 3046,5 кв.м. Органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета, была допущена техническая ошибка в части указания площади здания, которая впоследствии была исправлена в соответствии с положениями части 1 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, представленные административным истцом, содержат ошибочную информацию о площади здания, исправленную органом регистрации прав.
При таких обстоятельствах оснований для признания недействующим пункта 362 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 25 декабря 2017 года № 166-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» не имеется, в связи с чем, в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать.
В соответствии с частью 3 статьи 89 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по нему сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако суд одновременно с принятием такого решения или после этого может вынести определение об отмене мер предварительной защиты по административному иску.
В связи с изложенным, суд полагает необходимым отменить меры предварительной защиты в виде запрета применения пункта 362 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 25 декабря 2017 года № 166-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» в отношении закрытого акционерного общества «Ремонтно-строительное управление Красногвардейского района», принятые определением Санкт-Петербургского городского суда от 27 декабря 2018 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 89, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления закрытого акционерного общества «Ремонтно-строительное управление Красногвардейского района» о признании недействующим пункта 362 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 25 декабря 2017 года № 166-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» отказать.
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на сайте Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Отменить меры предварительной защиты в виде запрета применения пункта 362 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 25 декабря 2017 года № 166-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» в отношении закрытого акционерного общества «Ремонтно-строительное управление Красногвардейского района», наложенные определением Санкт-Петербургского городского суда от 27 декабря 2018 года, со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А.Павлова