Дело № 3а-211/2019 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 8 октября 2019 г.
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Астапенко С.А.
при помощнике судьи Михейкиной М.О.
с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Номерова Владимира Вячеславовича к территориальной избирательной комиссии Кировского муниципального района Ленинградской области об обязании назначить дополнительные выборы депутатов в Совет депутатов муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва,
УСТАНОВИЛ:
Номеров В.В. обратился в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии Кировского муниципального района Ленинградской области, в котором просит:
обязать территориальную избирательную комиссию Кировского муниципального района Ленинградской области назначить дополнительные выборы депутатов в Совет депутатов муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по четырехмандатному избирательному округу № 20 в количестве 2 депутатов и по четырехмандатному избирательному округу № 21 в количестве 4 депутатов в срок не позднее 24 августа 2019 года;
обратить решение суда к немедленному исполнению в порядке статьи 188 КАС РФ в связи с тем, что срок проведения дополнительных выборов депутатов в Совет депутатов муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области является ограниченным и составляет менее четырех месяцев.
Требования административного иска мотивированы тем, что 24.06.2018 года состоялись досрочные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва. Постановлением территориальной избирательной комиссии Кировского муниципального района Ленинградской области (с полномочиями избирательной комиссии МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области) от 25.06.2018 г. № 350/1 «Об установлении общих результатов досрочных выборов депутатов Совета депутатов четвертого созыва» выборы признаны действительными.
В Совет депутатов избраны 16 депутатов.
В дальнейшем в период с 07.02.2019 года по 26.02.2019 года решениями Совета депутатов досрочно прекращены полномочия пяти депутатов: ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10
В период с 01.04.2019 по 04.04.2019 года депутаты ФИО11, ФИО12, ФИО13 обратились в Совет депутатов с заявлениями о досрочной отставке по собственному желанию. Решение об отставке на очередном заседании Совета депутатов, состоявшемся 28.06.2019 года, не принято. Следовательно, начиная с 29.06.2019 года их полномочия считаются прекращенными.
Действующий Совет депутатов стал состоять из восьми депутатов, как следствие, в избирательных округах № 18 и № 19 не замещены по одному мандату, в избирательном округе №20 не замещено два мандата, в избирательном округе №20 – четыре мандата.
Учитывая, что численный состав Совета депутатов составляет 16 депутатов, то принятие Советом депутатом любого решения возможно только при наличии в составе Совета депутатов не менее девяти действующих депутатов.
Административный истец делает вывод о неправомочном составе представительного органа.
В этой связи, ссылаясь на положения пунктов 8, 9 ст. 71 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», полагает, что должны быть проведены дополнительные выборы по двум четырехмандатным округам № 20 и № 21 в срок не позднее 03.11.2019 г.
Совет депутатов принять решение о назначении дополнительных выборов в Совет депутатов возможности не имеет, так как состоит из 8 действующих депутатов.
Территориальная избирательная комиссия Кировского муниципального района Ленинградской области не назначила дополнительные выборы в Совет депутатов на 08.09.2019 в соответствии с п. 8 ст. 71 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.
В связи с тем, что территориальной избирательной комиссией дополнительные выборы депутатов в Совет депутатов до настоящего времени не назначены, ограниченный срок назначения выборов за 70 дней до дня голосования, избирательной комиссией не может быть выдержан.
Полагает, что поскольку срок полномочий действующего созыва Совета депутатов составляет более одного года, следовательно, в результате дополнительных выборов могут быть избраны депутаты на оставшийся период действия срока полномочий депутата Совета депутатов. Ограничения для назначения дополнительных выборов в Совет депутатов законом не установлены.
Дополнительные выборы депутатов в Совет депутатов МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области должны быть назначены территориальной избирательной комиссии Кировского муниципального района в срок не позднее 24.08.2019 года, то есть за 70 дней до дня голосования, а именно 3.11.2019 г.
В письменных возражениях ТИК Кировского муниципального района обращается внимание на то обстоятельство, что 16.07.2019 г. Ленинградским областным судом вынесено решение по административному делу № по иску ФИО18., которым признан неправомочным действующий состав Совета депутатов МО Шлиссельбургское городское поселение. В случае вступления в законную силу данного решения, территориальная избирательная комиссия в соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и ч. 3 ст. 6 областного закона от 15.03.2012 г. №20-оз «О муниципальных выборах в Ленинградской области» обязана назначить досрочные выборы депутатов совета депутатов МО Шлиссельбургское городское поселение. Решение о назначении дополнительных выборов принимается только в случае, если в результате сложения депутатами своих полномочий представительный орган остался в неправомочном составе, то есть в составе менее двух третей от установленной численности депутатов, но с численностью депутатов, позволяющей органу в установленные законом сроки принять решение о назначении дополнительных выборов.
Определением Ленинградского областного суда от 13.08.2019 г. производство по административному делу № приостановлено до вступления в законную силу решения Ленинградского областного суда по административному делу № по административному иску ФИО14
Определением Ленинградского областного суда от 25.09.2019 г. производство по административному делу № возобновлено.
В судебном заседании представитель административного истца Номерова В.В. – Халилов А.Р. поддержал требования административного иска по изложенным в нем основаниям.
Представители территориальной избирательной комиссии Кировского муниципального района Ленинградской области Фомина Н.В., Грачева Е.Ю. возражали против удовлетворения административного иска, считая его доводы необоснованными.
Участвующий в деле прокурор в заключении полагал требования административного не подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, решением Ленинградского областного суда от 16.07.2019 по административному делу №, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2019 года, признан неправомочным состав Совета депутатов муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва, сформированный по результатам досрочных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва от 24 июня 2018 года.
В соответствии с п. 16 ст. 35 Федерального закона от 6.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочно, в частности, в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
Условия проведения досрочных и дополнительных выборов урегулированы Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ.
Пункт 4 ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ предусматривает назначение досрочных выборов в случае досрочного прекращения полномочий представительных органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность такого органа.
Проанализировав вышеприведенные нормы закона, суд приходит к выводу о том, что в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования в связи с вступлением в законную силу решения суда о неправомочности состава данного органа, следует руководствоваться требованиями п. 4 ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ о проведении не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий досрочных выборов.
Аналогичная правовая позиция отражена в определении Конституционного Суда РФ от 2.07.2009 года N 1006-О-О согласно которому принятие судом решения о неправомочности состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий, влечет за собой досрочное прекращение полномочий всех депутатов представительного органа муниципального образования и проведение досрочных выборов в указанный орган в сроки, установленные федеральным законом.
Таким образом, судом установлено, что после вступления в законную силу решения Ленинградского областного суда от 16.07.2019 по административному делу № о признании неправомочным состава Совета депутатов муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, досрочно прекращены полномочия этого представительного органа, что влечет назначение в установленный законом срок досрочных, а не дополнительных выборах.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения избирательных прав заявителя и оснований для удовлетворения его требований.
Ссылка административного истца на то, что по смыслу п. 8 ст. 71 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ должны быть назначены дополнительные выборы, основаны на неправильном толковании закона при том, что определяющее значение имеет правовое основание для назначения выборов – неправомочность состава депутатов представительного органа.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Номерова Владимира Вячеславовича к территориальной избирательной комиссии Кировского муниципального района Ленинградской области об обязании назначить дополнительные выборы депутатов в Совет депутатов муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва – отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд во второй апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья С.А. Астапенко
Решение в окончательной форме изготовлено 21 октября 2019 года