ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-2129/2021 от 11.03.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-302/2022

УИД 32OS0000-01-2021-001482-02

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2022 года г.Брянск

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Бурлиной Е.М.

при секретаре Мирошниковой Д.С.

с участием

прокуроров Войтовича А.П.,

представителя административного истца ФИО1, представителя Управления имущественных отношений Брянской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 о признании недействующими пунктов Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 221), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2019 года № 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 220),

УСТАНОВИЛ:

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2020 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 221 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2020 года. Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 221 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 1 марта 2022 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2021 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 220 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2021 года. Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 220 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 1 марта 2022 года.

В указанные Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020-2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакциях приказов от 25 февраля 2022 года №№ 220, 221), включены принадлежащие административному истцу на праве собственности объекты недвижимости:

- здание, назначение: <данные изъяты>, наименование: <данные изъяты>, количество этажей, в том числе подземных этажей: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (Перечень на 2020 год – пункт , Перечень на 2021 год – пункт – );

- помещение, назначение: <данные изъяты>, наименование: <данные изъяты>, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино – место: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (Перечень на 2020 год – пункт , Перечень на 2021 год – пункт – ).

Административный истец ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных выше Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020-2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в них принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости: здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> и помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что указанные объекты недвижимости необоснованно включены в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку они не обладают предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость. Так, объект недвижимости с кадастровым номером согласно сведениям ЕГРН имеет назначение: <данные изъяты>, наименование: <данные изъяты>. Согласно документам технического учета на здание с кадастровым номером в его составе имеется помещение с наименование «<данные изъяты>», площадью <данные изъяты> кв.м., что составляет менее 20% от общей площади здания. Остальные помещения в составе здания не предназначены для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Объект недвижимости расположен на земельном участке с видом разрешенного использования: <данные изъяты>. Фактически здание с кадастровым номером используется для размещения склада. Указанные обстоятельства также подтверждаются вступившим в законную силу решением Брянского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу . Объект недвижимости с кадастровым номером согласно сведениям ЕГРН имеет назначение: <данные изъяты>, наименование: <данные изъяты>. Согласно документам технического учета в помещении с кадастровым номером отсутствуют помещения, наименование которых позволяет отнести данный объект к объектам, используемым в целях размещения торговых объектов, объектов бытового обслуживания, общественного питания и офисных помещений. Помещение расположено на земельном участке с видом разрешенного использования: <данные изъяты>. Фактически спорный объект недвижимости также используется для размещения склада. Приведенные обстоятельства подтверждаются вступившим в законную силу решением Брянского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу . Включение указанных объектов в оспариваемые Перечни нарушает права административного истца, поскольку незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога в завышенном размере.

На основании изложенного, с учетом уточнений просит суд признать недействующим с 1 января 2020 года пункты Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»:

- пункт в части включения в Перечень объекта недвижимого имущества: <данные изъяты>, <данные изъяты>, назначение: <данные изъяты>, общая площадь <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер ;

- пункт в части включения в Перечень объекта недвижимого имущества: <данные изъяты> (наименование – <данные изъяты>), расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер ;

признать недействующим с 1 января 2021 года пункты Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»:

- пункт в части включения в Перечень объекта недвижимого имущества: <данные изъяты>, <данные изъяты>, назначение: <данные изъяты>, общая площадь <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер ;

- пункт в части включения в Перечень объекта недвижимого имущества: <данные изъяты> (наименование – <данные изъяты>), расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер .

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика ФИО2 исковые требования не признала, пояснив, что объекты недвижимости включены в Перечни с соблюдением требований статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Спорный объект с кадастровым номером подлежал включению в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве торгового объекта. Факт использования административным истцом спорного объекта недвижимости с кадастровым номером в качестве торгового объекта подтверждается актом проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. Объект недвижимости с кадастровым номером подлежал включению в оспариваемые Перечни в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве административно – делового центра, поскольку согласно документам технического учета от ДД.ММ.ГГГГ площадь помещений, относящихся к видам использования по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет <данные изъяты> кв.м. или 27,09% от всей площади здания. Данные обстоятельства также подтверждаются актом проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств с просьбой отложения слушания дела в адрес суда не направил.

В соответствии с требованиями статей 150, 152, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области ФИО2, заключение прокурора Войтовича А.П., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить Перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить Перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, Управление является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).

Таким образом, оспариваемые административным истцом приказ управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» и приказ управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года №№ 220, 221 изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.

Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащих административному истцу объектов недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:

- здание, назначение: <данные изъяты>, наименование: <данные изъяты>, количество этажей, в том числе подземных этажей: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>;

- помещение, назначение: <данные изъяты>, наименование: <данные изъяты>, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино – место: , общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

В оспариваемые Перечни на момент рассмотрения административного иска объект недвижимости с кадастровым номером включен в Перечень на 2020 год под пунктом , в Перечень на 2021 год под пунктом ; объект недвижимости с кадастровым номером включен в Перечень на 2020 год под пунктом , в Перечень 2021 года под пунктом .

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Как следует из возражений представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области ФИО2, спорный объект недвижимости с кадастровым номером включен в оспариваемые Перечни на 2020-2021 годы в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве торгового объекта; объект недвижимости с кадастровым номером включен в оспариваемые Перечни в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве административно – делового центра.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорного объекта в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020-2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенные приказами управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2019 года № 1524 и от 27 ноября 2020 года № 1723.

Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 9, 10, 12,15).

Исходя из приведенных выше правовых норм, для признания законным включения отдельно стоящего здания (строения, сооружения) в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, административный ответчик в соответствии с требованиями статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должен доказать, что объект недвижимости либо расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо предназначен для использования или фактически используется в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а в отношении нежилого помещения, что оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, назначение, разрешенное использование или наименование которого в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которое фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.

В ходе рассмотрения дела установлено, что спорное нежилое помещение с кадастровым номером находится на первом этаже многоквартирного дома с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Многоквартирный жилой дом и спорное помещение с кадастровым номером расположены на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: <данные изъяты>, виды разрешенного использования: <данные изъяты>.

Здание с кадастровым номером расположено на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, категория земель: <данные изъяты>, виды разрешенного использования: <данные изъяты>. Указанный земельный участок находится в собственности ФИО3

Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования.

До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

Названными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков: как земельные участки, предназначенные для: размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исходя из видов разрешенного использования земельных участков, на которых расположены спорные объекты недвижимости, нельзя сделать однозначный вывод о том, что принадлежащий административному истцу объект недвижимости с кадастровым номером относится к объектам, предназначенным для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость, а спорное помещение с кадастровым номером располагается в здании, которое не отвечает признакам административно - делового или торгового центра.

Рассматривая основания включения спорных объектов недвижимости в Перечни по критерию предназначения для целей размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, а также их фактического использования, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года № 582-ст, торговый объект – это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Согласно статье 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 57137-2016 от 1 июня 2017 года «Бытовое обслуживание населения. Термины и определения» бытовая услуга - услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов.

По смыслу положений глав 37, 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года № 1514, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, понятие объекта бытового обслуживания используется для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом указанных отличительных признаков правоотношений в сфере бытового обслуживания.

Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 31985-2013 «Услуги общественного питания. Термины и определения» общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.

В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания (индустрии питания): результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.

Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» под предприятием (объектом) общественного питания (предприятие (объект) питания) подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в т.ч. изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг (пункт 3.1); предприятия (объекты) общественного питания всех типов обязаны в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе: фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип предприятия и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске и/или в других местах, удобных для ознакомления потребителей в соответствии с нормативными правовыми документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт (пункт 5.9).

Согласно сведениям из ЕГРН спорный объект недвижимости с кадастровым номером имеет назначение: <данные изъяты>, наименование: <данные изъяты>.

В соответствии с учетно-технической документацией спорного помещения с кадастровым номером – техническим паспортом <данные изъяты>, подготовленным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и действовавшим на момент принятия оспариваемых Перечней на 2020-2021 годы, в его составе имелись: <данные изъяты><данные изъяты> кв.м.

Таким образом, на основании правоустанавливающих документов и документов технического учета нельзя сделать однозначный вывод о том, что спорный объект недвижимости с кадастровым номером , принадлежащий административному истцу, является объектом, назначение, разрешенное использование или наименование которого предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Обосновывая законность включения спорного нежилого помещения с кадастровым номером в Перечни на 2020 -2021 годы, управление имущественных отношений Брянской области представило акт проведения мероприятий для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, составленный членами рабочей группой ФИО4, ФИО5, согласно которого комиссией установлено, что на дату обследования 100% площади спорного объекта недвижимости с кадастровым номером используется в качестве объекта торговли, поскольку нежилое помещение является частью торгового объекта (<данные изъяты>), в котором производится продажа и выдача товара.

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО4 и ФИО5, являющиеся членами комиссии по обследованию нежилого помещения с кадастровым номером , пояснили суду, что спорный объект на момент обследования представлял собой <данные изъяты>, в котором находились стеллажи с <данные изъяты>. Данное помещение располагалось по соседству с помещениями, в котором производилась продажа канцтоваров, в связи с чем комиссией был сделан вывод, что оно является его частью. Помещения, в которых производилась продажа канцтоваров, административному истцу не принадлежали. Отпуск товара в данном помещении не производился. Кассовые аппараты, а также места для демонстрации товара отсутствовали.

Таким образом, в ходе судебного заседания свидетели подтвердили, что фактически спорное помещение использовалось в качестве склада.

Доказательств того, что помещение было частью магазина по продаже канцтоваров, в связи с чем его площадь также относится к торговому объекту, ими в ходе осмотра добыто не было, при рассмотрении настоящего спора суду не представлено.

Представленный в материалы дела акт обследования спорного объекта недвижимости с кадастровым номером , составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, не может быть принят судом в качестве допустимого и достоверного доказательства по делу, подтверждающего использование спорного помещения в качестве торгового объекта, поскольку в акте не отражена информация о выявленных в ходе обследования признаках, свидетельствующих об использовании спорного объекта недвижимости в установленных целях. Согласно фотоматериалам, приложенным в акту обследования, в спорном помещении отсутствуют зоны для посетителей, не установлены кассовые аппараты, нет прейскуранта цен, отсутствуют зоны для демонстрации товара. На фотографиях запечатлены только стеллажи с расположенными на них канцтоварами.

Согласно сведениям из ЕГРН спорный объект недвижимости с кадастровым номером имеет назначение: <данные изъяты>, наименование: <данные изъяты>.

Согласно акту проведения мероприятия для определения вида фактического использования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, составленного членами рабочей группы ФИО4, ФИО5, ФИО6, комиссией установлено, что на дату обследования суммарная площадь объекта обследования с кадастровым номером составила <данные изъяты> кв.м., используемая площадь помещений объекта - <данные изъяты> кв.м. Площадь, относящаяся к видам использования по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (офисов, торговых объектов), составила <данные изъяты> кв.м. (18,34% от всей площади объекта). Однако по данным технического учета от ДД.ММ.ГГГГ площадь помещений, относящаяся к видам использования по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (офисов, торговых объектов) составила <данные изъяты> кв.м. (27,09% от всей площади объекта).

Согласно техническому паспорту на спорный объект недвижимости с кадастровым номером , составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и действовавшему на момент принятия оспариваемых Перечней на 2020-2021 годы, в его составе имелись: по подвалу: <данные изъяты><данные изъяты> кв.м.; по 1 этажу: <данные изъяты><данные изъяты> кв.м.; по 2 этажу: <данные изъяты><данные изъяты> кв.м.; по мансарде: <данные изъяты><данные изъяты> кв.м.

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО4 и ФИО5, являющиеся членами комиссии по обследованию объекта недвижимости с кадастровым номером , пояснили суду, что подвальный и первый этажи здания с кадастровым номером занимают склады. На втором этаже расположен продуктовый магазин, к которому также относятся расположенные рядом два офиса и склад. В площадь, относящуюся к видам использования по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, были включены помещения с наименованием «торговый зал» и «кабинеты».

Однако, из технической документации на принадлежащий административному истцу объект недвижимости с кадастровым номером , включенный административным ответчиком в оспариваемые Перечни, как объект, в составе которого имеются помещения, предназначенные для размещения офисов, следует, что в данном помещении отсутствуют площади, предназначенные для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки. При этом приведенные выше наименования помещений не позволяют сделать вывод о том, что указанный объект является офисным помещением, используемым в целях делового, административного или коммерческого назначения. Назначение помещений как «кабинет» не тождественно назначению «офис», исходя из признаков, содержащихся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, площадь помещений, имеющих назначение «кабинет», не имеет правового значения и не может являться условием включения этого помещения в оспариваемые Перечни без установления их фактического использования в качестве офисов.

Таким образом, к помещениям, находящимся в составе спорного здания с кадастровым номером , которые предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, относится помещение с наименование «<данные изъяты>» площадью <данные изъяты> кв.м., что составляет 9,4% от общей площади здания, то есть менее 20% как того требуют положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенным, выводы комиссии, изложенные в акте проведения мероприятия для определения вида фактического использования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, о соответствии объекта недвижимости с кадастровым номером признакам, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, являются ошибочными, а представленный административным ответчиком акт не может быть принят судом в качестве допустимого и достоверного доказательства по делу. Кроме того, представленный акт не содержит указания на то какие помещения, какой площадью были отнесены членами комиссии к офисным; не отражена информация о выявленных в ходе обследования признаках, свидетельствующих об использовании спорного объекта недвижимости в установленных целях.

В Перечень объектов, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, объекты недвижимости с кадастровыми номерами и были включена на основании сведений Брянской городской администрации о соответствии спорного объекта критериям налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Однако, обследование их фактического использования на момент включения в Перечень на 2021 год не проводилось.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства дела административный ответчик в нарушении положений статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представил доказательств законности включения спорных объектов недвижимости в Перечни на 2020-2021 годы.

На основании изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления ФИО3

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2020 год и на 2021 год), в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных положений оспариваемых Перечней недействующими соответственно с 1 января 2020 года и с 1 января 2021 года.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С учетом изложенного сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО3, удовлетворить.

Признать недействующим с 1 января 2020 года пункты Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 221), а именно:

- пункт в части включения в Перечень объекта недвижимого имущества: <данные изъяты>, назначение: <данные изъяты>, наименование: <данные изъяты>, количество этажей, в том числе подземных этажей: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером: , расположенного по адресу: г<адрес>,;

- пункт в части включения в Перечень объекта недвижимого имущества: <данные изъяты>, назначение: <данные изъяты>, наименование: <данные изъяты>, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>;

Признать недействующим с 1 января 2021 года пункты Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 220), а именно:

- пункт в части включения в Перечень объекта недвижимого имущества: <данные изъяты>, назначение: <данные изъяты>, наименование: <данные изъяты>, количество этажей, в том числе подземных этажей: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес>,;

- пункт в части включения в Перечень объекта недвижимого имущества: <данные изъяты>, назначение: <данные изъяты>, наименование: <данные изъяты>, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>;

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 25 марта 2022 года.

Председательствующий Е.М. Бурлина