ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-214/18 от 23.10.2018 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Дело № 3а-214/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан 23 октября 2018 г.

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Редько Е.П.,

при секретаре Маховой Ю.А.,

с участием прокурора Пименовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Коновалова В.О. к Избирательной комиссии Республики Хакасия об отмене решения Избирательной комиссии Республики Хакасия о результатах выборов Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, о признании результатов выборов 09 сентября 2018 г. Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия недействительными, об обязании совершить действия,

У С Т А Н О В И Л:

Коновалов В.О., являясь кандидатом на должность Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, обратился в суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Республики Хакасия, с учетом неоднократных уточнений, изменив предмет административного иска, просит отменить протокол Избирательной комиссии Республики Хакасия от 11 сентября 2018 г. о результатах выборов Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия 09 сентября 2018 г.; признать результаты выборов 09 сентября 2018 г. Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия в части результатов выборов на территории Ширинского района недействительными; обязать Избирательную комиссию Республики Хакасия составить повторный протокол о результатах выборов Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия от 09 сентября 2018 г. и повторную сводную таблицу в части результатов выборов в Ширинском районе.

Требования мотивировал нарушением избирательного законодательства, которые, по предположению административного истца, имели место на избирательных участках Аскизского и Ширинского районов № 200, 203, 204, 207-221, 223-225, 238-240, 396-426. Полагает, что указанными участковыми избирательными комиссиями были сфальсифицированы итоги выборов с помощью систематического приписывания большего количества голосов избирателей кандидату от партии «Единая Россия» Зимину В.М. В обоснование данного довода сослался на то, что на поименованных участках отсутствовали наблюдатели от КПРФ, в связи с чем мог быть произведен «вброс» бюллетеней за кандидата Зимина В.М.

Основывая свои требования на положениях статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», полагает, что названные нарушения повлияли на итоги голосования по выборам Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия 09 сентября 2018 г.

Административный истец Коновалов В.О. в судебное заседание не явился, направил представителей.

Представители административного истца Сивирина М.В., Антоненко Е.Л., действующие на основании доверенностей, требования поддержали по основаниям и доводам, изложенным в административном иске, уточнениях к нему.

Представители административного ответчика Избирательной комиссии Республики Хакасия Адмаева И.С., Смирнов Р.Г., действующие на основании доверенностей, административный иск не признали, представили письменный отзыв, указав, что при составлении Избирательной комиссией Республики Хакасия протокола о результат выборов Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия и сводной таблицы нарушений избирательного законодательства допущено не было. Просили в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Пименовой Е.А., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

В соответствии с частью 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ).

Постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 01 июня 2018 г. № 1695-48 на 09 сентября 2018 г. назначены выборы Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия.

09 сентября 2018 г. в Республике Хакасия проведены выборы Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 11 сентября 2018 г. № 84/579-7 выборы Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия признаны состоявшимися и действительными (пункт 1 Постановления). Постановление опубликовано в печатном издании в республиканской газете «Хакасия» 14 сентября 2018 г. № 175.

Пунктом 2 постановлено уведомить зарегистрированных кандидатов, получивших наибольшее число голосов избирателей, о проведении повторного голосования при предоставлении письменных заявлений зарегистрированных кандидатов о согласии на проведение по их кандидатурам повторного голосования.

Согласно протоколу Избирательной комиссии Республики Хакасия о результат выборов 09 сентября 2018 г. Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия от 11 сентября 2018 г. число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата, имеет следующие значения: Коновалов В.О. – 71 553 голоса, Зимин В.М. – 51 771 голос, Филягин А.Н. – 17 930 голосов, Мяхар А.В. – 10 551 голос.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 14 сентября 2018 г. № 85/582-7 на 23 сентября 2018 г. назначено повторное голосование на выборах Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей, - Зимину В.М. и Коновалову В.О.

Заявлением от 21 сентября 2018 г. кандидат Зимин В.М. снял свою кандидатуру.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 22 сентября 2018 г. № 90/617-7 аннулирована регистрация кандидата на должность Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия Зимина В.М.; повторное голосование, назначенное на 23 сентября 2018 г., отменено.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 22 сентября 2018 г. № 90/618-7 на 07 октября 2018 г. назначено повторное голосование на выборах Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, кандидаты Коновалов В.О. и Филягин А.Н.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 03 октября 2018 г. № 96/640-7 аннулирована регистрация кандидата на должность Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия Филягина А.Н.; повторное голосование, назначенное на 07 октября 2018 г., отменено.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 04 октября 2018 г. № 97/641-7 на 21 октября 2018 г. назначено повторное голосование на выборах Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, кандидаты Коновалов В.О. и Мяхар А.В.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 16 октября 2018 г. № 102/663-7 аннулирована регистрация кандидата на должность Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия Мяхара А.В.; повторное голосование, назначенное на 21 октября 2018 г., отменено.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 16 октября 2018 г. № 102/664-7 на 11 ноября 2018 г. назначено повторное голосование на выборах Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия по одной кандидатуре Коновалова В.О.

В силу пункта 2 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:

а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Приведенные положения закона также согласуются с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 22 апреля 2013 г. № 8-П, где указано, что лишь существенные нарушения законодательства, допущенные при определении результатов выборов, не позволяющие установить действительную волю избирателей, могут служить основанием для отмены результатов выборов.

В пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обращено внимание, что основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах «б», «в», «г» пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте «а» пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.

Административный истец в обоснование требования об отмене протокола от 11 сентября 2018 г. (сводной таблицы) о результатах выборов Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия от 09 сентября 2018 г. не привел конкретные обстоятельства, перечисленные в пункте 2 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ, позволяющие отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов.

В пункте 11 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что к решениям избирательной комиссии, комиссии референдума исходя из положений, содержащихся в подпунктах 21 и 38 статьи 2, пункте 1 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 5 Закона Республики Хакасия от 25 мая 1999 г. № 61 «Об Избирательной комиссии Республики Хакасия» Избирательная комиссия Республики Хакасия является государственным органом Республики Хакасия, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Республике Хакасия в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Республики Хакасия. Избирательная комиссия Республики Хакасия действует на постоянной основе и является юридическим лицом.

Согласно пункту 24 статьи 15 Закона Республики Хакасия от 28 июня 2012 г. № 52-ЗРХ «О выборах Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия» (далее – Закон Республики Хакасия № 52-ЗРХ) Избирательная комиссия Республики Хакасия в пределах своих полномочий определяет результаты выборов Главы Республики Хакасия и осуществляет их официальное опубликование, выдает избранному Главе Республики Хакасия удостоверение об избрании.

В силу пункта 1 статьи 70 Федерального закона № 67-ФЗ на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов, референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов, референдума лично. О результатах выборов, референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица. Протокол о результатах выборов, референдума подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. Сводную таблицу подписывают председатель (заместитель председателя) и секретарь комиссии. На основании протокола о результатах выборов, референдума комиссия принимает решение о результатах выборов, референдума.

Приведенной норме соответствует положение части 1 статьи 64 Закона Республики Хакасия 52-ЗРХ предусматривающей, что на основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов об итогах голосования, полученных из территориальных избирательных комиссий, Избирательная комиссия Республики Хакасия после предварительной проверки правильности составления указанных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через десять дней после дня голосования определяет результаты выборов Главы Республики Хакасия. Содержащиеся в протоколах избирательных комиссий данные суммируют непосредственно члены Избирательной комиссии Республики Хакасия с правом решающего голоса. О результатах выборов составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица. Протокол о результатах выборов подписывают все присутствующие члены Избирательной комиссии Республики Хакасия с правом решающего голоса. Сводную таблицу подписывают председатель (заместитель председателя) и секретарь Избирательной комиссии Республики Хакасия.

Согласно части 2 статьи 64 Закона Республики Хакасия № 52-ЗРХ Избирательная комиссия Республики Хакасия составляет протокол о результатах выборов Главы Республики Хакасия, в который вносятся следующие сведения: число протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования, на основании которых составлен данный протокол; число избирательных участков, итоги голосования по которым были признаны недействительными, и суммарное число избирателей, включенных в списки избирателей по данным избирательным участкам на момент окончания голосования; суммарные данные по всем строкам, содержащимся в протоколах об итогах голосования территориальных избирательных комиссий; фамилии, имена и отчества включенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатов, а при их совпадении - иные сведения о них; число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата.

На основании протокола о результатах выборов Главы Республики Хакасия Избирательная комиссия Республики Хакасия принимает решение о результатах выборов Главы Республики Хакасия (часть 3 статьи 64 Закона Республики Хакасия № 52-ЗРХ).

Оспариваемый протокол Избирательной комиссии Республики Хакасия от 11 сентября 2018 г. отвечает требованиям, предъявляемым названными нормами, подписан всеми членами комиссии с правом решающего голоса. Сводная таблица подписана председателем и секретарем комиссии.

Протокол избирательной комиссии Республики Хакасия от 11 сентября 2018 г. о результатах выборов Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, сводная таблица имеют обобщающий характер, производный от соответствующих решений территориальных избирательных комиссий.

Результаты выборов Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия от 09 сентября 2018 г. определены Избирательной комиссией Республики Хакасия путем суммирования данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов территориальных избирательных комиссий Республики Хакасия об итогах голосования (13 протоколов), после предварительной проверки правильности составления этих протоколов, при этом каких-либо расхождений между данными этих протоколов (с учетом сведений сводной таблицы) и итоговым протоколом о результатах выборов не имеется.

На момент рассмотрения дела протоколы территориальных избирательных комиссий об итогах голосования на территории Республики Хакасия (территориальных избирательных комиссий Усть-Абаканского района, Таштапского района, Орджоникидзевского района, Боградского района, Бейского района, Алтайского района, Ширинского района, Аскизского района, г. Черногорска, г. Сорска, г. Саяногорска, г. Абазы, г. Абакана) не признаны незаконными.

Вступивших в законную силу решений компетентных судов, которыми были бы отменены решения территориальных избирательных комиссий, участковых избирательных комиссий об итогах голосования на упоминаемых административным истцом избирательных участках не представлено. Следовательно, утверждение на имевшие место нарушения на отдельных избирательных участках по изложенным выше мотивам не имеют значения по настоящему административному делу и не могут опровергнуть достоверность оспариваемых в целом результатов выборов.

При таких обстоятельствах оспариваемый протокол Избирательной комиссии Республики Хакасия от 11 сентября 2018 г. принят в соответствии с полномочиями Избирательной комиссии Республики Хакасия в пределах предоставленной федеральным и региональным законодателем компетенции, соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.

Нарушений законодательства, допущенных при определении результатов выборов, которые могли повлиять на действительную волю избирателей и привести как к нарушению их прав, так и прав кандидата на должность Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, не установлено.

В силу части 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска, если установит, что оспариваемые решение является законным.

В связи с тем, что решение (протокол, сводная таблица) Избирательной комиссии Республики Хакасия о результатах выборов Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия признано судом законным, оснований для удовлетворения требований о признании выборов 09 сентября 2018 г. Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия недействительными, об обязании составить повторный протокол о результатах выборов Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия от 09 сентября 2018 г., повторную сводную таблицу не имеется.

Руководствуясь статьями 174-179, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Коновалова В.О. к Избирательной комиссии Республики Хакасия об отмене решения Избирательной комиссии Республики Хакасия о результатах выборов Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, о признании результатов выборов 09 сентября 2018 г. Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия недействительными, об обязании совершить действия отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.

Председательствующий Е.П. Редько

В окончательной форме решение изготовлено 26 октября 2018 г. в 10 часов 00 минут