ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-211/2015 от 14.09.2015 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-211/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Хрусталевой Л.Е.

при секретаре Нициевской Л.Н.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Кузнецовой И.А.,

представителя административного истца Голубева В.В., действующего на основании Устава, представителя административного ответчика Зориной Ю.В., действующей на основании доверенности от 08.09.2015 № **, представителя заинтересованного лица - администрации города Перми Ефремовой А.В., действующей на основании доверенности от 14.09.2015 № **,

рассмотрев 10 декабря 2015 года в открытом судебном заседании в г. Перми административное дело по административному исковому заявлению Автономной некоммерческой организации «Медицинское объединение «***» о признании недействующим в части Положения о порядке передачи муниципального имущества города Перми в безвозмездное пользование, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 23.12.2008 № 425,

у с т а н о в и л:

Автономная некоммерческая организация «Медицинское объединение «***» обратилась в Ленинский районный суд г.Перми с заявлением о признании недействующим в части Положения о порядке передачи муниципального имущества города Перми в безвозмездное пользование, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 23.12.2008 № 425.

Определением Ленинского районного суда г.Перми от 22.09.2015 гражданское дело по заявлению Автономной некоммерческой организации «Медицинское объединение «***» передано на рассмотрение по подсудности в Пермский краевой суд, судьей которого определением от 15.10.2015 дело принято к производству Пермского краевого суда для рассмотрения по правилам административного судопроизводства.

С учетом уточненного административного искового заявления административного истца, поданного в Пермский краевой суд, Автономная некоммерческая организация «Медицинское объединение «***» просит признать недействующим Положение о порядке передачи муниципального имущества города Перми в безвозмездное пользование, утвержденное Решением Пермской городской Думы от 23.12.2008 № 425 в части отсутствия в Положении указания на возможность передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование без проведения торгов лицам, указанным в пункте 4 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ), а именно социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими видов деятельности, предусмотренных подпунктом 9 пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациям» (далее – Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ), а именно в области здравоохранения, ссылаясь на то, что оспариваемое Положение в указанной части противоречит Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ и ограничивает права административного истца, являющегося социально ориентированной некоммерческой организацией, на получение муниципального имущества в безвозмездное пользование.

В судебном заседании представитель административного истца Голубев А.В. поддержал административные исковые требования с учетом их уточнения (л.д. 194-195 т.2), считает, что в пункт 2.2 оспариваемого Положения в нарушение положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ необоснованно не включена норма, предусматривающая, что муниципальное имущество может быть передано в безвозмездное пользование без проведения торгов лицам, указанным в пункте 4 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, а именно социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими видов деятельности, предусмотренных подпунктом 9 пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, а именно в области здравоохранения.

Представитель Пермской городской Думы Зорина Ю.В. просила в удовлетворении административного иска отказать по доводам, изложенным в письменных отзывах (л.д. 88-89, 129-130, 165-166 т.1, л.д.108-113 т.2).

Представитель заинтересованного лица администрации города Перми Ефремова А.В. полагала административный иск не подлежащим удовлетворению по доводам, изложенным в письменных отзывах (л.д.74-76, 90-91, 131-133 т.1).

Заинтересованное лицо - Департамент имущественных отношений администрации города Перми, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направило.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, заключение прокурора, полагающего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд считает, что административный иск с учетом уточнения требований следует удовлетворить.

Пунктом 3 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в предусмотренных данной статьей случаях.

Исключения содержатся в пунктах 1 - 16 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Так, согласно пункту 4 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров с некоммерческими организациями, созданными в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическими партиями, общественными движениями, общественными фондами, общественными учреждениями, органами общественной самодеятельности, профессиональными союзами, их объединениями (ассоциациями, первичными профсоюзными организациями), объединениями работодателей, товариществами собственников жилья, социально ориентированными некоммерческими организациями при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности, в том числе в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан.

Судом установлено, что Решением Пермской городской Думы от 23.12.2008 № 425 утверждено Положение о порядке передачи муниципального имущества города Перми в безвозмездное пользование, которое публиковано в издании «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» от 13.01.2009 № 1.

Согласно Положению о печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь», утвержденному решением Пермской городской Думы от 26.09.2006 № 255, указанный Бюллетень является официальным печатным средством массовой информации, предназначенным для опубликования муниципальных правовых актов.

Впоследствии в указанное Положение вносились изменения решениями Пермской городской Думы от 22.12.2009 № 330, от 26.03.2013 № 56, от 28.01.2014 № 7, от 23.09.2014 № 196, которые опубликованы в издании «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» соответственно от 29.12.2009 № 100, часть II, от 09.04.2013 № 24, от 07.02.2014 № 7, от 03.10.2014 № 72.

Суд считает установленным, что оспариваемый в части нормативный правовой акт является действующим.

Нарушения процедуры принятия оспариваемого в части нормативного правового акта при рассмотрении дела судом не установлено.

Оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Пермской городской Думой в пределах полномочий. В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Устава города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 13.03.1996 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Устав города Перми) Пермская городская Дума по вопросам, отнесенным к её компетенции федеральными законами, законами Пермского края, Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Перми, решение об удалении Главы города – председателя Думы в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Думы и иным вопросам, отнесенным к её компетенции федеральными законами Пермского края, Уставом. Как следует из пункта 1 статьи 21 Устава города Перми, управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Перми, от имени муниципального образования город Пермь, осуществляет администрация города в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами города Перми. Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Перми, устанавливается Думой.

Решение Пермской городской Думы от 23.12.2008 № 425 «Об утверждении Положения о порядке передачи муниципального имущества города Перми в безвозмездное пользование» принято с соблюдением требований, установленных Регламентом Пермской городской Думы, утвержденным Решением Пермской городской Думы от 27.03.2012 № 50 (далее – Регламент), в установленной форме. Проекты решений Пермской городской Думы (в первоначальной редакции и об изменениях) внесены на рассмотрение Пермской городской Думы субъектами правотворческой инициативы. На указанные проекты правовых актов получены необходимые заключения согласно статье 56 Регламента. В соответствии со статьями 12, 56 Регламента проекты правовых актов рассмотрены на заседаниях комитетов Пермской городской Думы по муниципальной собственности и земельным отношениям и рекомендованы Пермской городской Думе к рассмотрению. При принятии решений требования пункта 1 статьи 51 Устава города Перми, согласно которому нормативные правовые акты принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов, соблюдены.

Оспариваемый в части нормативный правовой акт опубликован в порядке и в сроки, установленные пунктом 4 статьи 9 Устава города Перми.

Как следует из Положения о порядке передачи муниципального имущества города Перми в безвозмездное пользование, разделом 2 Положения установлены основания и условия передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование.

Согласно пункту 2.2 Положения о порядке передачи муниципального имущества города Перми в безвозмездное пользование муниципальное имущество может быть передано в безвозмездное пользование как по результатам торгов, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", так и без проведения торгов.

Без проведения торгов муниципальное имущество может быть передано следующим категориям ссудополучателей:

индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, с которыми по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заключен муниципальный контракт на оказание услуг по организации питания в муниципальных образовательных или медицинских учреждениях, если предоставление имущества в безвозмездное пользование было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого муниципального контракта. При этом срок безвозмездного пользования не может превышать срока исполнения муниципального контракта (подпункт 2.2.1);

муниципальным учреждениям, органам местного самоуправления, функциональным и территориальным органам администрации города Перми в порядке, предусмотренном разделом 3 настоящего Положения (подпункт 2.2.2);

органам государственной власти и государственным учреждениям, осуществляющим деятельность в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты населения, - в случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации, Пермского края, а также в случаях, если обязанность по предоставлению имущества в безвозмездное пользование основана на соглашениях, заключенных между администрацией города Перми и соответствующими органами государственной власти или государственными учреждениями по предложению соответствующего органа государственной власти или государственного учреждения, в порядке, предусмотренном разделом 3 настоящего Положения (подпункт 2.2.3);

некоммерческим организациям, не признаваемым в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" хозяйствующими субъектами, - в случаях, когда обязанность по передаче имущества в безвозмездное пользование предусмотрена законодательством Российской Федерации, Пермского края, решениями Пермской городской Думы, в порядке, предусмотренном разделом 3 настоящего Положения (подпункт 2.2.4).

Из анализа норм федерального законодательства, приведенных в решении суда, следует, что основания для передачи муниципального имущества города Перми в безвозмездное пользование без проведения конкурса или аукциона могут устанавливаться только федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами города Перми.

Оспариваемое Положение не содержит нормы, предусматривающей право органа местного самоуправления передать муниципальное имущество в безвозмездное пользование без проведения торгов в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими, в том числе видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, в частности в области здравоохранения.

Между тем федеральное законодательство, а именно пункт 4 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ предусматривает такой случай.

Исходя из положений частей 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ при осуществлении органами местного самоуправления от имени муниципального образования прав владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом указанные органы должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, при этом нормативные правовые акты органов местного самоуправления должны соответствовать федеральным законам.

Согласно пункту 2.1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности, в частности деятельность в области здравоохранения.

Материалами дела подтверждается, что Автономная некоммерческая организация «Медицинское объединение «***» является некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в сфере здравоохранения, имеет лицензию от 16.11.2010 № ** на осуществление медицинской деятельности, работает в системе обязательного медицинского страхования Пермского края, что позволяет прийти к выводу о том, что указанная организация относится к социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим виды деятельности, предусмотренные подпунктом 9 пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, а именно в области здравоохранения.

Проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд находит заслуживающими внимания доводы административного истца о том, что не включение в перечень лиц, которым муниципальное имущество может быть передано без проведения торгов, социально ориентированных некоммерческих организаций при условии осуществления ими видов деятельности, предусмотренных подпунктом 9 пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, а именно в области здравоохранения, противоречит пункту 4 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ и ограничивает права административного истца, являющегося социально ориентированной некоммерческой организацией, на получение муниципального имущества в безвозмездное пользование.

Доводы представителя административного ответчика о том, что орган местного самоуправления вправе самостоятельно распоряжаться муниципальным имуществом для осуществления предоставленных органу местного самоуправления полномочий, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ на орган местного самоуправления обязанность по передаче имущества в безвозмездное пользование, в том числе социально-ориентированным некоммерческим организациям, в безусловном порядке не возложена, не свидетельствуют о законности Положения о порядке передачи муниципального имущества города Перми в безвозмездное пользование в оспариваемой части.

Пунктом 1 статьи 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Пунктом 7 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и(или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям.

В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Суд считает, что возможность передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование без проведения торгов, не устанавливает безусловного права требовать от правообладателя заключения такого договора и не является соответствующей обязанностью последнего. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ, на предмет соответствия которому административный истец просит проверить оспариваемый в части нормативный правовой акт, никаких предписаний относительно обязательности передачи имущества на возмездной или безвозмездной основе тем или иным субъектам не содержит.

Вместе с тем, то обстоятельство, что Положение о порядке передачи муниципального имущества города Перми в безвозмездное пользование содержит перечень лиц, которым муниципальное имущество может быть передано в безвозмездное пользование без проведения торгов, но при этом данный перечень не включает в себя социально ориентированные некоммерческие организации, которые осуществляют виды деятельности, предусмотренные подпунктом 9 пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, а именно в области здравоохранения, не позволяет таким организациям рассчитывать на получение муниципального имущества в безвозмездное пользование без торгов и свидетельствует, по мнению суда, о нарушении прав административного истца, поскольку федеральное законодательство предусматривает возможность передачи указанным организациям государственного, муниципального имущества без проведения торгов, конкурсов.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

Руководствуясь статьями 177, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

удовлетворить административные исковые требования Автономной некоммерческой организации «Медицинское объединение «***».

Признать Положение о порядке передачи муниципального имущества города Перми в безвозмездное пользование, утвержденное Решением Пермской городской Думы от 23.12.2008 № 425, (редакция от 23.09.2014) недействующим со дня вступления решения в законную силу в части отсутствия в Положении нормы, предусматривающей, что муниципальное имущество может быть передано в безвозмездное пользование без проведения торгов лицам, указанным в пункте 4 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими видов деятельности, предусмотренных подпунктом 9 пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно в области здравоохранения.

Опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь».

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья – подпись- Хрусталева Л.Е.