ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-214/2015 от 04.12.2015 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело № 3а-214/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Бакланов Е.А.

при секретаре Коробовой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю о ликвидации Алтайского краевого общественного фонда поддержки рыбных запасов и водных биоресурсов «Рыбоохрана»,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Алтайского краевого общественного фонда поддержки рыбных запасов и водных биоресурсов «Рыбоохрана» (далее – общественная организация) с исключением данных из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование требований указано на неоднократные, грубые нарушения общественной организацией федерального законодательства, а именно, абзацев 4 и 8 ч.1 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях», выразившиеся в непредставлении информации за 2014 года о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц; а также непредставлении информации за 2014 год об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, указанных в п.6 ст.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании. За неисполнение предупреждения общественная организация привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, в нарушение п.2 ст.51, п.3 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации, общественное объединение не находится по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, и не представило документы для принятия решения о государственной регистрации сведений о новом адресе. Управлением в адрес руководящего органа общественной организации и в адрес места жительства руководителя вынесены и направлены письменные предупреждения об обязанности устранения выявленных нарушений. Однако в установленный в предупреждениях срок нарушения не устранены, запрашиваемая информация не представлена.

В судебном заседании председатель правления Алтайского краевого общественного фонда поддержки рыбных запасов и водных биоресурсов «Рыбоохрана» Шумков П.Д. исковые требования не признал, пояснив, что общественная организация намерена осуществлять свою деятельность. Требования представления не исполнил в установленный срок, поскольку отсутствовал в г. Барнауле. До подготовки дела к судебном разбирательству требования предписания исполнены, в Управление представлен отчет о том, что денежные средства от лиц иностранных государств не получались. Кроме того, подано заявление об изменении сведений об организации в Едином государственном реестре юридических лиц.

В судебное заседание представители административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю и заинтересованного лица Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Алтайскому краю не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.

При таких обстоятельствах, на основании требований ст.150 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, судом определено рассмотреть административное дело при имеющейся явке.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела и оценив доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 30 и частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

В силу статьи 29 указанного Федерального закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда при систематическом осуществлении некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" основанием ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Как следует из материалов дела, 10 октября 2002 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю принято решение о государственной регистрации Алтайского краевого общественного фонда поддержки рыбных запасов и водных биоресурсов «Рыбоохрана», учетный ***.

Сведения об общественной организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГ за основным государственным регистрационным номером ***.

В соответствии с абз.4 ч.1 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Кроме того, общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (абз.8 ч.1 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях").

Исходя из положений п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

При этом общественное объединение, в силу требований ч.2 ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В нарушение вышеуказанных норм, Алтайским краевым общественным фондом поддержки рыбных запасов и водных биоресурсов «Рыбоохрана» не представлены в установленный срок информация за 2014 год о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Также общественной организацией в установленный срок не предоставлена информация за 2014 года об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме, установленной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 20110 года №72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Кроме того, Алтайский краевой общественный фонд поддержки рыбных запасов и водных биоресурсов «Рыбоохрана» не находится по адресу, указанному в Едином государственной реестре юридических лиц.

В связи с изложенным, на основании п.5 ч.2 ст. 38 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" Управлением 18 июня 2015 года в адрес общественной организации и председателя правления вынесено предупреждение, которым установлен срок до 30 июля 2015 года для устранения нарушений.

Поскольку нарушения, приведенные в предупреждении от 18 июня 2015 года не были устранены, 21 августа 2015 года Управлением в адрес в адрес общественной организации и председателя правления вынесено повторное предупреждение, которым предписано в срок до 28 сентября 2015 года выявленные нарушения устранить. Между тем требования, изложенные в предупреждении, вновь не были исполнены.

Предупреждения получены председателем правления Алтайского краевого общественного фонда поддержки рыбных запасов и водных биоресурсов «Рыбоохрана», в установленном законодательством Российской Федерации порядке не обжаловались.

За невыполнение в установленный срок законного предписания Управления от 18 июня 2015 года и от 21 августа 2015 года в отношении председателя правления общественной организации Шумкова П.Д. 19 августа 2015 года и 18 ноября 2015 года соответственно составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, за не предоставление до 15 апреля 2015 года в Управление документов, содержащих отчет за 2014 год о деятельности организации, сведения о персональном составе ее руководящих органов, о расходовании денежных средств и использовании иного имущества по форме и в установленные сроки, постановлением мирового судьи судебного участка №5 Железнодорожного района г. Барнаула от 06 июля 2015 года Алтайский краевой общественный фонд поддержки рыбных запасов и водных биоресурсов «Рыбоохрана» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание.

Таким образом, в деятельности вышеуказанной общественной организации имели место нарушения действующего законодательства.

Вместе с тем, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П по делу о проверке конституционности положений статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, что восстановление законности возможно только путем его ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Между тем характер допущенных Алтайским краевым общественным фондом поддержки рыбных запасов и водных биоресурсов «Рыбоохрана» нарушений и их последствия не могут являться достаточным основанием для ликвидации этой общественной организации, поскольку данные нарушения носят устранимый характер, не свидетельствуют о существенном нарушении организацией прав и законных интересов других лиц.

В ходе рассмотрения дела факт ведения организацией уставной деятельности не оспаривался.

Суд также принимает во внимание, что 18 ноября 2015 года в Управление представлена информация о продолжении деятельности общественным объединением, в котором содержатся сведения о продолжении деятельности Алтайским краевым общественным фондом поддержки рыбных запасов и водных биоресурсов «Рыбоохрана», данные о руководителе, его месте жительства и месте нахождения постоянно действующего руководящего органа, а также сообщение о непоступлении денежных средств и иного имущества от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Кроме того, 18 ноября 2015 года председателем правления общественной организации в Управление представлены документы для государственной регистрации изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Следовательно, у Алтайского краевого общественного фонда поддержки рыбных запасов и водных биоресурсов «Рыбоохрана» имеется намерение вести уставную деятельность в установленном законом порядке и устранить перечисленные нарушения.

Суд также отмечает, что в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц; о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; а также информации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании, само по себе не является основанием для ликвидации общественного объединения, а порождает право регистрирующего органа на обращение в суд с заявлением о признании соответствующего общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного иска Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю о ликвидации Алтайского краевого общественного фонда поддержки рыбных запасов и водных биоресурсов «Рыбоохрана».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Бакланов

Мотивированное решение составлено 08 декабря 2015 года.