ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-214/19 от 04.03.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а-27/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 марта 2020 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе:

председательствующего судьи Турковой Г.Л.

при ведении протокола помощником судьи Нидворягиной Т.М.,

с участием прокурора Прокуратуры Челябинской области Чиж Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные системы» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области об оспаривании нормативных правовых актов,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Коммунальные системы» (далее – ООО «Коммунальные системы») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Постановлений Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 18 декабря 2018 года № 85/6 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Коммунальные системы» потребителям Красногорского городского поселения Еманжелинского муниципального района, и долгосрочных параметров регулирования» и от 18 декабря 2018 года № 85/7 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Коммунальные системы» потребителям Красногорского городского поселения Еманжелинского муниципального района, и долгосрочных параметров регулирования».

В подтверждение своих доводов, изложенных в административном исковом заявлении, письменном мнении и в пояснениях представителя, данных в судебном заседании, административный истец ссылается на нарушение оспариваемым постановлением законных интересов ООО «Коммунальные системы» в сфере предпринимательской деятельности. Применение обществом установленных тарифов ведет к убыточной хозяйственной деятельности, поскольку объем необходимой валовой выручки (далее - НВВ), определенный административным ответчиком в нарушение пункта 71 Основ ценообразования и пункта 11 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, не возмещает экономически обоснованных расходов общества и не обеспечивает экономически обоснованную прибыль по регулируемому виду деятельности. Административный истец считает, что при утверждении тарифов на 2019-2023 годы административным ответчиком необоснованно было отклонено предложение ООО «Коммунальные системы» по расчету НВВ на 2019 год по котельным № 4 и № 9 в сумме 49 400,14 тыс.рубля (снижена более чем на 8 000 тыс.рублей) и 10 214,96 тыс.рубля по котельной на <адрес> (снижена почти на 2 000 тыс.рублей).

Представитель ООО «Коммунальные системы» И.В. Жеребина в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика МТРиЭ Челябинской области М.В. Криволапова с административным иском не согласилась, полагая оспариваемый нормативный правовой акт не противоречащим федеральному законодательству, принятым уполномоченным органом с соблюдением порядка его принятия. Размер НВВ и установленные тарифы, рассчитанные экспертами Министерства, являются экономически обоснованными.

В соответствии с частями 7 и 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации) при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 названной статьи, в полном объеме.

Изучив материалы административного дела, исследовав материалы тарифного дела, открытого по заявлению ООО «Коммунальные системы» об установлении тарифов, заслушав пояснения сторон, а также заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).

В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 года принято постановление № 1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), Федеральной службой по тарифам приказом от 13 июня 2013 г. № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания № 760-э).

В силу положений пункта 1 части 2 статьи 5, части 3 статьи 7, пункта 6 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении нормативное правовое регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Уполномоченным органом исполнительной власти Челябинской области на установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и теплоснабжения является Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (подпункт 1 и 2 пункта 7, подпункта 35 пункта 8 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 31 декабря 2014 года № 300).

В соответствии с пунктами 18, 19 и 20 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области для определения основных направлений деятельности Министерства и принятия соответствующих решений, относящихся к его компетенции, создается Правление при Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее именуется - Правление) общей численностью не более 9 человек. Министр является председателем Правления и утверждает персональный состав Правления, а также порядок его деятельности. Заседание Правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Правление рассматривает все вопросы, относящиеся к компетенции Министерства, и принимает коллегиальные решения большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании. Решение Правления оформляется в виде постановления Министерства.

Постановления Министерства публикуются на официальном сайте Министерства в «Информационном бюллетене Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области» и (или) размещаются в официальных средствах массовой информации.

Согласно Уставу ООО «Коммунальные системы», выписке из ЕГРЮЛ ООО «Коммунальные системы» (ОГРН № <данные изъяты>) осуществляет передачу пара и горячей воды (тепловой энергии), обеспечивает работу котельных и тепловых сетей.

Из материалов дела следует, что ООО «Коммунальные системы» осуществляет регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, реализуемые на потребительском рынке на территории Красногорского городского поселения Еманжелинского муниципального района.

На основании заявления ООО «Коммунальные системы» от 24 апреля 2018 года МТРиЭ Челябинской области постановлением от 10 мая 2018 года № 26/22 «Об открытии дел об установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в отношении теплоснабжающих организаций Челябинской области открыты дела об установлении регулируемых цен (тарифов) в отношении ООО «Коммунальные системы» (пункты 10 и 11 приложения).

Информация об открытии тарифного дела об установлении тарифов и о проведении заседания Правления МТРиЭ Челябинской области размещена на официальном сайте Министерства в сети Интернет.

В соответствии с пунктом 28 Правил регулирования тарифов МТРиЭ Челябинской области провело экспертизу обоснованности расходов, предложенных ООО «Коммунальные системы» при расчете тарифов, корректности определения параметров, используемых в расчетах, выводы которой отражены в экспертных заключениях от 18 декабря 2018 года № 07/20-тэ-19 (котельная по <адрес>) и от 18 декабря 2018 года № 07/21-тэ-19 (кроме котельной по <адрес>).

Из выписки из протокола заседания Правления МТРиЭ Челябинской области следует, что в нем принимали участие семь членов Правления с правом голоса, постановления приняты единогласно. В протоколе заседания Правления МТРиЭ Челябинской области от 18 декабря 2018 года № 85 отражены в полном объеме сведения, предусмотренные пунктом 29 Правил регулирования. ООО «Коммунальные системы» своих представителей для участия в заседании Правления не направляло, вопрос об установлении тарифов рассмотрен без участия представителей общества.

По результатам рассмотрения тарифных дел МТРиЭ Челябинской области приняты:

постановление от 18 декабря 2018 года № 85/6 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Коммунальные системы» потребителям Красногорского городского поселения Еманжелинского муниципального района, и долгосрочных параметров регулирования»;

постановление от 18 декабря 2018 года № 85/7 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Коммунальные системы» потребителям Красногорского городского поселения Еманжелинского муниципального района, и долгосрочных параметров регулирования».

Согласно приложению № 1 к постановлению от 18 декабря 2018 года № 85/6 ООО «Коммунальные системы» установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществом потребителям Красногорского городского поселения Еманжелинского муниципального района, на 2019-2023 годы для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения и для населения (с учетом налога на добавленную стоимость) с разбивкой на периоды с 01 января по 30 июня и с 01 июля по 31 декабря на каждый год регулируемой деятельности.

Этим же Постановлением утверждены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на период регулирования 2019-2023 годов, для формирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Коммунальные системы» (кроме котельной по <адрес>) потребителям Красногорского городского поселения Еманжелинского муниципального района, с использованием метода индексации установленных тарифов (приложение № 2).

Согласно приложению № 1 к постановлению от 18 декабря 2018 года № 85/7 ООО «Коммунальные системы» установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществом потребителям Красногорского городского поселения Еманжелинского муниципального района, на 2019-2023 годы для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения и для населения (с учетом налога на добавленную стоимость) с разбивкой на периоды с 01 января по 30 июня и с 01 июля по 31 декабря на каждый год регулируемой деятельности.

Этим же Постановлением утверждены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на период регулирования 2019-2023 годов, для формирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Коммунальные системы» (котельная по <адрес>) потребителям Красногорского городского поселения Еманжелинского муниципального района, с использованием метода индексации установленных тарифов (приложение № 2).

Постановления от 18 декабря 2018 года № 85/6 и № 85/7 опубликованы в газете «Южноуральская панорама», № 117/1, 30 декабря 2018 года и размещены на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.tarif74.ru).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом исполнительной власти Челябинской области в пределах своей компетенции в установленной форме с соблюдением соответствующей процедуры, сроков принятия и опубликования. Данные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

В процессе формирования оспариваемых тарифов МТРиЭ Челябинской области применен метод индексации установленных тарифов.

Особенности расчета тарифов с применением данного метода установлены пунктами 71 - 75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний.

В отношении ООО «Коммунальные системы» метод индексации применяется повторно. Ранее долгосрочные параметры регулирования и тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «Коммунальные системы» потребителям Красногорского городского поселения Еманжелинского муниципального района, были установлены на период регулирования 2016 - 2018 годов с использованием метода индексации Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 ноября 2015 года № 55/200 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Коммунальные системы» потребителям Красногорского городского поселения Еманжелинского муниципального района, и долгосрочных параметров регулирования» (для котельных № 4 и № 9) в редакции Постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 28 ноября 2016 года № 56/108 «О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 ноября 2015 г. № 55/200».

Инвестиционная программа для ООО «Коммунальные системы» в установленном порядке не утверждалась.

Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, ООО «Коммунальные системы» указало, что МТРиЭ Челябинской области при расчете НВВ неправомерно снижены экономически обоснованные операционные расходы, в том числе по статьям затрат: «Расходы на приобретение сырья и материалов», «Расходы на ремонт основных средств подрядным способом», «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями», «Расходы на оплату иных работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам с организациями» в части расходов на оплату услуг связи, «Расходы на обучение персонала», «Другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции или Общехозяйственные расходы» по статьям: обслуживание кассового аппарата, аренда офиса, уборка арендованного помещения, компенсация ГСМ, канцтовары, услуги почты, технические средства и мебель.

Определенный МТРиЭ Челябинской области и учтенный при расчете тарифов объем полезного отпуска тепловой энергии по каждой из котельных административным истцом не оспаривается.

Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования). При установлении тарифов с применением метода индексации НВВ рассчитывается на каждый год долгосрочного периода регулирования исходя из суммы операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и расчетной предпринимательской прибыли (пункт 35 Методических указаний № 760-э).

Согласно пункту 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 Основ с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (пункт 57 Основ ценообразования).

Операционные расходы включают в себя расходы на приобретение сырья и материалов, расходы на ремонт основных средств, расходы на оплату труда, расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг, расходы на служебные командировки, расходы на обучение персонала, лизинговый платеж, арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом, определяемые в соответствии с методическими указаниями другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, за исключением амортизации основных средств и нематериальных активов и расходов на погашение и обслуживание заемных средств (пункт 58 Основ ценообразования).

В соответствии со статьями 3 и 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций.

Согласно пунктам 13, 14, 15, 16, 20, 28 и 33 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование данных предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).

Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями (пункт 33 Правил регулирования)

Таким образом, расходы, заявленные регулируемой организацией, должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.

В качестве обоснования для установления тарифов на 2019-2023 годы ООО «Коммунальные системы» представило в МТРиЭ Челябинской области обосновывающие материалы и документы на 944 листах, в том числе расчеты НВВ и тарифов. Общество предлагало установить тарифы исходя из НВВ на 2019 год в размере 109 633,07 тыс.рубля (котельные № 4 и № 9), и 38 376,56 тыс.рубля по котельной на <адрес>.

Согласно экспертным заключениям от 18 декабря 2018 года № 07/19-тэ-20 и № 07/19-тэ-21 экспертами НВВ на 2019 год была определена в размере 39 444,53 тыс.рубля (для котельной по ул. <адрес>) и 100 108,20 тыс. рублей для котельных № 4 и № 9, которые проиндексированы на последующие годы регулирования в соответствии с параметрами, определенными в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год (2018 г.) и плановый период (2019, 2020 гг.), одобренном Правительством Российской Федерации.

При проверке обосновывающих документов и материалов ООО «Коммунальные системы» на соответствие требованиям законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения тарифным органом выявлено, что экономическая обоснованность ряда расходов не подтверждена или подтверждена не в полном объеме. В связи с этим часть заявленных расходов не была принята и в целях обеспечения возможности общества осуществлять надежное и безаварийное теплоснабжение потребителей расходы рассчитаны Министерством самостоятельно на основании представленных документов и материалов либо исходя из фактических показателей деятельности общества за 2017 год.

Так из материалов тарифного дела следует, что из заявленных ООО «Коммунальные системы» на 2019 год затрат по статье «Оплата труда» в сумме 16 911,57 тыс.рубля МТРиЭ Челябинской области были учтены только 1 237,90 тыс.рубля ПО котельной по <адрес>) и из 9 094, 31 тыс. рубля по котельным № 4 и № 9 учтены 7 578,59 тыс.рубля.

В соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования расходы на оплату труда относятся к операционным расходам.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с Методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Пунктом 11, абзацем первым пункта 32 и подпунктом 3 пункта 37 Методических указаний № 760-э определена методика экономически обоснованных расчетов расходов на оплату труда.

Из экспертного заключения МТРиЭ Челябинской области следует, что при расчете численности персонала ООО «Коммунальные системы» Министерство руководствовалось приказами Госстроя России от 22 марта 1999 г. № 65 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства» и от 12 октября 1999 г. № 74 «Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий», а также приняты во внимание данные о фактической численности работников организации за 2017 год.

Министерством произведен расчет фонда оплаты труда в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденным Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 года.

Средняя заработная плата определена Министерством исходя из её предельных размеров в соответствии с указанным выше Отраслевым тарифным соглашением, минимальной ставки рабочего 1 разряда на 2019 год, ступеней оплаты труда персонала и фактическим фондом оплаты труда за 2017 год.

Расчеты расходов на оплату труда и размера заработной платы в соответствии с отраслевым тарифным соглашением приведены в таблицах № 9 и № 10 экспертных заключений.

Исследовав материалы тарифного дела и экспертного заключения, суд считает, что расчет расходов по статье «Оплата труда» не противоречит требованиям пункта 42 Основ ценообразования, поскольку выполнен исходя из среднемесячной заработной платы, которая фактически была выплачена работникам организации в 2017 году, и проиндексирована органом регулирования по индексам потребительских цен 2018 - 2019 годы (104,6% и 102,7%). В результате чего среднемесячная заработная плата и фонд оплаты труда определены в приведенных выше параметрах.

Определив расходы общества, подлежащие включению в необходимую валовую выручку по статье затрат «Оплата труда», Министерством произведен расчет затрат на социальные нужды, размер которых производен от величины расходов на оплату труда.

Довод административного истца об отсутствии в экспертном заключении мотивов, по которым средняя численность персонала, рассчитанная в таблице № 10 «Расчет размера заработной платы в соответствии с отраслевым тарифным соглашением», была скорректирована при расчете расходов на оплату труда (таблица № 9), противоречит содержанию экспертного заключения, согласно которому какая-либо корректировка не применялась.

В силу требований пункта 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определен исходя из фактического объема фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Ссылка ООО «Коммунальные системы» на то, что при расчете расходов по статье «Оплата труда» не была учтена величина фактического фонда оплаты труда за 2017 года, противоречит содержанию экспертного заключения.

Так из материалов тарифного дела следует, что ООО «Коммунальные системы» затрат по статьям «Расходы на приобретение сырья и материалов» и «Ремонт основных средств, выполняемый подрядным способом» по котельной по <адрес> были заявлены следующие расходы на:

- реагенты 135,23 тыс.рубля;

- ГСМ 27,29 тыс.рубля;

- охрана труда 266,45 тыс.рубля;

- материалы на ремонты 1 107,13 тыс.рубля;

- запчасти 8,03 тыс.рубля;

- ремонт основных средств 582,24 тыс.рубля.

По котельным № 4 и № 9 были заявлены следующие расходы на:

- реагенты 282,09 тыс.рубля;

- ГСМ 134,63 тыс.рубля;

- охрана труда 621,94 тыс.рубля;

- материалы на ремонты 3 607,31 тыс.рубля;

- запчасти 39,61 тыс.рубля;

- ремонт основных средств 2 023,78 тыс.рубля.

Из них МТРиЭ Челябинской области учтены по котельной по <адрес> расходы на:

- реагенты 27,07 тыс.рубля (на основании фактических данных за 2017 год с учетом индексов потребительский цен на 2018-2019 годы);

- ГСМ 1,52 тыс.рубля (на основании расчета расхода ГСМ, выполненного ООО «Коммунальные системы» без учета работ разъездного характера, экономическая обоснованность которых и необходимость для осуществления регулируемой деятельности по поставке тепловой энергии потребителям не подтверждены);

- охрана труда 0,62 тыс.рубля(на основании фактических данных за 2017 год с учетом индексов потребительский цен на 2018-2019 годы);

- материалы на ремонты 31,78 тыс.рубля (в связи с отсутствием обосновывающих необходимость выполнения предложенных организацией ремонтных работ в целях обеспечения возможности общества осуществлять надежное и безаварийное теплоснабжение потребителей расходы рассчитаны Министерством самостоятельно);

- запчасти 0,00 тыс.рубля (в связи с отсутствием обосновывающих необходимость выполнения предложенных организацией ремонтных работ);

- ремонт основных средств 116, 45тыс.рубля.

По котельным № 4 и № 9 МТРиЭ Челябинской области учтены были учтены следующие расходы:

- реагенты 282,09 тыс.рубля (на основании расчета, выполненного ООО «Коммунальные системы»);

- ГСМ 11,42 тыс.рубля (на основании расчета расхода ГСМ, выполненного ООО «Коммунальные системы» без учета работ разъездного характера, экономическая обоснованность которых и необходимость для осуществления регулируемой деятельности по поставке тепловой энергии потребителям не подтверждены);

- охрана труда 53,79 тыс.рубля (на основании фактических данных за 2017 года с учетом индекса потребительских цен);

- материалы на ремонты 107,67 тыс.рубля(в связи с отсутствием обосновывающих необходимость выполнения предложенных организацией ремонтных работ в целях обеспечения возможности общества осуществлять надежное и безаварийное теплоснабжение потребителей рассчитаны Министерством самостоятельно);

- запчасти 00,00 тыс.рубля (в связи с отсутствием обосновывающих необходимость выполнения предложенных организацией ремонтных работ);

- ремонт основных средств 404,76 тыс.рубля.

Поскольку расходы на ремонт основных средств подрядным способом относятся к операционным расходам, то в силу требований пункта 59 Основ ценообразования они устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов.

Пунктом 41 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, в соответствии с Методическими указаниями, согласно подпункту 2 пункта 37 которых расходы на ремонт основных средств включаются в базовый уровень операционных расходов.

В силу пункта 117 Методических указаний расходы на содержание, ремонт, эксплуатацию тепловых сетей включаются в необходимую валовую выручку регулируемой организации, учитываемую при расчете тарифа на услуги по передаче тепловой энергии. При этом в обоснование данных затрат предоставляется смета расходов (пункт 32, пункт 2 приложения 3 к Методическим указаниям).

В соответствии с локальными ресурсными сметными расчетами, выполненными ООО «Коммунальные системы» с помощью программного комплекса для выполнения всех видов сметных расчетов «Гранд-смета» и расчетом затрат, представленными обществом, стоимость затрат на ремонт основных средств на 2019 год составила 1 879, 33 тыс.рубля (стр. 442 тарифного дела).

Согласно экспертному заключению, письменным отзывам МТРиЭ Челябинской области от 23 января и от 02 марта 2020 года, расходы ООО «Коммунальные системы» на ремонт основных средств определены на долгосрочный период регулирования на 2019 - 2023 годы по котельной на <адрес> в общей сумме - 582,24 тыс.рубля, в том числе на 2019 год в сумме 116,45 тыс.рубля (582,24 / 5 лет долгосрочного периода) и по котельным № 4 и № 9 в сумме 2 023,78 тыс.рубля, в том числе на 2019 год в сумме 404,76 тыс.рубля (2 023,78 / 5 лет долгосрочного периода) в соответствии с представленными обществом документами и материалами, подтверждающими экономически обоснованные объемы работ и плановые (расчетные) значения цен (планом работ по ремонту на 2019 год, локальными сметными расчетами, актами обследований).

В ходе судебного разбирательства установлено, что МТРиЭ Челябинской области определило сумму затрат на ремонт основных средств в размере затрат, заявленных ООО «Коммунальные системы». При этом ООО «Коммунальные системы» ошибочно полагает, что данная сумма затрат должна быть учтена при определении НВВ и расчете тарифов на 2019 год - первый год периода регулирования.

Из материалов административного дела и тарифного дела следует, что Общество не в полном объеме подтвердило экономическую обоснованность и целесообразность учета расходов в составе вышеупомянутой статьи затрат в регулируемом периоде, поскольку не были представлены документы, подтверждающие необходимость проведения ремонтных работ, которые свидетельствовали бы об имеющихся дефектах и способах устранения этих дефектов (нормативно-техническая документация, подтверждающая периодичность и продолжительность ремонта, долгосрочные графики ремонтов, акты осмотра, дефектные ведомости, акты технического обследования сетей), документы, подтверждающие проведение торгов по ремонтным работам, проводимым подрядными организациями, также отсутствует обоснование необходимости проведения ремонтов в 2019 году, но и в 2020-2023 годах. В обосновывающих материалах отсутствуют нормативно-техническая и ремонтная документация, регламентирующая состав и периодичность ремонтных работ.

Сроки проведения планово-предупредительных ремонтов тепловых сетей установлены Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115. В силу пункта 2.7.3 названных Правил система технического обслуживания и ремонта носит планово-предупредительный характер. На все виды тепловых энергоустановок необходимо составлять годовые (сезонные и месячные) планы (графики) ремонтов. Годовые планы ремонтов утверждает руководитель организации. В соответствии с пунктом 6.2.42 названных Правил капитальный ремонт тепловых сетей проводится 1 раз в 5 лет. В этой связи организация должна разрабатывать долгосрочные графики проведения ремонтов в отношении всех участков тепловых сетей.

Так, согласно материалам тарифного дела, Обществом при установлении тарифа на тепловую энергию представлены в тарифный орган вместе с расчетом затрат на ремонт основных средств – акты обследования, дефектные ведомости на замену участков теплотрассы, локальные ресурсные сметные расчеты на замену участков теплотрассы, акты обследования запорной арматуры тепловых сетей котельной № 9 от 12 января 2018 года (не подписаны главным инженером, отсутствуют информация о марке, типе, годе выпуска, инвентарных номерах оборудования), дефектные ведомости и локальные ресурсные сметные расчеты (без даты утверждения). Аналогичные недостатки имеют и все другие акты обследований от 12 января 2018 года и дефектные ведомости и сметы (стр. 628 - 730 тарифного дела). Приложенные документы не содержат информации, обосновывающей период проведения ремонтных работ именно в 2019 году.

В отсутствие долгосрочных графиков проведения ремонтов, надлежащим образом оформленных дефектных ведомостей, обосновывающих необходимый объем ремонтных работ на реализацию заявленных мероприятий, стоимость реализации таких мероприятий, заявленная административным истцом на 2019 год, не является экономически обоснованной. Таким образом, уменьшение размера расходов административного истца по названной статье затрат на 2019 года является правомерным, произведено тарифным органом в соответствии с требованиями норм Основ ценообразования и Методических указаний, на основании анализа документов, представленных Обществом, оценки выполнения ремонтных работ, что также отражено в экспертном заключении.

Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, МТРиЭ Челябинской области учтены в размере 77,54 тыс.рубля (услуги связи) против заявленных 246,96 тыс. рубля, что обусловлено отсутствием обосновывающих документов и материалов, в том числе подтверждающих проведение торгов, обосновывающих заявленную стоимость в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Отсутствие указанной документации в материалах тарифного дела административным истцом не оспаривается.

Расходы на услуги связи, с учетом их необходимости в целях обеспечения бесперебойного теплоснабжения потребителей, определены Министерством самостоятельно на основании фактических данных за 2017 год с учетом индекса потребительских цен.

Отклонение заявленных расходов на транспортные услуги, вывоз ТБО, обработку территории, стоки, монтажные работы и поверку приборов обусловлено отсутствием документов, отвечающих предъявляемым к ним требованиям и обосновывающих объем оказываемых услуг и необходимость их проведения в регулируемый период.

В соответствии с подпунктом «и» пункта 16 Правил регулирования к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются, в том числе, копии документов, подтверждающих проведение заявителем торгов (положение, извещение, документация о проведении торгов, протоколы составляемые в ходе проведения торгов).

Выполнение расчетов с помощью программного комплекса «Гранд-смета», вопреки доводам административного истца, не исключает обязанности по соблюдению регулируемой организацией требований подпункта «и» пункта 16 Правил регулирования.

Следовательно, действия регулирующего органа по невключению части расходов в необходимую валовую выручку по мотиву нарушения обществом требований законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не противоречат Основам ценообразования в сфере теплоснабжения.

Расходы на обучение персонала не были учтены административным ответчиком в силу того, что обществом не были представлены документы и материалы, обосновывающие необходимость и стоимость заявленных расходов, в том числе график обучения персонала на 2019-2023 годы с указанием сотрудников, которым необходимо пройти такое обучение в данный период, и ссылками на нормативные правовые акты, которыми предусмотрено такое обучение, договоры на обучение персонала и документы, обосновывающие заявленную стоимость обучения, отвечающие требованиям Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и подпункту «и» пункта 16 Правил регулирования. Материалы тарифного дела подтверждают доводы административного ответчика об обоснованности исключения приведенных выше расходов.

Ссылка административного истца на представленный вместе с другими обосновывающими документами расчет затрат на обучение со ссылкой на абзацы 7-8 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» выводов экспертов МТРиЭ Челябинской области, не опровергает, поскольку приведенные в расчете общества показатели не подтверждены первичными документами, на необходимость представления которых указывают эксперты.

В соответствии с пунктом 33 Методических указаний при расчете долгосрочных тарифов методом индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка определяется на основе долгосрочных параметров регулирования, которые определяются перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяются (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 51 Основ ценообразования), в том числе на основе такого параметра, как базовый уровень операционных расходов, устанавливаемый органом регулирования в соответствии с пунктом 37 Методических указаний.

Согласно пункту 37 Методических указаний при расчете базового уровня операционных расходов учитываются следующие расходы: расходы на сырье и материалы; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда; расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями; расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг; расходы на служебные командировки; расходы на обучение персонала; лизинговый платеж, арендная плата, определяемые в соответствии с пунктами 45 и 65 Основ ценообразования; другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, в том числе расходы по охране труда и технике безопасности, расходы на канцелярские товары.

Вопреки доводам административного истца о неправомерном невключении в состав НВВ расходов, связанных с производством и (или) реализацией продукции по статьям «обслуживание кассового аппарата», «аренда офиса», «уборка арендованного помещения», «компенсация ГСМ», «канцтовары», «услуги почты», «технические средства и мебель», суд приходит к выводу о том, что у регулятора имелись законные основания для исключения из состава необходимой валовой выручки указанных затрат. В данном случае ссылка ООО «Коммунальные системы» на необходимость учета данных расходов исходя из экономической целесообразности данного вида затрат в силу требований статьей 32, 56, 163 и 212 Трудового кодекса Российской Федерации не свидетельствует о незаконности оспариваемых тарифов, поскольку действующее законодательство не содержит исключения из общего правила о необходимости документального подтверждения экономической обоснованности расходов. Поэтому, вопреки доводам административного истца, данные расходы не могли быть учтены исходя из их целесообразности и без экономического обоснования их величины.

Суд не может согласиться с доводами административного истца в части, касающейся учета затрат по статье «Выпадающие доходы/расходы», поскольку тарифным органом проведен анализ предыдущих периодов регулирования, фактических данных за 2017 год с учетом плановых индексов потребительских цен, учтенных в тарифах на 2019-2023 годы, на основании которого произведен расчет примененной МТРиЭ Челябинской области корректировки НВВ, осуществляемый с целью учета отклонения фактических затрат за 2017 год, составила (-) 1 519,09 тыс. рубля (котельная по <адрес>) и (-) 1 896,89 тыс. рубля (котельные № 4 и № 9). Данные о величинах экономически обоснованных расходов и излишне полученных доходах, учтенных в тарифах на 2019-2023 годы, приведены в таблицах № 17 экспертных заключений. Оснований не соглашаться с выводами экспертов по доводам ООО «Коммунальные системы» суд не усматривает.

Заявляя требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим и выражая не согласие с выводами, содержащимися в экспертном заключении, административный истец, тем не менее, не ссылается на конкретные нормы законодательства, регулирующие порядок установления тарифов в сфере теплоснабжения, которые были нарушены административным ответчиком.

Суд принимает во внимание, что, несмотря на то, что в силу требований Правил регулирования регулирующий орган принимает решение об установлении тарифов на основе документов, представленных регулирующей организацией, тарифным органом предпринимались меры к истребованию у предприятия дополнительной информации, но возможность предоставить органу регулирования дополнительные материалы, подтверждающие заявленные расходы, ООО «Коммунальные системы» была реализована.

Превышения МТРиЭ Челябинской области своих полномочий либо использования их вопреки законной цели и правам, законным интересам административного истца при издании оспариваемых нормативных правовых актов судом не установлено. Нарушений положений действующего законодательства при вынесении оспариваемых постановлений административным ответчиком допущено не было. Допустимых доказательств экономической необоснованности оспариваемых тарифов судом не добыто. Оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат федеральному и иному законодательству, регулирующему деятельность в сфере теплоснабжения, и имеющему большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушают.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 215 КАС Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Челябинский областной суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные системы» о признании недействующими Постановлений Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 18 декабря 2018 года № 85/6 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Коммунальные системы» потребителям Красногорского городского поселения Еманжелинского муниципального района, и долгосрочных параметров регулирования» и от 18 декабря 2018 года № 85/7 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Коммунальные системы» потребителям Красногорского городского поселения Еманжелинского муниципального района, и долгосрочных параметров регулирования» отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий