Дело № 3а-213/2018
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 09 августа 2018 г.
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В.
при секретаре Нициевской Л.Н.
с участием прокурора Масленниковой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кадочниковой Надежды Вячеславовны о признании недействующим пункта 1 решения Думы Усольского городского поселения от 16 августа 2017 года № 302 «О разработке карта-плана границ с. Пыскор Усольского городского поселения».
установил:
16 августа 2017 года Дума Усольского городского поселения приняла решение № 302 «О разработке карта-плана границ с. Пыскор Усольского городского поселения».
Пунктом 1 указанного решения предписано считать недействительными границы с. Пыскор Усольского городского поселения Пермского края (генеральный план Пыскорского сельского поселения), поставленные на государственный кадастровый учет в 2015 году, в связи с нарушением процедуры согласования, установленной Градостроительным кодексом Российской Федерации
Кадочникова Н.В. обратилась в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1 данного решения (далее – Решение), ссылаясь на то, что он содержит нормативные правовые положения, затрагивающие её права и законные интересы, как собственника земельных участков, расположенных в границах с. Пыскор.
Свои требования она мотивирует тем, что оспариваемые положения объявляют недействительными границы с. Пыскор, содержащиеся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, что противоречит закону.
В обоснование заявленных требований представитель административного истца Мехоношин С.Г. указал, что Кадочникова Н.В. является собственником четырех земельных участков с кадастровыми номерами **, **, ** и ** из состава земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственных целей", расположенных на территории с. Пыскор муниципального образования Усольское городское поселение.
Данные земельные участки были включены в границы указанного населенного пункта в 2015 году с изменением категории земель на земли поселений (земли населенных пунктов).
В связи с чем представитель административного истца полагает, что при исключении из сведений Единого государственного реестра недвижимости, данных о границах с. Пыскор, внесенных в 2015 году, произойдет изменение категории земли на прежнюю – земли сельскохозяйственного назначения, что повлечет нарушение прав Кадочниковой Н.В., а оспариваемое решение принято с нарушением порядка, предусмотренного земельным и градостроительным законодательством, без обязательного проведения публичных слушаний; своевременно и надлежащим образом не опубликовано.
Основания для принятия такого решения и признания недействительными сведений о границах населенного пункта, по мнению представителя административного истца, отсутствовали.
В письменных возражениях Дума Усольского городского поселения указывает, что оспариваемое решение не затрагивает права, свободы и обязанности административного истца, принято в установленном порядке и соответствует закону.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены своевременно и в надлежащей форме.
В судебном заседании Мехоношин С.Г., уполномоченный представлять интересы административного истца Кадочниковой Н.В., поддержал заявленное требование.
Представитель Думы Усольского городского поселения и администрации Усольского городского поселения Ундровская Л.А. не признала административный иск, после перерыва в судебное заседание не явилась.
Управление Росреестра по Пермскому краю и администрация Усольского муниципального района представили письменные отзывы, просили о рассмотрении административного дела без участия своих представителей, администрация против удовлетворения административного иска не возражала.
Администрация Усольского городского поселения своего мнения по административному делу не высказала.
Дума Усольского городского поселения направила письменное ходатайство об отложении судебного разбирательства административного дела по причине занятости представителя, в связи с исполнением им должностных обязанностей.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае неявки в судебное заседание по уважительной причине лица, участвующего в деле, заявившего ходатайство об отложении судебного разбирательства и представившего доказательства уважительности причины неявки. При этом отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда.
Доводы, приведенные в ходатайстве, не исключают возможность участия представителя административного ответчика в судебном заседании, причины неявки представителя в судебное заседание не являются уважительными, поэтому данное ходатайство подлежит отклонению.
Дума Усольского городского поселения (далее – Дума) о времени и месте судебного заседания была уведомлена заблаговременно и имела возможность обеспечить участие в деле иного представителя, являясь юридическим лицом, она вправе выдать доверенность на представление интересов в суде другому представителю, в выборе которого не ограничено.
Также от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде их руководители (часть 8 статьи 54 КАС РФ).
В силу части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, обратившегося в суд, прокурора, который участвует в судебном разбирательстве в целях дачи заключения по административному делу, а также неявка представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если явка таких лиц не была признана судом обязательной.
Поскольку явка представителя административного ответчика в судебное заседание обязательной не признавалась, суд на основании части 7 статьи 150 и части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находит возможным рассмотрение настоящего административного дела в отсутствие представителей данных лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Пермского края Масленниковой И.А., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу статьи 17 Устава Усольского городского поселения утвержденного Решением Думы Усольского городского поселения от 13.11.2013 N 25 "О принятии Устава Усольского городского поселения" (зарегистрировано в Управлении Минюста России по Пермскому краю 14.01.2014 N RU905311072014001) (далее – Устав) в структуру органов местного самоуправления Усольского городского поселения входит представительный орган муниципального образования - Дума Усольского городского поселения.
Границы Усольского городского поселения устанавливаются Законом Пермского края от 05.03.2013 N 176-ПК "Об образовании нового муниципального образования Усольское городское поселение" в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В состав Усольского городского поселения входит ряд населенных пунктов, в том числе село Пыскор (статья 2 Устава).
Ранее Кадочникова Н.В. обращалась в суд с аналогичным административным иском об оспаривании пункта 1 Решения и решением Березниковского городского суда Пермского края от 08 февраля 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 23.05.2018 указанное решение отменено, административное исковое заявление оставлено без рассмотрения, ввиду неподсудности дела районному суду, в связи с тем, что заявлено требование об оспаривании нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления, разъяснено право на обращение в Пермский краевой суд.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Кадочниковой Н.В. с рассматриваемым административным иском в краевой суд.
Оспариваемые положения сформулированы как нормативные правовые, касающиеся границ населённого пункта.
С учетом того, что Решение содержит нормативные правовые положения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, оно подлежало официальному опубликованию.
Статьей 29 Устава предусмотрено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В силу указанной статьи муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию (обнародованию), направляются в официальное печатное средство массовой информации "Усольскую газету" в течение 7 дней после дня их подписания либо текст правового акта помещается в месячную подшивку "Усольской газеты", которая находится в МКУК "УМБ" по адресу: г. Усолье, ул. Елькина, 13; в Пыскорской сельской библиотеке им. Ф.Павленкова по адресу: с. Пыскор, ул. Строгановская, д. 1; в библиотеке с. Березовка по адресу: с. Березовка, ул. Молодежная, д. 35.
Муниципальные правовые акты могут быть доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио.
Данные правила введения в действие нормативного правового акта Думой не соблюдены, Решение не опубликовано в газете и не размещено в библиотеке.
Между тем, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
В данном случае судом установлено, что оспариваемый нормативный акт размещен на официальном сайте Думы в сети "Интернет". Таким образом, Решение надлежащим образом доведено до сведения населения городского поселения. С учетом размещения оспариваемого нормативного правового акта в сети "Интернет", доводы административного истца не могут свидетельствовать о нарушении порядка опубликования нормативного акта, влекущего его недействительность.
Вместе с тем иные доводы заслуживают внимания.
В соответствии с пунктом 20 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов городского поселения относится к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 20 части 1, частями 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана сельского поселения относится к вопросам местного значения муниципальных районов, решения по которым принимаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В силу статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В силу части 1 статьи 8 Земельного кодекса при установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном данным Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности.
Частью 3 статьи 8 Земельного кодекса предусмотрено, что нарушение установленного порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Генеральный план поселения является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
В силу части 2 статьи 23 ГрК РФ подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.
Генеральный план поселения, как документ территориального планирования муниципального образования содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (статья 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения, в том числе внесение в него изменений, утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.
Генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит в себе долгосрочные ориентиры их развития, что должно обусловливать высокий уровень стабильности данного документа. Утверждение документов территориального планирования является проявлением дискреционных полномочий органов местного самоуправления, что, однако, не предполагает произвольных действий данных органов.
Подготовка генерального плана сельского поселения предусматривает осуществление ряда последовательных процедур, в том числе обязательное рассмотрение проекта генерального плана на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 ГрК РФ (часть 11 статьи 24 ГрК РФ) и уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (часть 2 статьи 28 ГрК РФ).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения (включая процедуры согласования его проекта и проведения публичных слушаний), а также внесения в него изменений определен нормами градостроительного законодательства, в частности статьями 9, 23 - 25 и 28 ГрК РФ.
Статьей 25 (части 1, 2) ГрК РФ предусмотрены случаи, при наличии которых проект генерального плана поселения подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение. Так, пунктом 2 части 2 упомянутой статьи установлено, что, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, то названный проект подлежит обязательному согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Пермской области от 28.02.1996 N 416-67 "Об административно-территориальном устройстве Пермского края" установлено, что Усольский район включает в себя городские и сельские населенные пункты, в том числе сельский населенный пункт – с. Пыскор.
Законом Пермской области от 27.12.2004 N 1985-435 "Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований Усольского района Пермской области" утверждены границы и наделены статусом сельских поселений ряд муниципальных образований, в том числе Пыскорское сельское поселение с административным центром в селе Пыскор.
Законом Пермского края от 05.03.2013 N 176-ПК "Об образовании нового муниципального образования Усольское городское поселение" в соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" образовано новое муниципальное образование в результате объединения граничащих между собой муниципальных образований - Усольского городского поселения, Пыскорского сельского поселения, сельского поселения Березовка на Каме, входящих в состав муниципального образования "Усольский муниципальный район".
Новое муниципальное образование получило статус городского поселения и наименование - Усольское городское поселение.
Административным центром нового муниципального образования является город Усолье.
Границы нового муниципального образования на день вступления в силу указанного Закона совпадают с границами и охватывают территории объединившихся Усольского городского поселения, Пыскорского сельского поселения, сельского поселения Березовка на Каме.
В состав территории нового муниципального образования входят населенные пункты, входившие в состав территорий объединившихся Усольского городского поселения, Пыскорского сельского поселения, сельского поселения Березовка на Каме.
Новое муниципальное образование является правопреемником объединившихся Усольского городского поселения, Пыскорского сельского поселения и сельского поселения Березовка на Каме в отношениях, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Пермского края в части решения вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления нового муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Усольского городского поселения, Пыскорского сельского поселения, сельского поселения Березовка на Каме в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Таким образом, в период 2012 года муниципальное образование "Пыскорское сельское поселение" имело статус сельского поселения. В состав территории данного муниципального образования входит с. Пыскор.
Совет депутатов Пыскорского сельского поселения являлся представительным органом данного муниципального образования и к его полномочиям относилось утверждение генерального плана поселения.
Решением Совета депутатов Пыскорского сельского от 08 октября 2012 г. N 179 утвержден Генеральный план Пыскорского сельского поселения (далее - Генеральный план).
Изменения в Генеральный план не вносились.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), граница населенного пункта с. Пыскор внесена 05.08.2014 в соответствии со статьей 15 (в редакции, действующей на момент внесения сведения в ЕГРН) Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в порядке информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости с органами местного самоуправления) по заявлению главы администрации Усольского муниципального района от 20.05.2014 и на основании Генерального плана и карты (плана), подготовленного ООО «Горки» (решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю о внесении кадастровых сведения в ГКН, на основании документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия от 05 августа 2014 года № **).
16 июня 2015 года в ЕГРН внесены сведения об изменении границы населенного пункта с. Пыскор на основании землеустроительного дела, подготовленного ООО «Пермь инвентаризация» от 22.12.2014 и обращения главы администрации Усольского муниципального района от 13.05.2015.
В заключении кадастрового инженера, приведены сведения о том, что карта (план) по изменению границы населенного пункта с. Пыскор подготовлена кадастровым инженером К. на основании Генерального плана Пыскорского сельского поселения, утверждённого Советом депутатов Пыскорского сельского от 08.10.2012 № 179.
Сведения о границе с. Пыскор в ГКН отражены не в полном объеме.
В проектных решениях по развитию с. Пыскор предусмотрено расширение границ населенного пункта, в соответствии со схемой функционального зонирования территории, в которой отображены зоны жилищного строительства, территории для включения в границы населенного пункта.
Как указывает кадастровый инженер, в данном карта (плане) по изменению границы населенного пункта с. Пыскор учтены все проектные решения предусмотренные Генеральным планом.
В связи с такими изменениями границы с. Пыскор (увеличена площадь и изменена конфигурация) территория, на которой расположены земельные участки, принадлежащих на праве собственности Кадочниковой Н.В., включена в границы населенного пункта с. Пыскор, что повлекло изменение категории земель на «земли населенных пунктов».
12 сентября 2017 года на государственную землеустроительную экспертизу в Управление Росреестра по Пермскому краю поступила землеустроительная документация, подготовленная ООО «Информационно-кадастровый центр» по заказу администрации Усольского городского поселения, в связи с изменением границ с. Пыскор.
06 октября 2017 года было подготовлено положительное заключение, и документация по изменению границ включена в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с присвоением инвентарного номера 10-18/3-910-О.
При установлении таких границ, земельные участки административного истца оказываются расположенными за пределами населенного пункта.
В период проведения экспертизы в информационном ресурсе федеральной государственной информационной системы территориального планирования (далее - ФГИС ТП) отсутствовали все сведения, необходимые для осуществления деятельности в области территориального планирования, а именно отсутствовал Генеральный план.
Проверка землеустроительного дела, подготовленного ООО «ИКЦ» осуществлялась с учетом решения Совета депутатов Пыскорского сельского от 08 октября 2012 г. № 179, плана с. Пыскор масштаба 1:2000 и оспариваемого Решения.
В названном землеустроительном деле указано, что граница населенного пункта с. Пыскор установлена в соответствии с Решением о разработке карта - плана границ с. Пыскор Усольского городского поселения от 16.08.2017 № 302.
В качестве обоснования изменения границ с. Пыскор в письме администрации Усольского городского поселения от 09.09.2017 № 1672-02-22 было указано, что сведения о границах данного населенного пункта, содержащиеся в ЕГРН ошибочны, поскольку не соответствуют Генеральному плану.
В указанном письме, глава городского поселения, обращаясь в ООО «ИКЦ», просит в рамках исполнения муниципального контракта по разработке карта-плана с. Пыскор в соответствии с генеральным планом населенного пункта с. Пыскор в разработанном карта-плане исправить ошибочно поставленную на государственный кадастровый учет границу с. Пыскор, не соответствующую утвержденному генеральному плану с. Пыскор Пыскорского сельского поселения, вошедшего в состав Усольского городского поселения, исключить из состава категории земель - земли населенного пункта с. Пыскор земельные участки, согласно приложенному перечню, с целью последующего отнесении указанных в перечне земельных участков к ранее установленным категориям земель (установленным до изменения границ с. Пыскор).
В ходе дополнительной проверки, проведенной Управлением Росреестра по Пермскому краю установлено, что границы с. Пыскор, отображенные в карте обозначенной как Генеральный план Пыскорского сельского поселения, шифр 172-2007-02-ГП, с. Пыскор, функциональное зонирование территории, масштаба 1:2000 (представленной администрацией Усольского городского поселения) и аналогичным документом, масштаба 1:5000 (представленным администрацией Усольского муниципального района и использовавшимся при подготовке землеустроительных дел в 2014 и 2015гг.) отличаются.
При этом, и в том, и в другом случае, в качестве основания для подготовки данных карт указанно решение от 08.10.2012 № 179, в связи с чем Управление Росреестра по Пермскому краю посчитало недопустимым внесение в ЕГРН сведений об изменении местоположения границ с. Пыскор на основании карты (плана) от 04.09.2017, подготовленной ООО «ИКЦ» и оспариваемого Решения, о чем проинформировало филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю.
Таким образом, из всего вышеприведенного следует, что фактически органы местного самоуправления Усольского городского поселения выражают несогласие с границами с. Пыскор, внесенными в ЕГРН в 2015 по инициативе администрации Усольского муниципального района (в период, когда данные функции в отношении сельских поселений осуществлялись органами местного самоуправления муниципальных районов).
Оспариваемый пункт Решения, реализует соответствующую позицию Думы и по существу направлен на аннулирование сведений в ЕГРН о границах данного населённого пункта.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом.
Исходя из содержания указанной правовой нормы следует, что орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт, в случае его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций.
Однако оспариваемый пункт Решения направлен не на отмену или изменение муниципального правового акта, в частности Генерального плана, а на изменение сведений ЕГРН, поэтому данное Решение нельзя расценить как принятое, в порядке реализации права органа местного самоуправления, предусмотренного статьей 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и направленное на устранение нарушения законодательства путем отмены нормативного акта, либо направленное на внесение изменений в Генеральный план.
С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), предусматривающий создание Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), который должен являться сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом N 218-ФЗ недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом N 218-ФЗ сведений.
Исходя из частей 1, 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ одним из принципов ведения Единого государственного реестра недвижимости (состоящего, в том числе из реестра объектов недвижимости - кадастра недвижимости и реестра сведений о границах населенных пунктов) является достоверность.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями оператора федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости приказом Росреестра от 04.05.2017 N П/0214.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 приказа Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости в части внесения сведений о границах населенных пунктов.
Границы населенных пунктов, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер (реестровый номер границ), присваиваемый органом регистрации прав (статья 5 Закона N 218-ФЗ).
В реестр границ вносятся следующие сведения об административно-территориальном делении: описание местоположения границ населенных пунктов, реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов (статья 10 Закона N 218-ФЗ).
Из положений пункта 8 части 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 218-ФЗ, орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Частью 13 той же статьи предусмотрено, что в случае, если вследствие установления границ населенного пункта земельный участок включен в границы населенного пункта или исключен из них, орган регистрации прав вносит изменения в сведения реестра границ в части описания местоположения границ соответствующего населенного пункта путем приведения в соответствие с имеющимся в Едином государственном реестре недвижимости описанием местоположения границ такого земельного участка.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений об описании местоположения границ населенных пунктов, в связи с признанием органом местного самоуправления этих границ недействительными.
Органы местного самоуправления соответствующими полномочиями не наделены.
При таком положении, суд находит основания для удовлетворения требований о признании недействующим пункта 1 оспариваемого акта, исходя из того, что Дума, принимая решение считать недействительными границы с. Пыскор Усольского городского поселения Пермского края (генеральный план Пыскорского сельского поселения), поставленные на государственный кадастровый учет в 2015 году, вышла за пределы предоставленных ей полномочий.
Указанный вопрос не мог быть решен в административном порядке, путем принятия оспариваемого Решения.
Также следует учесть, что одним из последствий принятия оспариваемого Решения, является изменение правого режима вышеперечисленных земельных участков, принадлежащих административному истцу, то есть фактически осуществляется перевод из одной категории – земли населенных пунктов, в другую – земли сельскохозяйственного назначения, что влечет нарушение его прав.
Поскольку пункт 1 Решения принят за пределами полномочий органа местного самоуправления, в нарушение нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, соответственно, он подлежит признанию недействующим.
При этом следует учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации о том, что правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения и к злоупотреблениям правоприменителями своими полномочиями, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом (постановления от 15 июля 1999 г. N 11-П, от 11 ноября 2003 г. N 16-П и от 21 января 2010 г. N 1-П).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в абзаце первом пункта 25 постановления от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, то оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Формулировка оспоренной нормы неясна и двусмысленна, что препятствует её точному и единообразному пониманию, поскольку без дополнительного анализа правоотношений и событий, предшествующих её принятию, а также пояснений представителя этого органа, уяснение её смысла затруднено, так как неясно, признаются недействительными границы населенного пункта, содержащиеся в ЕГРН, либо Генеральный план, либо всё перечисленное.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое положение не отвечает требованиям определенности, ясности и недвусмысленности, что само по себе является основанием для признания его недействующим.
Поскольку оспоренный административным истцом пункт 1 Решения не соответствует требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, и не отвечает критерию правовой определенности, чем нарушает его права, данный пункт следует признать недействующими.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого пункт 1 Решения должен быть признан недействующим, суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акты до вынесения решения суда применялся, и на его основании реализовывались права граждан и организаций, осуществлена подготовка землеустроительного дела и последовало обращение в уполномоченный орган, по результатам рассмотрения которого внесены сведения в ГФД, поэтому в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Одновременно суд считает необходимым указать следующее.
Законом Пермского края от 21.06.2018 N 252-ПК "О преобразовании поселений, входящих в состав Усольского муниципального района, путем объединения с муниципальным образованием "Город Березники" (вступил в силу через 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 21.06.2018) в соответствии с частью 3.1 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" преобразованы поселения - Усольское городское поселение, Орлинское сельское поселение, Романовское сельское поселение, Троицкое сельское поселение, входящие в состав Усольского муниципального района, путем объединения с муниципальным образованием "Город Березники".
Поселения, входящие в состав Усольского муниципального района, считаются объединенными с муниципальным образованием "Город Березники" и утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу данного Закона.
Усольский муниципальный район в связи с тем, что все поселения, входившие в его состав, объединились с муниципальным образованием "Город Березники", со дня вступления в силу названного Закона утрачивает статус муниципального образования.
До дня вступления в силу муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования "Город Березники", предусматривающего приведение Устава муниципального образования "Город Березники" в соответствие с указанным Законом, полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 131-ФЗ осуществляют органы местного самоуправления Усольского городского поселения, Орлинского сельского поселения, Романовского сельского поселения, Троицкого сельского поселения и Усольского муниципального района, которые до преобразования, предусмотренного этим Законом, осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории.
Со дня вступления в силу муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования "Город Березники", предусматривающего приведение Устава муниципального образования "Город Березники" в соответствие с упомянутым Законом, полномочия органов местного самоуправления Усольского городского поселения, Орлинского сельского поселения, Романовского сельского поселения, Троицкого сельского поселения и Усольского муниципального района досрочно прекращаются.
Согласно предписаниям статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (абзац первый части 8).
На день вынесения настоящего решения суда указанный муниципальный правовой акт в силу не вступил.
В том случае, если недействующим полностью или в части признан нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования и подписанный главой муниципального образования, судебные расходы подлежат возмещению представительным органом, который является административным ответчиком по данному делу.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. При подаче административного искового заявления административным истцом Кадочниковой Н.В. уплачена государственная пошлина в размере 300 (трехсот) рублей согласно чеку-ордеру от 31 мая 2018 г. Данные судебные расходы подлежат взысканию с Думы в пользу административного истца
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Кадочниковой Надежды Вячеславовны удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения пункт 1 решения Думы Усольского городского поселения от 16 августа 2017 года № 302 «О разработке карта-плана границ с. Пыскор Усольского городского поселения».
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором должен был быть опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Взыскать с Думы Усольского городского поселения в пользу Кадочниковой Надежды Вячеславовны расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья /подпись/