ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-213/2022 от 31.05.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-213/2022

УИД 76OS0000-01-2022-000115-12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ярославль 31 мая 2022 года

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Бисеровой О.И.,

при секретаре Мурзиной И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Хайдукова Михаила Юрьевича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

установил:

Индивидуальный предприниматель Хайдуков М.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить по состоянию на 01.01.2019 кадастровую стоимость следующих объектов недвижимости:

- производственного и складского здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 1 819 000 рублей;

- производственного здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 308 000 рублей;

- здания мазутной с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 67 000 рублей;

- здания гаража с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 6 356 000 рублей.

- производственного здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 7 504 000 рублей.

- складского здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 2 588 000 рублей.

В обоснование требований ссылается на то, что Хайдуков М.Ю. является собственником указанных объектов недвижимости, плательщиком налога на имущество физических лиц, размер которого определяется с учетом их кадастровой стоимости.

Административным истцом проведена оценка рыночной стоимости объектов недвижимости.

Согласно отчету № 212456-ОКС, выполненному ЗАО «Ярославский центр недвижимости», рыночная стоимость производственного и складского здания с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 года составляет 1 819 000 рублей; производственного здания с кадастровым номером - 308 000 рублей; здания мазутной с кадастровым номером 67 000 рублей; здания гаража с кадастровым номером - 6 356 000 рублей; производственного здания с кадастровым номером - 7 504 000 рублей; складского здания с кадастровым номером - 2 588 000 рублей.

Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2019 утверждена приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 №20-н и составила: в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером – 4 222 463,02 рублей; с кадастровым номером –550 724,83 рублей; с кадастровым номером –118 978,2 рублей; с кадастровым номером – 8 736 753,88 рублей; с кадастровым номером – 11 651 302,80 рублей; с кадастровым номером – 7 934 746,45 рублей.

В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным статьей 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», административный истец просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

Представитель административного истца по ордеру адвокат Павлов А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал. Дополнительно пояснил, что спорные объекты недвижимости зарегистрированы за Хайдуковым М.Ю. как за физическим лицом, в настоящее время в предпринимательской деятельности не используются, в связи с нахождением в собственности у административного истца спорных объектов недвижимости он является плательщиком налога на имущество физических лиц, на данный момент каких-либо льгот по освобождению от уплаты указанного налога Хайдукову М.Ю. не предоставлено.

Административный ответчик департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области о месте и времени судебного заседания извещен, своего представителя в судебное заседание не направил. В письменных возражениях на административный иск указывает, что представленный отчет не является достоверным доказательством рыночной стоимости спорного объекта, составлен с нарушением требований Федерального закона от 29.07.1998 №135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки, вводит пользователя в заблуждение, в связи с чем основанные на данном отчете требования не подлежат удовлетворению.

Заинтересованными лицами Управлением Росреестра по Ярославской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» представлены письменные пояснения по административному иску, из которых следует, что они не наделены полномочиями по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, разрешение заявленных требований оставляют на усмотрение суда.

Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены, своих представителей в судебное заседание не направили, письменных отзывов на административный иск не представили.

Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы административного дела, суд считает, что административное исковое заявление Хайдукова М.Ю. подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения закреплены в статье 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Судом установлено, что Хайдуков М.Ю. является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , , , .

Согласно пункту 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

На основании пункта 1 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Законом Ярославской области от 18.11.2014 №74-з «Об установлении единой даты начала применения на территории Ярославской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» в качестве единой даты начала применения на территории Ярославской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлено 01.01.2015.

Решением муниципального Совета г. Ярославля от 27.11.2014 №441 введен налог на имущество физических лиц, установлены ставки налога, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Согласно ответу Межрайонной ИФНС России №5 по Ярославской области от 17.05.2022 №04-38/10/01499дсп налогоплательщику Хайдукову М.Ю. (ИНН ) на основании сведений, представленных органами государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области принадлежат следующие объекты, расположенные по адресу: <адрес>: с кадастровыми номерами (дата регистрации 20.04.2021), (20.04.2021), (20.04.2021), (20.04.2021), (07.06.2017), (07.06.2017). Согласно пункту 3 статьи 346.11 НК РФ и подпункта 2 пункта 10 статьи 346.43 НК РФ применение упрощенной или патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности) Исходя из разъяснений в письме Минфина России от 26.04.2018 №03-05-06-01/28324, предусмотренное вышеуказанными статьями НК РФ освобождение индивидуального предпринимателя от уплаты налога на имущество физических лиц является налоговой льготой. Для получения налоговой льготы необходимо ежегодно подавать заявление о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц форсы КДН 1150063 в налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества и представлять документы (копии документов), подтверждающие использование имущества в предпринимательской деятельности. При этом форма КДН 1150063 и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@, применяемым с 01.01.2018. Учитывая изложенное и на основании заявлений о предоставлении налоговой льготы, налогоплательщику предоставлена льгота по налогу на имущество физических лиц за 2017-2020 годы по объектам с кадастровыми номерами и . По состоянию на 16.05.2022 заявлений о предоставлении налоговой льготы за 2021 год от налогоплательщика не поступало.

При таких обстоятельствах суд полагает, что Хайдуков М.Ю., являясь собственником указанных объектов недвижимости, а, следовательно, плательщиком налога на имущество физических лиц, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, в силу статьи 245 КАС РФ, статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 248 КАС РФ, частью 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» установленные в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Судом установлено, что кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , , , по состоянию на 01 января 2019 года утверждена приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 №20-н.

Административным истцом представлен Отчет № 212456-ОКС об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, составленный оценщиком ЗАО «Ярославский центр недвижимости» ФИО5, согласно которому рыночная стоимость:

- производственного и складского здания с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 года составляет 1 819 000 рублей;

- производственного здания с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 года составляет 308 000 рублей;

- здания мазутной с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 года составляет 67 000 рублей;

- здания гаража с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 года составляет 6 356 000 рублей;

- производственного здания с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 года составляет 7 504 000 рублей;

- складского здания с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 года составляет 2 588 000 рублей.

Оценивая представленное административным истцом доказательство об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, суд приходит к выводу о том, что отчет соответствует требованиям, предъявляемым к отчету законодательством об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.

В соответствии с п. 5 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.05.2015 № 299, при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.

Указанный отчет выполнен лицом, имеющим право на проведение подобного рода исследований в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В Отчете приведено точное описание объектов исследования с указанием их количественных, качественных характеристик с учетом их индивидуализирующих признаков, описание исследования сегмента рынка, результаты анализа наиболее эффективного использования объектов, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объектам оценки, но влияющих на их стоимость.

Согласно Отчету рыночная стоимость объектов недвижимости рассчитана сравнительным и доходным подходами, в ходе которых оценщиком были подобраны объекты-аналоги с известными ценами их предложений, данные объекты сопоставлялись с объектом оценки по ценообразующим факторам, были выявлены различия по данным факторам и скорректирована цена объектов-аналогов по выявленным различиям. Понятна последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведенные расчеты, что позволяет пользователю отчета об оценке понять процесс определения стоимости и соответствие выбранных оценщиком методов, определяемому виду стоимости (рыночной) и предполагаемому использованию результатов оценки.

Замечание департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области о том, что в рамках сравнительного подхода к объекту-аналогу №3 оценщиком неверно применена корректировка на доступ к объекту, поскольку территория объекта обнесена забором, судом отклоняется.

Как следует из Отчета, оценщиком изучены фактические данные об объекте оценки и объектах-аналогах, применение соответствующих корректировок, в том числе и спорной, оценщиком в Отчете обоснованно. Каких-либо доводов, позволяющих усомниться в правильности применения данной корректировки, департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области не приведено. Дополнительно к изложенному в Отчете, в судебном заседании оценщиком ФИО5 указано, что в данном случае административный ответчик подменяет характеристики разных ценообразующих факторов: доступ к объекту и наличие ограждения. При исследовании установлено, что объект-аналог №3 расположен на промышленной площадке бывшего завода СК, доступ на данную территорию осуществляет с пр.Октября, въезд на данную территорию свободный и круглосуточный.

С учетом содержания Отчета, дополнительных пояснений оценщика ФИО5 у суда нет оснований не согласиться с выводами оценщика.

Иными лицами, участвующими в деле, доводов о недостоверности представленного административным истцом Отчета, не заявлено. Возражения департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области не являются основанием для критической оценки изложенных в Отчете выводов. Из содержания отчета следует, что оценщик, проводя исследование, основывался на принципах существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. Представленный административным истцом отчет № 212456-ОКС об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости соответствует закону, не вводит в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), а также не допускает неоднозначного толкования полученных результатов.

Нарушений требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов при проведении оценки, дающих основания для признания данного доказательства недопустимым (ст. 61 КАС РФ) не установлено, недостатков, способных повлиять на достоверность результатов оценки, не выявлено.

Согласно части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.

С учетом отсутствия убедительных доводов со стороны административного ответчика, заинтересованных лиц о необоснованности представленного отчета № 212456-ОКС, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в нем рыночной стоимости объекта недвижимости административного истца.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в связи с установлением в отношении них рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объектов подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в данном деле является дата обращения административного истца с заявлением в суд, т.е. – 23 марта 2022 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Установить по состоянию на 01 января 2019 года кадастровую стоимость производственного и складского здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 1 819 000 (один миллион восемьсот девятнадцать тысяч) рублей.

Установить по состоянию на 01 января 2019 года кадастровую стоимость производственного здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 308 000 (триста восемь тысяч) рублей.

Установить по состоянию на 01 января 2019 года кадастровую стоимость здания мазутной с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 67 000 (шестьдесят семь тысяч) рублей.

Установить по состоянию на 01 января 2019 года кадастровую стоимость здания гаража с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 6 356 000 (шесть миллионов триста пятьдесят шесть тысяч) рублей.

Установить по состоянию на 01 января 2019 года кадастровую стоимость производственного здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 7 504 000 (семь миллионов пятьсот четыре тысячи) рублей.

Установить по состоянию на 01 января 2019 года кадастровую стоимость складского здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 2 588 000 (два миллиона пятьсот восемьдесят восемь тысяч) рублей.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 23 марта 2022 года.

Решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.И.Бисерова

Решение в окончательной форме изготовлено 03 июня 2022 года