ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-2121/2021 от 21.02.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

к делу № 3а-384/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2022 года г. Краснодар

председательствующего судьи Цехомской Е.В.,

при секретаре судебного заседания Гончарове В.Д.

с участием прокурора Пшидаток В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части,

У С Т А Н О В И Л:

АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева обратилось в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании недействующими Приказов Департамента имущественных отношений Краснодарского края:

-от 26 декабря 2018 года № 3043 в части утверждения пунктов <№...>, <№...> «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год»,

-от 27 декабря 2019 года № 2837 в части утверждения пунктов <№...>, <№...> «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год»,

-от 28 декабря 2020 года № 2752 в части утверждения пунктов <№...>, <№...> «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год»,

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что в Перечни в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включены объекты недвижимости:

– здание с кадастровым номером <№...>, площадью 115,2 кв.м, расположенное по адресу: <Адрес...>;

– здание с кадастровым номером <№...>, площадью 119,3 кв.м, расположенное по адресу: <Адрес...>.

АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева является собственником вышеуказанных объектов недвижимого имущества, в связи с чем, включение данных объектов в перечни нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как необоснованно возлагает обязанность по уплате налога на имущество юридического лица в завышенном размере.

Объекты недвижимого имущества не обладают признаками, указанными в подпункте 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, не используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, не имеют технических приспособлений и устройств для организации в помещении офиса, торговых объектов, объектов питания и т.д.

Включение вышеуказанных объектов недвижимости в перечни объектов недвижимого имущества противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1. Закона Краснодарского края «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» № 3388-К3.

В судебном заседании представитель административного истца АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева по доверенности Бжевский А.С. настаивал на удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края, действующий на основании доверенности, Буренков Д.Л. направил отзыв, в котором просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Прокурор Пшидаток В.А. в судебном заседании в заключении указал, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку установлено, что спорный объект недвижимого имущества не подпадает под нормы, установленные действующим законодательством, необходимые для включения в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость.

Изучив доводы административного иска, отзыв административного ответчика, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.

Проверяя полномочия Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - ДИО КК) на принятие оспариваемых нормативных правовых актов (административным истцом данные полномочия не оспариваются), суд исходит из следующего.

26 декабря 2018 года принят приказ ДИО КК № 3043, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, согласно приложению к данному приказу.

27 декабря 2019 года принят приказ ДИО КК № 2837, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, согласно приложению к данному приказу.

28 декабря 2020 года принят приказ ДИО КК № 2752, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, согласно приложению к данному приказу.

В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Как указано в пункте 1 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно части 1 статьи 2 Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 года № 3388-КЗ «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» (в редакции от 17 ноября 2016 года) высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 2 статьи Закон Краснодарского края № 3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Как следует из пункта 3.52 Положения о Департаменте имущественных отношений Краснодарского края (далее - Положение о ДИО КК), утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года № 345 (в редакции от 15 апреля 2021 года), Департамент определяет не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет его в указанный срок в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик по делу Департамент имущественных отношений Краснодарского края является в Краснодарском крае уполномоченным государственным органом, утверждающим перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, судом установлены следующие обстоятельства.

Оспариваемый Приказ от 26 декабря 2018 года № 3043 принят в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319, а также Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Оспариваемый Приказ от 27 декабря 2019 года № 2837 принят в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319, а также приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Оспариваемый Приказ от 28 декабря 2020 года № 2752 принят в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319 (редакция от 08.10.2019) «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений», а также Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Проекты Перечней на 2019 и 2020 годы были опубликованы на официальном сайте ДИО Краснодарского края и рекомендованы административному ответчику комиссией по рассмотрению вопросов определения перечня нежилых объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в ходе заседания Комиссии при наличии кворума.

Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемых приказов Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года № 3043, от 27 декабря 2019 года № 2837 и от 28 декабря 2020 года № 2752.

Рассматривая вопрос соблюдения порядка публикации оспариваемых нормативных правовых актов, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 3 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 2 статьи Закон Краснодарского края № 3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 7 июля 2011 года № 1041 «Об официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в сети Интернет» утверждены Положение об официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края; Регламент информационного наполнения официального сайта ДИО КК; Перечень информации о деятельности ДИО КК, размещаемой на официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края. Согласно данному приказу и приложениям к ним, официальный сайт Департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» расположен по адресу http://diok.ru.

Согласно представленным административным ответчиком документам, оспариваемые приказы опубликованы на вышеуказанном официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края, который служит официальным источником публикаций нормативных правовых актов Департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании вышеизложенного, суд считает, что порядок публикации оспариваемых нормативно-правовых актов не нарушен.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы Департамента имущественных отношений Краснодарского края являются нормативными правовыми актами, изданными уполномоченным органом государственной власти, принятыми с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованными в установленном порядке.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил следующие обстоятельства.

Федеральный законодатель, устанавливая особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимости, в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрел 4 вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1) и нежилые помещения (подпункт 2).

Согласно части 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания

При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 НК РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Однако, относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных объектов недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения их в Перечни ДИО КК не представлено.

Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева является собственником недвижимого имущества:

- с кадастровым номером <№...>, площадью 115,2 кв.м., наименование: здание столовой с пристройкой, назначение: нежилое здание, расположенное по адресу: <Адрес...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 20 декабря 2021 года <№...>;

- с кадастровым номером <№...>, площадью 119,3 кв.м., наименование: пункт технического обслуживания с пристройкой, назначение: нежилое здание, расположенное по адресу: <Адрес...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 20 декабря 2021 года <№...>.

В силу подпунктов 3,4 пункта 1 приказа департамента от 27 июля 2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» объекты был включен в проект Перечня на 2019 год по следующим основаниям.

Объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> включен в Перечень на основании сведений ЕГРН о его наименовании – «здание столовой с пристройкой», а также сведений технического паспорта, составленного Абинским районным отделением филиала по Краснодарскому краю ФГУП «Ростехинвентаризация» по состоянию на 07 декабря 2009 года – «столовая».

Объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> включен в Перечень на основании сведений ЕГРН о его наименовании – «пункт технического обслуживания», а также сведений технического паспорта, составленного Абинским районным отделением филиала по Краснодарскому краю ФГУП «Ростехинвентаризация» по состоянию на 07 декабря 2009 года – «пункт технического обслуживания».

Сведения ЕГРН о назначении и наименовании объектов недвижимого имущества представлены письмом Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 05 июля 2018 года <№...>.

Проект перечня на 2019 год был размещен 14 сентября 2018 года на официальном сайте департамента в разделе «Деятельность/Налогообложение от кадастровой стоимости/Перечень объектов недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 2 Приказа об организации работы по определению перечня с даты размещения проекта перечня на официальном сайте департамента и до 15 октября 2018 года департаментом принимались заявления правообладателей об исключении принадлежащих им объектов недвижимого имущества из проекта перечня или о включении принадлежащих им объектов недвижимого имущества в проект перечня.

В установленный срок заявление об исключении из проекта перечня на 2019 год объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...>, <№...> не представлялось.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона № 3388-K3, пунктом 3.52 Положения о департаменте, подпунктом 6 пункта 1 Приказа № 1548 объекты включены в Перечень на 2019 год.

Перечень на 2019 год размещен на официальном сайте департамента и направлен в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю письмом департамента от 26 декабря 2018 года <№...>.

Согласно пункту 21 Приказа № 1548 правообладатели объектов недвижимого имущества в случае несогласия с включением объекта недвижимого имущества в перечень вправе были подать заявление об исключении принадлежащих им объектов недвижимого имущества из Перечня на 2019 год до 01 июня 2019 года.

В установленный срок заявление об исключении из Перечня на 2019 год объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...>, <№...> Обществом не представлялось.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2.1 Приказа № 1548 административным истцом в срок с 01 января 2019 года до 01 июня 2019 год не подано заявление об исключении объектов из Перечня на 2019 год.

Во исполнение подпунктов 3,4 пункта 1 Приказа № 1548 объекты недвижимого имущества включены в проект Перечня на 2020 год по тем же основаниям, что и в Перечень на 2019 год. Сведения ЕГРН о назначении и наименовании объектов недвижимого имущества представлены письмами Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 05 июля 2018 года № 11-775/23486 и Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю от 12 декабря 2019 года <№...>.

Проект перечня на 2020 год был размещен 13 сентября 2018 года на официальном сайте департамента в разделе «Деятельность/Налогообложение от кадастровой стоимости/Перечень объектов недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 2 Приказа об организации работы по определению перечня с даты размещения проекта перечня на официальном сайте департамента и до 15 октября 2019 года департаментом принимались заявления правообладателей об исключении принадлежащих им объектов недвижимого имущества из проекта перечня или о включении принадлежащих им объектов недвижимого имущества в проект перечня.

В установленный срок заявление об исключении из проекта перечня на 2020 год объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...>, <№...> не представлялось.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона № 3388-K3, пунктом 3.52 Положения о департаменте, подпунктом 6 пункта 1 Приказа № 1548 объекты включены в Перечень на 2020 год.

Перечень на 2020 год размещен на официальном сайте департамента и направлен в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю письмом департамента от 27 декабря 2019 года <№...>.

В соответствии с пунктом 2.1 Приказа № 1548 не подано заявление об исключении объектов из Перечня на 2020 год.

С 2020 года с учетом изменений, внесенных в приказ № 1548 приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 12 февраля 2020 года № 230 формирование проекта Перечня на очередной налоговый период не предусмотрено.

Во исполнение подпунктов 3,4 пункта 1 Приказа № 1548 объекты недвижимого имущества включены в Перечень на 2021 год по тем же основаниям, что и в Перечень на 2019 год. Сведения ЕГРН о назначении и наименовании объектов недвижимого имущества представлены письмом Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю от 23 июня 2020 года <№...>.

Перечень на 2021 год размещен на официальном сайте департамента и направлен в Управление Федеральной налоговой службы Краснодарского края письмом департамента от 28 декабря 2020 года <№...>.

В соответствии с пунктом 2.1 Приказа № 1548 не подано заявление об исключении объектов из Перечня на 2021 год.

Таким образом, спорный объекты включены в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019, 2020 и 2021 год, как торговый центр на основании сведений об их наименовании и назначении.

Однако указанные объекты недвижимого имущества не могут быть однозначно отнесены к торговым объектам исходя лишь из сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости и техническом паспорте.

Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что установленные по делу обстоятельства не позволяли включить объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...>, <№...> в Перечни на 2019, 2020 и 2021 год.

Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом министерством экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, определены следующие виды разрешенного использования земельных участков, как: участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5); участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7).

В соответствии с выписками из ЕГРН, имеющимся в материалах дела, нежилые здания с кадастровыми номерами <№...>, <№...> расположены по адресу: <Адрес...>. Сведения о виде разрешенного использования и категории земельного участка, на котором расположены нежилые здания, отсутствуют.

Вместе с тем, при сопоставлении местоположения спорных объектов установлено их расположение в границах земельного участка с кадастровым номером <№...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: эксплуатация полевого стана, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16 декабря 2021 года <№...>, представленной в материалы дела.

Указанный вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещения на нем торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания и поэтому не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно техническому паспорту на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:49:0402049:1192, составленном Абинским районным отделением филиала по Краснодарскому краю ФГУП «Ростехинвентаризация» по состоянию на 07 декабря 2009 года, объект имеет наименование «столовая», общей площадью 115,2 кв. м, и включает в себя помещения с назначением «столовая» - 108,7 кв. м, «пристройка» - 9,1 кв.м.

Применительно к налогу на имущество организаций понятие «объект общественного питания» в Налоговом кодексе Российской Федерации не установлено. В связи с этим при определении соответствия объектов недвижимого имущества требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации использовалось определение понятия «объект общественного питания», приведенное в законодательстве.

Согласно пунктам 2,3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания», под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги общественного питания по возмездному договору. Услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы определяются в соответствии с государственным стандартом.

В силу пунктов 5.1, 5.2 ГОСТ 30389-2013 предприятия (объекты) общественного питания могут быть расположены в общественных зданиях, в том числе в отдельно стоящих и зданиях гостиниц и иных средств размещения, вокзалов, торговых, торгово-развлекательных, комплексных развлекательных центров, культурно-развлекательных и спортивных объектах, образовательных, научных и медицинских организациях, офисах.

Таким образом, действующим законодательством возможность отнесения объектов к объектам общественного питания ставится в зависимость исключительно от вида оказываемых ими услуг.

Согласно техническому паспорту на объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№...>, составленном Абинским районным отделением филиала по Краснодарскому краю ФГУП «Ростехинвентаризация» по состоянию на 07 декабря 2009 года, объект имеет наименование «пункт технического обслуживания», общей площадью 119,3 кв. м, и включает в себя помещения с назначением «пункт технического обслуживания» - 103,9 кв. м, «пристройка» - 15,4 кв.м.

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 года № 2496-р в целях применения Налогового Кодекса РФ утверждены перечни кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам. В указанном перечне, деятельность по осуществлению технического обслуживания отсутствует.

Иных сведений/документов, позволяющих определить принадлежность указанных зданий к торговым объектам, объектам общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в материалах административного дела также не содержится.

Таким образом, нельзя согласиться с доводами административного ответчика о том, что наименование и назначение объектов недвижимости, как «столовая» и «пункт технического обслуживания» позволяло признать их объектом общественного питания и объектом бытового обслуживания и, соответственно, включить их в Перечень.

Судом установлено, что АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И.Ткачева является сельскохозяйственной организацией. Согласно сведениям ЕГРЮЛ, основным видом деятельности общества по классификатору видов экономической деятельности является смешанное сельское хозяйство. Объекты недвижимого имущества приобретены административным истцом для собственных нужд.

Кроме того, представитель административного истца по доверенности Бжевский А.С. в судебном заседании пояснил, что объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...>, <№...> с момента их приобретения Обществом не используются ввиду ветхого состояния. В подтверждение своих доводов представил приказ о прекращении начислений амортизации объектов от 08 апреля 2020 года, бухгалтерскую справку от 21 января 2022 года, из которых следует, что финансирование спорных объектов не осуществляется, доход от их использования не извлекается с момента их приобретения.

На момент включения спорных зданий в Перечень объектов недвижимого имущества, его фактическое использование не устанавливалось, выездное обследование не проводилось.

Согласно актам обследования от 18 февраля 2022 года, проведенного в рамках рассмотрения административного дела специалистом ГКУ КК «Кубаньземконтроль» Кукса И.П., наделенного полномочиями по проведению выездного обследования объектов недвижимого имущества в целях определения вида их фактического использования в соответствии со статьей 3782 Налогового кодекса Российской Федерации, установлено, что:

- объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> находится в составе сельскохозяйственного комплекса, расположен в глубине неогороженной территории, имеет свободный доступ, информационные вывески и таблички отсутствуют. Объект находится в ветхом состоянии: трещины в стенах, местами сорвано напольное покрытие, отключено электричество. В здании расположены помещения площадью 115,2 кв.м (что составляет 100% от общей площади объекта), в которых размещена старая мебель (кровати с грязными постельными принадлежностями, столы, стулья, секционные стационарные кресла), присутствует бытовая техника, посуда - признаки использования объекта отсутствуют;

- объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> находится в составе сельскохозяйственного комплекса, расположен в глубине неогороженной территории, имеет свободный доступ, информационные вывески и таблички отсутствуют. Объект находится в разрушенном состоянии: здание с частичным разрушением кровли, внутренних перегородок, отсутствуют окна и двери. Объект зарос сорной растительностью. Признаки использования помещений площадью 119,3 кв.м (100% от общей площади объекта) отсутствуют - объект не используется.

Вместе с тем, данные акты не могут быть положены в основу решения суда, поскольку были составлены после включения спорных объектов в Перечни на 2019, 2020 и 2021 годы, носят информативный характер.

Таким образом, спорные объекты включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019, 2020 и 2021 годы, исходя только из наименования и назначения объектов. Кроме того учитывались сведения, содержащиеся в документах технического учета о назначении помещений объектов с кадастровыми номерами <№...>, <№...>. Однако указанные объекты капитального строительства, исходя лишь из сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости и техническом паспорте, не могут быть однозначно отнесены к офисным зданиям, административно-деловым центрам, торговым объектам, объектам общественного и (или) бытового обслуживания, предприятиям общественного питания.

Согласно положений части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Включение спорных объектов недвижимого имущества в Перечень привело к существенному росту налоговой ставки при расчете налога на имущество, таким образом, права административного истца АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева, который является налогоплательщиком, существенно нарушаются.

Оспаривая пункты Перечней на 2019, 2020 и 2021 годы, административный истец достоверно доказал, что исходя из документации на спорные объекты недвижимости и их фактического использования условия для включения их в Перечень, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствовали.

Учитывая приведенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Департамент имущественных отношений Краснодарского края в нарушение требований Налогового кодекса Российской Федерации и Порядка включил объект недвижимого имущества в Перечни на 2019, 2020 и 2021 год.

С учетом изложенного, суд считает, административные исковые требования, подлежащими удовлетворению.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя дату признания приказов Департамента имущественных отношений Краснодарского края не действующими в части, суд исходит из того обстоятельства, что установление иной даты, чем день их принятия не устранит выявленные судом в ходе настоящего разбирательства нарушения прав административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части – удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия пункты <№...>, <№...> Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год приложения к приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2018 года № 3043 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» в отношении объекта недвижимого имущества:

– кадастровый номер <№...>, площадью 115,2 кв.м, расположенное по адресу: <Адрес...>;

– кадастровый номер <№...>, площадью 119,3 кв.м, расположенное по адресу: <Адрес...>.

Признать недействующими со дня принятия пункт <№...>, <№...> Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год приложения к приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 года № 2837 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» в отношении объекта недвижимого имущества:

– кадастровый номер <№...>, площадью 115,2 кв.м, расположенное по адресу: <Адрес...>;

– кадастровый номер <№...>, площадью 119,3 кв.м, расположенное по адресу: <Адрес...>.

Признать недействующими со дня принятия пункты <№...>, <№...> Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год приложения к приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 года № 2752 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» в отношении объекта недвижимого имущества, наименование:

– кадастровый номер <№...>, площадью 115,2 кв.м, расположенное по адресу: <Адрес...>;

– кадастровый номер <№...>, площадью 119,3 кв.м, расположенное по адресу: <Адрес...>.

Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края опубликовать настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативно правовые акты Департамента имущественных отношений Краснодарского края, а также разместить на сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края.

Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края сообщить суду и АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу об его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Краснодарский краевой суд в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 01 марта 2022 года.

Судья Е.В. Цехомская