Дело №3а-214/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2020 года город Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи ОрловойИ.Н.,
при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г.,
при участии представителя Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики ФИО1,
прокурора Овчинниковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению кандидата на замещение должности Главы Чувашской Республики ФИО2 о признании незаконным Постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 28 июля 2020 года №, возложении обязанности зарегистрировать кандидатом на должность Главы Чувашской Республики,
установил:
Постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 28 июля 2020 года № отказано ФИО2, адвокату Адвокатского кабинета ФИО2, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом на должность Главы Чувашской Республики».
Кандидат на замещение должности Главы Чувашской Республики ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным названного постановления, указывая, что после его выступления в Общественной палате Чувашской Республики во все представительные органы муниципальных образований Чувашской Республики негласно были направлены указания о не предоставлении подписей депутатами, т.е. применен «депутатский фильтр», принятый депутатами «Единой России» для недопущения в органы власти нелояльных к режиму граждан, чем проявлена дискриминация по признакам национального и политического убеждения. В то же время его поддержали более 3000 избирателей Чувашской Республики, как единственного реального оппонента ставленника Москвы и партии «Единая Россия».
В судебное заседание административный истец ФИО2 не явился, представил заявление в котором поддержал заявленное требование и просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель административного ответчика Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики ФИО1 в судебном заседании возражал относительно заявленного требования.
Участвовавший по делу прокурор Овчинникова Н.А. заявленное требование полагала не подлежащим удовлетворению.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, признав возможным в соответствии с требованиями норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение дела в отсутствие административного истца, извещенного о времени и месте рассмотрения искового заявления, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В силу части 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
В силу пункта 1 статьи 11 приведенного Федерального закона законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, данный Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Согласно подпункту «к» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок проведения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо порядок избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и порядок отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Порядок организации и проведения выборов Главы Чувашской Республики, гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права избирать и быть избранным Главой Чувашской Республики определены Законом Чувашской Республики от 5 июня 2012 года № 38 «О выборах Главы Чувашской Республики».
Пунктом 1 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 1 июля 1999 года № 12 «О центральной избирательной комиссии Чувашской Республики» предусмотрено, что Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики является государственным органом Чувашской Республики и в пределах своих полномочий обеспечивает на территории Чувашской Республики реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, координацию деятельности, оказание правовой, методической, организационно-технической помощи избирательным комиссиям муниципальных образований в проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, а также в решении иных вопросов, отнесенных к компетенции Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики.
Постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 11 июня 2020 года № 1098 назначены выборы Главы Чувашской Республики на 13 сентября 2020 года.
Порядок выдвижения и регистрации кандидатов регламентирован главой 4 Закона Чувашской Республики от 5 июня 2012 года № 38 «О выборах Главы Чувашской Республики».
Частью 1 статьи 30 Закона Чувашской Республики от 5 июня 2012 года № 38 «О выборах Главы Чувашской Республики» предусмотрено, что регистрация кандидата осуществляется Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики при наличии документов, указанных в частях 2, 2.1, 3 и 3.1 статьи 27, части 5 статьи 29, части 12 статьи 29.1 (при самовыдвижении кандидата) настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку самовыдвижения кандидата, или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, собранных в поддержку выдвижения кандидата в соответствии с частью 2 статьи 29 настоящего Закона, и при наличии решения политической партии, выдвинувшей кандидата (при выдвижении кандидата политической партией). Документы для регистрации кандидата представляются кандидатом в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики не ранее чем за 60 дней и не позднее чем за 50 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
В силу части 6 статьи 30 того же Закона основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в числе прочего, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (пункт 5); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (для кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения) – пункт 10; недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата (пункт 11).
Как видно из материалов дела, 29 июня 2020 года в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики от ФИО2 поступили: заявление кандидата о согласии баллотироваться на 1 листе; копия паспорта на 5 листах; копия документа об образовании кандидата на 1 листе; копия документа, подтверждающего сведения об основном месте работы на 2 листах; сведения о размере и об источниках доходов кандидата, его супруга и несовершеннолетних детей на 2 листах и на электронном носителе; сведения о принадлежащем кандидату, его супругу, несовершеннолетним детям недвижимом имуществе на 2 листах; сведения о расходах кандидата на 2 листах (всего 15 листов), о чем выдано секретарем подтверждение о получении документов о выдвижении кандидата на должность Главы Чувашской Республики.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 30 июня 2020 года № разрешено кандидату на замещение должности Главы Чувашской Республики ФИО2 открытие специального избирательного счета для формирования избирательного фонда в дополнительном офисе № 8613/04 ПАО Сбербанк России.
В силу статьи 28.1 Закона Чувашской Республики от 5 июня 2012 года № 38 «О выборах Главы Чувашской Республики» выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения осуществляется с последующим сбором подписей избирателей, депутатов представительных органов муниципальных образований Чувашской Республики и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Чувашской Республики в поддержку самовыдвижения кандидата (часть 1).
Период, включающий в себя самовыдвижение кандидата, а также сбор подписей в поддержку самовыдвижения кандидата начинается после опубликования решения о назначении выборов Главы Чувашской Республики, но не ранее чем за 80 дней до дня голосования, и заканчивается за 50 дней до дня голосования(часть 2).
Согласно статьи 29 того же Закона выдвижение кандидата политической партией или выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать 7 процентов от общего числа депутатов представительных органов муниципальных образований Чувашской Республики, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Главы Чувашской Республики, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных образований Чувашской Республики. Депутаты представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, учитываются только один раз.
В числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть 10 процентов от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов Главы Чувашской Республики, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов и городских округов. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики (часть 2).
Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования ставит свою подпись на листе поддержки кандидата на должность Главы Чувашской Республики (далее - лист поддержки кандидата). В листе поддержки кандидата указываются фамилия, имя и отчество кандидата, дата его рождения, основное место работы или службы, занимаемая им должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата; сведения о выдвижении кандидата (выдвинут политической партией или ее региональным отделением (с указанием наименования политической партии или ее регионального отделения) или в порядке самовыдвижения); если у кандидата имелась или имеется судимость, - сведения о судимости кандидата. В листе поддержки кандидата также указываются фамилия, имя, отчество и дата рождения депутата представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, ставящего подпись; наименование представительного органа муниципального образования, депутатом которого является лицо, ставящее подпись, или наименование должности главы муниципального образования, которым является лицо, ставящее подпись; наименование муниципального образования. Депутат представительного органа муниципального образования или глава муниципального образования собственноручно ставит свою подпись, а также указывает дату и время ее проставления. Подлинность подписи на листе поддержки кандидата должна быть нотариально засвидетельствована. Листы поддержки кандидата изготавливаются по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону (часть 4).
Листы поддержки кандидата представляются кандидатом в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики единовременно вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата. Листы поддержки кандидата, представляемые в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики, должны быть сброшюрованы в одну или несколько папок и рассортированы по муниципальным районам и городским округам, находящимся на территории Чувашской Республики, где проводился сбор подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, и пронумерованы. Одновременно в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики представляется подписанный кандидатом список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, содержащий сведения о кандидате и поддержавших его лицах, предусмотренные частью 4 настоящей статьи по форме, определенной Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики. Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики в течение трех дней со дня представления указанного списка публикует его в региональном государственном периодическом печатном издании или размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (часть 5).
Кроме того, кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку обязан собрать 0,5 процента подписей от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона, необходимых для регистрации кандидата (часть 1 статьи 29.1 того же Закона).
Пунктом 1 Постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 14 мая 2020 года № установлено то, что кандидат на должность Главы Чувашской Республики, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку обязан собрать 4632 подписи избирателей.
В нарушение указанных правовых норм 24 июля 2020 года ФИО2 не представлены в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики листы поддержки кандидата с необходимым количеством подписей действующих депутатов представительных органов муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата, подписные листы с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата и иные необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела подтверждение о получении документов для регистрации кандидата на должность Главы Чувашской Республики, протокол об итогах сбора подписей в поддержку самовыдвижения кандидата от 24 июля 2020 года.
Оценив собранные доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что оспариваемое Постановление Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 28 июля 2020 года № принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, связи с чем, оснований для удовлетворения иска кандидата на замещение должности Главы Чувашской Республики ФИО2 не имеется.
Изложенные в административном иске причины невозможности сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований при разрешении настоящего публично-правового спора правового значения не имеют. Приложенная к иску информация, содержащаяся в обращениях ФИО2 в органы местного самоуправления с просьбой довести до сведения депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления информацию о выдвижении ФИО2 в кандидаты на должность Главы Чувашской Республики путем направления письма на электронный адрес либо по номеру телефона, не соответствует способу оформления подписей в поддержку кандидата, предусмотренному частью 4 статьи 29 Закона Чувашской Республики от 5 июня 2012 года № 38 «О выборах Главы Чувашской Республики», поскольку нотариальное удостоверение подписи обусловлено личным участием депутата и связано с соответствующими материальными затратами.
Руководствуясь ст. ст.244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Отказать кандидату на замещение должности Главы Чувашской Республики ФИО2 в удовлетворении требования о признании незаконным Постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 28 июля 2020 года № 132/602, возложении обязанности зарегистрировать кандидатом на должность Главы Чувашской Республики.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (603022, Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 17 «А», пом. П1) в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.
Председательствующий И.Н.Орлова
Мотивированное решение изготовлено 13 августа 2020 года