ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-213/2021 от 07.09.2021 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 3а-213/2021

УИД 78OS0000-01-2020-000309-27

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ

7 сентября 2021 года Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский городской суд в составе:

председательствующего судьи Леонтьева С.А.,

при секретаре Пеледовой В.А.,

с участием прокурора Мазурова Н.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Муниципального образования Смольнинское Санкт-Петербурга о признании недействующим решения Муниципального Совета Муниципального образования Смольнинское от 06.05.2020 года № 61,

установил:

Решением Муниципального совета муниципального образования Смольнинское (далее - Муниципальный совет) от 6 мая 2020 года N 61 утверждено Положение «О Контрольно-счетной комиссии Муниципального образования Муниципальный округ Смольнинское» (далее - Положение) согласно приложению к указанному документу.

Указанным Положением предусмотрено, что Контрольно-счетная комиссия Муниципального совета Муниципального образования Муниципальный округ Смольнинское (далее - Комиссия) является постоянно действующим органом муниципального контроля, образуется Муниципальным советом (пункт 1 статьи 1), в рамках полномочий, определенных действующим законодательством и данным Положением, Комиссия обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно, организационно входит в структуру Муниципального совета (пункты 2, 3 статьи 1).

Положением также разрешены вопросы, касающиеся полномочий Комиссии (статья 2); состава, структуры и порядка формирования Комиссии (статья 3); статуса членов Комиссии (статья 4); полномочий председателя и членов Комиссии (статья 5); исполнения требований должностных лиц Комиссии (статья 6); прав, обязанностей и ответственности должностных лиц Комиссии (статья 7); предоставления информации по запросам Комиссии (статья 8); внесения и рассмотрения представлений и предписаний Комиссии (статья 9); гарантий прав проверяемых органов и организаций (статья 10); взаимодействия Комиссии с государственными и муниципальными органами (статья 11); порядка осуществления Комиссией согласования осуществления закупок для муниципальных нужд при осуществлении закупки у единственного поставщика (статья 12); обеспечения доступа к информации о деятельности Комиссии (статья 13).

Названный нормативный правовой акт официально опубликован в газете "Муниципальный округ "Смольнинский" 25 мая 2020 г., N 7 (т. 1 л.д.115-122).

Администрация муниципального образования Смольнинское обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором после уточнения требований в порядке ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просила признать недействующими решение муниципального совета муниципального образования Смольнинское от 6 мая 2020 г. N 61 "Об утверждении Положения о Контрольно-счетной комиссии Муниципального образования Муниципальный округ Смольнинское" и приложение к данному акту, ссылаясь на их противоречие Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Бюджетному Кодексу Российской Федерации и уставу муниципального образования.

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 13 октября 2020 г. административному истцу в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 27.01.2021 года указанное решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение, в связи не привлечением к участию в деле Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга, на чьи права и обязанности может повлиять решение по делу, в связи с наличием заключенного 28 октября 2013 г. между Муниципальным советом и Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга на основании части 12 статьи 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и статьи 19.1 Закона Санкт-Петербурга от 13 июля 2011 г. N 455-85 "О Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга" Соглашения, в соответствии с которым Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга приняла на себя полномочия по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля муниципального образования (т.3 л.д.82-88).

При новом рассмотрении дела определением суда от 15 марта 2021 года прекращено производство по делу в части требований Администрации Муниципального образования Смольнинское о признании недействующим пункта 1 статьи 1 за исключением слов «является постоянно действующим органом муниципального контроля», пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7 статьи 1, статьи 3,4,5, пункта 2 статьи 6, подпункта 1.3 пункта 7, пунктов 3,4,5 статьи 7, пунктов 2,3 статьи 8, пунктов 7,8 статьи 9, статьи 10, статьи 11, статьи 13 оспариваемого Положения.

Решением суда от 15 марта 2021 года административное исковое заявление в остальной части удовлетворено: признан недействующим со дня принятия пункт 1 статьи 1 в части слов «является постоянно действующим органом муниципального контроля», статья 2, пункт 1 статьи 6, подпункты 1.1, 1.2,1.4,1.5,1.6,1.7,1.8,1.9 статьи 7, пункт 1 статьи 8, пункты 1-6 статьи 9, статья 12 Приложения к Решению Муниципального Совета Муниципального образования Смольнинское от 06 мая 2020 года № 61 «Об утверждении Положения о Контрольно-счетной комиссии Муниципального образования Муниципальный округ Смольнинское».

Апелляционным определением судьи Второго апелляционного суда от 28.06.2021 определение Санкт-Петербургского городского суда от 15 марта 2021 года о прекращении производства по делу в части отменено, административное дело направлено в Санкт-Петербургский городской суд для рассмотрения по существу в ином составе суда.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда от 30.06.2021 решение Санкт Петербургского городского суда по настоящему делу от 15.03.2021 оставлено без изменения, апелляционная жалоба председателя Контрольно-счетной комиссии муниципального образования муниципальный округ Смольнинское – без удовлетворения.

Представитель административного истца в суд явился, поддержала заявленные требования, считает, что исковые требования должны быть удовлетворены в полном объеме.

Представитель административного ответчика в суд явился, решение оставил на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга в суд явился, против удовлетворения исковых требований не возражает, находит их обоснованными.

Заинтересованное лицо - ФИО его представитель, в суд не явились, о слушании дела извещен, сведений о причинах неявки не представил, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, исследовав представленные доказательства, выслушав пояснения явившихся представителей сторон и заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела в обоснование определения о прекращении производства по административному делу в части, судом указано, что из текста оспариваемого нормативного правового акта – решения Муниципального совета муниципального образования Смольнинское от 06.05.2020 №61, приложением к которому является Положение о Контрольно-счетной комиссии муниципального образования Муниципальный округ Смольнинское, следует, что права, свободы, законные интересы административного истца не затрагиваются пунктом 1 статьи 1за исключением слов «является постоянно действующим органом муниципального контроля», пунктами 2,3,4,5,6,7 статьи 1, статьей 3,4,5, подпунктом 1.3 пункта 7, пунктами 3,4,5 статьи 7, пунктом 2 статьи 8, пунктами 7,8 статьи 9, пунктом 2 статьи 10, статьями 11,13 указанного Приложения, субъектом правоотношений, регулируемых этими нормами, административный истец не является, в связи с чем производство по делу в указанной части подлежит прекращению.

Отменяя указанное определение, суд апелляционной инстанции сослался на то, что Положение представляет собой документ, регламентирующий правовое положение, порядок создания и деятельности Контрольно-счетной комиссии, осуществленное в нем правовое регулирование необходимо рассматривать в системном единстве всех содержащихся в нем норм. Учитывая изложенное, с выводом суда о том, что часть норм Положения не затрагивает права административного истца, и он не является субъектом правоотношений, регулируемых этими нормами, согласиться нельзя.

Как предусмотрено п. «н» ч.1 ст. 72 Констутуции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1); порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Согласно статье 38 указанного Федерального закона в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования. Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", данным федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.

Общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований установлены Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ), согласно части 2 статьи 3 которого контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

В силу части 6 статьи 3 Федерального закона № 6-ФЗ наименование, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 10 статьи 3 указанного Федерального закона организация и деятельность контрольно-счетного органа внутригородского муниципального образования городов федерального значения определяются законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения.

Закона, непосредственно определяющего порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга, не принято.

Вместе с тем статьей 29 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» установлено, что в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля муниципальный совет муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования. Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами Санкт-Петербурга.

В силу части 3 статьи 43 Федерального закона от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, которые являются нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Из указанных положений следует, что Муниципальный совет вправе определить порядок организации и деятельности органа внешнего муниципального контроля в соответствии с приведенными федеральными нормативными правовыми актами, в том числе путем принятия отдельного муниципального нормативного правового акта, разрешить иные вопросы, отнесенные к его компетенции, путем принятия соответствующего правового акта.

Решение Муниципального совета от 05 мая 2020 года № 61, которым утверждено Положение «О контрольно-счетной комиссии Муниципального образования Муниципальный округ Смольнинское», принято на заседании Муниципального совета единогласно присутствующими 13 депутатами из 20 избранных депутатов, опубликовано в газете «Муниципальный округ Смольнинский», т.е. оспариваемый нормативный правовой акт принят в надлежащей форме и при наличии достаточного количества голосов в соответствии с пунктом 7 статьи 18, пунктом 2 статьи 34 Устава Муниципального образования муниципальный округ Смольнинское, утвержденного решением Муниципального совета от 21.02.2013 № 197 (далее – Устав муниципального образования), официально опубликован в соответствии с требованиями части 2 статьи 35 Устава муниципального образования.

Разрешая вопрос о соответствии оспариваемых положений (в части, в которой производство по делу было прекращено) нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд принимает во внимание, что в соответствии со ст.34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования, как и представительный орган муниципального образования, входит в структуру органов местного самоуправления муниципального образования.

Федеральный закон N 6-ФЗ закрепляет основы статуса контрольно - счетных органов, определяя их как постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля, образуемый представительным органом муниципального образования, и ему подотчетный, который обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно (части 2,3,4,6 статьи 3). Деятельность контрольно-счетных органов основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности (статья 4).

Организационная и функциональная независимость контрольно-счетного органа муниципального образования обусловливается характером решаемых им задач и объемом предоставленных полномочий.

В соответствии с частью 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации контрольно-счетные органы муниципальных образований осуществляют бюджетные полномочия по аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств; экспертизе проектов законов (решений) о бюджетах, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов; экспертизе муниципальных программ; анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации; подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового аудита; другим вопросам, установленным Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

На основании статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета; контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета; контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

К основным полномочиям контрольно-счетного органа муниципального образования ч.2 ст.9 Федерального закона N 6-ФЗ отнесены: контроль за исполнением местного бюджета; экспертиза проектов местного бюджета; внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета; организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию; оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности; финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ; анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование; подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования; участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции; иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В силу части 4 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами: в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений и унитарных предприятий муниципального образования, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования; в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.

Состав и структура контрольно-счетных органов определяется статьей 5 Федерального закона N 6-ФЗ. Так, контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа; уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в составе контрольно-счетного органа может быть предусмотрена одна должность заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, а также должности аудиторов контрольно-счетного органа; в состав аппарата входят инспекторы и иные штатные работники, на инспекторов контрольно-счетных органов возлагаются обязанности по организации и непосредственному проведению внешнего государственного или муниципального финансового контроля в пределах компетенции соответствующего контрольно-счетного органа (части 2,6,8).

В силу статьи 10 Федерального закона № 6-ФЗ внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.

Согласно статье 8 Федерального закона № 6-ФЗ председатели, заместители председателя, аудиторы и инспекторы контрольно-счетных органов являются должностными лицами контрольно-счетных органов, чьи специальные права при осуществлении возложенных на них должностных полномочий установлены в статье 14 указанного Федерального закона.

Таким образом, принципы организационной и функциональной независимости контрольно-счетного органа и самостоятельности осуществления его деятельности выражаются в наделении его специальным статусом органа внешнего муниципального финансового контроля, самостоятельным составом, особыми полномочиями и правами, что не предполагает формирования его из членов другого органа местного самоуправления и включения его в состав такого органа.

В статье 14 Устава муниципального образования установлено, что Контрольно-счетная комиссия муниципального образования Смольнинское входит в структуру органов местного самоуправления муниципального образования.

Согласно статье 28 Устава муниципального образования Контрольно-счетная комиссия муниципального образования Смольнинское является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется Муниципальным Советом и ему подотчетна. Полномочия, состав и порядок деятельности Контрольно-счетной комиссии муниципального образования Смольнинское устанавливаются нормативным правовым актом Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское в соответствии с федеральным законодательством. Контрольно-счетная комиссия муниципального образования Смольнинское обладает правом правотворческой инициативы по вопросам своей деятельности. Контрольно-счетная комиссия муниципального образования Смольнинское не является юридическим лицом.

Иных норм, устанавливающих полномочия, состав и порядок деятельности названного органа, Устав муниципального образования не содержит.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 г.№3-П, от 15 июля 1999 г. №11-П, от 11 ноября 2003 г. №16-П, от 21 января 2010 г. №1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

Согласно разъяснению, данному в п.35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Согласно п.1ст.1 Положения о контрольно-счетной комиссии Контрольно-счетная комиссия Муниципального совета муниципального образования Санкт-Петербурга внутригородского муниципального образования Муниципальный округ Смольнинское образуется Муниципальным советом муниципального образования Санкт-Петербурга внутригородского муниципального образования Муниципальный округ Смольнинское.

Пункты 2,3,4,5,6,7 данной статьи устанавливают независимость и самостоятельность действий Комиссии, ее вхождение в структуру Муниципального совета, срок полномочий, возможность приостановления деятельности, нормативные акты в соответствии с которыми она осуществляет свою деятельность, источники финансового обеспечения деятельности за счет средств местного бюджета.

Статьями 3, 4, 5 данного Положения определены состав, структура и порядок формирования Контрольно-счетной комиссии, статус ее членов, полномочия председателя и членов Комиссии.

Пунктом 2 ст.6. предусматривают ответственность за невыполнение законных требований и запросов должностных лиц Комиссии, а также воспрепятствование их деятельности.

Подпункт1.3 и пункты 3,4,5 ст.7 предоставляют должностным лицам Комиссии право направлять запросы должностным лицам в государственные органы, предусматривают их обязанность не вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых органов и организаций, запрещает разглашать информацию, полученную при проведении контрольных мероприятий, а также охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую), предусматривают возможность привлечения должностных лиц Комиссии к ответственности.

Пункты 2,3 ст.8 устанавливают, что Контрольно-счетная комиссии не вправе запрашивать информацию и документы, ранее ей предоставленные, предусматривает ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление Комиссии запрошенной информации.

Согласно пунктов 7,8 ст.9 предусмотрена ответственность за неисполнение предписаний Комиссии, а также передачу Комиссией в правоохранительные органы сведений о незаконном использовании средств бюджета муниципального образования.

Статьи 10, 11, 13 Положения определяют гарантии прав проверяемых органов и организаций, регламентируют вопросы взаимодействия Комиссии с государственными и муниципальными органами и обеспечения доступа к информации о деятельности Комиссии.

Как следует из вступившего в законную силу решения Санкт-Петербургского городского суда от15.03.2021 о признании оспариваемого Положения не действующим в части, оно вынесено в связи с противоречием данного акта федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу – Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральному закону « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в связи с тем, что нормы данного Положения не отвечают требованию определенности, ясности и недвусмысленности.

Суд также находит обоснованными доводы представителя административного истца о том, что обжалуемые нормы противоречат вышеуказанным нормам действующего законодательства Российской Федерации, которое: не предусматривает отдельного финансирования постоянных комиссий представительного органа местного самоуправления за счет местного бюджета; требует не предусмотренных законом расходов из действующего бюджета; предусматривает ответственность за неисполнение требований и запросов должностных лиц Комиссии, поскольку такая ответственность регулируется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; нарушают права и компетенцию администрации как органа местного самоуправления ( в части направления запросов, проведения проверок, контрольных мероприятий, направления предписаний).

Учитывая изложенное, рассматривая все нормы, содержащиеся в Положении, в системном единстве, суд принимает во внимание, что состоявшимися судебными актами (решением Санкт-Петербургского городского суда от 15.03.2021 и апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 30.06.2021), вступившими в законную силу, требования административного истца о признании недействующим Положения о Контрольно-счетной комиссии признаны обоснованными.

При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении административного искового заявления в части, в которой производство по делу ранее было прекращено, не имеется, поскольку вышеуказанные положения не отвечают общеправовому критерию формальной определенности, допускают неоднозначное толкование его содержания, носят неопределенный характер, так как не определяют конкретную сферу муниципального контроля, полномочия осуществления которого предоставлены постоянной комиссии Муниципального совета, что является основанием для признания указанных положений недействующими.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт, не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня принятия.

Руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Администрации Муниципального образовании Смольнинское Санкт-Петербурга об оспаривании нормативного правового акта в части – удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Приложение к Решению Муниципального Совета Муниципального образования Смольнинское от 06 мая 2020 года № 61 «Об утверждении Положения о Контрольно-счетной комиссии Муниципального образования Муниципальный округ Смольнинское» в части пункта 1 статьи 1 без исключения слов «является постоянно действующим органом муниципального контроля», пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7 статьи 1, статьи 3,4,5, пункта 2 статьи 6, подпункта 1.3 пункта 7, пунктов 3,4,5 статьи 7, пунктов 2,3 статьи 8, пунктов 7,8 статьи 9, статьи 10, статьи 11, статьи 13.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Муниципальный округ «Смольнинский».

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.А. Леонтьев