ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-213/18 от 29.10.2018 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Дело № 3а-213/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан 29 октября 2018 г.

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Редько Е.П.,

при секретаре Маховой Ю.А.,

с участием прокурора Пименовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Хакасского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к Избирательной комиссии Республики Хакасия об отмене в части решения Избирательной комиссии Республики Хакасия о результатах выборов депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по республиканскому избирательному округу, о признании результатов выборов 09 сентября 2018 г. депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по республиканскому избирательному округу недействительными в части, об обязании совершить действия,

У С Т А Н О В И Л:

Хакасское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», участвовавшее в выборах и выдвинувшее список кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по республиканскому избирательному округу, обратилось в суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Республики Хакасия, с учетом неоднократных уточнений, изменив предмет административного иска, просит отменить протокол Избирательной комиссии Республики Хакасия от 11 сентября 2018 г. о результатах выборов депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по республиканскому избирательному округу, признать результаты выборов 09 сентября 2018 г. депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по республиканскому избирательному округу недействительными в части, обязать Избирательную комиссию Республики Хакасия составить повторный протокол № 2 и повторную сводную таблицу № 2 о результатах выборов депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по республиканскому избирательному округу.

Требования мотивировало нарушением избирательного законодательства, которые, по предположению административного истца, имели место на избирательных участках Аскизского и Ширинского районов № 200, 203, 204, 207-221, 223-225, 238-240, 396-426. Полагает, что указанными участковыми избирательными комиссиями были сфальсифицированы итоги выборов с помощью систематического приписывания большего количества голосов избирателей партии «Единая Россия». В обоснование данного довода ссылается на то, что на поименованных участках отсутствовали наблюдатели от КПРФ, в связи с чем мог быть произведен «вброс» бюллетеней за партию «Единая Россия».

Основывая свои требования на положениях статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», полагает, что названные нарушения повлияли на итоги голосования по выборам депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по республиканскому избирательному округу 09 сентября 2018 г.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Республики Хакасия Архипова А.И., действующая на основании доверенности, административный иск не признала, поддержала письменный отзыв, указав, что при составлении Избирательной комиссией Республики Хакасия протокола о результатах выборов депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по республиканскому избирательному округу и сводной таблицы нарушений избирательного законодательства допущено не было. Просила в удовлетворении административного иска отказать.

Определением суда от 19 октября 2018 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены Хакасское региональное отделение Всероссийской Политической партии «Единая Россия», Хакасское республиканское отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России, Хакасское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-Демократической партии России, региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Республике Хакасия представители, которых в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав объяснения представителя административного ответчика, заслушав заключение прокурора Пименовой Е.А., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

В соответствии с частью 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ).

Постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 01 июня 2018 г. № 1696-48 на 09 сентября 2018 г. назначены выборы депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва.

09 сентября 2018 г. в Республике Хакасия проведены выборы депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 11 сентября 2018 г. № 84/580-7 выборы депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва признаны состоявшимися. Постановление опубликовано в печатном издании в республиканской газете «Хакасия» 14 сентября 2018 г. № 175.

В Верховный Совет Республики Хакасия седьмого созыва избрано 50 депутатов: 25 – по республиканскому избирательному округу и 25 – по одномандатным избирательным округам.

Списком избранных депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва подтверждается то, что по республиканскому избирательному округу избраны: Хакасское региональное отделение Всероссийской Политической партии «Единая Россия» (7 кандидатов), Хакасское республиканское отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России (2 кандидата), Хакасское региональное отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (8 кандидатов), Хакасское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-Демократической партии России (6 кандидата), региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Республике Хакасия (2 кандидата).

Согласно протоколу Избирательной комиссии Республики Хакасия о распределении депутатских мандатов по республиканскому избирательному округу между избирательными объединениями по выборам 09 сентября 2018 г. депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва от 11 сентября 2018 г. число голосов (процент) избирателей, поданных за каждый республиканский список кандидатов, имеет следующие значения: Хакасское региональное отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 49 460 голосов (31,01%), Хакасское региональное отделение Всероссийской Политической партии «Единая Россия» - 40 604 голоса (25,46%), Хакасское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-Демократической партии России - 33 437 голосов (20,97%), Хакасское республиканское отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России - 12 782 голосов (8,01%), региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Республике Хакасия - 11 306 голосов (7,09%).

В силу пункта 2 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:

а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Приведенные положения закона также согласуются с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 22 апреля 2013 г. № 8-П, где указано, что лишь существенные нарушения законодательства, допущенные при определении результатов выборов, не позволяющие установить действительную волю избирателей, могут служить основанием для отмены результатов выборов.

В пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обращено внимание, что основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах «б», «в», «г» пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте «а» пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.

Административный истец в обоснование требования об отмене протокола от 11 сентября 2018 г. (сводной таблицы) о результатах выборов депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по республиканскому избирательному округу не привел конкретные обстоятельства, перечисленные в пункте 2 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ, позволяющие отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов.

В пункте 11 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что к решениям избирательной комиссии, комиссии референдума исходя из положений, содержащихся в подпунктах 21 и 38 статьи 2, пункте 1 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 5 Закона Республики Хакасия от 25 мая 1999 г. № 61 «Об Избирательной комиссии Республики Хакасия» Избирательная комиссия Республики Хакасия является государственным органом Республики Хакасия, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Республике Хакасия в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Республики Хакасия. Избирательная комиссия Республики Хакасия действует на постоянной основе и является юридическим лицом.

Согласно пункту 20 статьи 22 Закона Республики Хакасия от 09 июня 2012 г. № 50-ЗРХ «О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия» (далее – Закон Республики Хакасия № 50-ЗРХ) Избирательная комиссия Республики Хакасия при подготовке и проведении выборов депутатов Верховного Совета определяет результаты выборов и осуществляет их официальное опубликование.

В силу пункта 1 статьи 70 Федерального закона № 67-ФЗ на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов, референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов, референдума лично. О результатах выборов, референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица. Протокол о результатах выборов, референдума подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. Сводную таблицу подписывают председатель (заместитель председателя) и секретарь комиссии. На основании протокола о результатах выборов, референдума комиссия принимает решение о результатах выборов, референдума.

Приведенной норме соответствуют положения статьи 67 Закона Республики Хакасия 50-ЗРХ предусматривающей, что на основании данных первых экземпляров протоколов № 2 об итогах голосования по республиканскому избирательному округу, полученных непосредственно из территориальных избирательных комиссий, Избирательная комиссия Республики Хакасия после предварительной проверки правильности их составления путем суммирования содержащихся в них данных определяет результаты выборов по республиканскому избирательному округу. Содержащиеся в протоколах территориальных избирательных комиссий данные суммируют непосредственно члены Избирательной комиссии Республики Хакасия с правом решающего голоса (часть 1 статьи 67).

Протокол о результатах выборов по республиканскому избирательному округу составляется Избирательной комиссией Республики Хакасия и подписывается всеми присутствующими членами Избирательной комиссии Республики Хакасия с правом решающего голоса. Для подписания протокола комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов нижестоящих комиссий. После этого комиссия подписывает протокол об итогах голосования (о результатах выборов) и выдает копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Протокол об итогах голосования (о результатах выборов) составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания протокола недействительным. К протоколу приобщается сводная таблица о результатах выборов по республиканскому избирательному округу, включающая в себя полные данные всех поступивших протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования (часть 12 статьи 67).

В соответствии с частью 9 статьи 67 Закона Республики Хакасия № 50-ЗРХ Избирательная комиссия Республики Хакасия составляет протокол о распределении депутатских мандатов по республиканскому избирательному округу между избирательными объединениями, в который вносятся следующие сведения: число территориальных избирательных комиссий в Республике Хакасия; число протоколов территориальных избирательных комиссий, на основе которых составлен данный протокол; суммарные данные по Республике Хакасия по всем строкам, содержащимся в протоколах № 2 территориальных избирательных комиссий об итогах голосования; наименования избирательных объединений, республиканские списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов, и число депутатских мандатов, причитающихся каждому из них; фамилии, имена и отчества зарегистрированных кандидатов, избранных депутатами, из каждого республиканского списка кандидатов.

На основании протокола Избирательной комиссии Республики Хакасия о распределении депутатских мандатов по республиканскому избирательному округу между избирательными объединениями и на основании протоколов № 1 окружных избирательных комиссий Избирательная комиссия Республики Хакасия не позднее чем через две недели после дня голосования устанавливает общие результаты выборов (часть 18 статьи 67 Закона Республики Хакасия № 50-ЗРХ).

Оспариваемый протокол Избирательной комиссии Республики Хакасия от 11 сентября 2018 г. отвечает требованиям, предъявляемым названными нормами, подписан членами комиссии с правом решающего голоса. Сводная таблица подписана председателем и секретарем комиссии.

Протокол избирательной комиссии Республики Хакасия от 11 сентября 2018 г. о результатах выборов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по республиканскому избирательному округу, сводная таблица имеют обобщающий характер, производный от соответствующих решений территориальных избирательных комиссий.

Результаты выборов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по республиканскому избирательному округу от 09 сентября 2018 г. определены Избирательной комиссией Республики Хакасия путем суммирования данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов территориальных избирательных комиссий Республики Хакасия об итогах голосования (13 протоколов), после предварительной проверки правильности составления этих протоколов, при этом каких-либо расхождений между данными этих протоколов (с учетом сведений сводной таблицы) и итоговым протоколом о результатах выборов не имеется.

На момент рассмотрения дела протоколы территориальных избирательных комиссий об итогах голосования на территории Республики Хакасия (территориальных избирательных комиссий Усть-Абаканского района, Таштыпского района, Орджоникидзевского района, Боградского района, Бейского района, Алтайского района, Ширинского района, Аскизского района, г. Черногорска, г. Сорска, г. Саяногорска, г. Абазы, г. Абакана) не признаны незаконными.

Вступивших в законную силу решений компетентных судов, которыми были бы отменены решения территориальных избирательных комиссий, участковых избирательных комиссий об итогах голосования на упоминаемых административным истцом избирательных участках не представлено. Следовательно, утверждение на имевшие место нарушения на отдельных избирательных участках по изложенным выше мотивам не имеет значение по настоящему административному делу и не может опровергнуть достоверность оспариваемых в целом результатов выборов.

При таких обстоятельствах оспариваемый протокол Избирательной комиссии Республики Хакасия от 11 сентября 2018 г. принят в соответствии с полномочиями Избирательной комиссии Республики Хакасия в пределах предоставленной федеральным и региональным законодателем компетенции, соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.

Нарушений законодательства, допущенных при определении результатов выборов, которые могли повлиять на действительную волю избирателей и привести как к нарушению их прав, так и прав избирательного объединения Хакасского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», не установлено.

В силу части 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска, если установит, что оспариваемые решение является законным.

В связи с тем, что решение (протокол, сводная таблица) Избирательной комиссии Республики Хакасия о результатах выборов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по республиканскому избирательному округу признано судом законным, оснований для удовлетворения требований о признании выборов 09 сентября 2018 г. выборов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по республиканскому избирательному округу недействительными, об обязании составить повторный протокол о результатах выборов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по республиканскому избирательному округу, повторную сводную таблицу не имеется.

Руководствуясь статьями 174-179, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Хакасского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к Избирательной комиссии Республики Хакасия об отмене в части решения Избирательной комиссии Республики Хакасия о результатах выборов депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по республиканскому избирательному округу, о признании результатов выборов 09 сентября 2018 г. депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по республиканскому избирательному округу недействительными в части, об обязании совершить действия отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.

Председательствующий Е.П. Редько

В окончательной форме решение изготовлено 31 октября 2018 г. в 15 часов 00 минут